дело № 3а-319/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Казань 14 ноября 2016 года
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,
при секретаре Л.Р. Галиуллиной,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Л.И. Сабирзановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Совету г. Лаишево Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, Главе г. Лаишево Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету г. Лаишево Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан о признании недействующим Генерального плана г. Лаишево Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного решением Совета г. Лаишево Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 3 августа 2011 года № 24, в части включения в границы территории г. Лаишево населенного пункта - деревня Старая Пристань,
УСТАНОВИЛ:
Решением Совета г. Лаишево Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 3 августа 2011 года № 24 утвержден Генеральный план населенного пункта г. Лаишево.
Данное решение и генеральный план опубликованы на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://laishevo.tatarstan.ru 3 августа 2011 года, а также были размещены на информационном стенде, расположенном в здании Исполнительного комитета г. Лаишево по адресу: Республика Татарстан, <...>.
ФИО1 обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействующим Генерального плана г. Лаишево в части включения в границы территории г. Лаишево населенного пункта - деревня Старая Пристань.
По мнению административного истца, оспариваемые им положения Генерального плана г. Лаишево противоречат Уставу муниципального образования «г. Лаишево», Закону Республики Татарстан от 7 декабря 2005 года № 116-ЗРТ «Об административно-территориальном устройстве Республики Татарстан», а также Закону Республики Татарстан от 31 января 2005 года № 28-ЗРТ «Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования «Лаишевский муниципальный район» и муниципальных образований в его составе», поскольку в результате утверждения Генерального плана г. Лаишево деревня Старая Пристань утрачивает статус населенного пункта. Оспариваемые нормы нарушают его права и законные интересы, так как увеличивают расходы по налоговым платежам, по приобретению полиса обязательного страхования автогражданской ответственности, по оплате коммунальных услуг и другие расходы.
В судебном заседании представитель ФИО1 – ФИО2 административное исковое заявление поддержал.
Представитель Совета г. Лаишево, Исполнительного комитета г. Лаишево, Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района ФИО3 административный иск не признал.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесено утверждение генеральных планов городского поселения.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 20 части 1 статьи 15 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан».
Градостроительный кодекс Российской Федерации в пункте 3 части 1 статьи 8 предусматривает в числе полномочий органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности подготовку и утверждение документов территориального планирования городских округов.
Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, статьи 21 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в муниципальном образовании «г. Лаишево» является Совет г. Лаишево.
На основании статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, статьи 23 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ Совет г. Лаишево был вправе принять нормативный акт об утверждении генерального плана поселения или входящих в него населенных пунктов.
Во исполнение требований статей 14, 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, статей 24, 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в г. Лаишево Лаишевского муниципального района, утвержденного решением Совета г. Лаишево от 7 апреля 2009 года № 73 по проекту Генерального плана г. Лаишево проведены публичные слушания, назначенные постановлением Главы г. Лаишево от 30 мая 2011 года № 5.
Указанное постановление Главы г. Лаишево и заключение от 14 июля 2011 года, составленное по результатам публичных слушаний, состоявшихся 1 июля 2011 года, опубликованы на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://laishevo.tatarstan.ru.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят Советом г. Лаишево в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Обращаясь к доводам административного истца о том, что Генеральный план г. Лаишево противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку в результате его утверждения деревня Старая Пристань утратила статус населенного пункта, суд приходит к следующему.
Законом Республики Татарстан от 7 декабря 2005 года № 116-ЗРТ «Об административно-территориальном устройстве Республики Татарстан», регулирующим в соответствии с Конституцией Республики Татарстан вопросы административно-территориального устройства Республики Татарстан и порядок его изменения, установлено, что населенный пункт - это застроенная и (или) подлежащая застройке территория в пределах установленной границы, предназначенная для постоянного или преимущественного проживания и жизнедеятельности людей, имеющая определенный правовой статус (пункт 1 части 2 статьи 1).
Действие этого Закона не распространяется на отношения, связанные с определением статуса, изменением границ, преобразованием муниципальных образований.
Статьей 2 Закона Республики Татарстан от 31 января 2005 года № 28-ЗРТ «Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования «Лаишевский муниципальный район» и муниципальных образований в его составе» установлены границы территории муниципального образования «город Лаишево», входящего в состав муниципального образования «Лаишевский муниципальный район» и состоящего из двух населенных пунктов г. Лаишево и деревня Старая Пристань, а также прилегающих территорий.
Аналогичные сведения содержатся в общероссийском классификаторе территорий муниципальных образований ОК 033-2013, утвержденном приказом Росстандарта от 14 июня 2013 года № 159-ст, и в Реестре административно- территориальных единиц и населенных пунктов в Республике Татарстан, утвержденном приказом Министерства юстиции Республики Татарстан 4 февраля 2014 года № 01-02/9.
Государственным Советом Республики Татарстан, полномочным в соответствии с Законом Республики Татарстан от 7 декабря 2005 года № 116-ЗРТ осуществлять изменение административно-территориального устройства Республики Татарстан, решение об упразднении населенного пункта – деревня Старая Пристань не принималось.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Градостроительный кодекс Российской Федерации подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения.
При анализе положений о территориальном планировании и карты границ населенных пунктов, входящих в состав городского поселения – муниципальное образование «г. Лаишево» судом установлено, что Генеральный план населенного пункта г. Лаишево, утвержденный Решением Совета г. Лаишево от 3 августа 2011 года № 24, не предусматривает упразднение населенного пункта – деревня Старая Пристань и включение ее территории в населенный пункт – г. Лаишево. Наличие в Генеральном плане г. Лаишево предложений по перспективному изменению границ г. Лаишево путем включения в его границы в том числе земель деревни Старая Пристань, не свидетельствует об обратном.
Ссылаясь на нарушение своих прав оспариваемой частью нормативного правового акта, административный истец привел доводы о том, что органами государственной власти, местного самоуправления и организациями ему начисляются налоги, обязательные платежи и применяются тарифы при оказании услуг в большем размере в связи с отнесением (включением) деревни Старая Пристань в границы населенного пункта г. Лаишево.
Вместе с тем проверка правомерности принятия органами государственной власти, местного самоуправления и организациями решений и осуществление перечисленных действий на основании оспариваемого нормативного акта не входит в предмет судебного разбирательства при осуществлении судом абстрактного нормоконтроля.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия оспариваемого нормативного правового акта нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, а также нарушения прав административного истца.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Совету г. Лаишево Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, Главе г. Лаишево Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету г. Лаишево Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан о признании недействующим Генерального плана г. Лаишево Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного решением Совета г. Лаишево Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 3 августа 2011 года № 24, в части включения в границы территории г. Лаишево населенного пункта деревня Старая Пристань, отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в газете «Камская Новь», а также на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://laishevo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья Э.С. Каминский
Справка: решение принято судом в окончательной форме 18 ноября 2016 года.
Судья Э.С. Каминский