Дело № 3а – 324/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 марта 2017 года город Ростов-на-Дону
Ростовский областной суд в составе
председательствующего судьи Чайка Е.А.,
при секретаре Кирилловой М.Г.,
с участием прокурора Стрельцова Е.М.,
представителей ООО «Химстрой» ФИО1, ФИО2, представителя Собрания депутатов Аксайского городского поселения ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Химстрой» о признании недействующим решения Собрания депутатов Аксайского городского поселения от 11 февраля 2009 года № 38 «Об утверждении Генерального плана Аксайского городского поселения Аксайского района Ростовской области» в части,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Химстрой» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Собрания депутатов Аксайского городского поселения от 11 февраля 2009 года № 38 «Об утверждении Генерального плана Аксайского городского поселения» в части перевода земельного участка с кадастровым номером ... из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населённых пунктов.
В обоснование своих требований административный истец указал, что на основании договора купли-продажи земельного участка от 21 июня 2007 года № __ ООО «Химстрой» приобрело в собственность земельный участок с кадастровым номером ..., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование - под существующими зданиями, площадью ... кв. м, расположенный по адресу: ....
Решением Собрания депутатов Аксайского городского поселения от 11 февраля 2009 года № 38 утверждён Генеральный план Аксайского городского поселения, в соответствии с которым указанный земельный участок включён в границы населённого пункта по адресу: .... При этом в пояснительной записке к Генеральному плану отсутствует информация о переводе спорного участка в земли населённых пунктов; административный истец, как правообладатель земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося на территории Аксайского городского поселения, в тексте Генерального плана не значится.
На основании указанного решения в Государственный кадастр недвижимости были внесены изменения в сведения о земельном участке о его переводе из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли населённых пунктов», что повлекло увеличение его кадастровой стоимости.
Заявитель считает, что оспариваемое решение Собрания депутатов в части перевода указанного земельного участка из одной категории в другую противоречит действующему законодательству и нарушает его права, поскольку перевод произведён с превышением полномочий органа местного самоуправления, без проведения публичных слушаний, без согласия собственника и без согласования с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
По этим основаниям ООО «Химстрой» просит суд признать решение Собрания депутатов Аксайского городского поселения от 11 февраля 2009 года № 38 «Об утверждении Генерального плана Аксайского городского поселения» недействующим в части перевода земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., площадью ... кв. м, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населённых пунктов и отменить его.
В судебном заседании представители административного истца ФИО1 и ФИО2 доводы и требования, изложенные в заявлении, поддержали и просили их удовлетворить, представили письменные дополнения к административному исковому заявлению, которые приобщены к материалам дела.
Представитель Собрания депутатов Аксайского городского поселения Аксайского района Ростовской области ФИО3 административные исковые требования не признала, просила в удовлетворении административного искового заявления отказать.
В письменных отзывах на административное исковое заявление Собрание депутатов Аксайского городского поселения указало, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции, с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования. Утверждённый этим решением Генеральный план Аксайского городского поселения фактически лишь закрепил положения областного закона, которым были утверждены границы Аксайского района и, в том числе, Аксайского городского поселения.
Прокурор, участвующий в деле, полагал, что оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд пришёл к следующим выводам.
Частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 7 сентября 2007 года, ООО «Химстрой» является собственником земельного участка с кадастровым номером ..., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения – под существующими зданиями, площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ....
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 3 марта 2017 года земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ..., площадью ... кв. м, относится к землям населённых пунктов, имеет вид разрешённого использования – под существующими зданиями, и принадлежит на праве собственности ООО «Химстрой».
ООО «Химстрой» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим решение Собрания депутатов Аксайского городского поселения от 11 февраля 2009 года № 38 в части перевода земельного участка с кадастровым номером ... из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населённых пунктов.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ).
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населённых пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населённых пунктов.
При установлении или изменении границ населённых пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населённых пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населённых пунктов независимо от их форм собственности (часть 1 статьи 8 ЗК РФ). Нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (часть 3 статьи 8 ЗК РФ).
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее Закон № 172-ФЗ) установление или изменение границ населённых пунктов, а также включение земельных участков в границы населённых пунктов либо исключение земельных участков из границ населённых пунктов является переводом земель населённых пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населённых пунктов.
Пунктом 3 части 1 статьи 7 Закона № 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случаях, связанных с установлением или изменением черты населённых пунктов.
Вместе с тем в силу положений пункта 2 части 2 статьи 25 ГрК РФ проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, в случаях, когда предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населённых пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населённых пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Необходимыми приложениями к проекту генерального плана являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 11, 12 статьи 24 ГрК РФ).
Суд установил, что Аксайское городское поселение является городским поселением в составе муниципального образования «Аксайский район», расположенного на территории Ростовской области (пункт 2 статьи 1 Устава муниципального образования «Аксайское городское поселение» (далее – Устав)).
