ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-320/2022 от 16.03.2022 Ленинскогого районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело 3а-320/2022

УИД - 24RS0028-01-2021-001333-13

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Красноярск 16 марта 2022 года

Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Шевцовой О.В.,

при секретаре Машинистовой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Н. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, Р. о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности отозвать распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении Р., утвердить схему расположения земельного участка в отношении Н.,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Н. в лице своего представителя Б., действующей на основании доверенности от 25 апреля 2017 года, диплома о высшем юридическом образовании №94 от 14 июля 2015 года, обратилась с административным иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, Р. о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности отозвать распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении Р., утвердить схему расположения земельного участка в отношении Н.

Требования мотивированы тем, что Н. является многодетным гражданином и воспитывает троих несовершеннолетних детей, в связи с чем в силу ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации и Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» имеет право на однократное бесплатное получение в собственность земельного участка. 18 января 2021 года на официальном портале «Красноярский край» опубликован перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены многодетным гражданам в собственность бесплатно. 02 февраля 2021 года Н. в лице своего представителя направила в адрес Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска заявление о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 1 500 кв.м. для ведения огородничества, в удовлетворении которого ей было отказано письмом № Н-2224 от 25 февраля 2021 года, поскольку в отношении испрашиваемого земельного участка агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края 18 января 2021 года было размещено сообщение на Портале на основании заявления многодетного гражданина от 25 декабря 2020 года. Полагает действия Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска незаконными, поскольку таковой нарушает ее права, так как при размещении вышеуказанной информации о земельном участке на официальном портале «Красноярский край» не сообщалось о сроке сбора заявлений, о датах первоначальном обращении о предоставлении земельного участка, от которых исчисляется месячный срок приема заявлений. Административный истец, приводя правовые основания заявленных административных исковых требований с учетом их уточнений, истец просит суд признать незаконным отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска №Н-2224 от 25 февраля 2021 года, возложить обязанность отозвать распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с одновременным направлением Р. отказа в предоставлении земельного участка, возложить обязанность об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>Н. в рамках поданного ей заявления.

Административный истец Н., извещенная о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно, в судебное заседание не явилась, доверила защиту своих интересов ООО «ЛОГОС-КАПИТАЛ», В., А., Б.

Представитель административного истца Н.Б., действующая на основании доверенности от 25 апреля 2017 года, диплома о высшем юридическом образовании №94 от 14 июля 2015 года, извещенная о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель административного ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска Г., действующая на основании доверенности №63 от 19 июля 2021 года, извещенная о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие. В направленном в адрес суда отзыве на административное исковое заявление просит суд в удовлетворении административного иска отказать. Указывает, что порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной пли муниципальной собственности, устанавливается главой 3.1 Закона края. Согласно ст. 29.4, 29.7 Закона края агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края 18 января 2021 года размещено сообщение в сети Интернет в разделе «Бесплатное предоставление земельных участков многодетным семьям», содержащее перечень земельных участков, возможных к предоставлению в собственность многодетным семьям, на основании заявлений от 25 декабря 2020 года. В силу ст. 29.4 Закона края по истечении месячного срока со дня поступления заявления при поступлении иных заявлений о предоставлении в указанном месте земельного участка, в течение 15 дней со дня принятия решение об утверждении схемы, решение об утверждении схемы направляется заявителю, поставленному на очередь на предоставление земельного участка ранее иных заявителей. Н. обратилась о предоставлении испрашиваемого земельного участка 02 февраля 2021 года, то есть по истечении месячного срока сбора заявлений. В соответствии со ст. 29.4 Закона края, п.33 Регламента схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении испрашиваемого участка утверждена распоряжением администрации г. Красноярска от 22 января 2021 года № 120-недв и направлена Р., поставленной на очередь в Книгу учета многодетных граждан на получение земельного участка ранее иных заявителей, обратившихся в установленный законом месячный срок сбора заявлений. Таким образом, Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в отношении испрашиваемого земельного участка на дату обращения Н. начата процедура предоставления земельного участка в собственность иному многодетному гражданину, в связи с чем Н. ЕЛ. отказано в предоставлении участка. Законом края не предусмотрены основания для приостановки течения месячного срока, установленного ст. 29.4 Закона края.

