27OS0000-01-2021-000360-98
Дело 3а-34/2022
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 февраля 2022 года город Хабаровск
Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Е.А.Бузыновской,
при помощнике судьи Е.В.Поскотиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора об оспаривании в части приказа управления лесами Правительства Хабаровского края от 13.12.2018 года № 1138П «Об утверждении лесохозяйственного регламента Горинского лесничества»,
у с т а н о в и л :
Заместитель Амурского бассейнового природоохранного прокурора обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным иском, в котором просит признать не действующим со дня принятия лесохозяйственный регламент Горинского лесничества, утвержденный приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 13.12.2018 года № 1138П, в части отнесения лесов в кварталах 170-172 Хурмулинского участкового лесничества, расположенных в границах памятника природы краевого значения «Роща кедра корейского», к эксплуатационным (таблица 3 п. 1.1.6 Регламента).
Обосновывая свои требования, прокурор сослался на то, что в оспариваемой части нормативный правовой акт не соответствует положениям статей 1, 2, 24, 27 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», статей 6, 10, 12, 21, 25, 111, 112 Лесного кодекса РФ, приказу Минприроды России от 16.07.2007 года № 181. Государственными органами создан памятник природы краевого значения «Роща кедра корейского», относящийся к особо охраняемым природным территориям. На таких территориях запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятника природы. Леса, расположенные на территории памятников природы, относятся к защитным. Отнесение лесов, находящихся на территории памятника природы, к эксплуатационным не соответствуют целям их создания, и противоречит законодательству, регулирующему лесные правоотношения в Российской Федерации. Собственником лесного фонда является Российская Федерация, поэтому указанные нарушения затрагивают её права и нарушают права неопределенного круга лиц на сохранение благоприятной окружающей среды.
Определением судьи краевого суда от 11.01.2022 года к участию в деле привлечены заинтересованные лица Краевое государственное казенное учреждение «Амгуньское лесничество», Федерально агентство лесного хозяйства (Рослезхоз).
Определением судьи краевого суда от 02.02.2022 года произведена замена административного ответчика комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края на его правопреемника министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края.
В судебном заседании представитель Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры, - ФИО1, заявленные требования поддержал, и сослался в их обоснование на те же обстоятельства, что приведены в административном исковом заявлении.
Административное дело рассмотрено в отсутствие представителей министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края, Федерального агентства лесного хозяйства и КГКУ «Амгуньское лесничество», которые о времени и месте судебного заседания были уведомлены заблаговременно.
Административное дело рассмотрено в отсутствие представителей административного ответчика, заинтересованных лиц Федерального агентства лесного хозяйства и КГКУ «Аванское лесничество», которые о времени и месте судебного заседания были уведомлены заблаговременно.
В письменных возражениях представитель Рослесхоза указал, что приказом от 18.12.2009 года № 517 леса, находящиеся на территории Горинского лесничества, отнесены к эксплуатационным в соответствии с пунктом 41 статьи 81 Лесного кодекса РФ. Это не противоречит режиму охраны и использования памятника природы «Роща кедра корейского».
Заслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы административного дела, суд пришел к выводу, что требования прокурора нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и подлежат удовлетворению.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 17.01.2011 года № 5-пр «О создании краевых государственных казенных учреждений, подведомственных управлению лесами Правительства Хабаровского края» создано Краевое государственное казенное учреждение «Амгуньское лесничество», филиалом которого является «Горинское лесничество».
Приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 13.12.2018 года № 1138П утвержден лесохозяйственный регламент Горинского лесничества. В его состав входят Горинское участковое лесничество, Хурмулинское участковое лесничество, Снежное участковое лесничество и Октябрьское участковое лесничество. Приказ опубликован в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края https://les.khabkrai.ru в разделе «лесохозяйственные регламенты лесничеств», официальном портале нормативных правовых актов Хабаровского края https://laws.khv.gov.ru в разделе «Нормативные правовые акты органов исполнительной власти Хабаровского края» 15.12.2018 года.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет, в числе прочего, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу обстоятельства (части 7, 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ).
В статье 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» указано, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 1). Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации (часть 2). Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями (часть 3).
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится земельное, лесное законодательство, законодательство об охране окружающей среды. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (пункт «к» части 1 и часть 2 статьи 72, части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ).
