Дело №3а-343/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 марта 2017 года г.Ростов-на-Дону
Ростовский областной суд
в составе: судьи Абрамова Д.М.
при секретаре Третьякове И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Ростовской области о признании недействующим решения Собрания депутатов Елизаветинского сельского поселения Азовского района Ростовской области от 21 декабря 2012 года №16 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Елизаветинское сельское поселение Азовского района Ростовской области»,
УСТАНОВИЛ:
первый заместитель прокурора Ростовской области обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решения Собрания депутатов Елизаветинского сельского поселения Азовского района Ростовской области от 21 декабря 2012 года №16 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Елизаветинское сельское поселение Азовского района Ростовской области».
Административный истец ссылается на существенные нарушения статей 23,24,25,28 Градостроительного Кодекса РФ, статей 8,95 Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» при принятии оспариваемого нормативно-правового акта. Елизаветинское сельское поселение включает в свой состав 8 населенных пунктов – х.Обуховка (административный центр поселения), ст.Елизаветинская, х.Дугино, х.Колузаево, х.Коса, х.Казачий ерик, х.Курган, х.Городище.
В частности, прокурор указал, что часть территории Елизаветинского сельского поселения согласно Положению о природном парке «Донской» (утверждено постановлением Администрации Ростовской области 21.09.2006 года №389) относится к буферной зоне участка «Дельта Дона» природного парка «Донской», то есть особо охраняемой природной территории регионального значения. Первоначальные публичные слушания, состоявшиеся 15.11.2011 года, привели к отклонению проекта генерального плана, который не был принят и отправлен на доработку. Первоначальное обращение о согласовании проекта генерального плана, направленное Главой сельского поселения в феврале 2012 года отклонено сводным заключением от 27.04.2012 за подписью заместителя Губернатора Ростовской области ввиду неустранения замечаний Министерства сельского хозяйства и комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области.
Впоследствии измененный проект генерального плана (в отношении территории х.Дугино, х.Обуховка) на публичных слушаниях не рассматривался, но был утвержден Собранием депутатов.
Повторное обращение о согласовании и проект генерального плана направлено в октябре 2012 года, при этом карты границ х.Дугино были изменены посредством расширения границ населенного пункта из земли буферной зоны участка «Дельта Дона» природного парка «Донской».
По второму обращению о согласовании получено положительное сводное заключение от 11.12.2012 года №651 за подписью заместителя Губернатора Ростовской области.
Материалы по обоснованию генерального плана в первом и втором случае совпадали. Текстовая часть материалов по обоснованию генерального плана в обоих случаях обращений за согласованием не содержала сведений о включении в х.Дугино каких-либо земельных участков.
Таким образом, по утверждению прокурора, текстовая часть проекта (положение о территориальном планировании) не соответствовала его графической части в виде карт в части включения в состав населенных пунктов 6 земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами на время принятия нормативного правового акта – НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН без принятия решения о переводе в другую категорию (два первых из них расположены в буферной зоне участка «Дельта Дона»).
В результате допущенных нарушений порядка принятия нормативного правового акта в границы населенного пункта х.Дугино, х.Обуховка включены земельные участки в количестве 6 из категории земель сельскохозяйственного назначения. Незаконное расширение границ населенного пункта х.Дугино привело к возможности использования буферной зоны участка «Дельта Дона» природного парка «Донской» в целях жилищного строительства, что противоречит интересам национального достояния, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц с учетом заявлений сторон привлечены Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области, Администрация Азовского района, Администрация Елизаветинского сельского поселения, ГАУ РО «Региональный научно-исследовательский и проектный институт градостроительства».
