ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-334/2017 от 10.04.2017 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3а-334/2017

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего Никулиной И.А.

при секретаре Давыдовой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 10 апреля 2017 года административное дело по административному иску ФИО1 <данные изъяты> о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области о возвращении заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости и обязании принять заявление к рассмотрению,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 <данные изъяты> обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области (далее – Комиссия) от 17 января 2017 года о возвращении заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, и обязании принять данное заявление к рассмотрению.

Требования мотивированы тем, что ФИО1 <данные изъяты> является арендатором земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: обслуживание автотранспорта (для строительства гаражного бокса), право аренды подтверждается договором аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку результатами определения кадастровой стоимости земельного участка затрагиваются права и обязанности ФИО1 <данные изъяты>. как арендатора данного объекта недвижимости на установление и оплату арендной платы в экономически обоснованном размере, он 29 декабря 2016 года обратился в Комиссию с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

Комиссией поданное П-вым <данные изъяты> заявление было возвращено вместе с приложенными документами, о чем ему было сообщено уведомлением № 09/00631 от 17 января 2017 года. Основанием для возвращения заявления послужило отсутствие в числе приложенных документов нотариально заверенной копии правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа.

Возвращение заявления ФИО1 <данные изъяты> считает незаконным, поскольку по причине невозможности изготовления нотариальной копии, им в Комиссию был представлен подлинный договор аренды земельного участка № 6057 от 23.10.2015 г., который имеет большую юридическую силу, нежели его копия, однако необоснованно не был принят Комиссией к рассмотрению.

В судебное заседание административный истец не явился, извещен о времени и месте судебного заседания в надлежащей форме, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители административных ответчиков - Управления Росреестра по Кемеровской области и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом. В представленных письменных возражениях на иск, аналогичных по содержанию, просят рассмотреть дело в их отсутствие и в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая на законность оспариваемого решения комиссии о возращении заявления (л.д. 21-24, 31-34).

С учетом положений ст.150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пунктов 1 и 5 статьи 65, пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку земельного участка для целей налогообложения, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, по заявлениям не только собственников объекта оценки, но и иных лиц, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности.

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в Комиссии юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, и органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее также - заявители), обращаются в Комиссию по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.

В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" решения комиссии могут быть оспорены в суде.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ФИО1 <данные изъяты> является арендатором земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: обслуживание автотранспорта (для строительства гаражного бокса).

Право аренды подтверждается договором аренды земельного участка № 6057 от 23.10.2015 г. (л.д. 7-10).

29 декабря 2016 года ФИО1 <данные изъяты> обратился в Комиссию с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, поскольку результатами определения кадастровой стоимости земельного участка затрагиваются права и обязанности ФИО1 <данные изъяты> как арендатора данного объекта недвижимости на установление и оплату арендной платы в экономически обоснованном размере (л.д. 11-12).

Комиссией данное заявление с приложенными к нему документами возвращено Петрову <данные изъяты> о чем ему было сообщено письмом № 09/00631 от 17 января 2017 года. Основанием для возвращения стало отсутствие в числе приложенных к заявлению документов нотариально заверенной копии правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа (л.д.13-14).

Суд не может согласиться с доводами административного истца о незаконности данного решения Комиссии, исходя из следующего.

Органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации создается комиссия по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

На территории Кемеровской области указанная комиссия создана при Управлении Росреестра по Кемеровской области, ее состав утвержден приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 20.02.2012 г. № П/72, согласно которому в состав Комиссии входят представители Управления Росреестра по Кемеровской области, органа кадастрового учета, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также представитель национального совета по оценочной деятельности.

Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 г. N 263 (далее - Порядок).

В соответствии со статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:

кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости (на момент спорных правоотношений);

нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Перечень указанных документов также содержится в п. 13 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, согласно которому комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в Комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является физическое лицо), наименование юридического лица, почтовый адрес и место нахождения (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо), в том числе с приложением нотариально заверенной копии правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости.

Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь Комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления, при этом датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в Комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа.

Согласно пункту 15 Порядка, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов (в случае их наличия).

Приведенные правовые предписания в их системном единстве позволяют сделать вывод о том, что требования к перечню документов, прилагаемых к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, установлены федеральным законодательством, и данный перечень произвольному либо расширительному толкованию не подлежит.

Между тем, как усматривается из материалов дела, административный истец, в нарушение установленного порядка обращения в Комиссию, к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка приложил подлинный договор аренды данного участка, а не его нотариально заверенную копию.

В связи с чем Комиссия, руководствуясь пунктами 13, 15 Порядка создания и работы Комиссии, не приняла заявление ФИО1 <данные изъяты>. к рассмотрению, о чем уведомила заявителя в письме № 09/00631 от 17 января 2017 г., возвращая заявление с приложенными к нему документами.

Основания, по которым Комиссия не приняла к рассмотрению поданное П-вым <данные изъяты>. заявление, соответствуют основаниям для отказа в принятии заявления, установленным Порядком.

При таком положении является необоснованным довод ФИО1 <данные изъяты>. о том, что представленный им подлинный договор аренды земельного участка подлежал принятию Комиссией, поскольку заверенная копия документа является только аналогом подлинного документа, который имеет большую юридическую силу. Данное утверждение основано на неверном толковании норм закона и подлежит отклонению.

Давая оценку законности решения комиссии, суд полагает необходимым отметить, что возвращение поданного 29 декабря 2016 года заявления не повлекло нарушения прав ФИО1 <данные изъяты> поскольку в случае если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не принято к рассмотрению на том основании, что заявитель не приложил к заявлению документы, указанные в пункте 13 Порядка, заявитель вправе вновь обратиться в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в принятии заявления (пункт 15 Порядка).

Также, по мнению суда, не свидетельствует о незаконности действий Комиссии и не влечет нарушения прав административного истца то обстоятельство, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с приложенными к нему документами возвращено Петрову <данные изъяты> за пределами установленного пунктом 15 Порядка 7-дневного срока, учитывая продолжительность нерабочих дней в период празднования Нового года.

При проверке в судебном заседании вопроса соблюдения П-вым <данные изъяты> срока обращения в суд установлено, что срок не пропущен.

Пунктом 1 ст. 219 КАС РФ разъяснено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из материалов дела видно, что заявление ФИО1 <данные изъяты>. с приложенными документами возвращено ему 17 января 2017 года, его обращение в суд с настоящим административным иском состоялось 14 марта 2017 года, то есть в пределах установленного срока.

Пунктом 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В ходе рассмотрения дела по существу судом установлено, что решение Комиссии о возвращении заявления ФИО1 <данные изъяты>. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка соответствует требованиям нормативного правового акта, регулирующего данные правоотношения, а именно - Порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 г. N 263, и прав административного истца не нарушает.

Такое решение нельзя признать незаконным.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 2 части 2 статьи 227 КАС РФ).

Руководствуясь ст.ст. 175-179, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

отказать Петрову <данные изъяты> в удовлетворении требований о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области о возвращении заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости и обязании принять заявление к рассмотрению.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Кемеровского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий - И.А. Никулина

Мотивированное решение составлено 14 апреля 2017 года.