Лесное законодательство состоит из Лесного кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения (части 1, 4, 5 статьи 2 Лесного кодекса РФ)
Перечень полномочий в области лесных отношений, осуществление которых Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, указаны в статье 83 Лесного Кодекса РФ. Так, органам государственной власти субъектов Российской Федерации передано право на разработку и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 87 настоящего Кодекса (пункт 1 части 1 статьи 83, часть 2 статьи 87 в редакции, действовавшей до 01.01.2019 года. Аналогичные положения содержат пункт 9 части 1 статьи 83, часть 2 статьи 87, в действующей с 01.07.2019 года редакции)
В соответствии с частью 3 статья 87 Лесного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2019 года и действующей с 01.07.2019 года) лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса, а также лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая леса, объекты животного мира и среду их обитания, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, в области лесных отношений является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 года № 1219).
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности: положения о государственных природных заповедниках, национальных парках, государственных природных заказниках федерального значения, государственных природных биосферных заповедниках, дендрологических парках и ботанических садах федерального значения, памятниках природы федерального значения; акты, устанавливающие особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях; порядок разработки лесохозяйственных регламентов, их состав, сроки действия и порядок внесения в них изменений; утверждает лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, а также государственную экспертизу проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий (пункты 5.2, 5.2.102, 5.2.128, 5.19 Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 01.01.2019 года).
Лесохозяйственный регламент является основой использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков. Порядок разработки лесохозяйственных регламентов, порядок внесения в них изменений, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих разработку лесохозяйственных регламентов и внесение в них изменений установлены приказом Минприроды России от 27.02.2017 года №72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений». Лесохозяйственные регламенты разрабатываются для лесничеств (лесопарков). Разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (пункты 9, 10).
С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения (части 2, 3 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).
Постановлением Главы администрации Хабаровского края от 20.01.1997 года № 7 «Об особо охраняемых природных территориях Хабаровского края» в перечень памятников природы краевого значения включен памятник природы «Роща кедра корейского» (находится в Солнечном районе), объявленный особо охраняемой природной территорией.Постановлением Правительства Хабаровского края от 06.10.2014 года № 361-пр «Об утверждении границ памятников природы краевого значения в Амурском, Бикинском, Вяземском, имени Лазо, Нанайском, Солнечном муниципальных районах и о внесении изменений в постановление главы администрации Хабаровского края от 20.01.1997 года № 7» утверждены графическое описание и границы природного заказника краевого значения.
На основании исследованных в ходе рассмотрения дела письменных доказательств и объяснений лиц, участвующих в деле, суд установил, что памятник природы «Роща кедра корейского» располагается в пределах кварталов 170-172 Хурмулинского участкового лесничества. Правовой режим памятника природы определен как особо охраняемая природная территория, эти земли ограничены в обороте (таблица 5 «Характеристика имеющихся на территории лесничества ООПТ и объектов» лесохозяйственного регламента Горинского лесничества).
Управление лесами Правительства Хабаровского края, как указано в Положении, утвержденном постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 года № 185-пр (с последующими изменениями), является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим в пределах установленной компетенции полномочия края и переданные краю полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.04.2020 года № 162-пр (действует с 22.04.2020 года) утверждено Положение о комитете лесного хозяйства Правительства Хабаровского края. Комитет является органом исполнительной власти края, осуществляющим в пределах установленной компетенции полномочия края и переданные краю полномочия Российской Федерации в области лесных отношений. Комитет является правопреемником управления лесами Правительства Хабаровского края.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2021 года № 707-пр (действует с 06.01.2022 года) утверждено Положение о министерстве лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края. Министерство в соответствии с возложенными на него задачами, в том числе, организует разработку и утверждение лесного плана края, организует разработку и утверждает лесохозяйственные регламенты лесничеств на землях лесного фонда.
Дав оценку установленным по делу обстоятельствам, с учетом приведенных положений федеральных законов и нормативных правовых актов (в редакции, действующей на момент принятия приказа управления лесами Правительства Хабаровского края от 15.11.2018 года № 924П), суд считает, что регламент Горинского лесничества, на территории которого находится особо охраняемая природная территория, утвержден Управлением лесами Правительства Хабаровского края за пределами своих полномочий. Право утверждать (принимать) такого рода нормативные правовые акты по состоянию на 15.11.2018 года (как и на день рассмотрения настоящего дела) законом отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими (пункт 28).
Управление лесами Правительства Хабаровского края, являющееся исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждая лесохозяйственный регламент Горинского лесничества, отдельные лесные участки которого расположены на землях особо охраняемых природных территорий, вышло за пределы предоставленных ему полномочий, что является основанием для признания приказа управления лесами Правительства Хабаровского края от 13.12.2018 года № 1138П, в оспариваемой части, недействующим.
Проверив оспариваемые положения лесохозяйственного регламента Горинского лесничества, утвержденного приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 13.12.2018 года № 1138П, на предмет их соответствия федеральным законам и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришел к такому заключению.
Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса (части 1 статьи 10 Лесного кодекса РФ).
Эксплуатационные леса имеют цели освоения, направленные на устойчивое, максимально эффективное получение высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статьи 12 Лесного кодекса РФ).
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4 статьи 12 Лесного кодекса РФ).
В одну из категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях. К лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (части 1 и 6 статьи 111, части 1 статьи 112 Лесного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.07.2019 года – это пункт 1 части 2, часть 5 статьи 102, часть 1 статьи 103).
В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий в соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях». На иных лесных участках, если это не противоречит правовому режиму особой охраны территорий государственных природных заповедников, допускается проведение выборочных рубок лесных насаждений в целях обеспечения функционирования государственных природных заповедников и жизнедеятельности проживающих в их пределах граждан. В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, запрещается использование химических препаратов, обладающих токсичным, канцерогенным или мутагенным воздействием. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 3, 4, 5 статьи 112 Лесного кодекса РФ).
Аналогичные нормы содержались в статье 103 (части 3, 5, 6) Лесного кодекса РФ, в редакции, действовавшей до 01.07.2019 года.
В Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях» указано, что на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы (часть 1 статьи 27).
На территории памятника природы краевого значения «Роща кедра корейского» запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы (раздел 1.1.8 лесохозяйственного регламента Горинского лесничества).
В таблице 3 лесохозяйственного регламента Горинского лесничества приведены сведения о распределение лесов по целевому назначению и категориям лесов по кварталам и их частям. В Хурмулинском участковом лесничестве к эксплуатационным лесам отнесены лесные участки в <...>, 12, 13, 16, 20, 25, 30, 36, 40ч, 41, 45ч, 49ч, 52ч, 53, 60, 61ч, 65, 66ч, 72ч, 75ч- 77ч, 91, 92ч, 93ч, 107ч, 130, 135ч, 146, 161ч, 165, 177, 185.
Так как, в силу положений Лесного кодекса РФ (части 5 статьи 102) и Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» (статья 2, часть 1 статьи 27), в защитных лесах, к которым относятся и особо охраняемые природные территорий, запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, в том числе всякая деятельность, влекущая за собой нарушение особо охраняемых природных территорий, то леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, не могут быть отнесены к эксплуатационным лесам, поскольку эта категория лесов имеет иные цели освоения, нежели защитные леса.
Поэтому отнесение лесных участков в границах памятника природы «Роща кедровая» к эксплуатационным лесам не соответствует положениям федерального законодательства.
Довод административного ответчика, что оспариваемый лесохозяйственный регламент принят во исполнение приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 18.12.2009 года № 517 «Об отнесении лесов на территории Хабаровского края к ценным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и установлении их границ», суд не принимает во внимание.
Как установлено Указом Президента РФ от 23.05.1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» (пункты 8, 9 в редакции от 28.06.2005 года, действовавшем на день принятия приказа Управления лесами Правительства Хабаровского края от 13.12.2018 года № 1138П) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров (пункт 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 года № 763).
Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 18.12.2009 года № 517 «Об отнесении лесов на территории Хабаровского края к ценным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и установлении их границ», согласно имеющимся на сайте информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://www.consultant.ru, не был опубликован в порядке, установленном Указом Президента РФ от 23.05.1996 года № 763. Этот факт не оспаривался и лицами, участвующими в деле. Следовательно, этот приказ не вступил в силу, не является действующим нормативным правовым актом и не влечет правовых последствий.
Согласно положениям пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его не действующим полностью или в части со дня принятия или с иной определенной судом даты.
В ходе судебного разбирательства установлено, что оспариваемые административным истцом положения лесохозяйственного регламента Горинского лесничества противоречат федеральным законам, регулирующим те же правоотношения и имеющим большую юридическую силу, то, согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, в этой части нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим.
Лица, участвующие в деле подтвердили, что оспариваемый нормативный правовой акт неоднократно применялся. Поэтому суд считает возможным признать его не действующим в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ сообщение о принятии настоящего решения должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175, 178, 179, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора об оспаривании нормативного правового акта удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу лесохозяйственный регламент Горинского лесничества, утвержденный приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 13.12.2018 года № 1138П, в части отнесения лесов в кварталах 170-172 Хурмулинского участкового лесничества, на которых располагается памятник природы краевого значения «Роща кедра корейского», к категории эксплуатационных (таблица 3 п. 1.1.6 Регламента).
Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края https:laws.khv.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Хабаровский краевой суд.
Решение в окончательной форме принято 02 марта 2022 года.
Судья краевого суда