18OS0000-01-2021-000215-79
дело № 3а-333/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«11» ноября 2021 года г. Ижевск УР
Верховный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Чегодаевой О.П., при секретаре Степановой А.Н.,
с участием представителя административного ответчика Н.Н.Ю. (действующей на основании доверенности от 30 декабря 2020 года №131 сроком действия по 31 декабря 2021 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С.А.В. о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Удмуртской Республики,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец С.А.В. обратился в суд с административным иском к Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики (далее Минимущества УР), Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Удмуртской Республики (далее Комиссия), которым просит признать незаконным и отменить решение Комиссии от 26 июня 2020 года и обязать осуществить перерасчет кадастровой стоимости объекта недвижимости: нежилого помещения общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу <адрес>, кадастровый № в соответствии с отчетом оценки от ДД.ММ.ГГГГ№.
Требование мотивировано тем, что административный истец является собственником указанного нежилого помещения. Кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в размере <данные изъяты> руб. Полагает ее не соответствующей действительности, поскольку при ее определении не проводился анализ рыночных характеристик аналогичных объектов недвижимости. Реальная кадастровая стоимость составляет <данные изъяты> руб. согласно отчету об оценке от ДД.ММ.ГГГГг. №, выполненному ИП В.Д.М. Ранее истцом подано заявление в Комиссию, по результатам рассмотрения вынесено решение об отклонении заявления С.А.В. Вынесенное решение полагает незаконным и необоснованным, принятым по формальным основаниям.
Определением суда от 23 сентября 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Удмуртской Республики, Бюджетное учреждение Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества».
Будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте рассмотрения дела административный истец, представитель Комиссии, представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, в связи с чем и в соответствии со ст. 247 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Правительства Удмуртской Республики, Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики Н.Н.Ю. полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению, указала на соблюдение Комиссий требований действующего законодательства и пропуск административным истцом срока обращения в суд с административным исковым заявлением.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела и предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что административный истец является собственником объекта недвижимости – нежилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., этаж №, этаж №, этаж №, этаж №, кадастровый №, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>.
Согласно выписке ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость Объекта установлена в размере <данные изъяты> рублей. Указанная кадастровая стоимость рассчитана на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ№ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в с суде или комиссии.
В случае если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.
Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. Порядок голосования комиссии устанавливается порядком создания и работы комиссии.
В течение пяти рабочих дней с даты принятия по результатам рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости соответствующего решения комиссия уведомляет об этом лицо, обладающее правом на объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости.
Решения комиссии могут быть оспорены в суде.
ДД.ММ.ГГГГС.А.В. обратился в Комиссию с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости и представил отчет об оценке объекта оценки № от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Отчет №), выполненный независимым оценщиком оценка имущества «<данные изъяты>» - ИП В.Д.М., согласно которому рыночная стоимость Объекта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> рублей.
Решением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ заявление С.А.В. отклонено в связи с тем, что Отчет № не соответствует требованиям федеральных стандартов оценки и ст. 11 Закона об оценочной деятельности.
Данная Комиссия была создана в соответствии с положениями ст.22 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», распоряжением Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от 04 декабря 2018 года №2112-р «О порядке создания комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Удмуртской Республики», приказом Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от 28 декабря 2018 года №112. Этим же приказом был утвержден состав Комиссии и возложены полномочия секретаря Комиссии.
Приказом Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от 5 марта 2020 года № 21 утвержден новый порядок создания комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Удмуртской Республики, в связи с чем приказом от 6 марта 2020 года № 25 в приказ №112 от 28 декабря 2018 года внесены изменения, в том числе в части субъектного состава комиссии.
Порядок работы Комиссии регламентирован приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 ноября 2017 года № 620 «Об утверждении Порядка работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости» (редакция, действующая на момент принятия оспариваемого решения).
В соответствии с Порядком работы комиссии:
- заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов (п.3);
- голосование по всем вопросам проводится открыто в присутствии лиц, принимавших участие в заседании комиссии. При голосовании мнение членов комиссии выражается словами «за» или «против». Члены комиссии не вправе воздерживаться от голосования. Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов решение комиссии считается принятым в пользу заявителя. Голосование проводится (решение принимается) по каждому объекту недвижимости отдельно. Делегирование членами комиссии своих полномочий иным лицам не допускается (п. 5);
- при поступлении заявления об оспаривании секретарь комиссии проверяет приложенные к заявлению об оспаривании документы на предмет соблюдения требований части 9 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке. Заявление об оспаривании не принимается к рассмотрению без приложения указанных в части 9 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке документов в соответствии с частью 10 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке. В случае выявленного несоответствия заявления об оспаривании части 9 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке комиссия в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления об оспаривании информирует заявителя письмом с мотивированным обоснованием непринятия такого заявления за подписью председателя комиссии или заместителя председателя комиссии (п.9);
- в соответствии с частью 15 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке комиссия вправе принять: 1) решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости; 2) решение об отклонении заявления об оспаривании (п.10);
- решение об отклонении заявления об оспаривании комиссия принимает в случаях, если содержание отчета об оценке рыночной стоимости, приложенного к такому заявлению, не соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и (или) если такой отчет об оценке не соответствует требованиям к составлению и (или) содержанию отчета об оценке и (или) требованиям к информации, используемой в отчете об оценке, и (или) требованиям к проведению оценки недвижимости, установленным федеральными стандартами оценки (п.14);
- комиссия в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления об оспаривании в соответствии с частью 13 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке направляет уведомление о его поступлении и принятии к рассмотрению с указанием даты рассмотрения заявителю, собственнику объекта недвижимости и в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются (п.12).Заседание Комиссии по рассмотрению заявления С.А.В. было назначено на ДД.ММ.ГГГГ. На заседании Комиссии с участием 10 членов: Б.А.А., М.В.М., Б.А.В., Л.О.В., С.Б.Е., С.К.А., С.И.Л., Т.Г.Р., Т.А.А., Ф.З.З., при секретаре Л.И.А. принято решение об отклонении заявления С.А.В., так как десять присутствующих на заседании Комиссии членов проголосовали «за» - отклонение.