Участвующие в деле прокуроры – Стрельцов Е.М., ФИО1 административный иск поддержали в полном объеме. Они пояснили, что в настоящее время в порядке исполнения вступившего в законную силу Первомайского районного суда г.Ростова-на-Дону от 13.09.2016 об удовлетворении административного иска Ростовского межрайонного природоохранного прокурора внесены в сведения в Единый государственный реестр недвижимости в порядке информационного взаимодействия о зонах с особыми условиями использования территории – природном парке «Донской», включая и те земельные участки, которые образованы в результате последующего раздела необоснованно включенных в границы х.Дугино (по состоянию на 27 марта 2017 года). Кроме того, вопреки утверждению административного ответчика и заинтересованных лиц, отсутствие в сведениях государственного кадастра недвижимости в период после введения в действие нормативного акта о природном парке «Донской» до марта 2017 года сведений о таких зонах (природный парк) никак не препятствовало учету установленных нормативным правовым актом Администрации Ростовской области границ природного парка при формировании оспариваемого генерального плана, буферная зона природного парка отражена на проектируемых картах, от ней было достоверно известно как проектной организации, так и органу местного самоуправления.
Представитель Собрания депутатов Елизаветинского сельского поселения – адвокат Сисюкин Е.Е., действующий по доверенности, в суд явился, полагал заявленные требования необоснованными в связи с соблюдением процедуры принятия нормативного правового акта, в том числе правил опубликования, представлены письменные возражения на административный иск.
Глава Администрации Елизаветинского сельского поселения – ФИО2 в суд явилась, представила письменные возражения на административный иск, просила оставить его без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение процедуры принятия нормативного правового акта и его соответствие нормам Градостроительного и Земельного кодексов Российской Федерации.
Представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области – ФИО3, действующий по доверенности, в суд явился, представил письменные объяснения в поддержку доводов административного иска.
Представители Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области – ФИО4, ФИО5, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании представили письменные объяснения в поддержку доводов административного иска.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области – ФИО6, действующая по доверенности, в суд явилась, представила и поддержала в судебном заседании письменные возражения против удовлетворения административного иска, в том числе применительно к нарушению нормативным правовым актом требований Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», постановления Администрации Ростовской области 21.09.2006 года №389.
Представители Администрации Азовского района, ГАУ РО «Региональный научно-исследовательский и проектный институт градостроительства» в суд не явились, извещены надлежаще, суд посчитал возможным рассмотреть дело в их отсутствие в силу статьи 150 КАС РФ.
Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Решение Собрания депутатов Елизаветинского сельского поселения Азовского района Ростовской области от 21 декабря 2012 года №16 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Елизаветинское сельское поселение Азовского района Ростовской области» опубликовано на официальном сайте Елизаветинского сельского поселения www.elizavetinskoesp.ru. Генеральный план данного поселения утверждался впервые.
В силу части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Согласно части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является:
1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Елизаветинское сельское поселение Азовского района Ростовской области включает в свой состав 8 населенных пунктов – х.Обуховка (административный центр поселения), ст.Елизаветинская, х.Дугино, х.Колузаево, х.Коса, х.Казачий ерик, х.Курган, х.Городище.
Согласно статье 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа.
Подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.
Генеральный план содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.
Статьёй 24 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.
Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.
Проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, в случаях, если:
предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения;
на территориях поселения, городского округа находятся особо охраняемые природные территории регионального значения.
Заключения на проект генерального плана могут содержать положения о согласии с таким проектом или несогласии с таким проектом с обоснованием причин такого решения. В случае поступления от одного или нескольких указанных в части 7 настоящей статьи органов заключений, содержащих положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, глава местной администрации поселения, глава местной администрации городского округа в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования проекта генерального плана принимают решение о создании согласительной комиссии.
В силу статьи 28 Градостроительного кодекса РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений, с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке.
Публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования.
В целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.
Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Глава местной администрации с учетом заключения о результатах публичных слушаний принимает решение:
1) о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования;
2) об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку.
