ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-36/2022 от 04.03.2022 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

14OS0000-01-2021-000129-49

Дело №3а-36/2022 (3а- 98/2021)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Якутск 04 марта 2022 года

Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего судьи Дьяконовой З.С.,

при секретаре Осиповой Е. П.,

с участием прокурора Марковой Д.Р.,

представителя ответчика Якутской городской Думы ФИО1, представителя заинтересованного лица Окружной администрации г. Якутска ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению ФИО3, ФИО4, несовершеннолетних А. и Д. в лице их законных представителей, ФИО5 к Якутской городской Думе о признании не действующими в части Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск», утвержденных решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года № 169-НПА,

установил:

решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года № РЯГД-5-9 принят нормативный правовой акт от 25 декабря 2013 года № 169-НПА «Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» (далее также - Правила землепользования и застройки, Правила), который вступил в законную силу со дня его официального опубликования в печатном издании «Эхо Столицы» от 31 декабря 2013 года № 108 (с Приложениями № 1-2.6), 14 января 2014 года № 3, 30 июня 2017 года № 47. Правила размещены на официальном портале Якутской городской Думы (http:www.yktgorduma.ru).

ФИО6 и ФИО4, их несовершеннолетние дети А. и Д., а также ФИО5 обратились с вышеуказанным административным исковым заявлением в суд, указывая, что являются сособственниками земельного участка с кадастровым № ..., расположенного по адресу: ........... Согласно Карте градостроительного зонирования ГО «Город Якутск», содержащейся в Приложении №1 к Правилам землепользования и застройки городского округа «город Якутск», указанный земельный участок отнесен к территориальной зоне «Л-1» (зона территорий, занятых компактно произрастающей высокорастущей растительностью; естественных ландшафтов; естественных водоемов). По Генеральному плану ГО «Город Якутск», утвержденному постановлением городского Собрания депутатов города Якутска от 16 марта 2005 года (далее также Генеральный план), земельный участок с кадастровым № ... отнесен к зоне «ОД» (общественно-деловое назначение).

Просят признать противоречащими федеральному законодательству и не действующими с момента вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск», утвержденные решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года № 169-НПА, в части отнесения в Приложении № 1 «Карта градостроительного зонирования городского округа «город Якутск»» земельного участка с кадастровым № ..., расположенного по адресу: .......... «под жилой дом без права возведения капитального строения» к территориальной зоне Л-1.

В отзыве на административный иск представитель заинтересованного лица Окружной администрации г. Якутска выражает несогласие с требованиями истцов. Полагает, оспариваемые в части Правила приняты административным ответчиком в пределах его полномочий, при установлении оспариваемой зоны нарушений прав заявителей в пользовании земельным участком не допущено, в части отнесения земельного участка к территориальной зоне Л-1 не противоречат положениям федерального законодательства.

В судебное заседание истцы, их представитель не явились, просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов и их представителя, учитывая их надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела и ходатайства о рассмотрении дела без их участия.

В судебном заседании представитель административного ответчика Якутской городской Думы ФИО1 иск не признал и пояснил, что оспариваемые Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» не влияют на реализацию права землепользования истцов, у них не возникает каких-либо затруднений в осуществлении права собственности, как на земельный участок, так и на жилой дом. В случае если права граждан и организаций не нарушаются, Правила землепользования и застройки могут отличаться от Генерального плана.

Представитель заинтересованного лица Окружной администрации города Якутска ФИО2 считает, что иск не подлежит удовлетворению, поскольку из пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ, частей 8-10 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ следует, что земельные участки, образованные до утверждения градостроительных регламентов правил землепользования и застройки, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования, за исключением случаев, если использование таких земельных участков опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Таким образом, по мнению представителя заинтересованного лица, отнесение земельного участка к территориальной зоне Л-1 не нарушает прав истцов, поскольку они вправе использовать земельный участок по прежнему фактическому виду разрешенного использования.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истцов по следующим основаниям.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки, генерального плана относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.

Муниципальное образование «город Якутск» наделено статусом городского округа (статья 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 г. 174-З № 355-III «Об установлении границ территорий и наделении статусом городского округа муниципальных образований Республики Саха (Якутия).

Решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 г. N РЯГД-5-9 принят нормативный правовой акт N 169-НПА "Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск" (далее - Правила).

Данный нормативный правовой акт вступил в законную силу со дня его официального опубликования в печатном издании "Эхо Столицы" от 31 декабря 2013 г. N 108 (с Приложениями N 1 - 2.6), 14 января 2014 г. N 3, 30 июня 2017 г. N 47. Правила размещены на официальном портале Якутской городской Думы (http://www.yktgorduma.ru).

Правила включают Карту градостроительного зонирования городского округа "город Якутск".

В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами

Частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица (часть 1 статьи 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений, и который, в частности, включает в себя карту градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1, часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.

Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

Из системного толкования положений пунктов 2, 5 - 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что истцам принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым № ..., расположенный по адресу: .......... с разрешенным использованием: под индивидуальный жилой дом без права возведения капитального строения, площадью ******** кв.м.

