66OS0000-01-2018-000273-15 Дело № 3а-348/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Екатеринбург 13 декабря 2018 года
Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Старкова М.В.,
при секретаре Кучерявой К.О.,
с участием прокурора Смольникова Евгения Викторовича,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Ревдинский кирпичный завод» о признании нормативного правового акта недействующим в части,
УСТАНОВИЛ:
решением Думы Белоярского городского округа от 25 сентября 2013 года № 70 утверждён генеральный план Белоярского городского округа Свердловской области (далее – Генеральный план).
Названное решение представительного органа местного самоуправления опубликовано 26 сентября 2013 года в газете «Новое знамя», текст Генерального плана опубликован в этом же печатном издании 28 мая 2015 года.
ОАО «Ревдинский кирпичный завод» предоставлено право пользования участком недр для добычи кирпичных глин северной части Камышевского месторождения, который расположен на территории Белоярского и Каменского городских округов в Свердловской области; 28 ноября 2007 года выдана лицензия СВЕ 07155 ТЭ, действие которой приостановлено до 01 апреля 2021 года. ОАО «Ревдинский кирпичный завод» обратилось в Свердловский областной суд с административным иском в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Утверждая о нарушении своих прав в хозяйственной деятельности, указало, что Генеральным планом в отношении части территории, на которую организации предоставлено вышеназванное право пользования участком недр, предусмотрена рекреационная зона, которая не допускает возможности начать оформление правоустанавливающих документов на земельный участок и последующую разработку карьера. Уточнив 13 ноября 2018 года свои требования, административный истец, ссылаясь на установленные в период рассмотрения дела фактические обстоятельства, просит признать Генеральный план недействующим в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 66:06:4504026:586 к функциональной зоне «земли лесного фонда».
Административный ответчик – Дума Белоярского городского округа в лице Комлева Бориса Прокопьевича, исполняющего обязанности председателя представительного органа местного самоуправления, в судебном заседании с требованиями административного истца по существу согласился. Не оспаривая их обоснованность, пояснил, что для внесения изменений в Генеральный план и устранения ошибочного определения функциональной зоны необходимо время, и соответствующие изменения будут внесены.
Заинтересованные лица – администрация Белоярского городского округа и Департамент лесного хозяйства Свердловской области в судебное заседание своих представителей не направили; о месте и времени судебного заседания извещены. Департамент лесного хозяйства Свердловской области сообщил, что спорная территория населённого пункта не относится к землям лесного фонда; административному истцу для строительства технологической автомобильной дороги до северной части Камышевского месторождения предоставлен в аренду на 49 лет лесной участок с условным номером в государственном лесном реестре 65:209:20:0129. Исходя из положений части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая надлежащее извещение, отсутствие возражений от лиц, участвующих в судебном заседании, суд определил рассмотреть административное дело при имеющейся явке.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, а также заключение прокурора Смольникова Е.В., полагавшего, что требования административного искового заявления подлежат удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим. Исходя из предписаний части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и применительно к рассматриваемому административному делу, суд должен выяснить:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа на принятие нормативного правового акта;
б) форма и вид, в которых орган вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с Законом Свердловской области от 12 октября 2004 года № 90-ОЗ «Об установлении границ муниципального образования Белоярский район и наделении его статусом городского округа» муниципальное образование Белоярский район наделено статусом городского округа.
Решением Белоярской районной Думы от 27 июня 2005 года № 31 утверждён Устав Белоярского городского округа (далее – Устав). В состав территории городского округа входят населённые пункты, поименованные в статье 3 Устава; административным центром Белоярского городского округа является посёлок городского типа Белоярский. Структура органов местного самоуправления Белоярского городского округа установлена статьёй 22 Устава этого муниципального образования. Дума Белоярского городского округа является представительным органом муниципального образования, наделённым собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа; состоит из двадцати депутатов (пункты 1 и 2 статьи 23 Устава). К полномочиям Думы Белоярского городского округа относится утверждение генерального плана городского округа, в том числе, внесение изменений в него, по представлению главы городского округа либо уполномоченного органа местного самоуправления (подпункт 9 пункта 3 статьи 24 Устава). Решение о подготовке проекта генерального плана городского округа принимает Глава городского округа, возглавляющий администрацию городского округа и исполняющий полномочия главы администрации городского округа (подпункт 17 пункта 6 статьи 29 Устава). Решения Думы городского округа входят в систему муниципальных правовых актов городского округа (статья 53 Устава). Официальным печатным средством массовой информации на территории Белоярского городского округа определена общественно-политическая газета Белоярского городского округа «Новое «Знамя» (решение Думы Белоярского городского округа от 29 октября 2008 года № 86).
