ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-31/2018 от 06.04.2018 Омского областного суда (Омская область)

Дело № 3а-31/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 апреля 2018 г.

Омский областной суд в составе

председательствующего судьи Харламовой О.А.,

при секретаре Шевелевой А.С.,

с участием прокурора Свита М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим в части решения Совета Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области от 09 февраля 2012 г. № 67 «Об утверждении Генерального плана Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области»,

установил:

решением Совета Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области от 09 февраля 2012 г. № 67, опубликованном в официальном издании «Большереченский муниципальный вестник» от 13 февраля 2012 г. №3, утвержден генеральный план Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области.

Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось с административным исковым заявлением об оспаривании данного решения в части включения в границы Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Омская область, Большереченский район, Большереческое лесничество, в том числе:

- в Северном участковом лесничестве в квартале <...>

- в Южном участковом лесничестве в квартале <...>

- в Большереченском участковом лесничестве в квартале <...>

Указанные лесные участки находятся в собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <...>

Согласование проекта генерального плана Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области в части включения в границы населенного пункта вышеуказанных лесных участков из состава земель лесного фонда с Рослесхозом не обеспечено, что является нарушением требований ст. ст. 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Ссылаясь на то, что оспариваемым актом изменено целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, что препятствует осуществлению полномочий органов федеральной власти по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов, на нарушение положений Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации», административный истец с учетом уточнений в порядке ч. 1 ст. 46 КАС РФ просил признать оспариваемое решение недействующим со дня принятия в части включения в границы Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области перечисленных земельных участков (т.1 л.д.5-10, 67-68, т.2 л.д.54).

В судебном заседании представитель Рослесхоза, надлежаще уведомленный о месте и времени рассмотрения административного дела, участия не принимал.

Представитель Совета Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области – ФИО1, действующая на основании доверенности от <...> (т.1 л.д.87), возражала относительно удовлетворения иска, ссылаясь недоказанность включения земель лесного фонда в границы городского поселения, поскольку сведения о спорных участках в Государственный кадастр недвижимости внесены в декларативном порядке, без определения характерных точек координат.

Представитель Главного управления лесного хозяйства Омской области ФИО2, действующий на основании доверенности от <...> (т.1 л.д.93), требования Рослесхоза поддержал по доводам письменного отзыва на иск (т.1 л.д.96-98).

Представители: Управления Росреестра по Омской области, ФГБУ «ФКП Россрестра» по Омской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области в судебном заседании участия не принимали.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Свита М.Н., полагавшей, что имеются основания к удовлетворению административного иска, суд приходит к следующему.

Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации

Ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Как следует из положений п.20 ч.1, ч. ч. 3 и 4 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действующей с 05 января 2012 г.), утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки поселения является вопросом местного значения соответствующего муниципального района, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и сельского поселения решение этого вопроса не закреплено за сельским поселением.

В соответствии с ч.1 ст. 7, п.20 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Генеральный план поселения, правила землепользования и застройки, а также внесение в них изменений утверждаются представительным органом местного самоуправления (ч. 1 ст. 24, ч. 1 ст. 32, ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как установлено положениями п. 1 ст. 1 Устава Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области, принятого решением Совета Большереченского городского поселения № 17 от 22 ноября 2005 г., муниципальное образование Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области наделено статусом городского поселения.

В соответствии со ст. 17 п. 13 ст. 18 Устава представительным органом городского поселения является Совет Большереченского городского поселения, к компетенции которого отнесено принятие предусмотренных настоящим Уставом решений, связанных с изменением границ Большереченского городского поселения.

К вопросам местного значения Большереченского городского поселения п. 22 ст. 4 Устава отнесено, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

Решением Совета Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области от 09 февраля 2012 г. № 67, опубликованным в соответствии с ст. 37 Устава Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области в периодическом печатном издании «Большереченский муниципальный вестник» от 13 февраля 2012 г. № 3, утвержден генеральный план Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области (т.1 л.д.119-124).

Таким образом, решение Совета Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области «Об утверждении генерального плана Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области» принято уполномоченным органом в установленной форме, подписано главой муниципального образования, официально опубликовано и по этим основаниям не оспаривается.

Ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что все земли по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Положениями ч. 1 ст. 18, ч. 3 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что генеральный план поселения является документом территориального планирования и содержит, в частности, карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации). Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (ч. 3 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (ч. 8 ст. 24, п.2 ч.1 ст.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

П. п. 1, 2, подп. «а» п.5 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. № 178 (далее - Положение о согласовании), действовавшего в период подготовки Генерального плана Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области, предусматривалась организация согласования проекта генерального плана поселения органом местного самоуправления, являвшимся заказчиком разработки такого проекта, с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, в случае, указанном в ч. 1 ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Таким уполномоченным органом в названный период являлось Министерство экономического развития Российской Федерации (п. 5.3.48 Положения о Минэкономразвития России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 г. № 437).

В соответствии с п. п. 4, 6, 10, 11 и 12 Положения о согласовании, Минэкономразвития России наделено организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений уполномоченных отраслевых органов. При поступлении в Минэкономразвития России хотя бы от одного уполномоченного отраслевого органа заключения об отказе в согласовании проекта документа территориального планирования Министерство проводило согласительное совещание с представителями таких органов, и если замечание не было урегулировано в ходе совещания, то подготавливалось сводное заключение о несогласии с проектом документа территориального планирования.

Получение заключения об отказе в согласовании проекта, содержащего положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, является основанием для создания согласительной комиссии, в ходе работы которой принимается решение о согласовании проекта генерального плана в том случае, если высказанные замечания устранены либо сняты в связи с их отзывом уполномоченным отраслевым органом или спорные положения исключены из проекта документа территориального планирования. В противном случае согласительная комиссия отказывает в согласовании проекта документа территориального планирования, что является основанием для отклонения и направления на доработку такого проекта (ч.ч.9-12 ст.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. п. 16-23 Положения о согласовании).

Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений (п.1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 736).

П. 4 указанного Постановления предусмотрено, что Федеральное агентство лесного хозяйства до 01 января 2015 г. согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земель лесного фонда (за исключением случаев, если полномочия по распоряжению лесными участками переданы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, органу государственной власти субъекта Российской Федерации).

Под лесным участком понимается земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса; лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст.7, ч.1 ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, при включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта необходимо обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства.

Оспариваемым генеральным планом в границы Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области включены перечисленные административным истцом земельные участки Северного, Южного и Большереченского участковых лесничеств.

Данное обстоятельство подтверждено заключением ФГБУ «Рослесинфорг» от <...> (т.2 л.д.73-76), основанным на результатах картографического наложения материалов лесоустройства на карту (схему) границ населенного пункта (т.2 л.д.78).

Кроме того, из пояснений допрошенного в судебном заседании в качестве специалиста ФИО3, руководителя градостроительной мастерской ОАО ТПИ «Омскгражданпроект», подготавливавшего оспариваемы проект Генерального плана, следует, что при разработке карты границ поселения административный ответчик был достоверно осведомлен о наличии на территории поселения земель лесного фонда и необходимости получения согласия ФГБУ «Рослесинфорг» для включения их в проект генерального плана.

Право собственности Российской Федерации на спорный лесной участок подтверждено представленным свидетельством о государственной регистрации права от <...> серия № <...>№ <...> (т.1 л.д.29).

Анализируя вышеназванные доказательства в совокупности, суд находит установленным факт включения лесных участков земель лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация, в границы Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области.

Из содержания административного искового заявления следует, что проект оспариваемого генерального плана на рассмотрение в Рослесхоз не поступал.

Министерство экономического развития Российской Федерации сообщило об отсутствии информации о поступлении в Минрегион России на согласование проекта генерального плана Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области, отсутствии данных о поступлении проекта генерального плана на согласование в Минэкономразвития России (т.2 л.д.35). Обращений в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации за согласованием проекта оспариваемого генерального плана также не имеется (т.2 л.д.38).

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Несоблюдение установленной процедуры согласования перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов при установлении либо изменении границ населенных пунктов влечет признание таких нормативных правовых актов не соответствующими требованиям федерального законодательства и недействующими.

Учитывая, что при подготовке проекта генплана Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области не соблюдена предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации процедура ввиду отсутствия согласования с Рослесхозом, в связи с чем был нарушен порядок перевода земель из одной категории в другую и допущено нарушение прав и законных интересов собственника лесных участков, а также имеется документально подтвержденное наложение границ населенного пункта и границ находящихся в федеральной собственности лесных участков, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Судом отклоняются доводы административного ответчика об отсутствии необходимости согласования проекта генерального плана с Рослесхозом ввиду внесения сведений об участках земель лесного фонда Большереченского, Южного и Северного участковых лесничеств в Государственный кадастр недвижимости в декларативном порядке, без определения характерных точек координат.

Согласно ст.7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. ст. 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации.

Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (ч. 2 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, в котором содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах, о лесных участках.

Государственный кадастр недвижимости не содержит всех сведений о лесных участках, необходимых для разработки проектов генеральных планов поселений. Сведения о лесотаксационных выделах (ст.70.1 Лесного кодекса Российской Федерации), сведения о категориях защитных лесов (ст.102 Лесного кодекса Российской Федерации) в силу положений ст.8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в государственном кадастре недвижимости не отображаются.

Факт наложения границ земель лесного фонда на земли пгт. Большеречье Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области подтвержден заключением ФГБУ «Рослесинфорг» от <...>, основанным на результатах картографического наложения материалов лесоустройства на карту (схему) границ Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области, представленным в материалы административного дела картографическим материалом – Генеральным планом городского поселения № <...> (приложения №№ <...> к делу), доводы представителя административного ответчика об обратном, судом отклоняются.

Данных о том, что при подготовке проекта генерального плана сельского поселения имело место обращение в ФГБУ «Рослесинфорг» за предоставлением информации о лесных кварталах и лесотаксационных выделах, административным ответчиком в материалы дела не предоставлено.

Вместе с тем, ввиду нахождения на территории Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области Большереченского, Южного и Северного участков лесничеств Большереченского лесничества Омской области, административный ответчик должен был проявить осмотрительность и истребовать необходимую информацию с целью исключения наложения границ населенных пунктов на границы земель лесного фонда.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», учитывая, что Генеральный план Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области, утвержденный решением решения Совета Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области от 09 февраля 2012 г. № 67, с очевидностью применялся и на его основе реализованы права граждан и организаций, оспариваемый муниципальный правовой акт подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд, с учетом положений п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ, полагает возможным ограничиться указанием на опубликование сообщения о принятии настоящего решения в газете «Большереченский муниципальный вестник» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области от 09 февраля 2012 г. № 67 «Об утверждении Генерального плана Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области» в части включения в границы Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области земель лесного фонда, расположенных: Омская область, Большереченский район, Большереческое лесничество, в том числе:

- в Северном участковом лесничестве в квартале <...> площадь наложения <...> га;

- в Южном участковом лесничестве в квартале <...> площадь наложения <...> га;

- в Большереченском участковом лесничестве в квартале <...>, площадь наложения <...> га.

Общая площадь наложения <...> га.

Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в газете «Большереченский муниципальный вестник» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.А. Харламова