1 ноября 2011 года решением Собрания депутатов Елизаветинского сельского поселения одобрен проект Генерального плана «Елизаветинское сельское поселение», установлен порядок учета предложений по проекту Генерального плана, назначены публичные слушания по проекту этого плана на 15 ноября 2011 года (л.д.30 том 3).
15 ноября 2011 года состоялись публичные слушания (протокол слушаний л.д.33-35 том 3), заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в газете «Приазовье» (л.д.36,40 том 3).
В протоколе публичных слушаний и заключении о результатах публичных слушаний указано, что в ходе слушаний поступило предложение от одного из собственников земельных участков сельскохозяйственного назначения о включении в границу населенного пункта х.Дугино двух земельных участков с кадастровыми номерами НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН площадью 172,35 га и включении в Генеральный план участка того же назначения под общественное кладбище.
О включении в границы иных населенных пунктов других земельных участков из других категорий вопросы не ставились.
В результате принято решение о приведении проекта Генерального плана сельского поселения в соответствие с поступившими предложениями. Месторасположение упомянутых двух земельных участков сельскохозяйственного назначения за границами населенного пункта – х.Дугино видно на картах Генерального плана, в том числе опорном плане (листы ГП 9-4, 10-4, л.д.19,20 том 1).
В протоколе публичных слушаний в соответствии с положением о территориальном планировании имеется указание на нахождение части территории природного парка «Донской» - «Дельта Дона» в Елизаветинском сельском поселении.
Иные публичные слушания с учетом вносимых изменений в проект Генерального плана не назначались и не проводились, что никем не оспаривается.
Первоначальное обращение о согласовании проекта Генерального плана, направленное Главой сельского поселения в феврале 2012 года отклонено сводным заключением от 27.04.2012 №346 за подписью заместителя Губернатора Ростовской области ввиду неустранения замечаний Министерства сельского хозяйства и комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области (л.д.58-60 том 2).
Повторное обращение о согласовании и проект генерального плана направлено в октябре 2012 года за подписью и.о. Главы сельского поселения, в результате рассмотрения этого обращения получено положительное сводное заключение от 11.12.2012 года №651 (л.д.105-107 том 3).
При повторном рассмотрении проекта Генерального плана поселения Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области согласовало включение 509 га земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов (л.д.66-68 том 2). При этом земельные участки с кадастровыми номерами НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (последний участок – х.Обуховка) в этот согласованный перечень не входили, что никем не оспаривалось.
Следует отметить, что ранее (до декабря 2012 года) согласованные к переводу в категорию земель населенных пунктов участки из категории земель сельскохозяйственного назначения не являлись предметом согласования с органами исполнительной власти Ростовской области, поскольку это не требовалось, 6 вышеуказанных земельных участков ни ранее обсуждения проекта генерального плана на публичных слушаниях, ни до декабря 2012 года не переводились из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов, такой перевод уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации не согласовывался (л.д.110-111 том 3).
Как усматривается из содержания представленных доказательств, по результатам проведения публичных слушаний 15 ноября 2011 года решение о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования главой сельского поселения не было принято.
При этом не было также и принято решение об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку, в заключении отражен вывод о необходимости приведения проекта Генерального плана сельского поселения в соответствие с поступившими предложениями, что не предусмотрено статьей 28 Градостроительного кодекса РФ.
Между тем, принимая во внимание отсутствие прямого решения о согласии с определенным проектом генерального плана, следует считать проект отклоненным и направленным на доработку.
Внесение изменений в составные части проекта генерального плана (в рассматриваемом случае – в графические части относительно границ х.Дугино и х.Обуховка – применительно к участку с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) подразумевало новое вынесение проекта генерального плана на публичные слушания.
