ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-314/19 от 16.04.2019 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Дело ***а-314/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГ город Барнаул

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Гончаровой Ю.В.,

при секретаре Сигаревой Е.Е.,

с участием представителя административного истца <данные изъяты>

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю о ликвидации <данные изъяты>

у с т а н о в и л:

<данные изъяты> зарегистрирована Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю ДД.ММ.ГГ, сведения в единый государственный реестр юридических лиц внесены ДД.ММ.ГГ с присвоением основного государственного регистрационного номера <данные изъяты>

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - Минюст по Алтайскому краю) обратилось в суд с административным иском о ликвидации <данные изъяты> на основании п.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ*** «О свободе совести и о религиозных объединениях», Устава местной религиозной организации, ссылаясь на то, местная религиозная организация с ДД.ММ.ГГ не ведет деятельность в соответствии с поставленными целями, у нее отсутствуют участники, не проводятся богослужения, религиозные обряды и церемонии, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Представитель Минюста по Алтайскому краю <данные изъяты> в судебном заседании просила об удовлетворении заявленных требований. Пояснила, что проверка деятельности местной религиозной организации Минюстом по Алтайскому краю проводилась в ДД.ММ.ГГ, все выявленные нарушения руководителем местной религиозной организации были устранены. Более проверок не проводилось. Информация о неосуществлении деятельности местной религиозной организацией с ДД.ММ.ГГ Минюсту по Алтайскому краю стала известна от Главного имама Алтайского края. Истребовать необходимые сведения от местной религиозной организации не представилось возможным, поскольку ее руководитель покинул Россию более трех лет назад.

Почтовая корреспонденция, направленная судом по юридическому адресу административного ответчика местной религиозной организации не вручена почтовой службой, конверт возращен с указанием причины «истек срок хранения»,

Также суд извещал учредителей местной религиозной организации, в том числе и ее руководителя <данные изъяты>., которые также не получили судебную корреспонденцию по месту жительства, конверты возвращены в суд с отметкой «Истек срок хранения».

Заинтересованное лицо <данные изъяты> извещено о дате и месте судебного разбирательства надлежаще, своего представителя в суд не направило.

Кроме того, сведения о месте и времени рассмотрения дела размещены административным истцом на официальном сайте Управления.

При таких обстоятельствах, с учетом положений ст.165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» суд находит надлежащим извещение административного ответчика, в связи с чем считает возможным рассмотреть настоящее дело при данной явке.

Выслушав пояснения представителя административного истца, допросив в качестве свидетеля <данные изъяты>., изучив письменные материалы административного дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в виду следующего.

Соблюдение Конституции Российской Федерации и законов является конституционной обязанностью не только органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, но и граждан и их объединений (ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации).

В развитие названных конституционных положений Федеральный закон от ДД.ММ.ГГ*** «О свободе совести и о религиозных объединениях», регулирующий правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, и определяющий в связи с этим особенности гражданско-правового положения религиозных объединений, а именно, создания, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, управления религиозными организациями, обязывает религиозное объединение соблюдать законодательство Российской Федерации, общепринятые принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами религиозного объединения.

Согласно п.3 ст.2, абз.1 и 2 п.1, п.4 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ*** «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации могут создаваться, в том числе в форме религиозных организаций, которыми признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Особенности правового положения, создания, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, управления религиозными организациями определяются федеральным законом о религиозных объединениях.

Религиозная организация, как это следует из положений п.3 ст.2, абз. 1 и 2 п.1 и п.4 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ*** «О некоммерческих организациях» является одной из форм некоммерческой организации, особенности правового положения, создания, реорганизации и ликвидации которых определяются федеральным законом о религиозных объединениях, то есть Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».

В силу ч.1 ст.6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

В соответствии со ст.ст.8, 9, 10, 11, 12 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозная организация должна действовать на основании устава, утверждаемого ее учредителями и отвечающего требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.

При рассмотрении дела установлено, что согласно протоколу *** от ДД.ММ.ГГ общим собранием учредителей местной религиозной организации было решено создать Местную мусульманскую религиозную организацию – Приход соборной мечети <адрес> религиозной организации Духовное направление мусульман Алтайского края, принят Устав данной местной религиозной организации, избраны ее Председателем <данные изъяты> члены Приходского совета – <данные изъяты>., Ревизионная комиссия – <данные изъяты> (л.д.10).

ДД.ММ.ГГ на заседании <данные изъяты> принято решение о принятии в участники в <данные изъяты>, утверждении Устава этой организации (л.д.12,13).

Согласно Уставу местной религиозной организации (л.д.14-19) <данные изъяты> – объединение граждан Российской Федерации, состоящая не менее чем из 10 участников, достигших восемнадцати лет, постоянно и на законных основаниях проживающих в одной местности, образованных в целях совместного вероисповедания, добровольно объединившихся в составе мусульманской общины и в установленном законе порядке зарегистрированное в качестве юридического лица (п.1.2 Устава).

Целью и предметом деятельности Прихода является совместное исповедание и распространение Ислама, реализация гражданами права на свободу вероисповедания (п.2.1 Устава).

