ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-33/2016 от 21.06.2016 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 3а-33/2016

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Хабаровск 21 июня 2016 года

Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Мороз И.Г., при секретаре Евсеенко А.В.,

с участием представителей административного истца ФИО1, ФИО2, представителя административного ответчика Правительства Хабаровского края ФИО3, представителя заинтересованного лица администрации г. Хабаровска ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Альянс-ДВ» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, Правительству Хабаровского края об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости

УСТАНОВИЛ:

ООО «Альянс-ДВ» обратилось в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости:

земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 52 363 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> по состоянию на 12.11.2015 года;

земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 9 218 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> по состоянию на 12.11.2015 года;

земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 17 100 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> по состоянию на 12.11.2015 года.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на данных земельных участках находится недвижимое имущество, принадлежащее ему на праве собственности. Общество является арендатором данных земельных участков, арендная плата исчисляется исходя из их кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость земельных участков, определена по состоянию на 12.11.2015 года в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 02 июля 2014 года № 205-пр и составляет: для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Отчетами об оценке, выполненными оценщиком ООО «Дальневосточное агентство оценки имущества», подтвержденными положительными экспертными заключениями Общероссийской общественной организацией «Российское общество оценщиков» Экспертный совет, определена рыночная стоимость по состоянию на 12.11.2015 года земельного участка с кадастровым номером размере <данные изъяты>, земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. Решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 13 апреля 2016 года № 13, № 14 и № 15 заявления истца были отклонены по основанию отсутствия согласия арендодателя в лице администрации г. Хабаровска на изменение кадастровой стоимости земельных участков, что не основано на законе.

В соответствии с положениями статьи 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, который в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом.

В судебном заседании представители административного истца ФИО1, ФИО2 заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно пояснили, что как собственник объектов недвижимости, расположенных на спорных земельных участков, административный истец вправе оспорить их кадастровую стоимость независимо от положений договоров аренды, поскольку имеет исключительное право выкупа и аренды этих земельных участков. Включив в договор аренды пункт договора о невозможности оспаривания кадастровой стоимости земельных участков без согласия арендодателя, администрация г. Хабаровска злоупотребляет правом, поскольку указанные действия направлены исключительно на недопущение использования арендатором предоставленного законом права на пересмотр кадастровой стоимости.

Представитель административного ответчика Правительства Хабаровского края ФИО3 заявленные требования не признал по тем основаниям, что представленные Отчеты об оценке не соответствуют требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и не подтверждают достоверность указанных в нем итоговых величин рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 12.11.2015г. При использовании сравнительного подхода, установив, что земельные участки имеют вид разрешенного использования – под производственные и складские здания, Оценщик в отчетах не рассматривал такой показатель, как «вид разрешенного использования», указав, что объекты оценки находятся в производственной зоне П-3. Все объекты-аналоги расположены в зоне предприятий V класса опасности, в которых предусмотрен ВРИ – под строительство производственных и складских зданий, при этом в указанной зоне устанавливаются несколько видов разрешенного использования. Корректировка на вид разрешенного использования не производилась. При использовании доходного подхода оценщиком также были подобраны объекты-аналоги с отличными от объекта оценки характеристиками. Показатель «вид разрешенного использования» оценщиком не рассматривался. Отсутствует документально обоснованная информация о соответствии действительности приведенных характеристик объектов-аналогов. Договора на проведение оценки земельных участков заключены административным истцом до заключения договоров аренды, в которых имеется пункт о невозможности оспаривания кадастровой стоимости земельных участков без согласия арендодателя в лице администрации г. Хабаровска, которая своего согласия не давала.

Представитель заинтересованного лица администрации г. Хабаровска ФИО4, возражала против удовлетворения заявленных требований по тем основаниям, что согласно пункту 7.3 договоров аренды земельных участков пересмотр кадастровой стоимости земельного участка, определенной в результате государственной кадастровой оценки, исходя из которой исчисляется арендная плата, без согласия Арендодателя, выраженного в письменной форме, не допускается. Администрация г. Хабаровска согласия на пересмотр кадастровой стоимости не давала. Являясь не собственником, а арендатором земельных участков, административный истец не вправе оспаривать их кадастровую стоимость. Представленные Отчеты об оценке не являются надлежащим доказательством рыночной стоимости земельных участков, поскольку, не являясь правообладателем объектов оценки, административный истец не вправе быть заказчиком их оценки. Характеристики объектов оценки значительно отличаются от характеристик объектов аналогов.

Из письменного отзыва представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю следует, что Управление заявленные требования не признает по тем основаниям, что в соответствии с положениями договоров аренды земельных участков при отсутствии письменного согласия арендодателя пересмотр кадастровой стоимости земельных участков невозможен.