Как следует из текстовой части (пояснительной записки) обоснования генерального плана (выполнено на основании муниципального контракта №176/11 от 25 апреля 2011 года ГАУ РО «Региональный институт территориально-градостроительного проектирования»), применительно к перечню земельных участков, включаемых в населенные пункты, по х.Дугино изменение границ не предусматривалось, по х.Обуховка перечислено 8 земельных участков (участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН не упомянут), по остальным населенным пунктам также перечислены конкретные земельные участки с кадастровыми номерами. Ни один из указанных в заявлении прокурора земельный участок в этом перечне не указан (л.д.181-182 том 1). В таблице 9 «Категории земель Елизаветинского сельского поселения по целевому назначению» в строке 1.5 указаны земли особо охраняемых природных территорий - Природный парк «Донской» (л.д.184 том 1).
Из сообщения разработчика проекта генерального плана на запрос прокурора видно, что генеральный план был утвержден Собранием депутатов через год после передачи материалов проекта заказчика (л.д.194 том 1). Таким образом, с достоверностью установить, какой конкретно проект генерального плана в графической части был предъявлен для проведения публичных слушаний, не представляется возможным, конкретных объяснений по этому вопросу административным ответчиком и главой администрации поселения не дано.
Утверждение представителя административного ответчика, главы администрации сельского поселения об отсутствии необходимости проведения новых публичных слушаний (после отклонения обращения о согласовании проекта генерального плана сводным заключением) с учетом фактически внесенных изменений в графическую часть проекта после 15 ноября 2011 года (наличие которых в отношении вышеназванных участков достоверно подтверждено материалами дела) не основано на положениях статьи 28 Градостроительного кодекса РФ. Данное нарушение процедуры принятия нормативного правового акта признается существенным, влияющим на публичные правоотношения по принятию генерального плана сельского поселения, организации владения, пользования и распоряжения землей, поскольку без проведения публичных слушаний по существу проекта невозможно принятие нормативного правового акта об утверждении генерального плана.
Наличие положительного сводного заключения от 11.12.2012 года №651 не препятствует прокурору оспаривать законность процедуры принятия решения об утверждении генерального плана, а суду при разрешении дела – проверить соблюдение органом местного самоуправления всех предусмотренных процедурных требований, необходимых в силу федерального закона для принятия нормативного правового акта, в том числе с учетом соблюдения баланса публичных и частных интересов. Такой баланс в данном случае обеспечивается полным соблюдением установленных федеральным законодательством процедур, а вне выполнения этих процедур нормативный правовой акт определенного вида не может считаться принятым в установленном порядке.
Статьей 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" предусмотрено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе с установлением или изменением черты населенных пунктов.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, направляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы (далее - орган регистрации прав) для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости органами, указанными в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона N 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории.
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Главой Елизаветинского сельского поселения 11 марта 2013 года направлено сообщение в Азовский районный отдел ФГБУ «ФКП Росреестра» филиала по Ростовской области об осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории. На приложенных к заявлению выкопировках из генерального плана поселения видно конкретное местонахождение этих земельных участков (л.д.23-30 том 4).
После принятия оспариваемого прокурором нормативного правового акта упомянутые в административном исковом заявлении земельные участки с кадастровыми номерами НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН разделены с присвоением новых кадастровых номеров, изменено разрешенное использование в рамках категории земель населенных пунктов на «малоэтажную жилую застройку» - участки с кадастровыми номерами НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (л.д.143-169 том 1, л.д.123-124 том 3, приложение к настоящему делу).
Включение в границы населенных пунктов земельных участков другой категории (сельскохозяйственного назначения в данном случае) не может по смыслу норм Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации осуществляться произвольно и вне полного соблюдения предусмотренных этими кодексами и другими федеральными законами обязательных публично-правовых процедур принятия генерального плана поселения.