Административный ответчик Р., извещенная о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила. В направленном в адрес суда отзыве на административное исковое заявление просит суд в его удовлетворении отказать, указывая, что Н. обратилась с заявлением в отношении спорного земельного участка 02 февраля 2021 года, в то время как срок окончания сбора заявлений в отношении спорного земельного участка истек 25 января 2021 года. Доводы административного истца о том, что сбор заявлений приостанавливался на период праздничных и выходных дел основан на неверном толковании норм права.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Красноярскому краю З., действующая на основании доверенности №55/230 от 24 декабря 2020 года, диплома о высшем образовании от 27 октября 1999 года, извещенная о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, заинтересованные лица Ж., Т., их представитель Р., действующий на основании доверенности от 23 декабря 2019 года, от 25 декабря 2019 года, извещенные о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и законных интересов или на него незаконно возложены какие – либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанности доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка собственность бесплатно.

Муниципальная услуга по предоставлению многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства и огородничества осуществляется администрацией города в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, законом Красноярского края от 04 декабря 2008 года №7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» и Административным регламентом, утвержденным распоряжением администрации города от 19 июля 2013 года №156-р.

Порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается главой 3.1 Закона Красноярского края от 04 декабря 2008 года №7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае».

В силу ч. 2 ст. 14 Закона Красноярского края от 04 декабря 2008 года №7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, животноводства (за исключением территории Красноярской агломерации), индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.

Статья 29.1 Закона Красноярского края от 04 декабря 2008 года №7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» устанавливает требования к документам, необходимым для бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и порядок их подачи.

Многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками. Заявление может быть подано также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (ч. 1 ст. 29.1 Закона Красноярского края от 04 декабря 2008 года №7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае»).

В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а в случае, если испрашивается земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, или земельный участок, который может быть образован путем раздела земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет, - кадастровый номер этого земельного участка (ч. 2 ст. 29.1 Закона Красноярского края от 04 декабря 2008 года №7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае»).

Порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земельных участков, прошедших государственный кадастровый урегулирован ст. ст. 29.3 – 29.5 Закона Красноярского края от 04 декабря 2008 года №7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае».

В соответствии со ст. 29.4 Закона Красноярского края от 04 декабря 2008 года №7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» при поступлении заявления о предоставлении земельного участка с указанием его местоположения, но без указания его кадастрового номера, если в указанном в заявлении месте может быть образован только один земельный участок, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, с учетом зонирования территорий и установленных законодательством требований к образованию земельных участков в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - решение об утверждении схемы) в соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

В случае если в месячный срок со дня поступления заявления иные заявления о предоставлении земельного участка в указанном месте от многодетных граждан не поступили, в течение 15 дней со дня принятия решение об утверждении схемы направляется заявителю. При поступлении иных заявлений о предоставлении в указанном месте земельного участка решение об утверждении схемы направляется заявителю, поставленному на очередь на предоставление земельного участка ранее иных заявителей.

При поступлении от многодетного гражданина заявления о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с указанием его местоположения, информация о котором не размещена на едином краевом портале «Красноярский край» в сети Интернет, предоставление земельного участка осуществляется в порядке, установленном в пунктах 1 - 4 настоящей статьи, после размещения информации об этом земельном участке на едином краевом портале «Красноярский край» в сети Интернет в порядке, установленном в пункте 4 статьи 29.7 настоящего Закона.

Согласно п. 4 ст. 29.7 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», в случае поступления от многодетного гражданина заявления о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, информация о котором не размещена на едином краевом портале «Красноярский край» в сети Интернет, орган, в который поступило заявление, в течение 5 дней обеспечивает передачу информации об указанном земельном участке в уполномоченный орган, который обязан обеспечить размещение полученной информации в течение 7 дней на едином краевом портале «Красноярский край» в сети Интернет.

В силу пп. «а» п. 2 ст. 29.6 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются поставленный на государственный кадастровый учет земельный участок, который испрашивается заявителем или из которого может быть образован испрашиваемый заявителем земельный участок, в соответствии с категорией земель или видом разрешенного использования не может быть использован для цели, указанной в заявлении, находится во владении, пользовании третьего лица или осуществляется его предоставление в собственность за плату или в аренду, в том числе путем проведения торгов (конкурсов, аукционов).

В соответствии с подп. 3 п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении без торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 данного Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Н. является матерью троих малолетних детей, постоянно проживает на территории г. Красноярска, что в силу п. 2 ст. 14, подп. «г» п. 1 ст. 15 Закона Красноярского края от 04 декабря 2008 года №7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» дает ей право на однократно бесплатное получение без торгов в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

02 февраля 2021 года Н. в лице своего представителя Б., действующей на основании доверенности от 25 апреля 2017 года, обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для ведения огородничества.

