ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-325/18 от 29.01.2019 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

дело № 3а-43/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Кондратюка А.В.,

при секретаре Буткиной А.В.,

с участием прокурора Юдина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 29 января 2019 года в г. Сыктывкаре Республики Коми административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 в лице представителя ФИО2 о признании недействующим Генерального плана муниципального образования городского округа «Сыктывкар», утвержденного решением Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 11 декабря 2009 года № 26/12-482, в части установления красных линий,

установил:

решением Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 11 декабря 2009 года № 26/12-482 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городского округа «Сыктывкар» утвержден Генеральный план муниципального образования городского округа «Сыктывкар». Данный нормативный правовой акт опубликован в печатном издании - газете «Панорама столицы», № 48, 21.12.2009.

Решением Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 21 декабря 2015 № 04/2015-63 в Генеральный план муниципального образования городского округа «Сыктывкар», утвержденный решением Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 11 декабря 2009 года № 26/12-482, вносились изменения.

ФИО1 в лице представителя ФИО2 обратился в Верховный Суд Республики Коми с административным исковым заявлением о признании недействующим Генерального плана муниципального образования городского округа «Сыктывкар», утвержденного решением Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 11 декабря 2009 года № 26/12-482, в части установления красных линий в районе здания № 1 по Сысольскому шоссе г. Сыктывкара, в границах которых расположен земельный участок площадью 126 кв.м с кадастровым номером 11:05:0105025:3629. В обоснование заявленных требований указано, что истец является арендатором указанного земельного участка и собственником расположенного на нем здания - склада. Истец обратился в администрацию МО ГО «Сыктывкар» за предоставлением в собственность указанного земельного участка. Письмом от 01.12.2017 № 71/118486 ФИО1 отказано в предоставлении в собственность данного земельного участка, поскольку этот земельный участок расположен в границах красных линий Октябрьского проспекта. Истец полагает, что оспариваемый Генеральный план МО ГО «Сыктывкар» в части установления красных линий противоречит положениям статей 3, 18, 23, 30, 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года № 18-30, поскольку красные линии отражены в генеральном плане МО ГО «Сыктывкар» с нарушением требуемой процедуры, произвольно, без разработки специального проекта и проектов детальной планировки территорий, что накладывает ограничение на эксплуатацию земельного участка, а также препятствует ФИО1 реализовать право на получение в собственность данного земельного участка.

Представитель административного истца ФИО1 - ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В судебном заседании административный истец ФИО1 административные исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, указав, что оспариваемый в части нормативный правовой акт - Генеральный план муниципального образования городского округа «Сыктывкар» принят уполномоченным органом, опубликован в установленном законом порядке и не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица – администрации МО ГО «Сыктывкар» ФИО4 с административным иском не согласился, просил в его удовлетворении отказать, поддержав позицию административного ответчика.

Выслушав административного истца ФИО1, представителя административного ответчика Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» ФИО3, представителя заинтересованного лица – администрации МО ГО «Сыктывкар» ФИО4, заслушав заключение прокурора Юдина А.В., полагавшего, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Генеральный план городского округа является одним из документов территориального планирования муниципального образования (пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации). При этом территориальное планирование представляет собой планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Данной норме корреспондирует статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающая, что одними из принципов функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства являются обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечения свободы такого участия.

Регламентация градостроительной деятельности, как указывает Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 28 марта 2017 года № 10-П, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.

Из совокупного анализа приведенных норм в системном единстве следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территорий документы территориального планирования призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.

Таким образом, приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования.

При этом суд учитывает правовые позиции Европейского Суда по правам человека, согласно которым политика городского планирования, обустройства территории предоставляет государству более широкую свободу усмотрения, чем это имеет место при регулировании исключительно гражданских прав, в частности, посредством контролирования правового режима собственности в целях публичной пользы и всеобщего интереса.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 8, частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план городского округа, в том числе внесение в него изменений, утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генерального плана городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.

Муниципальное образование на территории города Сыктывкара с подчиненной ему территорией имеет статус городского округа. Административным центром муниципального образования городского округа на территории города Сыктывкара с подчиненной ему территорией является город республиканского значения Сыктывкар (статья 5 Устава муниципального образования городского округа «Сыктывкар», статья 23 Закона Республики Коми от 05.03.2005 № 11-РЗ «О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми»).

В соответствии со статьей 29 Устава муниципального образования городского округа «Сыктывкар» представительным органом муниципального образования городского округа «Сыктывкар» является Совет муниципального образования городского округа «Сыктывкар».

Частью 3 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Пунктом 8 статьи 60 Устава муниципального образования городского округа «Сыктывкар» предусмотрено, что решения Совета городского округа, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию в печатном средстве массовой информации, установленном Советом городского округа, не позднее месяца со дня их принятия.

В соответствии с решением Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 28.09.2010 № 34/09-597 «О печатном средстве массовой информации органов местного самоуправления муниципального образования городского округа «Сыктывкар» газета «Панорама столицы» является печатным средством массовой информации органов местного самоуправления муниципального образования городского округа «Сыктывкар» для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования городского округа «Сыктывкар» официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования городского округа «Сыктывкар», о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт - Генеральный план муниципального образования городского округа «Сыктывкар», утвержденный решением Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 11 декабря 2009 года № 26/12-482, опубликованный в печатном издании - газете «Панорама столицы», № 48, 21.12.2009, принят уполномоченным органом местного самоуправления в установленной форме, подписан главой муниципального образования, официально опубликован для всеобщего сведения и по этим основаниям не оспаривается.

