ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-351/2022 от 09.09.2022 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-351/2022

УИД 76OS0000-01-2022-000270-32

Мотивированное решение изготовлено 9 сентября 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль 29 августа 2022 года

Ярославский областной суд в составе:

председательствующего судьи Сингатулиной И.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Масловой С.В.,

лица, участвующие в деле, не явились,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Майорова Владимира Ильича об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,

установил:

Майоров В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением, с учетом исправления описки, просил установить кадастровую стоимость земельных участков, расположенных по адресу: категория земель – земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования – для ведения дачного строительства, в размере их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2015, а именно:

-земельного участка с кадастровым номером , площадью 212 200 кв.м в размере 1 562 000 рублей;

-земельного участка с кадастровым номером , площадью 289 700 кв.м в размере 2 132 000 рублей;

-земельного участка с кадастровым номером , площадью 134 200 кв.м в размере 988 000 рублей.

В обоснование исковых требований в заявлении указано, что Майоров В.И. является собственником вышеуказанных земельных участков. Установленная в отношении данных объектов кадастровая стоимость значительно превышает их рыночную стоимость, определенную отчетом ООО «Яр-Оценка» №152/2022 от 28.06.2022. Завышение кадастровой стоимости объектов недвижимости влечет за собой пропорциональное увеличение земельного налога. Права и законные интересы административного истца в данном случае нарушены. Кроме того, административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока оспаривания кадастровой стоимости, поскольку он пропущен по уважительным причинам.

Административный истец Майоров В.И., его представитель по доверенности (л.д. 88) Бузаджи М.Н., в судебное заседание не явились, в заявлении от 25.08.2022 Бузаджи М.Н. просила рассмотреть дело в свое отсутствие. Ранее в судебном заседании представитель административного истца Бузаджи М.Н. участвовала, просила исковые требования, а также ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока удовлетворить.

Административный ответчик Правительство Ярославской области о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежаще, явку представителя не обеспечил, письменный отзыв на иск не представлен.

Административным ответчиком Управлением Росреестра по Ярославской области представлен письменный отзыв, в котором учреждение просит рассмотреть дело в отсутствии представителя. Также указано, что Управление не наделено полномочиями по оценке корректности результатов определения рыночной стоимости, в том числе делать выводы о качестве проведенной оценки, правильности выбранной методологии и обоснованности сделанных оценщиком выводов. Разрешение административного иска Управление оставило на усмотрение суда.

От административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Ярославской области поступил письменный отзыв, в котором учреждение просит рассмотреть дело без участия своего представителя, оставило разрешение административного иска на усмотрение суда.

Заинтересованное лицо департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области в письменном отзыве против удовлетворения административного иска возражал, ссылаясь на отсутствие в материалах дела достоверных доказательств размера рыночной стоимости земельных участков, определенной на дату установления их кадастровой стоимости. Изложены замечания относительно отчета определения рыночной стоимости объектов недвижимости.

Заинтересованное лицо администрация сельского поселения Красный Профинтерн ходатайствовала о проведении судебного заседания без участия представителя, оставила разрешение административного иска на усмотрение суда.

Судом на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено при имеющейся явке.

Исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Аналогичные положения содержатся в статьях 245, 246, 248 КАС РФ.

Учитывая положения частей 6 и 7 статьи 24 Федерального закона от 03.06.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», принимая во внимание, что оспариваемая в настоящем деле кадастровая стоимость объектов недвижимости установлена до дня вступления в силу указанного Федерального закона, в настоящем административном деле суд применяет положения Федерального закона 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами, дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса РФ).

Судом установлено, что административный истец является собственником вышеуказанных земельных участков, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.40-44).

По сведения Единого государственного реестра недвижимости право собственности Майорова В.И. на земельные участки с кадастровыми номерами , , зарегистрировано 29.11.2006, 05.02.2007, 29.11.2006 соответственно.

Объекты недвижимости административного истца с кадастровыми номерами , , вошли в Перечень объектов, подлежащих оценке на 01.01.2015 – дату проведения государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Ярославской области, результаты которой утверждены постановлением Правительства Ярославской области от 24.02.2016 № 170-п.

Согласно приложению 1 «Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Ярославской области» по состоянию на 01.01.2015 кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами , , установлена в размере 25 676 200 рублей, 35 053 700 рублей, 16 238 200 рублей, соответственно.