Согласно пункту 21 статьи 2 Устава к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов Аксайского городского поселения.
Собрание депутатов Аксайского городского поселения по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными и областными законами, Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Аксайского городского поселения; нормативные правовые акты, принятые Собранием депутатов, подписывает и обнародует Глава Аксайского городского поселения; муниципальные правовые акты, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила и затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования); официальным опубликованием считается первая публикация полного текста муниципального правового акта в периодическом печатном издании, определённом правовым актом Главы Аксайского городского поселения; официальное опубликование нормативных правовых актов Собрания депутатов Аксайского городского поселения производится в течение 30 дней со дня подписания Главой Аксайского городского поселения (пункт 7 статьи 33, пункт 2 статьи 36, пункты 1, 2, подпункт 3 пункта 6 статьи 38 Устава).
Как видно из материалов дела, оспариваемым решением Собрания депутатов Аксайского городского поселения от 11 февраля 2009 года № 38 утверждён Генеральный план Аксайского городского поселения Аксайского района Ростовской области; постановлено направить решение главе Аксайского городского поселения для подписания; указано, что решение подлежит опубликованию в информационном бюллетене «Аксайские ведомости» и вступает в силу с момента его опубликования; контроль за выполнением решения возложен на постоянную комиссию по промышленности, строительству, транспорту, связи, жилищно-коммунального хозяйства, природопользованию Собрания депутатов Аксайского городского поселения.
Указанное решение опубликовано в информационном бюллетене правовых актов органов местного самоуправления Аксайского района «Аксайские ведомости» от 28 февраля 2009 года № 14 (301).
Согласно представленным в дело доказательствам, принятию решения предшествовали публичные слушания.
Так, постановлением главы Аксайского района от 18 июля 2008 года № 958 была создана комиссия по проведению публичных слушаний по проекту генерального плана Аксайского городского поселения, определён период предварительного ознакомления жителей Аксайского городского поселения с проектом генерального плана, место проведения предварительного ознакомления с проектом и обсуждения проекта, предусмотрены места, даты и время проведения публичных слушаний и обязанность опубликовать постановление в районной газете «Победа». Указанное постановление опубликовано в газете «Победа» от 30 июля 2008 года № 138 (8952).
Согласно постановлению главы Аксайского района от 27 августа 2008 года № 1084 о внесении изменений в постановление главы Аксайского района от 18 июля 2008 года № 958, график проведения публичных слушаний по проекту генерального плана Аксайского городского поселения дополнен указаниями на новые места, даты и время их проведения.
Протоколами от 15 августа 2008 года, от 18 августа 2008 года и от 19 августа 2008 года подтверждается факт проведения публичных слушаний по проекту генерального плана Аксайского городского поселения. По результатам публичных слушаний составлено заключение от 29 сентября 2008 года об одобрении проекта генерального плана.
С даты вступления в силу Закона № 131-ФЗ, т.е. с 1 января 2009 года, полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности были переданы от органов местного самоуправления муниципальных районов органам вновь образованных поселений.
Оспариваемое решение об утверждении Генерального плана Аксайского городского поселения Аксайского района Ростовской области принято Собранием депутатов Аксайского городского поселения.
На момент принятия решения Собрания депутатов Аксайского городского поселения от 11 февраля 2009 года № 38 положение о порядке рассмотрения проектов документов территориального планирования и подготовки заключений в Ростовской области принято не было. Такое положение было утверждено постановлением Администрации Ростовской области от 24 марта 2009 года № 121.
Указанное Положение определяло процедуру рассмотрения и подготовки Администрацией Ростовской области сводных заключений о согласовании (об отказе в согласовании) проектов схем территориального планирования Российской Федерации, заключений о согласовании (об отказе в согласовании) проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с Ростовской областью, а также проектов схем территориального планирования муниципальных районов Ростовской области, генеральных планов городских округов, поселений Ростовской области.
Согласно пункту 16 Положения сводное заключение о согласовании (отказе в согласовании) проектов схем территориального планирования муниципальных районов Ростовской области, генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений Ростовской области принимаются на основании заключения уполномоченного органа, подписываются заместителем Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области, курирующим вопросы строительного комплекса, архитектуры и градостроительства, жилищного хозяйства, и направляются заказчику.
Материалами дела подтверждается, что проект генерального плана Аксайского городского поселения согласован Администрацией Ростовской области, что подтверждается сводным заключением от 15 декабря 2010 года № 26.
С учётом изложенного суд приходит к выводу, что порядок подготовки проекта генерального плана Аксайского городского поселения, его согласования, утверждения, вступления в силу соблюдён, решение об утверждении генерального плана принято органом, уполномоченным на его издание.