Нарушения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия Комиссии на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения и содержание оспариваемого решения, в ходе рассмотрения дела не установлено.
Однако, проанализировав приведенные выше нормы права и установленные обстоятельства, руководствуясь разъяснениями, содержащимися в п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд усматривает основания для признания решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы С.А.В.
Как следует из протокола заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, содержания оспариваемого решения и приложенных административным истцом документов (выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости) предметом оспаривания в Комиссии являлась кадастровая стоимости объекта недвижимости в размере <данные изъяты> рублей, которая определена БУ УР «ЦКО БТИ» актом определения кадастровой стоимости № от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, из представленного С.А.В. на рассмотрение Комиссии отчета об оценке объекта оценки № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного независимым оценщиком оценки имущества «<данные изъяты>» - ИП В.Д.М., рыночная стоимость спорного Объекта в размере <данные изъяты> рублей определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ Комиссией принято решение об отклонении заявления С.А.В. на основании анализа отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленного не на дату определения оспариваемой кадастровой стоимости, а следовательно не относящегося к оспариваемому предмету и не подлежащего оценке. Выявленные в результате анализа такого отчета обстоятельства не могли быть положены в основу решения Комиссии при рассмотрении спора о кадастровой стоимости объекта недвижимости на определенную дату, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для принятия оспариваемого решения.
Позиция административного ответчика в части того, что фактически выявленные замечания являются достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, основана на неверном толковании норм права.
Административным ответчиком заявлено ходатайство о применении последствий пропуска С.А.В. срока для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Абзацем 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 135-ФЗ) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Решения комиссии могут быть оспорены в суде (абзац 36 статьи 24.18 Федерального закона №135-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости рассматривается по общим правилам главы 22 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных главой 25 настоящего кодекса.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела усматривается, что оспариваемое решение Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ получено представителем С.А.В. – С.М.А.ДД.ММ.ГГГГ. Сведений о получении копии оспариваемого решения самим С.А.В., либо иных доказательств которые бы с объективной степенью достоверности позволяли суду прийти к выводу об осведомленности С.А.В. о принятом решении в период превышающий трехмесячный срок к моменту его обращения в суд, материалы дела не содержат. Доводы административного ответчика об отсутствии процессуальной обязанности вручения копии оспариваемого решения комиссии заявителю не дают суду оснований прийти к иному выводу, поскольку вопреки требованиям ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности уведомление представителя, не свидетельствует о надлежащем исполнении обязанности уведомить о принятом решении лицо, обладающее правом на объект недвижимости. При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для применения предусмотренных ч.8 ст. 219 КАС РФ последствий пропуска срока исковой давности.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения органа, организации наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемого решения незаконным, если суд признает его не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Учитывая допущенные нарушения норм материального права, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Комиссии нельзя признать законным. Оспариваемое решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ нарушает права и законные интересы С.А.В. как собственника объекта недвижимости, в отношении которого Комиссией рассмотрен вопрос и принято решение.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» результатом оспаривания решения Комиссии об отклонении заявления может являться признание судом заявления об оспаривании такого решения обоснованным, а после 15 сентября 2015 года - признание решения Комиссии не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца (глава 22 КАС РФ). При этом в резолютивной части решения суд указывает на необходимость устранения допущенных нарушений путем повторного рассмотрения ранее поданного заявления (пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).
В этой связи оспариваемое решение Комиссии подлежит отмене, а заявление С.А.В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером 18:26:020026:5814 направлению на новое рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление С.А.В. о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Удмуртской Республики при Министерстве имущественных отношений Удмуртской республики от ДД.ММ.ГГГГ об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости – нежилого помещения общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу <адрес>, кадастровый № удовлетворить.
Признать решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы С.А.В.
Обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Удмуртской Республике в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца повторно рассмотреть заявление С.А.В. от ДД.ММ.ГГГГ о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию – Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы.
Мотивированное решение составлено «25» ноября 2021 года.
Судья О.П. Чегодаева