По существу рассматриваемого спора следует прийти к выводу о том, что включение 6 земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в черту населенных пунктов путем принятия генерального плана сельского поселения является произвольным, поскольку окончательный вариант генерального плана на публичных слушаниях не рассматривался вообще, а из составных частей сводного заключения о согласовании плана не усматривается, что прямо были согласованы именно 6 земельных участков (Минсельхоз Ростовской области оговорил те земельные участки иных категорий, которые согласованы и не являются в настоящем деле предметом оспаривания прокурора), более того, текстовая часть генерального плана в рассматриваемом вопросе противоречит графическим материалам, предоставленным административным ответчиком суду. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Суд принимает во внимание подтвержденный материалами дела факт отсутствия решения уполномоченного органа исполнительной власти Ростовской области о переводе земель сельскохозяйственного назначения (6 вышеуказанных земельных участков) в категорию земель населенных пунктов.
Доводы административного ответчика, основанные на факте получения сводного заключения о согласовании проекта генерального плана (как достаточного повода и основания для принятия нормативного акта) и правомерности изменения границ населенных пунктов на основании статьи 84 Земельного кодекса РФ, не могут быть приняты во внимание. Само по себе изменение границ населенного пункта предполагает возможность включение в черту населенного пункта земельных участков иных категорий, между тем, нормативный акт о формировании таких границ подлежит принятию в установленном законом порядке, без каких-либо изъятий в зависимости от конкретных условий территории. Суд констатирует обоснованность доводов административного искового заявления в указанной части.
Помимо нарушения вышеприведенных требований Градостроительного кодекса Российской Федерации суд находит обоснованными доводы прокурора о нарушении при принятии оспариваемого нормативного правового акта федерального и регионального законодательства об особо охраняемых природных территориях.
Согласно Федеральному закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Статьей 2 данного Федерального закона природные парки отнесены к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
В соответствии со статьями 18,19 Федерального закона природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.
Запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах природных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Положение о природном парке утверждается решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Создание природных парков осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 Федерального закона.
В силу пункта 3 статьи 20 Федерального закона в границах природных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей.
Границы природного парка «Донской» и его функциональные зоны определены Положением о природном парке «Донской» (утверждено постановлением Администрации Ростовской области 21.09.2006 года №389 с последующими изменениями и дополнениями – л.д. 131-150 том 3). Постановление и изменения к нему надлежаще опубликованы, постановление является действующим нормативным правовым актом.
В пределах природного парка "Донской" выделены следующие функциональные зоны: 1) природоохранная зона; 2) буферная зона; 3) зона рекреации; 4) туристско-административная зона; 5) агрохозяйственная зона.
Природоохранная зона включает особо ценные в экологическом и научно-познавательном отношении природные комплексы парка и обеспечивает условия для их сохранения.
Буферная зона - территория, отделяющая природоохранную зону от других функциональных зон и предназначенная для защиты природных резерватов от непосредственных воздействий, образуемых различными видами деятельности на территории других функциональных зон, а также создания строго регламентируемых экскурсионных и прогулочных маршрутов.
Каких-либо нормативных актов, изменяющих границы, установленные указанным нормативным актом, уполномоченным органом власти не принималось. Таким образом, границы территории парка «Донской» и его функциональных зон остаются неизменными с даты введения в действие постановления Администрации Ростовской области 21.09.2006 года №389.
Наличие или отсутствие сведений в Государственном кадастре недвижимости о нахождении конкретных земельных участков в границах территории природного парка не влияют на факт существования указанной территории данного парка и его функциональных зон в указанных границах.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под зонами с особыми условиями использования территорий понимаются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, сведения об особо охраняемых природных территориях, в том числе сведения о границах природных парков, вносятся в Государственный кадастр недвижимости в порядке, установленном для внесения сведений о зонах с особыми условиями использования территорий.
Границы природного парка регионального значения определены при его создании и установлены вышеуказанным нормативным актом Ростовской области, в связи с чем не могут изменяться по своему усмотрению органом кадастрового учета, а равно иными неуполномоченными на это субъектами.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Ограничения использования земельных участков, включенных в границы особо охраняемых природных территорий, установлены статьей 95 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Законом об охраняемых территориях.
