ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-366/19 от 03.06.2019 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Дело № 3А-366/2019

010а

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Красноярск 3 июня 2019 года

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Андриишина Д.В.,

при секретаре судебного заседания Анеховой Я.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1 – Шульца В.Г., представителя Березовского районного Совета депутатов Красноярского края ФИО2, прокурора Федорченко М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-366/2019 по административному иску ФИО1 о признании не действующим Правила землепользования и застройки Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края, утвержденные Решением Березовского районного Совета депутатов от 25 августа 2015 года № 85-472Р «Об утверждении Правил землепользования и застройки Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края», в части установления двух территориальных зон в границах земельного участка с кадастровым номером ,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Березовского районного Совета депутатов от 25 августа 2015 года № 85-472Р «Об утверждении Правил землепользования и застройки Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края» (далее – Решение от 25 августа 2015 года № 85-472Р) утверждены Правила землепользования и застройки Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края.

Приложением № 4 к Решению от 25 августа 2015 года № 85-472Р, являются «Правила землепользования и застройки Бархатовского сельсовета д. Киндяково. Карта территориального зонирования. Карта зон с особыми условиями использования территорий», на которой, в частности, установлены территориальные зоны д. Киндяково, входящей в состав Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края.

Решение от 25 августа 2015 года № 85-472Р было подписано Главой Березовского района Красноярского края, опубликовано в первоначальной редакции 27 августа 2015 года в общественно-политической газете Березовского района «пригород» № 35 и в соответствии с пунктом 5 данного Решения вступило в силу в день, следующий за днем его официального опубликования –28 августа 2015 года.

В Решение от 25 августа 2015 года № 85-472Р неоднократно вносились изменения и в настоящее время оно действует в редакции Решения Березовского районного Совета депутатов от 16 февраля 2017 года № 17-116Р «Об утверждении проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки Бархатовского сельсовета Березовского района».

ФИО1 обратился с административным иском о признании не действующими Правила землепользования и застройки Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края, утвержденные Решением от 25 августа 2015 года № 85-472Р в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к двум территориальным зонам – «Ландшафтная» (Л-1) и «Жилая усадебная застройка» (Ж-1).

Требования мотивированы тем, что административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>

В целях реализации своего права на возведение индивидуального жилого дома. административный истец 7 февраля 2019 года обратился в администрацию Березовского района с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома. Уведомлением администрации Березовского района от 13 февраля 2019 года административный истец был уведомлен о недопустимости строительства индивидуального жилого дома на указанном земельном участке по тем основанием, что земельный участок в соответствии с оспариваемыми Правилами землепользования и застройки расположен в двух территориальных зонах – «Ландшафтная» (Л-1) и «Жилая усадебная застройка» (Ж-1).

Считает, что территориальное зонирование земельного участка, который был сформирован и поставлен на кадастровый учет в 2009 году до принятия оспариваемых Правил землепользования и застройки, противоречит предписаниям части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку не отвечает требованиям принадлежности указанного земельного участка только к одной территориальной зоне и исключает его использование по целевому назначению.

Представитель административного истца ФИО1 – ФИО3, действующий на основании доверенности, настаивал на удовлетворении административного иска по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель Березовского районного Совета депутатов Красноярского края ФИО2, действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения административного иска.

Глава Березовского районного Красноярского края, Глава Бархатовского сельсовета Березовского районного Красноярского края, Бархатовский сельский Совет депутатов Березовского районного Красноярского края, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, о причинах не сообщили, ходатайств не представили.

Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие представителей Глава Березовского районного Красноярского края, Глава Бархатовского сельсовета Березовского районного Красноярского края, Бархатовский сельский Совет депутатов Березовского районного Красноярского края, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, против чего явившиеся участники судебного процесса не возражали.