Согласно Генеральному плану ГО «Город Якутск», утвержденному постановлением городского Собрания депутатов города Якутска от 16 марта 2005 года земельный участок с кадастровым № ... отнесен к территориальной зоне «ОД» (общественно-деловое назначение).

В соответствии с Картой градостроительного зонирования городского округа "город Якутск" (город Якутск) содержащейся в Приложении N 1 к Правилам землепользования и застройки, указанный земельный участок расположен в территориальной зоне Л-1 – зоне территорий, занятых компактно произрастающей высокорастущей растительностью; естественных ландшафтов; естественных водоемов; сложившихся заниженных участков рельефа, служащих для сбора поверхностных вод с прилегающих территорий и предотвращающих затопление и подтопление прилегающих земельных участков с возможностью использования под сенокошение.

Расположение спорного земельного участка в функциональной зоне «ОД» (по Генеральному плану) и в территориальной зоне «Л-1» (по Правилам землепользования и застройки) подтверждается выкопировкой из геоинформационного портала города Якутска.

В соответствии с пунктом 1.4.1 Стандарта открытости органов местного самоуправления городского округа "город Якутск" (далее - Стандарт), утвержденного постановлением Окружной администрации г. Якутска от 11 декабря 2015 N 321п, официальный сайт городского округа "город Якутск" http://www.map.yakadm.ru обеспечивает раскрытие информации единого цифрового картографического ресурса территориального кадастра города Якутска.

В связи с указанным, информация, предоставленная с использованием геоинформационного портала города Якутска "Геопортал Якутск", является официальной публичной информацией, отражающей достоверные данные в отношении земельного участка

Согласно пункту 1 статьи 43.10 Правил зона "Л-1" – зона территорий, занятых компактно произрастающей высокорастущей растительностью; естественных ландшафтов; естественных водоемов; сложившихся заниженных участков рельефа, служащих для сбора поверхностных вод с прилегающих территорий и предотвращающих затопление и подтопление прилегающих земельных участков с возможностью использования под сенокошение.

Правилами предусмотрены следующие виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в зоне Л-1: овощеводство, охота и рыбалка, природно-познавательный туризм, птицеводство, пчеловодство, свиноводство, скотоводство, туристическое обслуживание.

Отнесение земельного участка, принадлежащего истцам, к территориальной зоне Л-1, может явиться препятствием для осуществления их прав собственников, поскольку к видам разрешенного использования земельных участков в указанной зоне, такой вид использования земельного участка, как жилищное индивидуальное строительство Правилами не предусмотрен. Таким образом, нарушено право истцов использовать земельный участок по назначению. В общественно-деловой зоне также не предусмотрены такие виды разрешенного использования как овощеводство, охота и рыбалка, природно-познавательный туризм, птицеводство, пчеловодство, свиноводство, скотоводство, туристическое обслуживание.

Доводы представителей ответчика и заинтересованного лица, что отнесение земельного участка истцов к территориальной зоне Л-1 не нарушает их прав собственности, поскольку истцы вправе пользоваться земельным участком по прежнему фактическому виду разрешенного использования, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении, поскольку положения абзаца четвертого пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ и части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ относятся лишь к случаям, когда ранее возникшее использование объектов недвижимости сохраняется в неизменном виде. В случае же необходимости изменения параметров объектов капитального строительства (реконструкция) либо строительства новых объектов, соблюдение требований градостроительных регламентов обязательно, то есть указанные нормы допускают возможность использования без приведения в соответствие с градостроительным регламентом лишь ранее существовавших объектов.

При таком положении доводы ответчика, что Правила землепользования и застройки в оспариваемой части не нарушают прав административных истцов, поскольку они фактически используют земельный участок под жилую застройку нельзя признать обоснованными и подлежат отклонению.

На основании имеющихся в деле доказательств судом установлено, что при принятии решения об утверждении Правил административным ответчиком были допущены нарушения положений статей 31 - 33 Градостроительного кодекса РФ.

В частности, ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих проведение проверки при утверждении Правил на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования в соответствии с требованиями части 9 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ.

Вместе с тем, отнесение земельного участка с кадастровым № ... к территориальной зоне Л-1 не соответствует документам территориального планирования в части отнесения соответствующей территории к функциональным зонам.

Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушениями закона и противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, что является основанием для удовлетворения заявленных исковых требований истца в данной части.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с пунктом 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 «"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.

Из материалов дела следует, что оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались права граждан и организаций, в связи с чем подлежит признанию не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 179, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО3, ФИО4, несовершеннолетних А. и Д. в лице их законных представителей, ФИО5 к Якутской городской Думе о признании не действующими в части Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск», утвержденных решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года № 169-НПА удовлетворить.

Признать противоречащими федеральному законодательству и не действующими с момента вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утвержденные решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года N 169-НПА, в части отнесения в Приложении № 1 «Карта градостроительного зонирования городского округа «город Якутск» земельного участка с кадастровым № ..., расположенного по адресу: .......... к территориальной зоне Л-1.

Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца после вступления в законную силу в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию Якутской городской Думой в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: З.С. Дьяконова

Мотивированное решение принято 04 марта 2022 года.