Выслушав участников процесса, допросив в качестве свидетеля оценщика ФИО5, составившего Отчеты об оценке земельных участков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что на основании Договоров №№ 373, 375, 376 аренды земельных участков от 28.12.2015 года, заключенных между ООО «Альянс-ДВ» и городским округом «Город Хабаровск» в лице Департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска, ООО «Альянс-ДВ» является арендатором:

-земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 52 363 кв.м, для использования под нежилые здания: столярные мастерские (лит.Е), складские (лит. Н,О), расположенного по адресу: <адрес> (далее – земельный участок № 1);

-земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 9 218 кв.м, для использования под нежилое здание: проходной (лит. Б), расположенного по адресу: <адрес> (далее – земельный участок № 2);

-земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 17 100 кв.м, для использования под нежилые здания: конторское (лит. А,Д), весовая (лит. Ж), складское (лит. П), расположенного по адресу: <адрес> (далее – земельный участок № 3).

На кадастровый учет земельные участки №№ 1, 2, 3 поставлены 12.11.2015 года.

Кадастровая стоимость земельных участков №№ 1, 2, 3 определена по состоянию на 12.11.2015 года на основании постановления Правительства Хабаровского края от 02.07.2014 года № 205-пр «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Хабаровского края» и составляет: для земельного участка № 1 – <данные изъяты>, для земельного участка № 2 – <данные изъяты>, для земельного участка № 3 – <данные изъяты>.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 30.10.2015 года ООО «Альянс-ДВ» является собственником 8 объектов недвижимости: с кадастровым номером , складское, нежилое, 1-этажный, общая площадь 875,6 кв.м, инв., Лит.О, адрес расположения – <адрес>;

с кадастровым номером , складское, нежилое, 1-этажный, общая площадь 876,4 кв.м, инв., Лит.Н, адрес расположения – <адрес>;

с кадастровым номером , столярные мастерские, нежилое, 1-этажный, общая площадь 83,7 кв.м, инв., Лит.Е, адрес расположения – <адрес>;

с кадастровым номером , весовая, нежилое, 1-этажный, общая площадь 16,1 кв.м, инв., Лит.Ж, адрес расположения – <адрес>;

с кадастровым номером , конторское, нежилое, 1-этажный, общая площадь 51,3 кв.м, инв., Лит.Д, адрес расположения – <адрес>

с кадастровым номером , конторское здание, нежилое, 2-этажный, общая площадь 533,4 кв.м, инв., Лит.А, адрес расположения – <адрес>;

с кадастровым номером , складское, нежилое, 1-этажный, общая площадь 884,4 кв.м, инв., ЛитП, адрес расположения – <адрес>;

с кадастровым номером , проходная, нежилое, 1-этажный, общая площадь 55,6 кв.м, инв., Лит.Б, адрес расположения – <адрес>

Из договоров аренды следует, что арендная плата исчисляется, исходя из кадастровой стоимости земельных участков (пункт 2.1 Договоров). Пересмотр кадастровой стоимости земельного участка, определенной в результате государственной кадастровой оценки, исходя из которой исчисляется арендная плата, без согласия Арендодателя, выраженного в письменной форме, не допускается (пункт 7.3 Договоров).

Использование земли в Российской Федерации является платным (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного Кодекса РФ).

Статьей 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.

В силу положений ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Доводы представителя администрации г. Хабаровска о том, что кадастровая стоимость земельного участка может быть оспорена только ее собственником, противоречат положениям указанной нормы.

21.03.2016 года ООО «Альянс-ДВ» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, приобщив к нему необходимый пакет документов.

Решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю от 13.04.2016 года №№ 13,14,15 заявления отклонены по тем основаниям, что согласно пункту 7.3 Договоров аренды земельных участков от 28.12.2015 года № 373, 375, 376 пересмотр кадастровой стоимости земельных участков, определенной в результате государственной кадастровой оценки, исходя из которой исчисляется арендная плата, без согласия арендодателя, выраженного в письменной форме, не допускается. Администрация г.Хабаровска не давала согласия на такой пересмотр.

Согласно абзацам тридцать седьмому и тридцать восьмому статьи 24.18 Закон об оценочной деятельности решение Комиссии об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости является для юридических лиц условием для обращения в суд с требованием о пересмотре кадастровой стоимости и не может быть предметом оспаривания при рассмотрении заявлений о пересмотре кадастровой стоимости.

Доводы административных ответчиков и заинтересованного лица об отсутствии у административного истца права на оспаривание кадастровой стоимости земельных участков в силу пункта 7.3 Договоров аренды и отсутствия письменного согласия арендодателя в лице администрации г. Хабаровска на пересмотр кадастровой стоимости, являются не обоснованными.

По смыслу статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности право арендатора земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на обращение в суд в целях оспаривания результатов кадастровой стоимости не ставится в зависимость от согласия арендатора на изменение кадастровой стоимости.

Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление Пленума № 28), арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Если арендная плата за пользование имуществом, находящимся в собственности граждан и (или) юридических лиц, рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости, арендатор вправе оспорить указанную стоимость, когда согласие собственника на такой пересмотр выражено в договоре либо в иной письменной форме.

Из изложенного следует, что письменное согласие на пересмотр кадастровой стоимости земельного участка требуется от арендатора – собственника земельного участка, являющегося юридическим лицом или гражданином, а не органом государственной власти или местного самоуправления.

Органы местного самоуправления распоряжаются земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, в силу положений пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», т.е. заключая договор аренды земельного участка, исполняют свои публичные полномочия, следовательно, не вправе включать в договора аренды положения, противоречащие действующему законодательству.

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части 1 Гражданского кодекса РФ» договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.

Из изложенного следует, что пункт 7.3 договоров в силу статьи 168 Гражданского кодекса РФ является ничтожным, поскольку нарушает требования Земельного кодекса РФ (пункт 3 статьи 66), Закона об оценочной деятельности (ст. 24.18) и не влечет за собой юридических последствий в виде отказа административному истцу в удовлетворении требования о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков без согласия администрации г. Хабаровска.

Согласно абзацу 7 пункта 6 Постановления Пленума № 28 лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 Земельного кодекса РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Административный истец является собственником 8 объектов недвижимости, расположенных на спорных земельных участках, следовательно, в силу статьи 39.20 Земельного кодекса РФ имеет исключительное право выкупа или аренды земельного участка и вправе оспорить кадастровую стоимость земельных участков еще и по этому основанию.

Обратившись в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, административный истец в качестве доказательства рыночной стоимости земельных участков представил Отчеты об оценке объекта оценки от 24.02.2016 года № 48, 49, 50, выполненные оценщиком ООО «Дальневосточное агентство оценки имущества», согласно которым определена рыночная стоимость по состоянию на 12.11.2015г.: земельного участка № 1 - в размере <данные изъяты>; земельного участка № 2 – в размере <данные изъяты>; земельного участка № 3 в размере <данные изъяты>.

В соответствии с требованиями Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 мая 2015 г. № 299, отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет (часть 3 ФСО №3). Отчет об оценке выполняется в соответствии с заданием на оценку и содержит обоснованное профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки, сформулированное на основе собранной информации и проведенных расчетов, с учетом допущений (часть 4 ФСО №3).

При составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена;

содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов (пункт 5 ФСО № 3).

Оценив в порядке статьи 84 КАС РФ отчеты об определении рыночной стоимости земельного участка, суд полагает, что они соответствуют требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.

Из отчетов об оценки следует, что договора на оценку земельных участков заключены 26.11.2015г. Доводы представителя Правительства Хабаровского края о неправомерности заключения договоров на оценку ранее заключения договоров аренды, являются не обоснованными, поскольку административный истец является собственником объектов недвижимости, расположенных на данных земельных участках с 30.10.2015г. и в силу статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности с указанного времени имеет право на оспаривание кадастровой стоимости земельных участка и, следовательно, имеет право на заключение договоров оценки с целью определения их рыночной стоимости.

Из указанных отчетов следует, что оценка проводилась по состоянию на 12.11.2015 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости, что соответствует положениям статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности.

Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (ст. 14 Закона об оценочной деятельности).

Для определения рыночной стоимости земельного участка оценщиком использован сравнительный подход, в рамках которого применен метод сравнения продажи, и доходный подход, в рамках которого применен метод прямой капитализации. Приведен обоснованный вывод об отказе от использования затратного подхода.

В соответствии с пунктом 10 ФСО N 3 отчет об оценке содержит ссылки на источники информации, используемой при оценке земельных участков. В качестве источника информации для поиска и подбора аналогов оценщик использовал портал услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (www.portal.rosreestr.ru) - раздел «Мониторинг рынка недвижимости», еженедельное информационно-справочное издание риэлторов города Хабаровска журнал «Вся недвижимость Хабаровска», сайт бесплатных объявлений – http://khabarovsk.farpost.ru.

При оценке земельных участков сравнительным подходом методом сравнения продаж в качестве источника информации об объектах аналогах использовано информационно-справочное издание «Вся недвижимость Хабаровска», сайт бесплатных объявлений – http://khabarovsk.farpost.ru.

В расчете использовано 7 объектов-аналогов. За единицу сравнения принята стоимость 1 кв. метра.

В соответствии с требованиями Федерального стандарта оценки № 7 «Оценка недвижимости», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 25.09.2014г. № 611, при выявлении различий объекта-аналога с объектом оценки по ценообразующим факторам цена объекта-аналога или ее удельный показатель корректируется по выявленным различиям с целью дальнейшего определения стоимости объекта оценки.

