ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-310/2021 от 01.04.2022 Рязанского областного суда (Рязанская область)

КОПИЯ

№ 3а-44/2022 г.Рязань

РЕШЕНИЕ

именем

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

председательствующего судьи – Воейкова А.А.,

при секретаре – Ворониной А.О.,

с участием:

помощника прокурора Рязанской области Стромаковой Е.А.,

представителей административного истца: Акционерного общества «Транснефть-Верхняя Волга» - ФИО1, ФИО2,

представителей административного ответчика: Правительства Рязанской области – ФИО3, ФИО4,

представителя административного ответчика: Совета депутатов муниципального образования – Вышгородское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области – ФИО5,

представителя заинтересованного лица: Главного Управления архитектуры и градостроительства Рязанской области – ФИО6,

заинтересованного лица – ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Транснефть-Верхняя Волга» к Правительству Рязанской области, об оспаривании распоряжения Правительства Рязанской области от 28.12.2012 № 660-р, к Совету депутатов муниципального образования – Вышгородское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области об оспаривании в части Генерального плана Вышгородского сельского поселения Рязанского муниципального района Рязанской области, утвержденного решением Совета депутатов Вышгородского сельского поселения от 10.02.2014 № 16 и Правил землепользования и застройки Вышгородского сельского поселения Рязанского муниципального района Рязанской области, утвержденных решением Совета депутатов Вышгородского сельского поселения от 15.05.2014 № 22,

у с т а н о в и л:

Акционерное обществе «Транснефть-Верхняя Волга» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Правительству Рязанской области об оспаривании распоряжения Правительства Рязанской области от 28.12.2012 № 660-р, к Совету депутатов муниципального образования – Вышгородское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области об оспаривании в части Генерального плана Вышгородского сельского поселения Рязанского муниципального района Рязанской области, утвержденного решением Совета депутатов Вышгородского сельского поселения от 10.02.2014 № 16 и Правил землепользования и застройки Вышгородского сельского поселения Рязанского муниципального района Рязанской области, утвержденных решением Совета депутатов Вышгородского сельского поселения от 15.05.2014 № 22.

В обоснование своих требований указало, что общество является собственником магистрального нефтепродуктопровода «Новки-Рязань», Ду500мм (далее МНПП), относящегося к опасным производственным объектам I класса опасности, он находился на межселенной территории (в оспариваемой части). Для него предусмотрены зоны с особыми условиями использования территорий – охранная зона (25 метров от оси трубопровода с каждой стороны) и зона минимальных расстояний до магистральных нефтепродуктопроводов (100 метров от оси трубопровода с каждой стороны).

В силу требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», законодательства о противопожарной безопасности, СНиП 2.07.01-89, СНиП 2.05.06-85 и других нормативных актов, названные нефтепродуктопроводы, их охранная зона и зона минимальных расстояний до них должны находиться на землях сельскохозяйственного назначения, которые не могут быть переведены в земли населенных пунктов.

Однако, распоряжением Правительства Рязанской области от 28.12.2012 № 660-р в границы населенного пункта – Вышгородское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области включены земельные участки с кадастровыми номерами и изменен вид разрешенного использования – с сельскохозяйственного производства на жилищное строительство.

В 2014 году утверждены Генеральный план и Правила землепользования и застройки Вышгородского сельского поселения Рязанского муниципального района Рязанской области, согласно которым указанные земельные участки расположены в границах населенного пункта и отнесены к зоне Ж-1 (жилищное строительство).

В дальнейшем земельные участки с кадастровыми номерами были разделены с образованием новых земельных участков с кадастровыми номерами:

которые имеют вид разрешенного использования – «жилищное строительство». Собственником земельных участков является ФИО7

В результате изменения границ населенного пункта, МНПП проходит по территории Вышгородского сельского поселения, а охранная зона и зона минимальных расстояний до магистральных нефтепродуктопроводов проходят по этим земельным участкам, что противоречит названым положениям нормативных актов.

Также административный истец указывает, что в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки Вышгородского сельского поселения в нарушение требований Градостроительного кодекса РФ не отображаются границы зон с особыми условиями территорий: охранная зона нефтепродуктопроводов и зона минимальных расстояний до магистральных нефтепродуктопроводов.

Административный истец (после уточнения заявленных требований) просит признать недействующими с момента принятия: распоряжение Правительства Рязанской области от 28.12.2012 № 660-р, Генеральный план Вышгородского сельского поселения Рязанского муниципального района Рязанской области, утвержденный решением Совета депутатов Вышгородского сельского поселения от 10.02.2014 № 16 и Правила землепользования и застройки Вышгородского сельского поселения Рязанского муниципального района Рязанской области, утвержденный решением Совета депутатов Вышгородского сельского поселения от 15.05.2014 № 22 в части включения земельных участков с кадастровыми номерами:

в границы Вышгородского сельского поселения с видом разрешенного использование «жилищное строительство».

