ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-31/19 от 24.01.2019 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №3а-31/2019

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 24 января 2019 года

Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Нуждина В.Н.,

при секретаре судебного заседания Ивановой К.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 ФИО7 об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости:

- земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 118948 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 85600 рубля по состоянию на 17 октября 2012 года;

- земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 40371 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 32700 рублей по состоянию на 17 октября 2012 года;

- земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 80542 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 61200 рублей по состоянию на 17 октября 2012 года;

- земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 271279 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 187200 рублей по состоянию на 17 октября 2012 года;

- земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 260156 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 179500 рублей по состоянию на 17 октября 2012 года;

- земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 51796 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 40900 рублей по состоянию на 17 октября 2012 года;

- земельного участка с кадастровым номером общей площадью 51220 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 40500 рубль по состоянию на 17 октября 2012 года;

- земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 650706 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 449000 рублей по состоянию на 30 октября 2012 года.

В обосновании заявленных требований административный истец указала, что спорные земельные участки принадлежат ФИО2 на праве собственности, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 16 июля 2018 года.

В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области», Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 года №222 «Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости составляет:

- земельный участок с кадастровым номером , равной его рыночной стоимости в размере 316401,68 рублей по состоянию на 17 октября 2012 года;

- земельный участок с кадастровым номером , равной его рыночной стоимости в размере 107386,86 рублей по состоянию на 17 октября 2012 года;

- земельный участок с кадастровым номером , равной его рыночной стоимости в размере 214241,72 рублей по состоянию на 17 октября 2012 года;

- земельный участок с кадастровым номером , равной его рыночной стоимости в размере 721602,14 рублей по состоянию на 17 октября 2012 года;

- земельный участок с кадастровым номером , равной его рыночной стоимости в размере 692014,96 рублей по состоянию на 17 октября 2012 года;

- земельный участок с кадастровым номером , равной его рыночной стоимости в размере 137777,36 рублей по состоянию на 17 октября 2012 года;

- земельный участок с кадастровым номером , равной его рыночной стоимости в размере 136245,20 рублей по состоянию на 17 октября 2012 года;

- земельный участок с кадастровым номером , равной его рыночной стоимости в размере 1730877,96 рублей по состоянию на 30 октября 2012 года.

Согласно отчету оценщика ООО «Инвестконсалтинг» ФИО8 от 21 сентября 2018 года по состоянию на 17 октября 2012 года рыночная стоимость указанных спорных объектов недвижимости составляет:

- для земельного участка с кадастровым номером составляет 85600 рубля;

- для земельного участка с кадастровым номером составляет 32700 рублей;

- для земельного участка с кадастровым номером составляет 61200 рублей;

- для земельного участка с кадастровым номером составляет 187200 рублей;

- для земельного участка с кадастровым номером составляет 179500 рублей;

- для земельного участка с кадастровым номером составляет 40900 рублей;

- для земельного участка с кадастровым номером составляет 40500 рубль;

- по состоянию на 30 октября 2012 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 449000 рублей.

Правительство Нижегородской области представило отзыв, в котором указывает на то, что результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Земельным кодексом РФ, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года №316, и Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 года №39 (л.д.121-126).

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» представило в суд отзыв, в котором указало на то, что учреждение определяет кадастровую стоимость лишь вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик (л.д.173-178).

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 просила удовлетворить административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении с учетом уточнения исковых требований.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 КАС РФ.

Учитывая требования ст.150 КАС РФ, положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, установив юридически значимые обстоятельства, обсудив доводы административного искового заявления и отзывов на него, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе.

Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.

В силу требований ст.62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости

Согласно п.п.1, 5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В силу положений ст.66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии со ст.24.11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.

