ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-32/16 от 10.06.2016 Омского областного суда (Омская область)

Дело № 3а-32/16

Омский областной суд

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский областной суд в составе

председательствующего судьи Ершовой Л.А.

при секретаре Каревой Е.А.

с участием прокурора Даниловой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 10 июня 2016 г. в городе Омске административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Совету Муромцевского городского поселения Муромцевского муниципального района Омской области о признании недействующим в части решения Совета Муромцевского городского поселения Муромцевского муниципального района Омской области от 12 декабря 2014 г. № 40 «Об утверждении Генерального плана Муромцевского городского поселения Муромцевского муниципального района Омской области»,

у с т а н о в и л:

решением Совета Муромцевского городского поселения Муромцевского муниципального района Омской области от 12 декабря 2014 г. № 40 утвержден Генеральный план Муромцевского городского поселения Муромцевского муниципального района Омской области (том <...> л.д.<...>).

Указанное решение опубликовано в периодическом печатном издании «Муромцевский вестник» от 15 декабря 2014 г. №14(3) (том <...> л.д.<...>).

Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании данного решения в части.

В обоснование требований административный истец указал, что оспариваемым нормативным правовым актом в границы населенного пункта районный поселок Муромцево включены:

- земельные участки Муромцевского сельского участкового лесничества (урочище «бывший совхоз «Муромцевский») в квартале 1 выделы 21-30, 32, 47-49, 51, 56, 58, 64 часть, 66-72, в квартале 2 выделы 10 часть, 16 часть, 21 часть, 22, 23, 46 часть, 50, 61 часть, 62 часть, 63-65, 67, 71 часть, в квартале 5 выдел 13, 14 часть, 21-23, 32-34, 36, 37 часть, 62, в квартале 6 выделы 1-4, 5 часть, 6-13, в квартале 9 выделы 1, 3-18, 19 часть, 20-26, 27 часть, 28-30, 31-33 часть, в квартале 10 выделы 1-14, 20 часть, 21, 22, 23 часть, 24, 25, 26, 27 часть, 28, в квартале 11 выделы 2, 63, 64 часть, 81 часть, 82, 83 часть, 153, в квартале 12 выдел 1 часть, в квартале 14 выделы 1 часть, 2 часть, 9 часть,

-земельные участки Муромцевского участкового лесничества в квартале 45 выделы 1 часть, 2 часть, 3-8, 9 часть, 11 часть, 17 часть, 20, 23 часть, 25-28 часть, 29, 30, 31 часть, 32-34, 35 часть, 36 часть, 38, 40, 41 часть, 43 часть, 44 часть, в квартале 46 выдел 34 часть, в квартале 50 выделы 17 часть, 18-20, 24, 25 часть, 26, 30, 31, 34 часть, в квартале 51 выделы 22 часть, 24 часть, 25 часть, 26 часть, 27, в квартале 52 выделы 1, 2, 3-11 часть, 12 часть, 13-15, 16 часть, 17-53, 54 часть, 55, 56, 57 часть, 59, 60 часть, 64, 68-70, 71 часть, 73 часть, 74 часть, в квартале 54 выделы 2, 3 часть, 6, 15 часть, 16 часть, 36 часть, 69 часть, 70 часть, в квартале 83 часть выделов 1, 3, 7, 8, 23, в квартале 87 выделы 1-10, 11 часть, 12-15, 16 часть, 17, 18 часть, 19-21, в квартале 88 выделы 1-11, 12 часть, 13-26, 28, в квартале 89 выдел 29,

-земельные участки Муромцевского сельского участкового лесничества (урочище «бывший совхоз им. Мичурина») в квартале 7 выделы 48 часть, 50 часть, 51 часть, 94, 95 часть, в квартале 11 выделы 27 часть, 136, 160 часть.

Кроме того, в границы населенного пункта деревня Плотбище включены земельные участки земель Муромцевского сельского участкового лесничества (урочище «бывшее подсобное хозяйство «Дружба») в квартале 37 выделы 29-34, в квартале 43 выделы 40, 41, 49, 55, 64, в квартале 44 выдел 25.