Ответом Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска за № 2254 от 25 февраля 2021 года Н. отказано в предоставлении вышеуказанного земельного участка на основании пп. «а» п.2 ст. 29.6 Закона Красноярского края № 7-2542 от 04 декабря 2008 года «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», поскольку испрашиваемый земельный участок находится во владении, пользовании третьих лиц.

Разрешая заявленные административные исковые требования, судом установлено, что 25 декабря 2020 года Р. в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении многодетной семье в собственность земельного участка с местоположением: <адрес>, общей площадью 1 500,0 кв.м. для ведения огородничества.

В соответствии с Законом Красноярского края от 04 декабря 2008 года №7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» и Регламентом семья по заявлению Р. от 25 декабря 2019 года № Р-22156 включена в книгу учета многодетных граждан на получение земельного участка для ведения садоводства и огородничества под № 1087, в связи с чем в соответствии со ст. 29.7 Закона Красноярского края от 04 декабря 2008 года №7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» в отношении испрашиваемого земельного участка агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края размещено сообщение в сети Интернет в разделе «Бесплатное предоставление земельных участков многодетным семьям».

На вышеуказанный земельный участок поступило 11 заявлений, по результатам рассмотрения которых распоряжением администрации г. Красноярска №120-недв от 22 января 2021 года утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровой плане территории и направлена в адрес Р.

Указанное распоряжение о предоставлении испрашиваемого земельного участка иными лицами не оспорены, недействительными не признаны.

Обращаясь с административным исковым заявлением истец Н. указывает, что административным ответчиком нарушена процедура опубликования информации об испрашиваемом земельном участке, что повлекло нарушение ее прав на своевременную подачу соответствующего заявления о предоставлении указанного выше земельного участка в собственность.

Вопреки доводов стороны административного истца, информация в отношении испрашиваемого земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, опубликована на портале Агентством по управлению государственным имуществом в Красноярском крае 18 января 2021 года на основании заявления многодетного гражданина Р. от 25 декабря 2020 года, при этом письмо Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 13 января 2021 года о размещении указанной информации на официальном сайте поступило в адрес Агентства 14 января 2021 года, следовательно, последним днем подачи заявления о предоставлении данного земельного участка являлось 25 января 2021 года.

Между тем, позднее опубликование сведений об испрашиваемом Н. земельном участке не является основанием для удовлетворения ее административных исковых требований, поскольку принятие Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска решения об отказе в предоставлении Н. вышеуказанного земельного участка не свидетельствует о нарушении ее права на получение как многодетной матерью земельного участка в собственность.

Оспариваемый отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска не исключают возможность получения Н. в собственность иного земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, после ее соответствующего обращения в порядке, предусмотренном Законом Красноярского края № 7-2542 от 04 декабря 2008 года «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», с соблюдением соответствующих сроков.

Указание на то обстоятельство, что при опубликовании сведений о предоставлении испрашиваемого земельного участка отсутствовала информация о дате поступления первоначального заявления и дате окончания сбора заявления по данной публикации, не может являться безусловным основанием для удовлетворения заявленных административных исковых требований Н., поскольку необходимость указания в публикации названной информации прямо действующим законодательством не предусмотрена.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия) (п. 3 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Таким образом, для удовлетворения требований административного истца необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: нарушение административным ответчиком своими действиями (бездействием) требований закона и повлекшее данными действиями (бездействием) нарушение прав и законных интересов административного истца.

В силу п. 1 ч. 9, ч. 10 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.

При таком положении суд приходит к выводу, что требования административного иска являются необоснованными и удовлетворению не подлежат, поскольку административному истцу правомерно отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Принятие Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска решения об отказе Н. в предоставлении испрашиваемого земельного участка, не свидетельствует о нарушении ее права на получение как многодетным гражданином земельного участка в собственность, поскольку указанный отказ не исключают возможность получить Н. земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в ином месте.

Учитывая, что административные исковые требования Н. о возложении обязанности отозвать распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении Р., утвердить схему расположения земельного участка в отношении Н. являются производными от административных исковых требований о признании незаконным отказа Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска Н-2224 от 25 февраля 2021 года в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в удовлетворении которых судом отказано, в данной части административные исковые требования также не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Н. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, Р. о признании незаконным отказа Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска Н-2224 от 25 февраля 2021 года в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в предоставлении земельного участка, возложении обязанности отозвать распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в отношении Р., утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в отношении Н., отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.В. Шевцова