ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-35/20 от 18.06.2020 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Мотивированное решение изготовлено 26 июня 2020 года

УИД 66OS0000-01-2019-000567-22

3а-35/2020 (ранее 3а-484/2019)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 июня 2020 года

г. Екатеринбург

Свердловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Жейновой С.И.,

при секретаре Ивановой Д.В.,

с участием прокурора Чукреева В.А.,

представителя административного истца Полуденко Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу о признании нормативного правового акта не действующим в части.

установил:

решением Думы Качканарского городского округа от 20 декабря 2012 года № 111 «Об утверждении Генерального плана Качканарского городского округа применительно к населенному пункту – поселок Именновский» (далее - Решение от 20 декабря 2012 года № 111) утвержден генеральный план Качканарского городского округа применительно к населенному пункту – поселок Именновский на период до 2025 года (далее - Генеральный план) (т. 1 л.д. 133-134).

Указанное Решение опубликовано 28 августа 2013 года в газете «Качканарское время» (т. 1 л.д. 79).

На момент рассмотрения дела в суде Генеральный план действует в редакции решения Думы Качканарского городского округа от 24 января 2013 года № 6 (т. 1 л.д. 136).

Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (далее - Департамент) обратился с административным иском, с учетом неоднократного уточнения заявленных требований окончательно просил суд признать не действующим с момента вступления в законную силу настоящего решения Решение Думы Качканарского городского округа от 20 декабря 2012 года № 111 «Об утверждении Генерального плана Качканарского городского округа применительно к населенному пункту – поселок Именновский» в части включения в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда, а именно: Верхотурское лесничество Качканарский участок Качканарское участковое лесничество: квартал 90 выдел 10, 19, 20, 25; квартал 96 выдел 3, 4, 5, 7; квартал 101 выдел 6, 8 (т. 2 л.д. 18-19).

Требования мотивированы тем, что Решением от 20 декабря 2012 года № 111 находящиеся в федеральной собственности лесные участки включены в границы Качканарского городского округа (поселок Именновский) с нарушением процедуры согласования проекта Генерального плана, предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Оспариваемым нормативным правовым актом в нарушение положений Лесного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ) изменены целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, что препятствует органам федеральной власти осуществлять мероприятия по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов. По мнению административного истца, несоблюдение установленной процедуры согласования с собственником земель лесного фонда - Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов при установлении либо изменении границ населенных пунктов влечет признание такого нормативного правового акта не соответствующим требованиям федерального законодательства и не действующим.

Определениями судьи от 28 ноября 2019 года, от 28 января 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Качканарского городского округа, Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (т. 1 л.д. 85, 245).

Представитель административного истца Полуденко Н.В. в судебном заседании доводы уточненного административного иска и отзыва на возражения поддержала (т. 1 л.д. 186-188), просила удовлетворить.

Представители административного ответчика Думы Качканарского городского округа, заинтересованных лиц Администрации Качканарского городского округа, Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Ранее представители административного ответчика Думы Качканарского городского округа, заинтересованного лица Администрации Качканарского городского округа в судебных заседаниях возражали против доводов административного искового заявления по доводам письменных возражений и дополнений к ним (т. 1 л.д. 64-66, 192-196), указывая, что оспариваемый нормативный правовой акт принят представительным органом в пределах компетенции и с соблюдением установленной законом процедуры его принятия. Указали, что поскольку поселок Именновский не является муниципальным образованием или поселением, то у органов местного самоуправления отсутствовала обязанность по направлению уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в Федеральную государственную информационную систему территориального планирования для его согласования. Границы населенного пункта Именновский, входящего в состав Качканарского городского округа, не менялись с 1980 года. Кроме того, ссылались на приоритет зарегистрированных прав в учетом положений Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». Полагали, что поскольку границы земельных участков лесного фонда посредством определения координат характерных точек не установлены, их площадь определена декларативно, поэтому не представляется возможным сделать вывод о пересечении границ населенного пункта с землями лесного фонда. Оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает каких-либо прав и законных интересов административного истца. Кроме того, ссылались на пропуск административным истцом установленного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока для обращения в суд с настоящим административным иском.

Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области направил в материалы дела письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором требования административного искового заявления поддержал, просил удовлетворить (т. 2 л.д. 12).

Определением судьи от 01 ноября 2019 года указанные в административном исковом заявлении Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, Уральский филиал ФГБУ «Рослесинфорг», ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области исключены из состава заинтересованных лиц по делу (т. 1 л.д. 1-3).

Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения не явившихся лиц о времени и месте рассмотрения дела, руководствуясь частью 2 статьи 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть административное дело при данной явке.

Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора Чукреева В.А., полагавшего, что требования административного искового заявления подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 20 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, на земли населенных пунктов (подпункт 2), земли лесного фонда (подпункт 5).

Статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1).

Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (часть 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации).

Порядок установления или изменения границ населенных пунктов определен статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации.

Установлением или изменением границ населенных пунктов в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации является утверждение или изменение генерального плана городского округа, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (пункт 1).

Нарушение установленного данным Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3).

На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Таким образом, утверждение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границу населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением границ населенных пунктов, что в свою очередь является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

В соответствии с частью 7 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети «Интернет», определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования не менее чем за три месяца до их утверждения.

В части 8 данной статьи установлено, что органы местного самоуправления уведомляют в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации об обеспечении доступа к проектам территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой в части 8 предусмотрено, что проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 данного Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно статье 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

В период подготовки Генерального плана действовал Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года № 69 (далее - Порядок).

Пунктом 2.1 указанного Порядка предусматривалось направление органом, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Министерство регионального развития Российской Федерации (далее – Минрегион России) в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В свою очередь Минрегион России обладал организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов, уполномоченных осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности. До 01 января 2015 года в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) относилось согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенного пункта.