Оценщиком произведены корректировки на условия предложения в размере 9,00% по всем объектам-аналогам, на дату предложения по изменению средних цен на промышленную недвижимость по г.Хабаровску, по местоположению, на площадь земельных участков. Расчеты корректировок приведены в Отчетах.

Стоимость земельных участков, рассчитанная в рамках сравнительного подхода, составила: для земельного участка № 1 – <данные изъяты>; земельного участка № 2 – <данные изъяты>; земельного участка № 3 – <данные изъяты>.

Доводы представителя Правительства Хабаровского края и Администрации г. Хабаровска о несоответствии Отчета Федеральным стандартам оценки по тем основаниям, что оценщиком не произведена корректировка на вид разрешенного использования земельных участков, суд считает не обоснованными, поскольку объект оценки и объекты аналоги относятся к одному сегменту рынка, основные виды разрешенного использования в которых сопоставимы с видами разрешенного использования объектов оценки и аналогов (решение Хабаровской городской Думы от 21.05.2002 № 211 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа «Город Хабаровск»).

При оценке земельного участка доходным подходом методом прямой капитализации в качестве источника информации об объектах-аналогах использован официальный сайт Правительства Хабаровского края (http://old.gov.khabkrai.ru), официальный сайт Российской Федерации для размещения информации для проведения торгов (http://torgi.gov.ru), официальный сайт КГКУ «Фонд имущества Хабаровского края» (http://fondim27.ru).

В качестве аналогов объектов оценки использованы 6 объектов наиболее сопоставимых с объектом оценки. Предложения по продажам права аренды за период с сентября 2013 года по июль 2015 года.

Произведены корректировки по дате предложения, по месторасположению, на площадь. Расчеты корректировок приведены в Отчетах.

То обстоятельство, что объекты-аналоги расположены в иных территориальных зонах, отличных от расположения объектов оценки, не имеет значения, поскольку оценщиком проведена корректировка на местоположение земельного участка.

Стоимость земельных участков, рассчитанная в рамках доходного подхода, составила: для земельного участка № 1 – <данные изъяты>; земельного участка № 2 – <данные изъяты>; земельного участка № 3 – <данные изъяты>.

Определение итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки произведено путем метода анализа иерархий. В результате согласования рыночная стоимость объектов оценки составила: земельного участка № 1 – <данные изъяты>; земельного участка № 2 – <данные изъяты>; земельного участка № 3 – <данные изъяты>.

Отчеты об оценке подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, и содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов. Оценщиком проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объектов оценки. Содержащиеся в отчетах сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости. В отчетах присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток.

На указанные Отчеты представлены Экспертные заключения Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» Экспертный совет, которое соответствуют требованиям статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности.

Отчеты об определении рыночной стоимости земельного участка проверены экспертом на соответствие требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки. В результате экспертизы сделан вывод о том, что Отчеты соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и ССО РОО 2015, заданию на оценку; выводы о величине рыночной стоимости объектов оценки признаны обоснованными.

Обстоятельства, на которые ссылаются представитель Правительства Хабаровского края, представитель администрации г.Хабаровска без установления данных о том, что в действительности рыночная стоимость земельных участков не соответствует размеру, определенному оценщиком, не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со статьей 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Исходя из положений части 5 статьи 247 КАС РФ по настоящему делу, вытекающему из публичных правоотношений, обязанность по доказыванию несоответствия заявленной ООО «Альянс-ДВ» рыночной стоимости земельных участков, лежит на административных ответчиках, заинтересованном лице.

Доказательств, которые опровергали бы представленную административным истцом рыночную стоимость земельных участков №№ 1, 2, 3, свидетельствовали бы об их рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками, заинтересованным лицом вопреки положениям части 1 статьи 62, части 5 статьи 247 КАС РФ, не представлено.

Ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельных участков №№ 1, 2, 3 заявлены не были.

В статье 12 Закона об оценочной деятельности закреплено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Поскольку иного размера рыночной стоимости земельных участков №№ 1, 2, 3 в судебном заседании не установлено, определенная оценщиком рыночная стоимость земельных участков судом признается достоверной.

На основании изложенного заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.

Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Поскольку заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков подано в комиссию 21 марта 2016 года, сведения об оспариваемой кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 12.11.2015 года, установленная судом кадастровая стоимость действует с 01.01.2016 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

Административный иск общества с ограниченной ответственностью «Альянс-ДВ» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 52 363 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равном <данные изъяты> по состоянию на 12 ноября 2015 года на период с 01 января 2016 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 9 218 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равном <данные изъяты> по состоянию на 12 ноября 2015 года на период с 01 января 2016 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 17 100 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равном <данные изъяты> по состоянию на 12 ноября 2015 года на период с 01 января 2016 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков – 21 марта 2016 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Хабаровского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 22 июня 2016 года

Судья Хабаровского краевого суда И.Г. Мороз