ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-319/2017 от 06.03.2017 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 марта 2017 года г.Самара

Самарский областной суд в составе:

Председательствующего-Судьи Родиной Т.А.

При секретаре Бамбуровой Т.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело №3а-319/2017 по административному исковому заявлению ЗАО строительно-монтажный трест «ХИМЭНЕРГОСТРОЙ» о признании незаконными решений, действий /бездействия/ Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Самарской области,

с участием представителя административного истца ФИО2,

представителя Управления Росреестра по Самарской области ФИО3,

у с т а н о в и л :

ЗАО строительно-монтажный трест «ХИМЭНЕРГОСТРОЙ» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГ., обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по самарской области рассмотреть заявление от 20.12.2016г. № 62-984 в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что решением комиссии от ДД.ММ.ГГ. заявление ЗАО строительно-монтажный трест «ХИМЭНЕРГОСТРОЙ» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка не было принято к рассмотрению по причине того, что на диске отсутствовал файл отчета с электронной цифровой подписью. Административный истец указывает на то, что диск с отчетом, в котором имелась электронная цифровая подпись оценщика, в Комиссию был предоставлен, в связи с этим решение комиссии считает необоснованным и просит заявленные требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГ., поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель Управления Росреестра по Самарской области ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГ., просила отказать в удовлетворении заявленных требований, пояснила, что основанием для возврата заявления послужил не полный пакет документов, а именно не приложен отчет об оценке в виде электронного документа, то есть на диске отсутствовала электронная цифровая подпись.

Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области не направила в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще.

В соответствии с требованиями ст.150 КАС РФ суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 24.18 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, и органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее также - заявители), обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление о пересмотре кадастровой стоимости).

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:

выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;

отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.

Решения комиссии могут быть оспорены в суде.

Из материалов дела следует, что 20.12.2016 года ЗАО строительно-монтажный трест «ХИМЭНЕРГОСТРОЙ» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: АДРЕС по основанию: установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Согласно заявлению, к нему прилагались: кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, нотариально заверенная копия правоустанавливающего документа, отчет об определении рыночной стоимости объекта от ДД.ММ.ГГ. в бумажном виде, диск с отчетом об оценке от ДД.ММ.ГГ.. в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, а также доверенность от ДД.ММ.ГГ.. на ФИО2

Комиссия не приняла к рассмотрению заявление ЗАО строительно-монтажный трест «ХИМЭНЕРГОСТРОЙ» и уведомлением от ДД.ММ.ГГ.. возвратила весь пакет документов, указав, что основанием для не принятия заявления является то, что к заявлению не был приложен отчет, составленный в форме электронного документа, отвечающий требованиям ст. Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ (отчет в форме электронного документа не содержит ЭЦП оценщика).

Из материалов дела следует, что административный истец обратился в суд с заявленными требованиями в предусмотренный законом трехмесячный срок со дня, когда он получил из Комиссии уведомление о возврате документов.

Рассматривая обоснованность заявленных требований, суд принимает во внимание, что в соответствии с требованиями пунктами 14, 15 Порядка создания и работы Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года №263, предусмотрено, что при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления, при этом датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа.

Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрении, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов /в случаях их наличия/.

В соответствии с частями 9, 10 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а" и "б" пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания.

Суд принимает во внимание, что в соответствии с ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Со стороны административного ответчика доказательств отсутствия в отчете об оценке усиленной электронной подписи оценщика, суду не представлено.

Согласно статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Отчет, составленный в форме электронного документа, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отчет об оценке, предоставленный административным истцом в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области, содержит усиленную квалифицированную подпись оценщика.

Данное обстоятельство подтверждается диском с отчетом , предоставленным в Комиссию и осмотренным в ходе судебного разбирательства в присутствии сторон с использованием компьютерной программы «<данные изъяты>». При открытии окна появились файл с расширением. pdf и файлы, подписанные ЭЦП. После чего был осуществлен просмотр подписи, имеется файл подписи оценщика ФИО1.

В соответствии со статьей 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в административном деле доказательств.

Оценивая представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что ЗАО строительно-монтажный трест «ХИМЭНЕРГОСТРОЙ» представило все необходимые документы для пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, в том числе отчет, подписанный ЭЦП.

Довод о том, что основанием для возвращения заявления, послужило предоставление не полного пакета документов, а именно отсутствие отчета об оценке в виде электронного документа с ЭЦП, голословны, ничем не подтверждены и опровергнуты просмотренным в судебном заседании диском.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что у Комиссии не имелось оснований для не принятия к рассмотрению и возвращения заявления ЗАО строительно-монтажный трест «ХИМЭНЕРГОСТРОЙ» без рассмотрения.

Не принятие к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости нарушило права административного истца ввиду того, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости не было принято и рассмотрено в установленном законом порядке.

На основании изложенного требования административного истца обоснованны, нарушают его права, и законные интересы.

На основании изложенного и руководствуясь ст.24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ст. ст.180, 227 КАС РФ, суд

Р е ш и л :

Требования ЗАО строительно-монтажный трест «ХИМЭНЕРГОСТРОЙ» удовлетворить.

Признать несоответствующим требованиям закона решение Комиссии по рассмотрению по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГ. об отказе в принятии к рассмотрению заявления ЗАО строительно-монтажный трест «ХИМЭНЕРГОСТРОЙ» от 20.12.2016 года о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.

Обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области принять к рассмотрению заявление ЗАО строительно-монтажный трест «ХИМЭНЕРГОСТРОЙ» №62-984 от 20.12.2016 года.

Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию Самарского областного суда.

Судья: Родина Т.А.