ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-353/20 от 26.08.2020 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

дело № 3а-353/2020

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Волгоград 26 августа 2020 года

Волгоградский областной суд

в составе председательствующего Ждановой С.В.,

при секретаре Булдаковой С.В.,

с участием представителей:

административного истца Суркова Д.А.,

административного ответчика –

Управления Росреестра по Волгоградской области Олейниковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Фермерское хозяйство» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Волгоградской области о признании незаконными уведомлений о не принятии к рассмотрению заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков и возложении обязанности,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Фермерское хозяйство» (далее - ООО «Фермерское хозяйство, общество) обратилось в Волгоградский областной суд с административным иском, в котором просит признать незаконными уведомления Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Волгоградской области (далее - Комиссия) от 31 декабря 2019 года № 11-5521/19 и № 11-5522/19 об отказе в принятии заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 34:14:090002:17 и 34:14:090002:9, а также обязать Комиссию рассмотреть по существу заявления общества от 30 декабря 2019 года.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что 30 декабря 2019 года истец обратился в Комиссию с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в г.Котово Волгоградской области, с кадастровыми номерами 34:14:090002:17 и 34:14:090002:9, однако уведомлениями секретаря Комиссии от 31 декабря 2019 года № 11-5522/19 и № 11-5521/19 ему отказано в принятии документов по мотиву отсутствия выписок из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Истец полагает данный отказ не основанным на законе, поскольку с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости им представлялись все необходимые документы; ввиду представления полного комплекта требуемых документов оснований для отказа в принятии заявления к рассмотрению по существу у Комиссии не имелось. Кроме того, истец полагает, что у секретаря Комиссии отсутствуют полномочия на принятие оспариваемых решений.

В ходе судебного заседания представитель истца заявленные требования поддержал, просил об их удовлетворении.

Представитель Управления Росреестра по Волгоградской области возражала против удовлетворения требований в связи с тем, что приложенные Обществом к заявлению выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости земельных участков не были заверены надлежащим образом, в связи с чем они не могут приравниваться к документам. Так, указанные выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости земельных участков были получены истцом от органа кадастрового учёта в электронном виде, следовательно, в электронном виде они должны были быть представлены в Комиссию, для проверки электронной подписи, в том числе, ключа проверки электронной подписи. Между тем, истец их распечатал и предоставил в Комиссию на бумажном носителе, при этом указанные выписки на бумажном носителе не были заверены надлежащим образом организацией, их выдавшей. Таким образом, выписки из ЕГРН, полученные истцом в электронном виде и распечатанные им на бумажном носителе, не могут приравниваться к электронному документу, заверенному усиленной квалифицированной электронной подписью, поскольку утрачивают свои свойства.

Представитель Комиссии в суд не явился, что не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии подаётся в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ или государственного органа, определившего кадастровую стоимость в порядке статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ (ч. 4 ст. 245, пп. 15 п. 1 ст. 20, ст. 24 КАС РФ, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28). Административное исковое заявление рассматривается в течение двух месяцев со дня его поступления в суд (ч. 1 ст. 247, ст. 141 КАС РФ).

Административное исковое заявление об оспаривании решения или действий (бездействия) комиссии рассматривается по правилам гл. 22 КАС РФ с учётом особенностей, установленных главой 25 КАС РФ (ч. 5 ст. 245 КАС РФ).

В соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьёй), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) (часть 1).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 10).

Абзацем 2 части 16 названной статьи предусмотрено, что к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагается выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости.

Форма выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости утверждена Приказом Минэкономразвития России от 25 декабря 2015 года № 975 (Приложение № 3). В этой выписке содержатся сведения, в том числе, о дате утверждения кадастровой стоимости и реквизитах акта об утверждении кадастровой стоимости, о дате внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН, о дате, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дате определения кадастровой стоимости), а также о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости и дате начала ее применения.

Выписку о кадастровой стоимости объекта недвижимости можно бесплатно получить на сайте Росреестра в электронном виде. Сведения из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости можно запросить по состоянию на дату запроса или на другую интересующую дату. Запросить выписку может любое заинтересованное лицо удобным для него способом - в электронном виде, при личном обращении в офис Федеральной кадастровой палаты Росреестра/многофункциональный центр «Мои документы» (МФЦ) или по почте (Письмо ФНС России от 7 февраля 2017 года № БС-4-21/2140@ «О реализации на интернет-сайте Росреестра возможности получения выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости", Информация Росреестра от 2 октября 2017 года «Росреестр информирует о способах получения сведений о кадастровой стоимости недвижимости»).

В выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости приводятся сведения о дате, на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости. Сведения об этой дате также могут содержаться в отчёте об определении кадастровой стоимости, составленном по результатам проведения государственной кадастровой оценки, в акте определения кадастровой стоимости и в иных документах (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28).

Таким образом, все другие документы, содержащие сведения, внесённые в ЕГРН (выписки из ЕГРН, письма Росреестра и пр.), являются иными, дополнительными документами, прилагаемыми к административному исковому заявлению.

