ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-317/20 от 17.11.2020 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Дело №3а-317/2020

УИД 61OS0000-01-2020-000355-23

††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 ноября 2020 года г.Ростов-на-Дону

Ростовский областной суд

в составе судьи Абрамова Д.М.

при секретаре Гальковой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим решения Собрания депутатов Багаевского сельского поселения Багаевского района Ростовской области от 26 января 2012 года №229 «Об утверждении генерального плана Багаевского сельского поселения Багаевского района Ростовской области» (в редакции решения Собрания депутатов Багаевского района от 18 марта 2019 года №146) в части включения в границы населенного пункта Багаевского сельского поселения земель лесного фонда Багаевского участкового лесничества Семикаракорского лесничества Ростовской области,

с участием прокурора Шматовой Н.А.,

представителя административного истца Ли Ф.А.,

представителя административных ответчиков, заинтересованных лиц Грибенниковой Э.А.,

УСТАНОВИЛ:

Решением Собрания депутатов Багаевского сельского поселения Багаевского района Ростовской области от 26 января 2012 года №229 «Об утверждении генерального плана Багаевского сельского поселения Багаевского района Ростовской области» утвержден Генеральный план названного сельского поселения. Решение опубликовано в информационном бюллетене «Вести власти «Багаевское сельское поселение» от 1 февраля 2012 года №1.

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании данного нормативного правового акта. После уточнения требований в порядке, предусмотренном статьей 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Рослесхоз просил признать недействующим со дня принятия решение Собрания депутатов Багаевского сельского поселения Багаевского района Ростовской области от 26 января 2012 года №229 «Об утверждении генерального плана Багаевского сельского поселения Багаевского района Ростовской области» (действующее в редакции решения Собрания депутатов Багаевского района Ростовской области от 18 марта 2019 года №146 «Об утверждении вносимых изменений в Генеральный план Багаевского сельского поселения Багаевского района Ростовской области») в части включения земель лесного фонда Багаевского участкового лесничества Семикаракорского лесничества Ростовской области в границы населенного пункта Багаевского сельского поселения местоположением: хутор Федулов, квартал 22, часть выдела 1 площадью пересечения 31 квадратный метр (л.д.30 том 3).

В обоснование административного иска указано на несоблюдение установленного законодательством порядка согласования проекта генерального плана с Рослесхозом. Административный истец сослался на то, что оспариваемым нормативным правовым актом находящиеся в федеральной собственности лесные участки включены в границы х.Федулов с нарушением процедуры согласования проекта Генерального плана, предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Оспариваемым актом в нарушение положений Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. №178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. №736 изменены целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, что препятствует органам федеральной власти осуществлять мероприятия по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов.

Представитель административного истца Ли Ф.А., действующий на основании доверенности, в суд явился, уточненные требования просил удовлетворить.

Представитель Собрания депутатов Багаевского сельского поселения, Собрания депутатов Багаевского района, администрации Багаевского сельского поселения, администрации Багаевского района - Грибенникова Э.А., действующая на основании доверенностей, в судебное заседание явилась, представила письменные возражения на административный иск (в том числе с учетом уточнения), просила в его удовлетворении отказать.

Представители привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц - Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области, Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, представили письменные отзывы на административный иск. Суд посчитал возможным рассмотрение дела в их отсутствие в соответствии с правилами статьи 150 КАС РФ.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, суд пришел к следующим выводам.

Решением Собрания депутатов Багаевского сельского поселения Багаевского района Ростовской области от 26 января 2012 года №229 утвержден Генеральный план названного сельского поселения, включая картографические материалы. Решение надлежаще опубликовано (л.д.129 том 1).

Нормативный правовой акт принят в надлежащей форме – в форме решения на заседании Собрания депутатов, правомочным составом депутатов (л.д.107-116 том 1).

Принятию решения предшествовали публичные слушания 4-5 мая 2009 года, которые были назначены постановлением Главы поселения от 21 апреля 2009 года №262, по результатам слушаний принято заключение о результатах публичных слушаний от 1 июня 2009 года (л.д.84-106 том 1). Министерством территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области составлено сводное заключение №25 от 26 ноября 2010 года о согласовании проекта генерального плана Багаевского сельского поселения (л.д.167 том 2).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 8, пункту 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого акта) утверждение генерального плана поселения, который является документом территориального планирования муниципального образования, относится к вопросам местного значения поселения. Генеральный план поселения утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения. Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Согласно статье 1 Устава Багаевского сельского поселения в его состав входят следующие населенные пункты: станица Багаевская (административный центр), х.Белянин, х.Голые Бугры, х.Дачный, х.Краснодонский, п.Задонский, х.Федулов, их границы были утверждены.