Правоотношения заявителя по определению земельного налога, являются публичными, вопрос определения земельного налога урегулирован Налоговым кодексом РФ (абзац 1 пункта 1 статьи 387, пункт 1 статьи 388, пункт 1 статьи 390, пункт 1 статьи 391, пункт 1 статьи 396), нормативным актом представительного органа муниципального образования Российской Федерации (Решение муниципального Совета сельского поселения Красный Профинтерн Некрасовского муниципального района от 15.11.2019 №11 «Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Красный Профинтерн»). Изменение размера земельного налога, в том числе его уменьшение, для заявителя возможно путем оспаривания кадастровой стоимости принадлежащего земельного участка.

В соответствии с вышеприведенными положениями статьи 24.18 Федерального закона 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», статьей 245 КАС РФ, а также разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации суд приходит к выводу о том, что Майоров В.И. имеет законный интерес в оспаривании результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости с кадастровыми номерами , , и, следовательно, право на подачу настоящего административного иска.

Согласно части 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости с кадастровыми номерами , , , оспариваемые административным истцом в настоящем деле, внесены в Единый государственный реестр недвижимости 02.04.2016. С заявлением об оспаривании результатов государственной кадастровой оценки Майоров В.И. обратился в суд 30.06.2022.

Таким образом, срок оспаривания результатов государственной кадастровой оценки административным истцом пропущен.

Анализ тех обстоятельств, на которые ссылается административный истец в обоснование причин пропуска данного срока, свидетельствует об их уважительности, в связи с чем суд восстанавливает срок оспаривания кадастровой стоимости по ходатайству Майорова В.И.

В соответствии с вышеприведенными положениями части 1 статьи 248 КАС РФ, а также частью 11 статьи 24.18 Федерального закона 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Согласно пункту 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).

Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Административным истцом представлен отчет №152/2022 от 28.06.2022, выполненный оценщиком ООО «Яр-оценка» ФИО6 По состоянию на 01.01.2015 рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами , , определена в размере 1 562 000 рублей, 2 132 000 рублей, 988 00 рублей соответственно.

Исходя из статьи 59, части 2 статьи 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» указано, что исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности). При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.

Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки закреплены в статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с положениями приведенной нормы отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

Аналогичные требования к содержанию отчета установлены пунктом 5 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 №299 (далее - ФСО №3).

Исследование отчета ООО «Яр-Оценка» по правилам статьи 84 КАС РФ с учетом дополнительных письменных пояснений оценщика ФИО6, дает основания суду для вывода о том, что отчет является допустимым доказательством.

Оценщик ФИО6 соответствует требованиям, предъявляемым к оценщикам, имеет специальное образование и квалификацию, является членом саморегулируемой организации «Национальная коллегия специалистов – оценщиков», ее ответственность застрахована в установленном законом порядке. Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчету об оценке документами.

В возражениях заинтересованным лицом департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области приведены замечания относительно отчета ООО «Яр-Оценка». Указано на то, что объект оценки находится на первой линии р. Волга и предназначен для ведения дачного строительства. Однако, оценщик пришел к выводу о том, что это земли сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования. По мнению автора отзыва, оценщик ошибочно произвел оценку земельных участков исходя из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения и вида разрешенного использования – сельскохозяйственное производство, что привело к занижению рыночной стоимости.

Проверяя указанные доводы заинтересованного лица, суд учитывает следующее.

В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 №226 «Об утверждении методических указаний государственной кадастровой оценке» (документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от 14.01.2022 №11, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 18.02.2022) (далее по тексту - Методические указания) при определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости.

Согласно пунктам 3, 6 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.10.2010 №508 (далее - ФСО №4) под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.

При определении кадастровой стоимости с использованием методов массовой оценки все объекты оценки, содержащиеся в перечне для целей проведения государственной кадастровой оценки, разбиваются на группы объектов оценки на основании анализа информации о рынке объектов оценки, обоснования модели оценки кадастровой стоимости, состава ценообразующих факторов и сведений о значениях ценообразующих факторов объектов оценки для каждого исследуемого вида объектов оценки. В набор ценообразующих факторов должны быть включены только те факторы, которые оказывают существенное влияние на стоимость объектов оценки и могут быть достоверно определены и объективно измерены. Для проведения группировки обосновывается выбор показателей, значений или диапазона значений данных показателей для отнесения объектов оценки в соответствующие группы (пункт 16 ФСО № 4).

При применении методов массовой оценки кадастровая стоимость объекта оценки определяется путем подстановки значений ценообразующих факторов, соответствующих данному объекту оценки, в модель оценки, выбранной оценщиком (пункт 21 ФСО № 4).