Как следует из материалов административного дела, 30 декабря 2019 года ООО «Фермерское хозяйство» в Комиссию было подано два заявления о пересмотре кадастровой стоимости в отношении двух земельных участков с кадастровыми номерами 34:14:090002:17 и 34:14:090002:9 и установлении их рыночной стоимости.

При этом к заявлениям были приложены: выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков от 27 декабря 2017 года, нотариально заверенные копии выписки из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от 15 октября 2019 года; копия доверенности; иные документы - копия сопроводительного письма к отчёту № 01-10-19/9 от 27 декабря 2019 года; отчёты об оценке рыночной стоимости земельных участков от 27 декабря 2019 года № 01-10/9 и № 01-10-19/9, составленные на бумажном носителе; диски (т.1 л.д.18-21).

Уведомлениями секретаря Комиссии от 31 декабря 2019 года № 11-5521/19 и № 11-5522/19 в принятии документов на Комиссию было отказано по тем основаниям, что в них отсутствуют выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 34:14:090002:17 и 34:14:090002:9, представление которой предусмотрено абзацем 2 части 16 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности.

Между тем, административным истцом кроме выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости земельных участков, были приложены нотариально заверенные выписки из ЕГРН об основных характеристиках указанных объектов недвижимости, в которых также содержались сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости.

Кроме того, в представленных в Комиссию отчётах об оценке рыночной стоимости спорных земельных участков имеются решения Комиссии от 19 декабря 2019 года, по ранее поданным истцом заявлениям о пересмотре кадастровой стоимости спорных земельных участков, с предоставлением тех же отчётов об оценке от 27 декабря 2019 года № 01-10/9 и № 01-10-19/9, которые Комиссия приняла к рассмотрению и вынесла решения об отклонении заявлений ввиду несоответствия отчётов требованиям федеральных стандартов оценки. Сведения о дате определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:14:090002:17 по состоянию на 19 декабря 2016 года и земельного участка с кадастровым номером 34:14:090002:9 по состоянию на 1 января 2015 года, имеются в указанных решениях Комиссии (т.1 л.д.176-178, 254-256).

Таким образом, у Комиссии имелись сведения о дате определения кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельных участков, которые содержались в иных дополнительных документах, поданных истцом в Комиссию. Однако указанное обстоятельство при решении вопроса о принятии заявления к рассмотрению оставлено без внимания.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, решения о не принятии к рассмотрению заявлений истца были приняты по формальным основаниям, без учёта конкретных обстоятельств дела.

Кроме того, полномочия секретаря комиссии по приему либо возврату заявления урегулированы Порядком создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 263 (далее - Порядок).

Так, согласно пункту 13 названного Порядка Комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подаётся заявление о пересмотре кадастровой стоимости (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является физическое лицо), наименование юридического лица, почтовый адрес и место нахождения (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо), с приложением ряда документов, перечисленных в этом пункте.

При поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления, при этом датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа (пункт 14).

Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 названного Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов (в случае их наличия) (пункт 15).

Таким образом, перечень оснований для отказа в принятии заявления, указанный в Порядке, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Полномочия секретаря комиссии по приёму либо возврату заявления являются четко регламентированными, и на данной стадии секретарь обязан проверить лишь наличие необходимых документов, обращение с заявлением в установленный законом срок и отсутствие ранее установленной кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

Административным истцом в Комиссию были представлены все необходимые документы, в том числе выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости спорных земельных участках.

Указанные выше нормативные правовые положения не наделяют секретаря Комиссии правом на стадии принятия заявления к рассмотрению давать оценку приложенным к заявлению документам, кроме той, которая указана в пункте 15 Порядка, поскольку указанные полномочия являются полномочиями Комиссии при рассмотрении заявления по существу (пункты 19, 20 Порядка).

Несоответствие представленных документов по их содержанию предъявляемым к ним требованиям может является основанием для отклонения Комиссией заявления, а не основанием для отказа в принятии заявления на рассмотрение Комиссии.

Однако, как следует из оспариваемых уведомлений, секретарь Комиссии фактически проверил содержание представленных документов и дал им оценку.

При указанных выше обстоятельствах суд приходит к выводу о признании уведомлений Комиссий незаконными и о возложении на Комиссию обязанности рассмотреть поданные заявления Общества.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Фермерское хозяйство» удовлетворить.

Признать незаконными уведомления комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Волгоградской области от 31 декабря 2019 года № 11-5521/19 и № 11-5522/19.

Возложить на комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Волгоградской области обязанность рассмотреть по существу заявления ООО «Фермерское хозяйство» от 30 декабря 2019 года о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:14:090002:17 по состоянию на 19 декабря 2016 года и земельного участка с кадастровым номером 34:14:090002:9 по состоянию на 1 января 2015 года.

Сообщение об исполнении решения суда подлежит направлению комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Волгоградской области в Волгоградский областной суд и административному истцу в установленный законом срок.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Волгоградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья /подпись/ Жданова С.В.

решение в окончательной

форме принято 27 августа 2020 года

Судья /подпись/ Жданова С.В.

Копия верна:

Судья Волгоградского областного суда Жданова С.В.