При принятии оспариваемого решения согласование проекта генерального плана в части включения в границы населенного пункта вышеуказанных лесных участков из состава земель лесного фонда с Рослесхозом не обеспечено, что является нарушением требований статей 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Ссылаясь на нарушение приведенных норм, а также положений Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации», Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований», административный истец просил признать оспариваемое решение недействующим в части включения в границы Муромцевского городского поселения Муромцевского муниципального района Омской области перечисленных земельных участков Муромцевского сельского участкового лесничества и Муромцевского участкового лесничества. Одновременно заявил требование о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости и указании границ населенных пунктов Муромцевского городского поселения Муромцевского муниципального района по границам соприкосновения с границами лесных участков Муромцевского и Муромцевского сельского участковых лесничеств (том <...> л.д.<...>).

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержал заявленные требования в части признания недействующим решения Совета Муромцевского городского поселения Муромцевского муниципального района Омской области от 12 декабря 2014 г. № 40 «Об утверждении Генерального плана Муромцевского городского поселения Муромцевского муниципального района Омской области».

Представитель административного ответчика - Совета Муромцевского городского поселения Муромцевского муниципального района Омской области ФИО2 против удовлетворения требования возражал, ссылаясь на выполнение обязанности уведомить Министерство регионального развития Российской Федерации о размещении проекта генерального плана на официальном сайте федеральной государственной информационной системы территориального планирования. Поскольку в установленный срок от федеральных органов возражений на генеральный план не поступило, проект считается согласованным (письменный отзыв – том <...> л.д. <...>).

Представитель Главного управления лесного хозяйства Омской области ФИО3, представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» - директор Омского филиала ФИО4, представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области ФИО5 требования административного истца поддержали (письменные отзывы – том <...> л.д.<...>, том <...> л.д.<...>).

Представитель Администрации Муромцевского муниципального района Омской области ФИО6, представитель ЗАО «Центр геодезических технологий» ФИО7 против удовлетворения заявленных требований возражали (письменные отзывы – том <...> л.д.<...>).

Представитель Управления Россрестра по Омской области ФИО8 полагала требования подлежащими разрешению на усмотрение суда в зависимости от установленных юридически значимых обстоятельств (письменный отзыв – том <...> л.д.<...>).

Представители Федерального государственного бюджетного учреждения «ФКП Россрестра» по Омской области, Администрации Муромцевского городского поселения Муромцевского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимали.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, опросив специалистов, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Даниловой А.А., полагавшей требование о признании недействующим в части решения Совета Муромцевского городского поселения Муромцевского муниципального района Омской области от 12 декабря 2014 г. № 40 «Об утверждении Генерального плана Муромцевского городского поселения Муромцевского муниципального района Омской области» подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено утверждение генеральных планов поселения.

Муниципальное образование – Муромцевское городское поселение Омской области имеет правовой статус городского поселения, территория поселения входит в состав территории Муромцевского муниципального района (статьи 1, 2 Устава Муромцевского городского поселения Муромцевского муниципального района Омской области). Статьями 22, 24 Устава предусмотрено, что представительным органом городского поселения является Совет, который по вопросам его компетенции принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского поселения.

К компетенции Совета городского поселения отнесено принятие предусмотренных настоящим Уставом решений, связанных с изменением границ городского поселения (пункт 13 части 1 статьи 23 Устава) (том 1 л.д.102-139).

В соответствии с положениями части 1 статьи 18, части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения является документом территориального планирования и содержит, в частности, карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.

Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что все земли по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных, категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В силу статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

Такой порядок утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований» (далее - Порядок).

Согласно пункту 2.1 Порядка уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе направляется органом, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, в Министерство регионального развития Российской Федерации в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1.2 Порядка срок для согласования проекта документа территориального планирования исчисляется со дня поступления в органы, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее - информационная система) и составляет 3 месяца в соответствии со статьями 21 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Результаты согласования проекта документа территориального планирования органами, указанными в пункте 2.1 настоящего Порядка, оформляются в виде заключения. Заключение содержит положения о согласии с представленным проектом документа территориального планирования или несогласии с таким проектом с обоснованием принятых решений (далее - заключение).

По правилам пункта 2.2 Порядка Министерство регионального развития Российской Федерации в трехдневный срок с момента получения уведомления уведомляет федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности (далее - федеральные органы), о размещении проекта документа территориального планирования в информационной системе.

Министерство регионального развития Российской Федерации осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов.