На основании статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей. Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с частями третьей и пятой статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (п.10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Постановлением Правительства Нижегородской области от 28 декабря 2011 года №1095 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Нижегородской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель сельскохозяйственного назначения Нижегородской области, определенные по состоянию на 1 января 2011 года, согласно приложению 1 к настоящему постановлению. Во исполнение абзаца второго пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в целях реализации приказа Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года №222 утверждены значения удельных показателей кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения в разрезе групп по муниципальным районам, определенные по состоянию на 1 января 2011 года, необходимые для определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, выявляемых ранее учтенных земельных участков, в случаях изменения площади земельных участков, изменения видов разрешенного использования земельных участков, перевода земельных участков из одной категории в другую или отнесения земельных участков к определенной категории, а также в случаях отсутствия существующих земельных участков в приложении 1 согласно приложению 2 к настоящему постановлению. Установлено, что расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Нижегородской области осуществляется по группам видов использования земель сельскохозяйственного назначения согласно приложению 3 к настоящему постановлению. Установлено, что результаты государственной кадастровой оценки, утвержденные настоящим постановлением, применяются для целей налогообложения с 1 января 2013 года, для иных целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации - со дня вступления в силу настоящего постановления.

Во исполнение пунктов 11 и 13 Правил №316 приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 года №222 утверждены Методические указания №222, применимые при определении кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.

Согласно пункту 1.2 Методических указаний №222, они применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях: образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка; изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.

В соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний №222 в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.

Пунктом 13 Правил №316 также предусмотрено, что при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.

Из материалов дела следует, что ФИО2 является собственником следующих объектов недвижимости:

- земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 118948 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 16.07.2018 года (л.д.42-43);

- земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 40 371 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 16.07.2018 года (л.д.40-41);

- земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 80 542 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 16.07.2018 года (л.д.38-39);

- земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 271 279 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 16.07.2018 года (л.д.36-37);

- земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 260 156 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 16.07.2018 года (л.д.34-35);

- земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 51 796 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 16.07.2018 года (л.д.32-33);

- земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 51 220 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 16.07.2018 года (л.д.30-31);

- земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 650 706 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 16.07.2018 года (л.д.28-29).

Как разъяснено в абзаце 1 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

При таких обстоятельствах, учитывая разъяснения, содержащиеся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ФИО2, права и обязанности которой как плательщика земельного налога затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, на основании которой определяется налоговая база по земельному налогу на принадлежащие ей на праве собственности земельные участки, является в силу положений ст.ст.65, 66 Земельного кодекса РФ, ст.ст.24.18, 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» надлежащим административным истцом, имеющим право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости указанных земельных участков.

Приходя к выводу о наличии правовых основания для рассмотрения административного искового заявления ФИО2 по существу, суд полагает необходимым восстановить предусмотренный частью 3 статьи 245 КАС РФ, частью десятой статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» срок для подачи административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, поскольку усматривает для этого наличие уважительных причин, обусловленных как введением на территории Нижегородской области нового порядка исчисления налоговой базы по налогу на имущество физических лиц (исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости) лишь с 1 января 2015 года, так и положениями статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации о сроках уплаты налога на имущество физических лиц (не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом).

Суд принимает во внимание и то обстоятельство, что Федеральным законом от 03 июля 2016 года №360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменена предусмотренная статьей 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» периодичность проведения государственной кадастровой оценки, а именно, исключены положения о том, что она подлежит проведению не реже чем один раз в течение пяти лет. Вместе с тем, как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», указанный пятилетний срок обусловлен исключительно закрепленной законом периодичностью проведения государственной кадастровой оценки, в отношении которой с 15 июля 2016 года требования о ее проведении не реже чем один раз в течение пяти лет отсутствуют.

Согласно информации ФГБУ «ФКП Росреестра», земельные участки с кадастровыми номерами ; ; ; ; ; поставлены на кадастровый учет 17 октября 2012 года, земельный участок с кадастровым номером поставлен на государственный кадастровый учет 30 октября 2012 года.

Иных изменений качественных и количественных характеристик, влекущих за собой изменение кадастровой стоимости земельных участков, по настоящее время не вносилось (л.д.129-131).

