ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-310/2018 от 18.04.2018 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело № 3а-310/2018

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Нижний Новгород 18 апреля 2018 года

Нижегородский областной суд в составе:

председательствующего судьи Сорокина М.С.,

при секретаре судебного заседания Обалине В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером - квартиры общей площадью 48,3 кв.м., расположенную по адресу: 606160, <адрес>, ввиду недостоверности сведений, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В обоснование заявленных требований ФИО1 указала на то, что является участником общей долевой собственности на вышеназванный объект недвижимости, кадастровая стоимость которого, определенная на основании постановления Правительства Нижегородской области от 7 июня 2012 № 331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области» (далее также - постановление Правительства Нижегородской области от 7 июня 2012 № 331), составляет 38 400 469,92 рублей.

Ссылаясь на положения Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ФИО1 исходит из того, что утвержденная кадастровая стоимость данного объекта недвижимости является неправильной и основана на недостоверных сведениях о его площади (1 896,8 кв.м.), что влечет необоснованное увеличение налогового бремени по налогу на имущество физических лиц.

Правительство Нижегородской области представило отзыв, в котором указывает на то, что результаты кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», что Правительство Нижегородской области является ненадлежащим административным ответчиком по настоящему делу.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» представило в суд отзыв, в котором указало на то, что учреждение определяет кадастровую стоимость лишь вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области представило в суд отзыв, в котором указало на то, что объект недвижимости с кадастровым номером был включен в Приложение № 1 к постановлению Правительства Нижегородской области от 7 июня 2012 № 331, его кадастровая стоимость была определена в размере 38 400 469,92 рублей исходя из площади 1 896,8 кв.м. 13 ноября 2017 года органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости внесены изменения относительно площади данного объекта недвижимости - общая площадь с 1 896,8 кв.м. изменена на 45,3 кв.м. Однако с целью внесения в кадастр недвижимости сведений об иной кадастровой стоимости объекта недвижимости требуется внесение соответствующих изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости - Приложение № 1 к постановлению Правительства Нижегородской области от 7 июня 2012 № 331.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

Обсудив доводы административного искового заявления и отзывов на него, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса РФ, а также иными способами, предусмотренными в законе.

Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.

В силу требований статьи 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона
от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), являющийся составной частью Единого государственного реестра недвижимости, вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации определен порядок исчисления налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, в соответствии с частью 1 которой налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

Как установлено статьей 1 Закона Нижегородской области от 5 ноября 2014 года № 140-З «О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

В соответствии со статьей 24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Пунктом 1 части 1 статьи 28 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определено, что техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) - это допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

В силу положений статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Как разъяснено в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки. Исходя из содержания статьи 28 Закона о кадастре кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является участником общей долевой собственности (доля в праве - 1/2 ) на объект недвижимости - помещение с кадастровым номером наименование: жилое помещение, назначение: жилое помещение, площадью 45,3 кв.м., расположенное по адресу: ФИО2<адрес>. Иным участником общей долевой собственности является ФИО1 А,Н. (доля в праве - 1/2 ).

Следовательно, ФИО1, права и обязанности которой как собственника и плательщика налога на имущество физических лиц, затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, на основании которой определяется налоговая база по налогу на спорный объект недвижимости, является в силу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» надлежащим административным истцом, имеющим право оспаривать результаты определения его кадастровой стоимости.

По делу установлено, что спорный объект недвижимости был включен в Перечень объектов недвижимости (за исключением земельных участков), подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 5 июня 2011 года, который утвержден постановлением Правительства Нижегородской области от 7 июня 2012 года № 331 (Приложение № 1). Его кадастровая стоимость определена в размере 38 400 469,92 рублей.

При этом по состоянию на 5 июня 2011 года, а равно на момент принятия постановления Правительства Нижегородской области от 7 июня 2012 года № 331 общая площадь спорного объекта недвижимости, на основании которой была определена его кадастровая стоимость, в соответствии сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, составляла 1 896,8 кв.м.