Как предусмотрено пунктом 26 части 1 статьи 16, частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) утверждение генерального плана городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Принимаемые муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона).
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Одним из принципов градостроительной деятельности является обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Генеральный план городского округа – это документ территориального планирования, утверждаемый на срок не менее чем двадцать лет (часть 1 статьи 18, часть 11 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Содержание генерального плана городского округа, порядок его подготовки и утверждения, особенности согласования проекта генерального плана городского округа предусмотрены статьями 9, 23, 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Процедура внесения изменений в генеральный план является идентичной процедуре принятия генерального плана.
Подготовка генерального плана городского округа предусматривает осуществление ряда последовательных процедур, к которым относятся принятие решения главой местной администрации городского округа о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений; обязательное согласование проекта в соответствии со статьёй 25 названного кодекса; обязательное рассмотрение проекта на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьёй 28 этого же кодекса; принятие решения представительным органом местного самоуправления городского округа с учётом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением (статья 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из положений части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что генеральный план городского круга содержит положение о территориальном планировании, а также карту планируемого размещения объектов местного значения, карту границ населённых пунктов входящих в состав городского округа, карту функциональных зон.
В соответствии с частью 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте функциональных зон отображаются границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
Решение о подготовке Генерального плана принято постановлением Главы Белоярского городского округа от 23 июня 2011 года № 1346 «Об утверждении муниципальной долгосрочной целевой программы «Подготовка документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке и межеванию территорий Белоярского городского округа» на 2011-2013 годы» (т. 1 л.д. 216).
Публичные слушания по проекту Генерального плана назначены постановлением Главы Белоярского городского округа от 10 декабря 2012 года № 4024 на 27 декабря 2012 года (т. 1 л.д. 81); постановление опубликовано в установленном порядке 13 декабря 2012 года.
По результатам проведённых публичных слушаний Комиссией по Правилам землепользования и застройки Белоярского городского округа подготовлено заключение (т. 1 л.д. 229). Участники публичных слушаний одобрили проект генерального плана и представители его главе городского округа для принятия решения, а также направили проект представительному органу местного самоуправления с рекомендацией о его принятии.
Распоряжением главы Белоярского городского округа от 20 сентября 2015 года № 411 проект Генерального плана с приложениями направлен в Думу Белоярского городского округа (т. 1 л.д. 84, 85).
На проект Генерального плана получено заключение Правительства Свердловской области от 25 сентября 2013 года.
Проект нормативного правового акта рассмотрен на заседании Думы Белоярского городского округа 25 сентября 2013 года; за принятие поступившего проекта проголосовали 14 депутатов (т. 2 л.д. 236). Думой принято решение № 70, которым утверждён Генеральный план Белоярского городского округа (т. 2 л.д. 237). Принятое решение опубликовано в газете «Новое знамя» от 26 сентября 2013 года, а текст Генерального плана размещён в этом же издании 28 мая 2015 года. Помимо этого, Генеральный план размещён в сети Интернет на официальном сайте городского округа.
В дальнейшем, соблюдая аналогичным образом вышеописанные процедуры, в Генеральный план подготовлены, и решениями Думы Белоярского городского округа от 20 июня 2016 года № 39 – 44 внесены изменения, не касающиеся и не затрагивающие место расположения рассматриваемого земельного участка с кадастровым номером 66:06:4504026:586.
Проанализировав собранные доказательства, суд приходит к выводу, что Генеральный план (также как и вносившиеся в него изменения) принимался уполномоченным органом местного самоуправления, с соблюдением предусмотренной процедуры, в установленной форме, с опубликованием для всеобщего сведения. По обстоятельствам, которые перечислены в пункте 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Генеральный план, как нормативный правовой акт, по мнению суда, не может быть признан недействующим.
Как видно из материалов дела (т. 1 л.д. 129-196) в Единый государственный реестр недвижимости 03 июня 2015 года внесены сведения о земельном участке, площадью 111000 м2, с кадастровым номером 66:06:4504026:586. При постановке земельного участка на государственный кадастровый учёт указана категория земель – земли сельскохозяйственного назначения; разрешённое использование – сельскохозяйственное использование. Местонахождение (адресные ориентиры): Свердловская область, Белоярский район, в 2,7 км к востоку от населённого пункта Камышево, в границах квартала 83 Свердловского лесничества.