Таким образом, ограничение деятельности собственников земельных участков, расположенных в границах природного парка, возникает в силу закона с момента его образования парка и установления его границ.
Вступившим в законную силу решением Первомайского районного суда г.Ростова-на-Дону от 13 сентября 2016 года удовлетворен административный иск Ростовского межрайонного природоохранного прокурора об оспаривании бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области, на Министерство возложена обязанность подготовить и направить в орган кадастрового учета Ростовской области в порядке информационного взаимодействия документы, содержащие необходимые сведения для внесения информации о зонах с особыми условиями использования территории – особо охраняемой природной территории регионального значения: природный парк «Донской». Согласно объяснениям участвующих в деле прокуроров и представителя Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области в настоящее это решение исполнено, вместе с тем это обстоятельство не влияет на оценку соблюдения постановления Администрации Ростовской области при разработке проекта генерального плана и его принятии.
Земельные участки с кадастровыми номерами НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (и впоследствии образованные из них земельные участки), как участки из категории земель сельскохозяйственного назначения, фактически находились в буферной зоне природного парка «Донской», что видно из представленных карт генерального плана и иных доказательств (л.д. 141 том 2 – ответ ГБУ РО «Дирекция», л.д. 53-56 том 4).
Доводы представителей административного ответчика и Министерства природных ресурсов и экологии о том, что земли в границах природного парка не переводились в категорию земель особо охраняемых территорий и поэтому к этим землям подлежит применению режим конкретных категорий земель по их принадлежности, не могут служить основанием для отклонения доводов прокурора о нарушении оспариваемым нормативным правовым актом режима использования природного парка. Правовой режим земель особо охраняемых территорий (природных территорий) возник со дня утверждения границ природного парка нормативным правовым актом Ростовской области, спор о таких границах, составе функциональных зон парка никем возбужден не был. Отсутствие отображения границ территории парка в общедоступном картографическом материале, сведений о границах зоны в государственном кадастре недвижимости не препятствовало учету установленных границ, в том числе при формировании проекта оспариваемого генерального плана, что бесспорно подтверждено как текстовой, так и графической частями плана.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности административного искового заявления в полном объеме.
Оспариваемое решение Собрания депутатов подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку после принятия и введения в действие нормативного правового акта были реализованы права граждан, об ином времени признания оспариваемого решения недействующим стороны не заявили. Суждения представителей административного ответчика и заинтересованных лиц об отсутствии надлежащих оснований для признания нормативного правового акта в полном объеме (в отношении всех населенных пунктов), учитывая несогласие административного ответчика с административным иском в целом, суд признает безосновательными, поскольку процедура принятия генерального плана существенно нарушена в отношении всей территории сельского поселения (непроведение публичных слушаний по всему генеральному плану, существенные дефекты самого генерального плана при соотношении его текстовой и графической частей, нарушение требований в области использования особо охраняемой природной территории регионального значения), подготовка генерального плана поселения была осуществлена в рассматриваемом случае применительно ко всей территории такого поселения (статья 23 Градостроительного кодекса РФ), поэтому нормативный правовой акт не может быть признан с учетом его особенностей и единой процедуры принятия недействующим частично. Последствия признания нормативного правового акта недействующим полностью или в части определены статьей 216 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление удовлетворить:
признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Собрания депутатов Елизаветинского сельского поселения Азовского района Ростовской области от 21 декабря 2012 года №16 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Елизаветинское сельское поселение Азовского района Ростовской области».
Обязать Собрание депутатов Елизаветинского сельского поселения Азовского района Ростовской области в месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу опубликовать сообщение о его принятии (резолютивную часть решения суда) в официальном печатном издании, в котором опубликован указанный нормативный правовой акт или в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Собрания депутатов Елизаветинского сельского поселения.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба и представление в течение месяца после принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации через Ростовский областной суд.
Судья: Д.М. Абрамов
Решение принято в окончательной форме 3 апреля 2017 года