В соответствии с пунктом 20 ФСО №4 при наличии достаточной и достоверной информации о ценах сделок и предложений по купле-продаже объектов оценки расчет кадастровой стоимости объекта оценки осуществляется преимущественно на основании сравнительного подхода.

В силу статьи 13 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» перечень объектов недвижимости, подлежащий государственной кадастровой оценке, формируется органами регистрации прав на основании решения о проведении государственной кадастровой оценке. В Перечень включаются сведения из Единого государственного реестра недвижимости, актуальные по состоянию на дату оценки. При формировании Перечня указывается количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки.

Пунктом 1.2 Методических указаний для целей названных указаний под видом использования объекта недвижимости понимается использование в соответствии с его фактическим разрешенным использованием (абзац третий).

Для целей данных указаний фактическое разрешенное использование объекта недвижимости - фактическое (текущее) использование объекта недвижимости, не противоречащее установленным требованиям к использованию объекта недвижимости (абзац четвертый).

В соответствии с пунктом 1.10. Методических указаний земельный участок характеризуется его целевым назначением (принадлежностью к определенной категории земель) и (или) разрешенным использованием, а также видом осуществляемой на нем деятельности.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном законодательстве и законодательстве о кадастровом учете. При кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.

Отнесение земельного участка к одной из групп должно осуществляться с учетом правового зонирования территории, вида деятельности, для которого земельный участок был ранее предоставлен и фактически осуществляемого.

Учтенный в государственном кадастре недвижимости вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию участка.

Согласно положениям статьи 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий; особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.

Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок.

Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.

Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.

Из статьи 56.1 Земельного кодекса РФ следует, что предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.

Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 7 статьи 95 Земельного кодекса РФ на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются, в том числе предоставление земельных участков для ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства за пределами населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий.

Исходя из положений пункта 1.11 Методических указаний, определение кадастровой стоимости осуществляется без учета обременений (ограничений) объекта недвижимости, за исключением ограничений прав на землю, возникающих в соответствии с законодательством (в связи с установлением зон с особыми условиями использования территории, иными ограничениями, установленными действующим законодательством Российской Федерации).

Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 03.06.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» при определении кадастровой стоимости земельных участков обязательному рассмотрению на предмет влияния на указанную стоимость подлежат сведения не только о местоположении земельного участка, но и о нахождении объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории.

Из приведенных норм права следует, что в отношении земельных участков, которые попали в зону с особыми условиями использования территории, устанавливаются ограничения по их использованию, что лишает землепользователей таких земельных участков возможности использовать принадлежащие земельные участки в полном объеме. Следовательно, установление охраной зоны на территории земельных участков влияет на их стоимость.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно пункту 10 ФСО №7 для определения стоимости недвижимости оценщик исследует рынок в тех его сегментах, к которым относятся фактическое использование оцениваемого объекта и другие виды использования, необходимые для определения его стоимости.

Последовательность анализа рынка недвижимости установлена пунктом 11 ФСО №7.

В соответствии с Методическими рекомендациями по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденными Распоряжением Минимущества России от 06.03.2002 №568-р, рыночная стоимость земельного участка определяется исходя из его наиболее эффективного использования, то есть наиболее вероятного использования земельного участка, являющегося физически возможным, экономически оправданным, соответствующим требованиям законодательства, финансово осуществимым и в результате которого расчетная величина стоимости земельного участка будет максимальной (принцип наиболее эффективного использования). Наиболее эффективное использование земельного участка определяется с учетом возможного обоснованного его разделения на отдельные части, отличающиеся формами, видом и характером использования. Наиболее эффективное использование может не совпадать с текущим использованием земельного участка.

При определении наиболее эффективного использования принимаются во внимание: целевое назначение и разрешенное использование; преобладающие способы землепользования в ближайшей окрестности оцениваемого земельного участка; перспективы развития района, в котором расположен земельный участок; ожидаемые изменения на рынке земли и иной недвижимости; текущее использование земельного участка.

Анализ на наиболее эффективное использование позволяет определить наиболее доходное и конкурентное использование объекта недвижимости - то использование, которому соответствует максимальная стоимость объекта. Наиболее эффективное использование объекта недвижимости должно отвечать четырем условиям. Оно должно быть: законодательно разрешенным, физически осуществимым, финансово обоснованным, обеспечивающим наивысшую стоимость или доходность недвижимости. Наиболее эффективное использование должно быть определено для земельного участка как бы свободного (незастроенного), а также для всего объекта недвижимости в целом.

Судом установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами , , поставлены на кадастровый учет 03.08.2006, 03.08.2006, 08.08.2006 соответственно, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения дачного строительства.