Этот земельный участок предоставлялся уполномоченным органом местного самоуправления в аренду административному истцу именно как участок из земель сельскохозяйственного назначения с разрешённым использованием – для сельскохозяйственного производства. Запись регистрации в Едином государственном реестре недвижимости от 20 октября 2015 года.
Прокуратурой Свердловской области оспаривался договор аренды.
Вступившим 13 сентября 2017 года в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 20 июня 2017 года по делу № А60-12562/2017 договор аренды этого земельного участка признан недействительным. Одновременно суд применил последствия недействительности сделки, обязав ОАО «Ревдинский кирпичный завод» вернуть Белоярскому городскому округу вышеназванный земельный участок.
17 июля 2017 года ОАО «Ревдинский кирпичный завод» обращалось в Правительство Свердловской области с ходатайством о переводе земельного участка в другую категорию. Распоряжением Правительства Свердловской области от 26 сентября 2017 года № 760-РП отказано в переводе земельного участка из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения». Причиной отказа в распоряжении указано на несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельного участка утверждённым документам территориального планирования Белоярского городского округа.
В то же время, непосредственно в судебном заседании с участием представителей сторон изучен оригинал карты функциональных зон Генерального плана Белоярского городского округа, увеличенный фрагмент которого (с отображением места расположения земельного участка с кадастровым номером 66:06:4504026:586) представлен в материалы дела. Судом однозначно установлено и не вызывает никаких сомнений, что в действительности территория названного земельного участка обозначена на карте тёмно-зелёным цветом, как функциональная зона «земли лесного фонда», а не как «земли сельскохозяйственного назначения», обозначаемые светло-жёлтым цветом. Следует также отметить, что изначально, с момента постановки на государственный кадастровый учёт 03 июня 2015 года и по настоящее время функциональная зона рассматриваемого земельного участка не менялась, никакие изменения в Генеральный план в указанной части не вносились. Более того, с целью исключить вероятность возможного и действительного отнесения (вхождения) обозначенной территории к землям лесного фонда к участию в деле привлечён Департамент лесного хозяйства Свердловской области, который сообщил, что земельный участок с кадастровым номером 66:06:4504026:586 расположен за границами земельного участка лесного фонда. В представленной выписке из государственного лесного реестра, содержащей составленную карту-схему (камеральным путём, без определения координат поворотных точек) видно, что земельный участок с кадастровым номером 66:06:4504026:586 не относится к землям лесного фонда.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населённых пунктов, земли лесного фонда.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Состав земель лесного фонда устанавливается лесным законодательством.
В свою очередь, генеральный план городского округа представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий, условия формирования среды жизнедеятельности; содержит в себе долгосрочные ориентиры их развития, что должно обусловливать высокий уровень стабильности данного документа. Утверждение документов территориального планирования является проявлением дискреционных полномочий органов местного самоуправления, что, однако, не предполагает и не допускает абсолютной произвольности в действиях органов местного самоуправления.
Собранные же по делу доказательства не позволяют установить и сделать вывод о том, что земельный участок с кадастровым номером 66:06:4504026:586, расположенный на территории Белоярского городского округа, относится к землям лесного фонда, является лесным участком. Следовательно, допущено ошибочное зонирование на данной территории.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что на карте функциональных зон Белоярского городского округа содержится явное и неверное установление функциональной зоны в части рассматриваемой территории, как функциональной зоны «земли лесного фонда», в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:06:4504026:586. Эта территория никогда не имела никакого отношения к землям лесного фонда и такое произвольное установление (определение) функциональной зоны, по мнению суда, не может быть признано обоснованным и допустимым. Поэтому, с момента вступления в законную силу решения суда, нормативный правовой акт в указанной и оспариваемой части следует признать недействующим. Генеральный план, неправильно отображая функциональную зону рассматриваемого земельного участка, содержит на карте функциональных зон ошибочные данные, что не отвечает требованиям статей 18 и 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление открытого акционерного общества «Ревдинский кирпичный завод» о признании нормативного правового акта недействующим в части – удовлетворить.
Признать недействующей с момента вступления в законную силу решения суда карту функциональных зон Белоярского городского округа Свердловской области генерального плана Белоярского городского округа Свердловской области, утверждённого решением Думы Белоярского городского округа от 25 сентября 2013 года № 70, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 66:06:4504026:586 к функциональной зоне «земли лесного фонда».
Сообщение о принятии решения суда подлежит в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу размещению в официальном печатном средстве массовой информации – в общественно-политической газете Белоярского городского округа «Новое «Знамя».
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия.
Мотивированное решение изготовлено 26 декабря 2018 года.
Судья | М.В. Старков |