При этом кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, не изменена.

Оспаривая утвержденные постановлением Правительства Нижегородской области от 7 июня 2012 года № 331 результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ФИО1 указывает на то, что при определении его кадастровой стоимости были использованы недостоверные сведения об объекте недвижимости, а именно о его площади (1 896,8 кв.м.).

В силу требований статьи 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

Каких-либо возражений относительно данных доводов ФИО1, а равно доказательств достоверности сведений о спорном объекте недвижимости при определении на основании постановления Правительства Нижегородской области от 7 июня 2012 года № 331 его кадастровой стоимости, а именно о том, что его площадь в действительности была 1 896,8 кв.м., лицами, участвующими в деле, не представлено.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд находит доводы административного искового заявления ФИО1 обоснованными в силу следующего.

В соответствии со статьей 24.13 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. При формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.

Согласно требований пункта 5 Методических рекомендаций по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости жилого фонда для целей налогообложения, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 3 ноября 2006 года № 358, при формировании перечня объектов оценки на основании сведений государственного земельного кадастра и единого государственного реестра объектов капитального строительства территориальным органом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в субъекте Российской Федерации (далее - Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации) указываются учетные количественные и качественные характеристики объектов оценки (далее - учетные характеристики). Перечень объектов оценки формируется в разрезе видов объектов оценки, определенных в пункте 2 Методических рекомендаций (в том числе в отношении квартир). При формировании перечня объектов оценки обеспечивается:

- полнота сведений по географическому признаку (в перечне представляются данные обо всех объектах оценки, расположенных на оцениваемой территории);

- полнота сведений об учетных характеристиках объектов оценки;

- непротиворечивость данных.

По делу достоверно установлено, что площадь спорного объекта недвижимости как по состоянию на 5 июня 2011 года, так и в настоящее время была и остается неизменной, а именно 45,3 кв.м.

Сведения о площади спорного объекта недвижимости в размере 1 896,8 кв.м., использованные при его государственной кадастровой оценке и при определении его кадастровой стоимости в размере 38 400 469,92 рублей, являлись недостоверными. В настоящее время они исправлены на верные сведения - 45,3 кв.м.

Вместе с тем, в сведениях о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, до настоящего времени содержится техническая ошибка, возникшая в результате неправильного указания его площади, которая подлежит исправлению путем установления с даты проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 7 июня 2012 года № 331, кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости исходя из площади 45,3 кв.м.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление ФИО1 подлежит удовлетворению.

В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Учитывая изложенное, в резолютивную часть решения подлежит включению дата подачи административным истцом заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, которая соответствует дате его обращения в Нижегородский областной суд с настоящим административным исковым заявлением, то есть 27 марта 2018 года.

Вместе с тем, поскольку в данном случае судом исправлена техническая ошибка в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером сведения о его кадастровой стоимости исходя из площади 45,3 кв.м. подлежат использованию для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (для целей определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц), с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку, и как следствие, порождают правовые последствия для целей налогообложения в соответствии со статьями 402 - 403 Налогового кодекса Российской Федерации, Законом Нижегородской области от 5 ноября 2014 года № 140-З «О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» применительно к правоотношениям, возникшим с 1 января 2015 года

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Нижегородский областной суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление ФИО1 об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости - удовлетворить.

Устранить в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, техническую ошибку, возникшую в результате неправильного указания площади объекта недвижимости - помещения с кадастровым номером , наименование: жилое помещение, назначение: жилое помещение, площадью 45,3 кв.м., расположенного по адресу: ФИО2<адрес>, путем установления с даты проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 7 июня 2012 года № 331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области», кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости исходя из площади 45,3 кв.м.

Датой подачи заявления ФИО1 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости считать 27 марта 2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья областного суда М.С. Сорокин

Решение в окончательной форме принято 20 апреля 2018 года