При поступлении в Министерство регионального развития Российской Федерации хотя бы от одного федерального органа заключения о несогласии с проектом документа территориального планирования Министерство проводит согласительное совещание с представителями федеральных органов в целях выработки единой позиции по проекту документа территориального планирования (пункт 2.3 Порядка).

В случае если вопросы, содержащиеся в заключении о несогласии с проектом документа территориального планирования, не были урегулированы на согласительном совещании, Министерство регионального развития Российской Федерации готовит сводное заключение о несогласии с проектом документа территориального планирования.

Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений (пункт 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 736).

Пунктом 4 указанного Постановления Правительства Российской Федерации предусмотрено, что Федеральное агентство лесного хозяйства до 1 января 2015 г. согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земель лесного фонда (за исключением случаев, если полномочия по распоряжению лесными участками переданы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, органу государственной власти субъекта Российской Федерации).

Под лесным участком понимается земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса; лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (статья 7, часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, при включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта необходимо обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства.

Как установлено в судебном заседании, оспариваемым генеральным планом в границы Муромцевского городского поселения Муромцевского муниципального района Омской области, населенный пункт районный поселок Муромцево включены перечисленные административным истцом земельные участки Муромцевского сельского участкового лесничества (урочище «бывший совхоз «Муромцевский»), Муромцевского участкового лесничества, Муромцевского сельского участкового лесничества (урочище «бывший совхоз им. Мичурина»), в границы населенного пункта деревня Плотбище - земельные участки земель Муромцевского сельского участкового лесничества (урочище «бывшее подсобное хозяйство «Дружба»).

Данное обстоятельство подтверждено заключением Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» от 21 марта 2016 г., основанным на результатах картографического наложения материалов лесоустройства на карту (схему) границ населенных пунктов, входящих в состав поселения (том <...> л.д.<...>).

Право собственности Российской Федерации на спорные лесные участки подтверждено представленными свидетельствами о государственной регистрации права и выпиской из государственного лесного реестра (том <...> л.д.<...>, том <...> л.д<...>).

Анализируя вышеназванные доказательства в совокупности, суд находит установленным факт включения лесных участков земель лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация, в границы населенных пунктов Муромцевского городского поселения.

Указанное обстоятельство административным ответчиком не оспаривалось, подтверждены доводы административного истца в указанной части и разработчиком проекта Генерального плана – ЗАО «Центр геодезических технологий».

Возражая против удовлетворения иска, административный ответчик указал на соблюдение процедуры принятия оспариваемого решения, ссылаясь на выполнение обязанностей, предусмотренной частью 7 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 2.1 Порядка, утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. № 69. В подтверждение доводов в материалы дела представлено письмо Главы Муромцевского городского поселения в адрес Заместителя Министра регионального развития (исх №339/02-15 от 1 июля 2014 г.) о размещении проекта генерального плана на официальном сайте федеральной государственной информационной системы территориального планирования (том <...> л.д.<...>). Поскольку возражений в установленный срок не поступило, административный ответчик в соответствии с частью 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации посчитал данный проект согласованным.

Данные доводы не могут быть признаны состоятельными, поскольку несоблюдение установленной процедуры согласования перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов при установлении либо изменении границ населенных пунктов влечет признание таких нормативных правовых актов не соответствующими требованиям федерального законодательства и недействующими (часть 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).

Административным истцом в материалы дела представлено письмо Заместителя руководителя Рослесхоза в адрес Министерства регионального развития Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу (исх.АЖ-11-32/9161 от 1 августа 2014 г.) с отказом в согласовании проекта генерального плана Муромцевского городского поселения Муромцевского муниципального района Омской области (том <...> л.д.<...>).

15 августа 2014 г. информация об отсутствии согласования генерального плана направлена Департаментом лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу в адрес начальника Главного управления лесного хозяйства по Омской области (том <...> л.д.<...>).

Министерство экономического развития Российской Федерации по запросу суда сообщило об отсутствии информации о направлении Минрегионом России уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана в Рослесхоз, а также о завершении процедуры согласования и выдаче сводного заключения на проект генерального плана (том <...> л.д.<...>).

Минстрой России проинформировал суд о непоступлении в период осуществления указанным министерством функций по согласованию проектов генеральных планов поселений (с 7 октября 2014 г. по 17 июня 2015 г.) обращений от муниципальных образований Омской области с просьбой о согласовании генеральных планов (том <...> л.д.<...>).