Таким образом, имеются основания для применения в рамках настоящего дела положений ст.24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

По делу установлено, что кадастровая стоимость указанных земельных участков с кадастровыми номерами ; ; ; ; ; ; ; определена на основании Правительства Нижегородской области от 28 декабря 2011 года №1095 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Нижегородской области», Приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 года №222 «Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» Актов определения кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных Отделом кадастрового учета от 17 октября 2012 года и от 30 октября 2012 года и составляет:

- для земельного участка с кадастровым номером равной его рыночной стоимости в размере 316401,68 рублей по состоянию на 17 октября 2012 года;

- для земельного участка с кадастровым номером равной его рыночной стоимости в размере 107386,86 рублей по состоянию на 17 октября 2012 года;

- для земельного участка с кадастровым номером , равной его рыночной стоимости в размере 214241,72 рублей по состоянию на 17 октября 2012 года;

- для земельного участка с кадастровым номером , равной его рыночной стоимости в размере 721602,14 рублей по состоянию на 17 октября 2012 года;

- для земельного участка с кадастровым номером , равной его рыночной стоимости в размере 692014,96 рублей по состоянию на 17 октября 2012 года;

- для земельного участка с кадастровым номером , равной его рыночной стоимости в размере 137777,36 рублей по состоянию на 17 октября 2012 года;

- для земельного участка с кадастровым номером , равной его рыночной стоимости в размере 136245,20 рублей по состоянию на 17 октября 2012 года;

- для земельного участка с кадастровым номером , равной его рыночной стоимости в размере 1730877,96 рублей по состоянию на 30 октября 2012 года (л.д.20-27).

Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, ФИО2 представила в суд отчет об оценке оценщика ООО «Инвестконсалтинг» ФИО4 от 21 сентября 2018 года , в соответствии с которым рыночная стоимость указанных спорных объектов недвижимости с кадастровыми номерами ; ; ; ; ; по состоянию на 17 октября 2012 года составляет:

- для земельного участка с кадастровым номером , равной его рыночной стоимости в размере 85600 рублей;

- для земельного участка с кадастровым номером , равной его рыночной стоимости в размере 32700 рублей;

- для земельного участка с кадастровым номером , равной его рыночной стоимости в размере 61200 рублей;

- для земельного участка с кадастровым номером , равной его рыночной стоимости в размере 187 200 рублей;

- для земельного участка с кадастровым номером , равной его рыночной стоимости в размере 179500 рублей;

- для земельного участка с кадастровым номером , равной его рыночной стоимости в размере 40900 рублей;

- для земельного участка с кадастровым номером , равной его рыночной стоимости в размере 40500 рублей;

рыночная стоимость для земельного участка с кадастровым номером составляет 449000 рублей по состоянию на 30 октября 2012 года.Удельный показатель кадастровой стоимости для кадастрового квартала с кадастровым номером52:24:0120001 составляет 169,33 рублей за кв.м. (л.д.45-108)

Судом установлено, что представленный административным истцом отчет об оценке оценщика ООО «Инвестконсалтинг» ФИО4 от 21 сентября 2018 года соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 года №297, Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 года №298, Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 года №299, Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 25.09.2014 года №611, содержит подробное описание объектов оценки, анализ рынка объектов оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость, описание процесса оценки объектов оценки в части применения подхода (подходов) к оценке.

Выводы оценщика, отвечающего требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам, являющейся членом Саморегулируемой организации «Российское общество оценщиков», имеющей соответствующие дипломы и свидетельства, необходимый стаж работы в оценочной деятельности, застраховавшей гражданскую ответственность, сделаны на основе метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода к оценке, применение которого суд находит обоснованным, с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемым объектами оценки сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам, с применением корректирующих коэффициентов. По мнению суда, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов оценщиком произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.

При таких обстоятельствах оснований не доверять отчету об оценке оценщика ООО «Инвестконсалтинг» ФИО4 от 21 сентября 2018 года , соответствующему требованиям статей 11, 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», у суда не имеется.