Кадастровые паспорта указанных земельных участков содержат указание на обременения: 1) ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ; 2) иные ограничения (обременения) прав; 3) ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Решением Думы Некрасовского муниципального района от 29.08.2019 №431 утверждены Правилами землепользования и застройки сельского поселения Некрасовское (далее – Правила землепользования и застройки).

Согласно статье 22 Правил землепользования и застройки зона сельскохозяйственных угодий (СХ-1) - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ на сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительный регламент не устанавливается.

Использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Материалами дела подтверждается, что земельные участки с кадастровыми номерами , , отнесены к территориальной зоне сельскохозяйственных угодий (СХ-1). Виды разрешенного использования не установлены. Данные земельные участки расположены в зоне с особыми условиями использования территории: водоохранная зона «граница водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы Горьковского водохранилища в пределах Некрасовского муниципального района Ярославской области». Ограничение в границах зоны установлены в соответствии со статьей 65 Водного кодекса РФ; в зоне особо охраняемой природной территории Ярославской области– государственный природный заказник «Левашовский».

По результатам анализа наиболее эффективного использования спорных земельных участков, с учетом исследованных документов, в том числе Публичной кадастровой карты, сведений Росреестра, градостроительных планов земельных участков, объявлений в отношении соседних земельных участков, оценщик исходил из наиболее эффективного их использования, месторасположения, физических характеристик и ситуации, которая сложилась на рынке земли, возможных функций использования земельного участка, и счел целесообразным определить рыночную стоимость этого земельного участка в соответствии с экономически оправданным и максимально эффективным возможным вариантом использования земельных участков определено – для сельскохозяйственного использования.

По заключению оценщика разрешенное использование по документам «для ведения дачного строительства» фактически не может быть осуществлено на законодательном уровне. Земельные участки не пригодны для строительства. Наличие, строительство каких-либо улучшений исключено. Наиболее эффективное использование – для сельскохозяйственного использования.

Таким образом, земельные участки с кадастровыми номерами , , категория земель: «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования: «для ведения дачного строительства» не подлежат застройке, в том числе дачной.

Согласно Приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» земельный участок с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства (ведение сельского хозяйства, код (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного участка - 1.0) включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.20, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

При проведении оценки оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральными стандартами оценки. Отчет составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчетам об оценке объекта недвижимости, содержит описание объектов оценки, объектов-аналогов, методику их отбора, сопоставления, аргументацию применения необходимых корректировок. Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости не является произвольным. Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости. В отчете имеются ссылки на источники используемой информации, содержащими все необходимые сведения, позволяющие сделать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток.

В соответствии с частью 1 статьи 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Не соглашаясь с оценкой рыночной стоимости объектов оценки, установленной на основании отчета оценщика ООО «Яр-Оценка», административные ответчики и заинтересованные лица доказательств иной стоимости не представили, о назначении судебной экспертизы не ходатайствовали.

Нарушений при составлении отчета, которые могут существенно повлиять на размер рыночной стоимости объектов недвижимости, в судебном заседании не установлено, поэтому суд считает, что рыночная стоимость объектов оценки оценщиком ООО «Яр-Оценка» определена в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». При таком положении заявленные административным истцом требования суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд отмечает, что оспариваемая заявителем кадастровая стоимость объектов на момент вынесения решения является архивной, поскольку Приказом департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 06.10.2021 №48-н утверждена кадастровая стоимость, принадлежащих административному истцу земельных участков, по состоянию на 01.01.2021.

Данное обстоятельство не является препятствием для установления рыночной стоимости спорных объектов.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.05.2019 №1438-О).

С учетом приведенных положений период применения установленной судом рыночной стоимости земельных участков должен быть определен с момента внесения оспариваемых сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости по 01.01.2021, то есть до момента, когда начала действовать новая кадастровая стоимость.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с разъяснениями пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости является дата обращения административного истца с настоящим административным иском в суд – 30.06.2022.

Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Восстановить Майорову Владимиру Ильичу срок на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , ,

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером , площадью 212 200 кв.м., расположенного по адресу: в размере его рыночной стоимости 1 562 000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года на период действия с 2 апреля 2016 года по 1 января 2021 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером , площадью 289 700 кв.м, расположенного по адресу: в размере его рыночной стоимости 2 132 000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года на период действия с 2 апреля 2016 года по 1 января 2021 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером , площадью 134 200 кв.м,, расположенного по адресу: в размере его рыночной стоимости 988 000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года на период действия с 2 апреля 2016 года по 1 января 2021 года.

Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.

Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости –30 июня 2022 года.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья И.Г. Сингатулина