В судебном заседании установлено и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, что по результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» филиал «Поволжский леспроект» картографического совмещения материалов лесоустройства Качканарского участкового лесничества Верхотурского лесничества Свердловской области с границами поселка Именновский Качканарского городского округа Свердловской области установлено включение в границы поселка Именновский Качканарского городского округа лесных участков, находящихся в федеральной собственности и расположенных на землях лесного фонда Качканарского участка Качканарского участкового лесничества Верхотурского лесничества Свердловской области: в квартале 90 выдел 10, 19, 20, 25; в квартале 96 выдел 3, 4, 5, 7; в квартале 101 выдел 6, 8 (т. 2 л.д. 86).

Вышеприведенные обстоятельства объективно подтверждаются выполненными ФГБУ «Рослесинфорг» филиал «Поволжский леспроект» картами-схемами пересечения границ земельных участков иной категории с землями лесного фонда.

Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от 27 июля 2004 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27 июля 2004 года внесена запись о праве собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером , общей площадью ... кв.м., категория - земли лесного фонда, расположенный по адресу Свердловская область, МО г. Качканар, ориентир: Исовский лесхоз (т. 1 л.д. 191).

Сведения о том, что Российская Федерация является правообладателем лесных участков в указанных в административном исковом заявлении кварталах и выделах, таксационное описание лесных участков включены в государственный лесной реестр (т. 1 л.д. 151-168, т. 2 л.д. 64-77).

При этом в деле отсутствуют доказательства, что административным ответчиком направлялось в Минрегион России уведомление об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе в соответствии с требованиями пункта 2.1 Порядка, проект генерального плана с Рослесхозом не согласовывался.

При этом основан на неверном толковании норм материального права довод Думы Качканарского городского округа и Администрации Качканарского городского округа об отсутствии у органов местного самоуправления обязанности по направлению уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования для его согласования со ссылкой на то, что поселок Именновский не является муниципальным образованием или поселением.

Довод представителя административного ответчика и заинтересованного лица Администрации Качканарского городского округа о том, что не имеется подтверждения включения в границы населенного пункта спорных участков земель лесного фонда, не может быть принят судом во внимание, поскольку опровергается материалами дела.

Лесные участки, включенные оспариваемым Решением от 20 декабря 2012 года № 111 в границы поселка Именновский Качканарского городского округа, являются ранее учтенными объектами недвижимости с границами, определенными материалами лесоустройства, относятся к категории земель лесного фонда и, как уже было отмечено судом выше, в силу закона (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации) являются федеральной собственностью.

В силу части 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.

Согласно действующим на момент рассмотрения данного административного дела положениям статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного кодекса; местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

Кадастровый учет лесных участков до 1 января 2017 года осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», согласно положениям части 6 статьи 47 которого участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

При этом само по себе отсутствие в текстовой части проекта Генерального плана сведений о включении в границы населенного пункта лесных участков расположенных на землях лесного фонда, не опровергает вышеприведенные доказательства, представленные Департаментом.

Подлежат отклонению доводы административного ответчика о наличии на спорной территории зарегистрированного права собственности Качканарского городского округа в отношении земельного участка с кадастровым номером , поскольку суд в рамках рассматриваемого административного дела в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не разрешает вопросы о правах и обязанностях каких-либо лиц.

Кроме того, с учетом принятия Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель» правообладатели земельных участков не лишены возможности защитить свои права и законные интересы иными способами, предусмотренными законодательством.

Поскольку данное административное дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 219 данного кодекса о пропуске административным истцом срока обращения в суд, на которые ссылается Дума Качканарского городского округа, применению не подлежат.

Учитывая, что при подготовке проекта Генерального плана не соблюдена предусмотренная статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедура согласования, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, а также имеется документально подтвержденное частичное наложение границ населенного пункта поселка Именновский, входящего в состав Качканарского городского округа, и границ находящихся в федеральной собственности лесных участков, суд приходит к выводу, что оспариваемое Решение от 20 декабря 2012 года № 111 об утверждении Генерального плана в части включения в границы поселка Именновский Качканарского городского округа лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, противоречит вышеприведенным положениям действующего законодательства, поскольку оно принято без предусмотренного законодательством согласования с Рослесхозом, в связи, с чем в указанной части на основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит признанию не действующим и не подлежащим применению.

Как установлено пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.

Разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемое положение нормативного правового акта следует признать не действующим, суд исходит из того, что оспариваемая правовая норма применялась, порождая правовые последствия. Указанное обстоятельство в силу разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» является основанием для признания нормативного правового акта в его оспариваемой части не действующим только со дня вступления решения суда в законную силу.

Учитывая, что Генеральный план применялся до вынесения настоящего решения суда, Решение от 20 декабря 2012 года № 111 следует признать не действующим и не подлежащим применению в оспариваемой части со дня вступления в силу настоящего решения суда.

В резолютивной части решения суда должно содержаться указание на опубликование в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, сообщения о принятии решения суда, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу (пункт 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу удовлетворить.

Признать не действующим с момента вступления в законную силу настоящего решения Решение Думы Качканарского городского округа от 20 декабря 2012 года № 111 «Об утверждении Генерального плана Качканарского городского округа применительно к населенному пункту – поселок Именовский» в части включения в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда, а именно: Верхотурское лесничество Качканарский участок Качканарское участковое лесничество: квартал 90 выдел 10, 19, 20, 25; квартал 96 выдел 3, 4, 5, 7; квартал 101 выдел 6, 8.

Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Думы Качканарского городского округа, а также на официальном сайте Качканарского городского округа.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Свердловский областной суд.

Председательствующий: Жейнова С.И.