Доказательств, опровергающих достоверность определенной оценщиком итоговой величины рыночной стоимости спорного земельного участка, лицами, участвующими в деле, не заявлявшими ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы, в порядке ст.ст.62, 63, 247 КАС РФ не представлено и в материалах дела не имеется.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ и установив по результатам такой оценки, что отчет об оценке оценщика ООО «Инвестконсалтинг» ФИО4 от 21 сентября 2018 года отвечает применительно к обстоятельствам настоящего дела критериям относимости, допустимости и достоверности, что он подтверждает достоверность заявленной итоговой величины рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ; ; ; ; ; и по состоянию на юридически значимую дату - на 17 октября 2012 года, для земельного участка с кадастровым номером - на 30 октября 2012 года, суд, руководствуясь приведенными выше положениями нормативных правовых актов, приходит к выводу о том, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости вышеназванных земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на юридически значимые даты, в заявленном им размере подлежат удовлетворению.

Не свидетельствуют об обратном и не могут повлечь отказ в удовлетворении требований ФИО2 доводы Правительства Нижегородской области о том, что установленные Постановлением Правительства Нижегородской области от 28 декабря 2011 года №1095 результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Земельным кодексом РФ, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года №316, и Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 года №39, поскольку основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость (ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), при определении которой кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (ст.66 Земельного кодекса РФ).

В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.

Из материалов дела следует, что ФИО2 в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения рыночной стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области в добровольном порядке не обращалась.

Учитывая изложенное, в резолютивную часть решения подлежит включению дата подачи административным истцом заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ; ; ; ; ; ; и , которая соответствует дате обращения ФИО2 в Нижегородский областной суд с настоящим административным исковым заявлением, то есть 28 ноября 2018 года.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление ФИО2 ФИО9 удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости:земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадь 118948+/-3018 кв.м., кадастровый номер , адрес объекта: <адрес>, по состоянию на 17 октября 2012 года, в размере его рыночной стоимости 85600(восемьдесят пять тысяч шестьсот) рублей.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости:земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадь 40371+/-1758 кв.м., кадастровый номер , адрес объекта: <адрес>, по состоянию на 17 октября 2012 года, в размере его рыночной стоимости 32700 (тридцать две тысячи семьсот) рублей.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости:земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадь 80542+/-2843 кв.м., кадастровый номер , адрес объекта: <адрес>, по состоянию на 17 октября 2012 года, в размере его рыночной стоимости 61200 (шестьдесят одна тысяча двести) рублей.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости:земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадь 271279+/-4557 кв.м., кадастровый номер , адрес объекта: <адрес>, по состоянию на 17 октября 2012 года, в размере его рыночной стоимости 187200 (сто восемьдесят семь тысяч двести) рублей.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости:земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадь 260156+/-4463 кв.м., кадастровый номер , адрес объекта: <адрес>, по состоянию на 17 октября 2012 года, в размере его рыночной стоимости 179500 (сто семьдесят девять тысяч пятьсот) рублей.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости:земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадь 51796+/-1991 кв.м., кадастровый номер , адрес объекта: <адрес>, по состоянию на 17 октября 2012 года, в размере его рыночной стоимости 40900 рублей (сорок тысяч девятьсот) рублей.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости:земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадь 51220+/-1980 кв.м., кадастровый номер , адрес объекта: <адрес>, по состоянию на 17 октября 2012 года, в размере его рыночной стоимости 40500 (сорок тысяч пятьсот) рублей.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадь 650706+/-7058 кв.м., кадастровый номер , адрес объекта: <адрес>, по состоянию на 30 октября 2012 года, в размере его рыночной стоимости 449000 (четыреста сорок девять тысяч) рублей.

Датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ; ; ; ; ; ; и , считать 28 ноября 2018 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.Н. Нуждин

Решение в окончательной форме принято 28 января 2019 года

Судья В.Н. Нуждин