Изложенное свидетельствует о том, что включение земель лесного фонда в земли населенных пунктов Муромцевского городского поселения произведено при наличии возражений Рослесхоза, что с очевидностью свидетельствует о нарушении процедуры согласования перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов.

В связи с наличием возражений уполномоченного федерального органа – Рослесхоза неполучение органом местного самоуправления в установленный трехмесячный срок заключения Министерства регионального развития Российской Федерации на проект генерального плана не может расцениваться как согласование проекта генерального плана.

Доводы административного ответчика о том, что в границах лесных участков, включение которых в границы населенных пунктов оспаривает Рослесхоз, находятся земельные участки, принадлежащие на праве собственности гражданам, не изменяют существа спорного правоотношения.

Право собственности Российской Федерации на лесные участки, включенные в границы населенных пунктов Муромцевского городского поселения, возникло в силу прямого указания в законе, в установленном порядке не оспорено, подтверждено представленными правоустанавливающими документами. С учетом приведенных выше норм включение указанных лесных участков в границы населенных пунктов в любом случае требовало согласования с Рослесхозом.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

признать недействующим со дня вступления настоящего решения в силу решение Совета Муромцевского городского поселения Муромцевского муниципального района Омской области от 12 декабря 2014 года № 40 «Об утверждении Генерального плана Муромцевского городского поселения Муромцевского муниципального района Омской области» в части включения в границы Муромцевского городского поселения Муромцевского муниципального района Омской области земельных участков земель лесного фонда:

-в границы населенного пункта районный поселок Муромцево:

-земельных участков Муромцевского сельского участкового лесничества (урочище «бывший совхоз «Муромцевский») в квартале 1 выделы 21-30, 32, 47-49, 51, 56, 58, 64 часть, 66-72, в квартале 2 выделы 10 часть, 16 часть, 21 часть, 22, 23, 46 часть, 50, 61 часть, 62 часть, 63-65, 67, 71 часть, в квартале 5 выдел 13, 14 часть, 21-23, 32-34, 36, 37 часть, 62, в квартале 6 выделы 1-4, 5 часть, 6-13, в квартале 9 выделы 1, 3-18, 19 часть, 20-26, 27 часть, 28-30, 31-33 часть, в квартале 10 выделы 1-14, 20 часть, 21, 22, 23 часть, 24, 25, 26, 27 часть, 28, в квартале 11 выделы 2, 63, 64 часть, 81 часть, 82, 83 часть, 153, в квартале 12 выдел 1 часть, в квартале 14 выделы 1 часть, 2 часть, 9 часть,

-земельных участков Муромцевского участкового лесничества в квартале 45 выделы 1 часть, 2 часть, 3-8, 9 часть, 11 часть, 17 часть, 20, 23 часть, 25-28 часть, 29, 30, 31 часть, 32-34, 35 часть, 36 часть, 38, 40, 41 часть, 43 часть, 44 часть, в квартале 46 выдел 34 часть, в квартале 50 выделы 17 часть, 18-20, 24, 25 часть, 26, 30, 31, 34 часть, в квартале 51 выделы 22 часть, 24 часть, 25 часть, 26 часть, 27, в квартале 52 выделы 1, 2, 3-11 часть, 12 часть, 13-15, 16 часть, 17-53, 54 часть, 55, 56, 57 часть, 59, 60 часть, 64, 68-70, 71 часть, 73 часть, 74 часть, в квартале 54 выделы 2, 3 часть, 6, 15 часть, 16 часть, 36 часть, 69 часть, 70 часть, в квартале 83 часть выделов 1, 3, 7, 8, 23, в квартале 87 выделы 1-10, 11 часть, 12-15, 16 часть, 17, 18 часть, 19-21, в квартале 88 выделы 1-11, 12 часть, 13-26, 28, в квартале 89 выдел 29,

-земельных участков Муромцевского сельского участкового лесничества (урочище «бывший совхоз им. Мичурина») в квартале 7 выделы 48 часть, 50 часть, 51 часть, 94, 95 часть, в квартале 11 выделы 27 часть, 136, 160 часть,

- в границы населенного пункта деревня Плотбище земельных участков земель Муромцевского сельского участкового лесничества (урочище «бывшее подсобное хозяйство «Дружба») в квартале 37 выделы 29-34, в квартале 43 выделы 40, 41, 49, 55, 64, в квартале 44 выдел 25.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Ершова Л.А.