ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-35/2017 от 11.04.2017 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

11 апреля 2017 года г. Улан-Удэ

Верховный Суд РБ в составе судьи Булгытовой С.В.

при секретаре Васильевой А.В.

с участием прокурора Бадмацыреновой Ю.С., представителя заинтересованного лица Республиканского агентства лесного хозяйства Анандаева Т.Б., представителя заинтересованного лица Управления Росреестра по РБ Бурдуковской Е.И., представителя заинтересованного лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Шеломенцевой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-35/2017 по административному иску Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим в части решения Совета депутатов муниципального образования сельское поселение «Большереченское» от 25 декабря 2012 года № 172-27с/2 «Об утверждении генерального плана муниципального образования сельское поселение «Большереченское» Кабанского района Республики Бурятия»,

У С Т А Н О В И Л:

Федеральное агентство лесного хозяйства (далее – Рослесхоз) обратилось в Верховный Суд РБ с административным иском о признании недействующим решения Совета депутатов муниципального образования сельское поселение «Большереченское» от 25 декабря 2012 года № 172-27с/2 «Об утверждении генерального плана муниципального образования сельское поселение «Большереченское» Кабанского района Республики Бурятия» в части включения в границы поселка станция Посольская лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: <...>

Требования мотивированы тем, что находящиеся в федеральной собственности лесные участки включены в границы населенного пункта без установленного законом согласования проекта генерального плана с Рослесхозом, в результате чего нарушены права Российской Федерации и лиц, использующих леса.

Заинтересованными лицами по делу являются Республиканское агентство лесного хозяйства, ФГБУ «Рослесинфорг» в лице Бурятского филиала, ТУ Росимущества по РБ, Управление Росреестра по РБ, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» в лице филиала по РБ.

Рослесхоз просил суд рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Совет депутатов МО СП «Большереченское» Кабанского района РБ не направил в судебное заседание своих представителей. В направленном суду письменном возражении Совет депутатов заявленные требования не признал, ссылаясь на то, что при утверждении генерального плана нарушений закона не допущено.

Явившиеся представители заинтересованных лиц не возражали против удовлетворения административного истца.

Прокурор в заключении указала, что административный иск подлежит удовлетворению.

Суд находит, что административный иск подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В части 4 данной статьи указано, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 данного Федерального закона к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения.

Согласно пункту 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном данным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В подпункте 1 пункта 1 статьи 84 ЗК РФ указано, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Согласно части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

В соответствии с частью 8 данной статьи проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

На момент утверждения генерального плана действовал Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный Приказом Минрегиона России от 27.02.2012 № 69 (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка (в редакции, действовавшей на момент принятии оспариваемого решения) орган местного самоуправления, уполномоченный на подготовку документа территориального планирования, направляет уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Министерство регионального развития Российской Федерации - в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Пункт 2.2 Порядка (в редакции, действовавшей на момент принятии оспариваемого решения) предусматривал, что Министерство в трехдневный срок с момента получения уведомления уведомляет федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности, о размещении проекта документа территориального планирования в информационной системе. Министерство осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов.

В соответствии с пунктом 2.3 Порядка (в редакции, действовавшей на момент принятии оспариваемого решения) при поступлении в Министерство хотя бы от одного федерального органа заключения о несогласии с проектом документа территориального планирования Министерство проводит согласительное совещание с представителями федеральных органов в целях выработки единой позиции по проекту документа территориального планирования.

Согласно подпункту 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 736, в полномочия Федерального агентства лесного хозяйства входит рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.

Из представленных суду документов видно, что 19 июня 2012 года проект генерального плана сельского поселения направлен в Министерство регионального развития РФ.

Рослесхоз, рассмотрев проект, не согласовал его, о чем сообщил в Министерство природных ресурсов и экологии РФ письмом от 05 сентября 2012 года.

Таким образом, по состоянию на 25 декабря 2012 года, когда Советом депутатов МО СП «Большереченское» принято решение об утверждении генерального плана поселения, согласование проекта генерального плана с Рослесхозом не состоялось.

Совет депутатов поселения ссылается на то, что 05 декабря 2013 года в Минрегионе России состоялось согласительное совещание по урегулированию разногласий к замечаниям на проекты документов территориального планирования, на котором возражений от Рослесхоза по проекту генерального плана поселения не поступило.

Этот довод нельзя принять во внимание, поскольку согласительное совещание состоялось уже после утверждения генерального плана поселения и его проведение не свидетельствует о соблюдении процедуры предварительного согласования проекта генерального плана.

Тот факт, что в границы поселка станция Посольская включены участки, относящиеся к землям лесного фонда, подтверждается представленными административным истцом и республиканским агентством лесного хозяйства документами: свидетельством о государственной регистрации права Российской Федерации от 08 мая 2009 года, материалами лесоустройства Кабанского лесничества (таксационные описания, лесоустроительные планшеты, планы лесных насаждений, карты-схемы лесничества). Картографическое изображение границ лесничества содержатся в Лесном плане Республики Бурятия, утвержденном постановлением Правительства РБ от 31 декабря 2008 года № 608, лесохозяйственным регламентом Кабанского лесничества, утвержденным приказом республиканского агентства лесного хозяйства от 31 октября 2014 года № 646).

Нарушение процедуры принятия нормативного правового акта, установленной федеральным законодательством, является основанием к признанию оспариваемого решения недействующим.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» дано разъяснение о том, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

С учетом того, что оспариваемые положения применяются до настоящего времени, они подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 180 и 215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета депутатов муниципального образования «Большереченское» от 25 декабря 2012 года № 172-27с/2 «Об утверждении генерального плана муниципального образования сельское поселение «Большереченское» Кабанского района Республики Бурятия в части включения в границы поселка станция Посольская лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: <...>.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию на сайте МО «Кабанский район» и в печатном издании «Байкальские огни» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.В. Булгытова