Прокурор – прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражных процессах прокуратуры Красноярского края Федорченко М.С. в своем заключении полагал административный иск подлежащим удовлетворению.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании пункта 20 части 1, частей 3 и 4 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки на территориях сельских поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, по которым представительным органом местного самоуправления муниципального района принимаются муниципальные правовые акты.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, утверждаемым нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункты 6, 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

При этом при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как следует из положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации и включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования (часть 9 статьи 31), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31).

Обязательными приложениями к проектам правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24, часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (часть 13 статьи 24, части 1 - 3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

Согласно пункту 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

В силу пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Устанавливаемый правилами землепользования и застройки градостроительный регламент отражает требования для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков.

Как следует из материалов дела, Решение от 25 августа 2015 года № 85-472Р было подготовлено, принято и опубликовано уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с его полномочиями и вышеприведенными процедурами, регламентированными статьями 31-32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что административный истец на основании договора уступки прав и обязанностей арендатора от 28 мая 2014 года является арендатором земельного участка с кадастровым номером с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>

Указанный земельный участок был сформирован, поставлен на государственный кадастровый учет с определением его границ 15 августа 2009 года.

Ранее названный земельный участок на основании постановления администрации Березовского района Красноярского края от 17 августа 2009 года № 928 и договора аренды от 14 октября 2009 года № 66 был предоставлен в аренду ФИО8 для ведения личного подсобного хозяйства сроком с 17 августа 2009 года по 16 августа 2019 года.

7 февраля 2019 года административный истец обратился в администрацию Березовского района с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома.

Уведомлением администрации Березовского района от 13 февраля 2019 года № 21 административный истец был уведомлен о недопустимости строительства индивидуального жилого дома на указанном земельном участке по тем основанием, что земельный участок в соответствии с оспариваемыми Правилами землепользования и застройки расположен в двух территориальных зонах – «Ландшафтная» (Л-1) и «Жилая усадебная застройка» (Ж-1).

Отнесение оспариваемым нормативным правовым актом земельного участка с кадастровым номером к двум территориальным зонам - «Ландшафтная» (Л-1) и «Жилая усадебная застройка» (Ж-1) участвующими в деле лицами не оспаривалось.

Поскольку материалами дела подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером отнесен к двум территориальным зонам - «Ландшафтная» (Л-1) и «Жилая усадебная застройка» (Ж-1) приложение № 4 «Правила землепользования и застройки Бархатовского сельсовета д. Киндяково. Карта территориального зонирования. Карта зон с особыми условиями использования территорий» к Решению от 25 августа 2015 года № 85-472Р в части установления двух территориальных зон в границах земельного участка с кадастровым номером 24:04:6202002:141 противоречит предписаниям части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и влечет нарушение прав административного истца, поскольку в результате установления двух территориальных зон изменен правовой режим использования этого земельного участка, который налагает ограничения на его использование. Кроме того, нахождение земельного участка в двух территориальных зонах, предусматривающих различные виды разрешенного использования, создает неопределенность его правового режима, что также ограничивает право административного истца на использование по назначению принадлежащего ему земельного участка.

Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

При таких обстоятельствах суд полагает признать не действующим со дня вступления в законную силу судебного решения приложение № 4 к Решению от 25 августа 2015 года № 85-472Р в части установления двух территориальных зон в границах земельного участка с кадастровым номером , а также обязать Березовский районный Совет депутатов Красноярского края опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1 – удовлетворить.

Признать не действующим с момента вступления в законную силу настоящего решения приложение № 4 «Правила землепользования и застройки Бархатовского сельсовета д. Киндяково. Карта территориального зонирования. Карта зон с особыми условиями использования территорий» к Решению Березовского районного Совета депутатов от 25 августа 2015 года № 85-472Р «Об утверждении Правил землепользования и застройки Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края» в части установления двух территориальных зон в границах земельного участка с кадастровым номером .

Обязать Березовский районный Совет депутатов Красноярского края опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин

Решение в окончательной форме принято 6 июня 2019 года.