Представители административного истца в судебном заседании поддержали заявленные требования.

Представители административного ответчика – Правительства Рязанской области заявленные требования не признали, пояснили, что процедура принятия и опубликования распоряжения, как нормативного правового акта, соблюдена. Полагают, что ограничения по размещению МНПП в границах населенных пунктов связанны со строительством новых магистральных нефтепродуктопроводов и не запрещают расширение границ населенных пунктов в направление эксплуатируемых МНПП. Также указали, что оспариваемое распоряжение, не нарушает прав и законных интересов административного истца.

Представитель административного ответчика Совета депутатов муниципального образования – Вышгородское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области заявленные требования также не признал, указал на соблюдение процедуры принятия и опубликования Генерального плана и Правил землепользования и застройки Вышгородского сельского поселения (далее ПЗЗ).

Представитель заинтересованного лица Главного Управления архитектуры и градостроительства Рязанской области указала на отсутствие запрета расширения границы населенного пункта в направлении МНПП, но полагала возможным удовлетворить заявленные требования в части зонирования с использованием «жилищное строительство».

Заинтересованное лицо ФИО7 возражает против удовлетворения административного искового заявления, полагает, что в действующем законодательстве нет положений, запрещающих нахождение магистральных нефтепродуктопроводов и связанных с ним зон в границах населенного пункта.

Одновременно, представители ответчиков, заинтересованных лиц, ФИО7 в судебном заседании признали, что Генеральный план и Правила землепользования и застройки Вышгородского сельского поселения не в полной мере отражают зоны с особыми условиями использования территорий в границах указанных земельных участков.

Представитель заинтересованного лица – администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, в письменных объяснениях возражает против удовлетворения административного искового заявления.

Представитель заинтересованного лица – Сельскохозяйственного производственного кооператива «Вышгородский» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав представителей сторон, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению в части, считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.

Распоряжением Правительства Рязанской области от 28.12.2012 № 660-р в границы населенного пункта с.Вышгород Рязанского района включены земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами и изменен вид разрешенного использования – с сельскохозяйственного производства на жилищное строительство.

Распоряжение Правительства Рязанской области от 28.12.2012 № 660-р опубликовано в порядке, установленном для нормативного правового акта, относящегося к системе нормативных правовых актов Рязанской области - областной газете "Рязанские ведомости» № 251 от 30.12.2012.

Согласно статье 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в редакции действовавшей на 28 декабря 2012 года) до утверждения генеральных планов поселений, но не позднее 31 декабря 2012 г., включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном данной статьей.

Сельскохозяйственный производственный кооператив «Вышгородский» направил в администрацию муниципального образования – Вышгородское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области мотивированное заявление о включении земельных участков с кадастровыми номерами в границы Вышгородского сельского поселения и об изменении вида разрешенного использования земельных участков на «жилищное строительство».

Администрация Вышгородского сельского поселения 20.09.2012 направила в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения данных земельных участков в границы населенного пункта, а также о возможности изменения вида разрешенного использования земельных участков.

Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимает решение о включении земельных участков в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.

Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта в случае, если федеральными законами установлены ограничения изменения целевого назначения и (или) разрешенного использования земельного участка или запреты на изменение целевого назначения и (или) вида разрешенного использования земельного участка; документами территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, утвержденными в установленном порядке, предусмотрено использование земельного участка, не соответствующее указанному в заявлении; в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступил в письменной форме мотивированный отказ в согласовании заявления о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об изменении вида разрешенного использования земельного участка от органа, предусмотренного частью 14 этой статьи (часть 19 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ).

Также исполнительный орган субъекта Российской Федерации может отказать в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта в случае поступления от органа местного самоуправления городского округа или поселения заключения о невозможности или нецелесообразности включения земельного участка в границу населенного пункта, а также в том случае, если заключение о результатах публичных слушаний содержит положение о несогласии лиц, участвовавших в проведении таких публичных слушаний, с решением о включении земельного участка в границу населенного пункта (часть 20 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ).

К заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива «Вышгородский» были приложены документы, в том числе выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.05.2012, кадастровые паспорта земельных участков, которые не содержат сведения об обременении спорных земельных участков зонами с особыми условиями использования территорий МНПП.

При рассмотрении заявления сельскохозяйственного производственного кооператива «Вышгородский» и заключения администрации Вышгородского сельского поселения на заседании Межведомственной комиссии Рязанской области 18.10.2012 оснований для отказа в принятии решения о включении земельных участков в границы населенного пункта и изменении вида разрешенного использования не установлено, в связи с чем Правительству Рязанской области рекомендовано принять оспариваемое постановление.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Суд считает, что оспариваемое распоряжение принято государственным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением порядка его принятия и опубликования, он не противоречит положениям федерального законодательства, поэтому оснований для признания его недействующим не имеется, соответственно, в удовлетворении административного иска в данной части следует отказать.

Решением Совета депутатов Вышгородского сельского поселения Рязанского муниципального района Рязанской области от 10 февраля 2014 года № 16 утвержден Генеральный план Вышгородского сельского поселения.

Решением Совета депутатов Вышгородского сельского поселения Рязанского муниципального района Рязанской области от 15 мая 2014 года № 22 утверждены Правила землепользования и застройки Вышгородского сельского поселения.

Порядок подготовки, принятия и утверждения Генерального плана, Правил землепользования и застройки поселения, а также особенности согласования их проектов регулируются положениями статей 24-25, 28, 31-32 Градостроительного кодекса РФ.

При подготовке Генерального плана, Правил землепользования и застройки поселения в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5,1 и 25 и с частями 13, 14 Градостроительного кодекса, с составлением протокола общественных обсуждений или публичных слушаний.

Решения об утверждении Генерального плана, а также Правил землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что постановлением главы администрации муниципального образования – Вышгородское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области от 1 октября 2013 года № 61 назначены публичные слушания по проекту Генерального плана Вышгородского сельского поселения. Постановление опубликовано в «Информационном вестнике» № 10 от 7 октября 2013 года. Согласно протоколам, публичные слушания прошли в населенных пунктах Вышгордского сельского поселения: 11 ноября 2013 в с.Вышгород, 12 ноября 2013 года в с.Дудкино, 13 ноября 2013 года в с.Гавердово и с.Пальное. На заседании Совета депутатов муниципального образования – Вышгородское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области 10 февраля 2014 года утвержден Генеральный план Вышгородского сельского поселения. Он опубликован в «Информационном вестнике» № 2 от 28.02.2014.

26 февраля 2014 года глава администрации муниципального образования – Вышгородское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области назначил публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки Вышгородского сельского поселения. Постановление опубликовано в «Информационном вестнике» № 2 от 28 февраля 2014 года. Согласно протоколам, публичные слушания прошли с участием жителей населенных пунктах Вышгордского сельского поселения: 31 марта 2014 года - с.Вышгород, с.Дудкино, 1 апреля 2014 года - с.Гавердово и с.Пальное. На заседании Совета депутатов муниципального образования – Вышгородское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области 15 мая 2014 года утверждены Правила землепользования и застройки Вышгородского сельского поселения. Они опубликованы в «Информационном вестнике» № от 30.05.2014

Из изложенного следует, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в установленной форме, с соблюдением процедуры их принятия и опубликования.

Судом установлено, что акционерное общество «Транснефть-Верхняя Волга» является собственником магистрального нефтепродуктопровода «Новки-Рязань», Ду500мм, относящегося к опасным производственным объектам I класса опасности.

В результате изменения границ населенного пункта, МНПП стал проходить по территории Вышгородского сельского поселения, а названные земельные участки располагаются в охранной зоне и зоне минимальных расстояний до магистральных нефтепродуктопроводов.

Согласно выпискам из ЕГРН названные земельные участки принадлежат на праве собственности ФИО7, имеют категорию земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – жилищное строительство. В пределах данных земельных участков объекты капитального строительства не расположены.

Суд считает, что как действовавшее законодательство на момент принятия оспариваемых актов, так и в настоящее время, в том числе нормативные акты на которые ссылается административный истец в своем иске, не запрещало и не запрещает расширение границ населенных пунктов, в результате чего нефтепродуктопроводы с охранными зонами и зонами минимальных расстояний могут войти в их границы.

Кроме того, ст. 78 Земельного Кодекса Российской Федерации, предусматривающая использование земель сельскохозяйственного назначения, не содержит прямого запрета на перевод земель сельскохозяйственного значения в иную категорию, в том числе и в земли населенных пунктов.

В охранных зонах трубопроводов запрещается производить всякого рода действия, могущие нарушить нормальную эксплуатацию трубопроводов (возводить постройки и сооружения, складировать материалы, сооружать проезды и т.д.)

Таким образом, законодатель установил ограничения хозяйственного использования земель, находящихся в охранной зоне магистральных трубопроводов, без изъятия их у землепользователей (аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда РФ от 20.03.2013 № 11-АПГ13-2, от 10.06.2015 № 88-АПГ15-2).

Ссылка административного истца на положения Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» законодательство о противопожарной безопасности и п.п.1.5, 7.15 СНиП 2.05.06-85, не влечет удовлетворения административного иска, поскольку эти нормы говорят о недопустимости прокладки новых магистральных трубопроводов по территориям населенных пунктов. Однако, расширение границ населенных пунктов до МНПП влечет иное правовое регулирование, названные административным истцом запретительные нормы к таким правоотношениям не относятся.

Доводы административного истца о том, что в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки не отображены зоны с особыми условиями использования территорий в границах названных земельных участков – являются обоснованными.

В силу пункта 4 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ зонами с особыми условиями использования территорий признаются - охранные зоны, зоны минимальных расстояний до магистральных нефтепродуктопроводов.

Пунктами 6 и 25 статьи 105 Земельного кодекса РФ предусмотрена обязанность установления охранной зоны нефтепродуктопроводов и зон минимальных расстояний до магистральных нефтепродуктопроводов.

Согласно статье 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт, в том числе характеристики зон с особыми условиями использования территорий (пункт 4 части 6 статьи 23), а также материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображающие зоны с особыми условиями использования территорий (пункт 7 части 8 статьи 23).

На карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки в обязательном порядке отображаются, в том числе границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, границы зон с особыми условиями использования территорий. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекс РФ).

В силу названных требований закона зоны с особыми условиями использования территорий - охранные зоны нефтепродуктопроводов, зоны минимальных расстояний до магистральных нефтепродуктопроводов должны быть отображены в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки.

Согласно пункту 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Министерством топлива и энергетики России от 29 апреля 1992 г. и постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 г. № 9 для исключения возможности повреждения трубопроводов устанавливаются охранные зоны: вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны.

Границы минимальных расстояний до магистральных нефтепродуктопроводов подлежат определению в соответствии с названными Правилами, а также СНиП 2.05.06-85.

В силу пункта 7.15 СНиП 2.05.06-85 расстояния от оси подземных и надземных (в насыпи) трубопроводов до зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4.

Принадлежащий административному истцу магистральный нефтепродуктопровод имеет диаметр трубы 500 мм.

Исходя из данных таблицы 4, минимальные расстояния от оси нефтепродуктопроводов диаметром свыше 300 до 500 мм составляют 100 метров.

Из названных нормативных актов следует, что охранная зона нефтепродуктопровода составляет 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны, а зона минимальных расстояний до магистральных нефтепродуктопроводов составляет 100 метров от оси трубопровода с каждой стороны.

Охранная зона названного нефтепродуктопровода административного истца внесена в ЕГРН, она отражены на публичной кадастровой карте (т.2 л.д.70).

В Генеральном плане и ПЗЗ также имеет место отражение границ этой охранной зоны (соответствующих картах). Вместе с тем, исходя их фактических обстоятельств дела, а также при сопоставлении этих границ с границами, внесенными в ЕГРН, следует сделать вывод, что они в Генеральном плане и ПЗЗ отражены неправильно и недостаточно информативно (т.1, л.д.178-187), что порождает правовую неопределенность.

В Генеральном плане и ПЗЗ границы зон минимальных расстояний до магистральных нефтепродуктопроводов вообще не отображены.

Данные обстоятельства не оспаривались сторонами и заинтересованными лицами.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативного правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Суд считает, что Генеральный план и ПЗЗ в той мере, в какой в них, не отображены зоны с особыми условиями использования территорий в границах названных земельных участков, не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в этой части требования административного истца являются обоснованными, следует признать эти нормы недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.215 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск Акционерного общества «Транснефть-Верхняя Волга» к Правительству Рязанской об оспаривании распоряжения Правительства Рязанской области от 28.12.2012 № 660-р, к Совету депутатов муниципального образования – Вышгородское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области об оспаривании в части Генерального плана Вышгородского сельского поселения Рязанского муниципального района Рязанской области, утвержденного решением Совета депутатов Вышгородского сельского поселения от 10.02.2014 № 16 и Правил землепользования и застройки Вышгородского сельского поселения Рязанского муниципального района Рязанской области, утвержденных решением Совета депутатов Вышгородского сельского поселения от 15.05.2014 № 22, удовлетворить в части.

Признать недействующим Генеральный план Вышгородского сельского поселения Рязанского муниципального района Рязанской области, утвержденного решением Совета депутатов Вышгородского сельского поселения от 10.02.2014 № 16, в той мере, в какой в нем, приложении к нему, не отображены зоны с особыми условиями использования территорий в границах земельных участков с кадастровыми номерами:

, с момента вступления решения суда в законную силу.

Признать недействующими Правила землепользования и застройки Вышгородского сельского поселения Рязанского муниципального района Рязанской области, утвержденных решением Совета депутатов Вышгородского сельского поселения от 15.05.2014 № 22, в той мере, в какой в них, не отображены зоны с особыми условиями использования территорий в границах земельных участков с кадастровыми номерами:

, с момента вступления решения суда в законную силу.

В остальной части требований – отказать.

Опубликовать сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Рязанский областной суд.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья-подпись А.А. Воейков

Копия верна

Судья А.А. Воейков