Как усматривается из материалов дела, ФИО1 является арендатором земельного участка с кадастровым номером 11:05:0105025:3629, площадью 126 кв.м, расположенного по адресу: <...>, с разрешенным использованием: склады, сроком аренды до 25.07.2022, на основании договора аренды земельного участка от 25 июля 2017 года № 01/17-130, договора безвозмездной уступки права аренды земельного участка от 15 августа 2017 года. Данные договоры зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости 22.08.2017. На арендованном земельном участке расположен объект недвижимости - здание склада с кадастровым номером 11:05:0105025:526, принадлежащий на праве собственности ФИО1

При этом земельный участок с кадастровым номером 11:05:0105025:3629 образован 15.06.2017 и поставлен на кадастровый учет 20 июня 2017 года с видом разрешенного использования «склады» после утверждения оспариваемого Генерального плана муниципального образования городского округа «Сыктывкар».

Согласно подпункту «б» пункта 1, пункту 3 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на картах, утверждаемых в составе генерального плана муниципального образования, отображаются автомобильные дороги местного значения, а также границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

В силу части 11 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, со статьей 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках природных объектов в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями общего пользования. В частности, к таким территориям относятся площади, улицы, автомобильные дороги и проезды.

Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), которые утверждаются в составе проекта планировки территории (подпункт «а» пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также проекта межевания территории (пункты 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Действующий с 9 июня 2017 г. порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, утвержденный приказом Минстроя России от 25 апреля 2017 г. № 742/пр, также предусматривает, что красные линии считаются установленными или отмененными со дня утверждения проекта планировки территории или в случае, предусмотренном пунктом 1.9 Порядка, со дня утверждения проекта межевания территории (пункт 1.7 Порядка).

Проект планировки территории и проект межевания территории относятся к документации по планировке территории, которая подготавливается в целях реализации положений документов территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и утверждается главой местной администрации поселения или главой местной администрации городского округа (часть 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как следует из приведенных выше положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, полномочиями на утверждение генерального плана и документации по планировке территории муниципального образования наделены различные органы местного самоуправления, назначение данных документов не совпадает. Отображение на картах генерального плана местоположения линейных объектов местного значения, в том числе автомобильных дорог, не равнозначно определению границ территорий, занятых такими объектами, которые обозначаются красными линиями на отдельных чертежах (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий), утверждаемых в составе документации по планировке территории.

Такое толкование учитывает позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 25 февраля 2016 г. № 242-О, о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.

Кроме того, согласно инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя Российской Федерации от 6 апреля 1998 г. № 18-30 «РДС 30-201-98» (далее - Инструкция), действовавшей на дату принятия Генерального плана муниципального образования городского округа «Сыктывкар», а в настоящий момент применяемой в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации, проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается в составе градостроительной документации либо в виде отдельного документа. При этом вне зависимости от способа его утверждения проект красных линий выполняется в виде отдельного чертежа, после утверждения которого красные линии переносятся органами архитектуры и градостроительства на планшеты топоподосновы в масштабе 1:2000, охватывающие территорию всего поселения, и закрепляются на ней как сводный план красных линий. В том случае, если красные линии установлены до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий, чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождаются указанием на необходимость последующей детальной разработки (пункты 3.8, 4.1, 4.2, 4.3, 4.5, 4.7 и 4.8 Инструкции).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что проект планировки территории, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером 11:05:0105025:526, не утверждался. В материалы дела не представлено доказательств принятия главой администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» отдельного решения об установлении красных линий автодороги, проходящих через названный земельный участок.

В составе Генерального плана муниципального образования городского округа «Сыктывкар» не утверждалось отдельного плана красных линий и разбивочного чертежа красных линий, из карт, утвержденных в составе Генерального плана муниципального образования городского округа «Сыктывкар», не усматривается, что на них отображены красные линии.

В данном случае на картах, утвержденных в составе Генерального плана муниципального образования городского округа «Сыктывкар», красные линии, в том числе обозначающие границы существующей и планируемой автодорог, не обозначены ни графически, ни при помощи поясняющих подписей.

Представленная в материалы дела схема расположения красных линий в районе здания № 1а по Сысольскому шоссе г. Сыктывкара Республики Коми с отображением на ней красных линий не утверждалась в составе Генерального плана муниципального образования городского округа «Сыктывкар» и, следовательно, не является доказательством того, что красные линии отображены на картах названного документа территориального планирования.

Таким образом, поскольку Генеральный план муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации не является документом, которым утверждается расположение красных линий, и фактически не содержит оспариваемых положений в части обозначения красных линий, суд приходит к выводу, что правовых оснований для признания Генерального плана муниципального образования городского округа «Сыктывкар» противоречащим актам большей юридической силы не имеется.

При таких обстоятельствах оспариваемый нормативный правовой акт - Генеральный план муниципального образования городского округа «Сыктывкар», принятый уполномоченным органом с соблюдением формы (вида), процедуры принятия, правил введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в газете «Панорама столицы», где был ранее опубликован нормативный правовой акт.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 в лице представителя ФИО2 о признании недействующим Генерального плана муниципального образования городского округа «Сыктывкар», утвержденного решением Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 11 декабря 2009 года № 26/12-482, в части установления красных линий, отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в газете «Панорама столицы», где был ранее опубликован нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья - А.В. Кондратюк

В окончательной форме решение изготовлено 1 февраля 2019 года.

...

Копия верна: судья - А.В. Кондратюк