Судом также установлено, что границы муниципального образования «Аксайское городское поселение», входящего в состав муниципального образования «Аксайский район», ранее уже были установлены статьёй 2 Областного закона Ростовской области от 27 декабря 2004 года № 240-ЗС «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования «Аксайский район» и муниципальных образований в его составе». Приложения № 3 и № 4 к Областному закону содержат карту-схему границы муниципального образования «Аксайское городское поселение» и описание прохождения его границы.
Поэтому в рамках процедуры подготовки и утверждения генерального плана Аксайского городского поселения границы поселения подлежали определению в соответствии с обязательными требованиями вышеуказанного Областного закона. Согласно Генеральному плану Аксайского городского поселения принадлежащий административному истцу земельный участок включён в границы Аксайского городского поселения и расположен в зоне застройки многоэтажной и повышенной этажности общественно-делового и жилого назначения.
В связи с включением спорного земельного участка в границы городского поселения был осуществлён его перевод из земель сельскохозяйственного назначения в земли населённых пунктов,
Довод административного истца о том, что перевод осуществлён с нарушением пункта 4 части 1 статьи 8 ЗК РФ, поскольку перевод из одной категории в другую земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, является несостоятельным, поскольку в силу положений пункта 3 статьи 6 Областного закона Ростовской области от 14 января 2008 года N 853-ЗС «О градостроительной деятельности в Ростовской области» к полномочиям Правительства Ростовской области в сфере градостроительной деятельности относится согласование проектов схем территориального планирования муниципальных районов в Ростовской области, проектов генеральных планов поселений и городских округов в Ростовской области в случаях, установленных федеральным законодательством, и такое согласование в данном случае имело место. Принятие какого-либо отдельного акта о переводе земельных участков из одной категории в другую в порядке, предусмотренном статьёй 3 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую», при утверждении генерального плана поселения не требуется.
Ссылки на незаконность перевода земельного участка из одной категории в другую без согласия собственника не могут быть приняты во внимание, поскольку постановление Главы Аксайского района от 18 июля 2008 года № 958 о проведении публичных слушаний было опубликовано в районной газете «Победа» заблаговременно, 30 июля 2008 года; в целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана в период предварительного ознакомления с проектом орган местного самоуправления поселения организовал выставку, экспозицию демонстрационных материалов проекта генерального плана поселения, до проведения публичных слушаний организовал обсуждение проекта генерального плана с участием администраций Аксайского района и Аксайского городского поселения, разработчиков проекта, жителей населённых пунктов поселения. График проведения публичных слушаний по проекту генерального плана, являющийся приложением к постановлению Главы Аксайского района от 18 июля 2008 года № 958, также был опубликован в печатном средстве массовой информации для всеобщего сведения. При таком положении оснований считать, что заявитель не был уведомлен надлежащим образом о том, что будет разрешаться вопрос об изменении границ поселения и переводе земельных участков из одной категории в другую, у суда не имеется.
Часть 3 статьи 8 Федерального закона № 172-ФЗ предусматривает, что сведения о кадастровых номерах земельных участков, включённых в границы населённых пунктов или исключённых из границ населённых пунктов, в порядке, предусмотренном статьёй 5 данного Федерального закона, направляются в орган кадастрового учёта для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.
В связи с утверждением генерального плана и установлением границ Аксайского городского поселения в порядке информационного взаимодействия Администрация Аксайского городского поселения 6 апреля 2010 года направила в Аксайский отдел Управления Росреестра по Ростовской области список земельных участков, подлежащих переводу в категорию земель населённых пунктов, в числе которых был указан и земельный участок с кадастровым номером ..., принадлежащий административному истцу.
В соответствии с частью 1 статьи 15, частью 2 статьи 17 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» органом кадастрового учёта был осуществлён соответствующий перевод указанного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли населённых пунктов и пересчитана его кадастровая стоимость.
Довод административного истца о том, что орган кадастрового учёта не уведомил его о переводе земельного участка в другую категорию, в рамках рассматриваемого дела об оспаривании нормативного правового акта правового значения не имеет.
Доказательств нарушения прав административного истца решением Собрания депутатов Аксайского городского поселения от 11 февраля 2009 года № 38 суду не представлено, сведений о переводе земельного участка с кадастровым номером ... из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населённых пунктов указанное решение не содержит.
При таком положении суд приходит к выводу, что оспариваемое решение не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, в связи с чем оснований для признания его недействующим в оспариваемой части суд не находит.
С учётом изложенного, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования следует отказать.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Химстрой» о признании недействующим решения Собрания депутатов Аксайского городского поселения от 11 февраля 2009 года № 38 «Об утверждении Генерального плана Аксайского городского поселения Аксайского района Ростовской области» в части отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ростовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Чайка
Решение в окончательной форме принято 3 апреля 2017 года.