Решением Собрания депутатов Багаевского района Ростовской области от 18 марта 2019 года №146 «Об утверждении вносимых изменений в Генеральный план Багаевского сельского поселения Багаевского района Ростовской области» изменен вышеназванный Генеральный план поселения в части границ населенных пунктов (л.д.215 том 2). Решение опубликовано в газете «Светлый путь» №11 от 22 марта 2019 года (л.д.217 том 2).

В соответствии с частью 1 статьи 7, пунктом 20 части 1 и частями 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на дату принятия указанного нормативного правового акта) утверждение генерального плана сельского поселения, который является документом территориального планирования муниципального образования, относится к вопросам местного значения соответствующего муниципального района, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и сельского поселения решение этого вопроса не закреплено за сельским поселением.

Областной закон Ростовской области от 28.12.2005 N 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» (часть 1.2 статьи 12) не относит принятие генерального плана сельского поселения к вопросам местного значения такого поселения.

Генеральный план сельского поселения утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления муниципального района.

Принятию решения предшествовали публичные слушания 31 января 2019 года, назначенные распоряжением Администрации Багаевского района от 13 декабря 2018 года №309, в результате которых принято положительное заключение о результатах публичных слушаний (л.д.221-229 том 2).

Заместителем Губернатора Ростовской области направлено Главе Администрации Багаевского района сводное заключение №132 от 6 декабря 2018 года о согласовании проекта внесения изменений в генеральный план Багаевского сельского поселения (л.д.216 том 2).

Решение от 18 марта 2019 года №146 принято представительным органом местного самоуправления – Собранием депутатов Багаевского района Ростовской области в надлежащей форме, в пределах установленной компетенции, что административным истцом не оспаривается.

Суд установил, что земельный участок с кадастровым номером 61:03:0000000:7 общей площадью 15600000 кв.м месторасположением: Ростовская область, Багаевский район относится к землям лесного фонда, находящимся в собственности Российской Федерации (л.д.25-47 том 1). К данному земельному участку относятся лесные кварталы Багаевского участкового лесничества Семикаракорского лесничества.

В ходе мероприятий, осуществленных филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект», установлено наложение границ двух насёленных пунктов Багаевского сельского поселения (ст.Багаевская и х.Федулов) и земель лесного фонда, относящихся к Багаевскому участковому лесничеству Семикаракорского лесничества Ростовской области, площадью 85 039 кв.м (л.д.20-24 том 2).

Приведенная площадь пересечения была обусловлена результатом графического совмещения материалов лесоустройства с границами населенных пунктов, установленными первоначальной редакцией генерального плана с учетом фактического размещения графической части генерального плана в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования в соответствии со статьей 57.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства административным истцом представлено выполненное филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» новое заключение по результатам совмещения картографических материалов лесоустройства с актуальным генеральным планом Багаевского сельского поселения с учетом представленного Администрацией Багаевского района координатного описания, в результате установлена площадь пересечения 31 кв.м земель лесного фонда (квартал 22, часть выдела 1) и границ х.Федулов (л.д.31-36 том 3).

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.

При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (пункт 1 статьи 8 ЗК РФ). Нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 ЗК РФ).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Статьей 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Пунктом 1 статьи 8 ЛК РФ также установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Кадастровый учет лесных участков до 1 января 2017 г. осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", согласно положениям части 6 статьи 47 которого участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения и особенности его согласования регламентированы статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми проект генерального плана до его утверждения подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда.

Из содержания Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 (далее - Положение о Рослесхозе), следует, что таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Рослесхоз, осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений (пункт 1).

Рослесхоз осуществляет в порядке и пределах, которые определены законодательством Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 данного Положения сфере деятельности (пункт 5.2 Положения о Рослесхозе).

Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" названный орган согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земель лесного фонда.

Учитывая изложенное, в силу действовавшего на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта законодательства, проект Генерального плана муниципального образования – Багаевское сельское поселение, которым установлены границы населенных пунктов сельского поселения, предусматривающий включение лесных участков земель лесного фонда в границы этих населенных пунктов, мог быть утвержден Собранием депутатов поселения только при соблюдении процедуры его согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства.

Базовый проект Генерального плана на согласование в уполномоченный федеральный орган не направлялся.

При внесении изменений в Генеральный план проект изменений на согласование также не направлялся, что подтверждено информацией Рослесхоза, объяснениями представителя административных ответчиков – Собраний депутатов.

Наличие пересечения земель лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации, с границами населенного пункта – х.Федулов площадью 31 кв.м подтверждено материалами лесоустройства и уточненным заключением ФГБУ «Рослесинфорг», выполненным по материалам актуальной редакции Генерального плана.

Тем самым допущено нарушение порядка согласования и принятия решения об утверждении генерального плана, предусмотренного статьями 24 и 25 ГрК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736, постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178, которым утверждено Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований (последнее действовало на время принятия базовой редакции Генерального плана).

Вопросы об установлении границ конкретных земельных участков лесного фонда, их точного совпадения с границами населенного пункта, уточнения их местоположения не являются обстоятельствами, подлежащими проверке и исследованию в рамках дела об оспаривании нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Доводы представителя административных ответчиков о том, что отсутствовала необходимость в согласовании изменений Генерального плана в связи с исключением из границ населенных пунктов (ст.Багаевская и х.Федулов) земель лесного фонда, не могут быть приняты во внимание, поскольку данное обстоятельство и подлежало достоверному установлению в ходе соблюдения процедуры такого согласования. Получение согласования проекта Генерального плана и изменений к нему с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации не подменяет необходимость выполнения требований норм Градостроительного кодекса РФ и подзаконных нормативных правовых актов.

Ссылка административных ответчиков на отсутствие факта пересечения рассматриваемых границ в соответствии с ответом ООО «Управляющая компания «ДонГИС» от 17 ноября 2020 года, полученного Администрацией Багаевского района в ходе судебного разбирательства, не является достаточным средством опровержения заключения филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект», являющегося уполномоченным субъектом на проведение соответствующих исследований и установившего конкретную площадь пересечения границ. В результате установления фактического отсутствия пересечения таких границ по обоим населенным пунктам (в рамках первоначально заявленных требований) Рослесхоз не оспаривает нормативные правовые акты с учетом внесенных изменений.

Проведение в настоящее время работ по уточнению границ населённых пунктов Багаевского сельского поселения не свидетельствует о соблюдении процедуры принятия оспариваемых решений.

Процедура согласования документов территориального планирования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти имеет целью устранение наложений границ земель различной принадлежности, в том числе в спорных случаях. При таком положении лишь соблюдение установленной федеральным законодательством процедуры согласования приведёт к исключению участков пересечений земель населённого пункта и земель лесного фонда, устранит препятствия в постановке земельных участков на кадастровый учёт и споры в области землепользования.

В соответствии с пунктом 40 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке.

Изложенное является основанием для признания рассматриваемых решений не действующими в оспариваемой части.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение Собрания депутатов Багаевского сельского поселения Багаевского района Ростовской области от 26 января 2012 года №229 (действующее в редакции решения Собрания депутатов Багаевского района Ростовской области от 18 марта 2019 года №146) признается судом не действующим в оспариваемой части со дня принятия, иная дата не устранит выявленного нарушения прав Российской Федерации в рассматриваемой сфере правоотношений.

На административных ответчиков судом возлагается обязанность в месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу опубликовать сообщение о его принятии в официальных печатных изданиях, в которых опубликованы указанные нормативные правовые акты или в других печатных изданиях, в которых публикуются нормативные правовые акты Собраний депутатов Багаевского сельского поселения Багаевского района Ростовской области и Собрания депутатов Багаевского района.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия решение Собрания депутатов Багаевского сельского поселения Багаевского района Ростовской области от 26 января 2012 года №229 «Об утверждении генерального плана Багаевского сельского поселения Багаевского района Ростовской области» (действующее в редакции решения Собрания депутатов Багаевского района Ростовской области от 18 марта 2019 года №146 «Об утверждении вносимых изменений в Генеральный план Багаевского сельского поселения Багаевского района Ростовской области») в части включения земель лесного фонда Багаевского участкового лесничества Семикаракорского лесничества Ростовской области в границы населенного пункта Багаевского сельского поселения местоположением: хутор Федулов, квартал 22, часть выдела 1 площадью пересечения 31 квадратный метр.

Обязать Собрание депутатов Багаевского сельского поселения Багаевского района Ростовской области и Собрание депутатов Багаевского района Ростовской области в месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу опубликовать сообщение о его принятии в официальных печатных изданиях, в которых опубликованы указанные нормативные правовые акты или в других печатных изданиях, в которых публикуются нормативные правовые акты Собрания депутатов Багаевского сельского поселения Багаевского района Ростовской области и Собрания депутатов Багаевского района Ростовской области.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы и представление в течение месяца после принятия решения в окончательной форме в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Ростовский областной суд.

Судья: Д.М. Абрамов

Решение в окончательной форме принято 24 ноября 2020 года