Основными задачами Прихода являются: повышение духовного потенциала и укрепление нравственных устоев мусульманского сообщества; создание крепкой основы для повышения уровня воспитания и образования, комплексной подготовки гармонично развитых, высокообразованных и высоконравственных личностей; достижение межконфессионального и межнационального мира, взаимоуважения и согласия; руководство духовной и религиозно-образовательной жизнью мусульман, реализация их законных интересов и прав в области мусульманского вероисповедания; защита прав верующих, оказание теоретической, организационной, правовой, материальной и иной поддержки (п.2.2 Устава).

Основными формами деятельности Прихода являются: организационное руководство и оказание необходимого содействия верующим в беспрепятственном проведении богослужений, молитвенных и религиозных собраний, совершении религиозных обрядов и церемоний в молитвенных зданиях, квартирах и домах граждан, по приглашению, в других местах в соответствии с установленным в них порядком; создание и содержание свободно доступных мест богослужения (мечеть, молитвенный дом и др.); производство, приобретение, экспонирование, импортирование, распространение и реализация предметов и продуктов религиозного, ритуального назначения, религиозной литературы и иных информационных материалов религиозного содержания (выпуск печатных изданий, радио-телепередач, аудио-видеофильмов); совершение паломничества т.д.(п.2.3 Устава).

ДД.ММ.ГГ Минюстом по Алтайскому краю принято решение о государственной регистрации <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГ внесены сведения в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером ***

В последствии в Устав местной религиозной организации вносились изменения и дополнения, которые были зарегистрированы Минюстом по Алтайскому краю.

Высшим руководящим органом Прихода является приходское собрание, председателем которого является имам-хатыйб. Приходское собрание созывается по мере необходимости, но не реже двух раз в год (раздел 5 Устава).

Исполнительным органом Приходского собрания является Приходский совет, состоящий из Председателя Прихода - имам-хатыйба и членов Приходского совета. Заседания Приходского совета созываются имам-хатыйбом по мере необходимости, но не реже чем 4 раза в год (раздел 5 Устава).

Во главе Прихода стоит Председатель Прихода - имам-хатыйб, который назначается и освобождается от должности главным имамом <данные изъяты>. Председатель Прихода - имам-хатыйб назначается сроком на 5 лет. Он является высшим духовным лицом Прихода и несет ответственность за проведение пятничных, праздничных молитв и, при возможности, ежедневных пятикратных молитв в мечети (раздел 6 Устава).

Согласно п.п.11.1 и 11.2 Устава решение о реорганизации, ликвидации, прекращении деятельности Прихода принимается по решению Приходского собрания и считается принятым, если за него проголосовало квалифицированное большинство 2/3 голосов участников, присутствующих на собрании.

ДД.ММ.ГГ в Минюст по Алтайскому краю от руководителя <данные изъяты> – Главного имама <данные изъяты> поступила информация о том, что местная религиозная организация более трех лет (с 2016 года) не осуществляет деятельность по достижению уставных целей. Поскольку участников в религиозной организации не осталось, не представляется возможным исповедовать и распространять ислам, реализовывать право на свободу вероисповедания. Из-за отсутствия участников местная религиозная организация не созывает Приходские собрания, не проводит заседания Приходского совета, Контрольно-ревизионной комиссии. Руководитель местной религиозной организации <данные изъяты> более трех лет назад выехал за пределы Российской Федерации, отношения с <данные изъяты> не поддерживает (л.д.29).

Данные сведения также подтвердил допрошенный при рассмотрении дела в качестве свидетеля заместитель Председателя управления – <данные изъяты> который также сообщил, что никакие богослужения в <адрес> Алтайского края не проводятся, так как там отсутствует мечеть, все мусульмане из <адрес> приезжают на пятничные богослужения в <адрес>.

Статья 14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», регламентируя вопросы о ликвидации религиозных организаций, предусматривает в абзаце 2 п.1 предписание о ликвидации таковой по решению суда, в том числе в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» следует, что статья 61 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает общие основания для ликвидации юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, и относит к ним:

признание государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

осуществление юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

осуществление общественной организацией, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций, а также иные основания, предусмотренные федеральными законами.

Общие основания для ликвидации подлежат применению исходя из особенностей организационно-правовых форм некоммерческих организаций, установленных специальными законами (например, пункт 9 статьи 8, пункт 2 статьи 14 Закона о свободе совести, пункт 3 статьи 41, пункт 3 статьи 42 Закона о политических партиях) (п.24 Постановления Пленума).

Поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами (п.26 указанного Постановления Пленума).

Таким образом, поскольку судом установлено, что в нарушение п.1 ст.8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», п.2.1 Устава местная религиозная организация с 2016 года не ведет деятельность в соответствии с поставленными целями, отсутствуют ее участники, не имеет двух признаков, закрепленных действующим законодательством, для признания ее в качестве религиозной (не проводятся богослужения, религиозные обряды и церемонии, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей), а также в связи с нарушением требований Устава (не проводятся заседания Приходского собрания, Приходского совета, Контрольно-ревизионной комиссии, никто не назначен на должность второго духовного лица Прихода – муэдзина) и невозможностью самостоятельного принятия решения о ликвидации местной религиозной организации на основании п.11.1 Устава, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения настоящего административного искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю удовлетворить.

Ликвидировать <данные изъяты> (основной государственный регистрационный ***) с исключением данных из Единого государственного реестра юридических лиц.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца со дня принятия решения суда в мотивированном виде в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.

Судья Ю.В.Гончарова

Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГ.