ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-370/20 от 31.07.2020 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Дело № 3а-370/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 июля 2020 года г. Ханты-Мансийск

Суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Степановой М.Г., при секретаре Зубриловой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу к Совету депутатов сельского поселения Казым Белоярского района ХМАО-Югры о признании недействующим решения Совета депутатов сельского поселения Казым Белоярского района ХМАО-Югры «Об утверждении Генерального плана сельского поселения Казым» от 29.06.2012 № 23 в части включения в границы населенного пункта лесных участков, категории «земли лесного фонда» Белоярского района, Белоярского лесничества, Казымского участкового лесничества, урочища Нумто квартала 1116, выдела 2, 8, 42, квартала 969 выдела 32, Казымского урочища квартала 671, выдела 55, квартала 770, выдела 5,

Заинтересованное лицо: Департамент недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры; Администрация Белоярского района,

С участием прокурора Зоричевой Д.С., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению,

УСТАНОВИЛ:

Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу обратился в суд с административным иском о признании недействующим решения Совета депутатов сельского поселения Казым Белоярского района ХМАО-Югры «Об утверждении Генерального плана сельского поселения Казым» от 29.06.2012 № 23 в части включения в границы населенного пункта лесных участков, категории «земли лесного фонда» Белоярского района, Белоярского лесничества, Казымского участкового лесничества, урочища Нумто квартала 1116, выдела 2, 8, 42, квартала 969 выдела 32, Казымского урочища квартала 671, выдела 55, квартала 770, выдела 5.

В обоснование требований ссылается на то, что по заключениям Ханты-Мансийского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» на территории населенного пункта Казым Белоярского района имеются земли лесного фонда Белоярского лесничества, Казымского участкового лесничества, урочища Нумто квартала 1116, выдела 2, 8, 42, квартала 969 выдела 32, Казымского урочища квартала 770, выдела 5, квартала 671 выдела 55. Земельные участки с кадастровыми номерами: 86:06:0030301:2, 86:06:0030301:74, 86:06:0030301:75, 86:06:0030301:82, 86:06:0030301:83, 86:06:0030301:85, 86:06:0030301:97, 86:06:0030301:99, 86:06:0030301:100, 86:06:0030301:101, 86:06:0030301:102, 86:06:0030301:103, 86:06:0030301:104, 86:06:0030301:106, 86:06:0030301:107, 86:06:0030301:115, 86:06:0030301:118, 86:06:0030301:120, 86:06:0030301:121, 86:06:0030301:122, 86:06:0030301:126, 86:06:0030301:127, 86:06:0030301:128, 86:06:0030301:133, 86:06:0030301:134, 86:06:0030301:135, 86:06:0030301:137, 86:06:0020502:505 пересекаются с землями леса.

Между тем, включение участков лесного фонда Российской Федерации в границы населенного пункта возможно только посредством перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов в случае установления или изменения границ населенного пункта. Генеральные планы содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы). На картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав городского округа, границы земель лесного фонда.

Частью 8 ст. 24 ГрК РФ закреплено, что проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со ст. 25 настоящего кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно частям 1, 7 и 8 ст. 25 ГрК РФ проект генерального плана подлежит согласованию в порядке, установленном Правительством РФ, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования РФ планируемых границ земель лесного фонда, границ земельных участков, находящихся в собственности РФ. Срок согласования проекта генерального плана - три месяца со дня направления на согласование проекта генерального плана в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. В соответствии с порядком согласования проектов схем территориального планирования субъектов РФ и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, Министерство регионального развития РФ должно было осуществить подготовку сводного заключения на проект оспариваемого Генерального плана на основании заключения Федерального агентства лесного хозяйства. В случае непоступления в установленный срок заключения на проект генерального плана от уполномоченного федерального органа исполнительной власти, данный проект считался согласованным с таким органом.

Без проведения соответствующих согласительных процедур проект документа территориального планирования не может представляться на утверждение и утверждаться.

В нарушение указанного порядка оспариваемый Генеральный план утвержден без получения в установленном порядке решения о включении участков лесного фонда в границу населенного пункта об изменении вида разрешенного использования участков лесного фонда. Кроме того, участки лесного фонда, вошедшие в границы населенных пунктов, до настоящего времени не переведены из земель лесного фонда в земли населенных пунктов в установленном порядке, это является нарушением федерального законодательства, а именно положений ст. 25 Лесного кодекса РФ, поскольку предполагает нецелевое использование земель лесного фонда.

Поскольку земли лесного фонда неправомерно вошли в границы населенных пунктов, и до настоящего времени не переведены из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов, генеральный план в части включения земель лесного фонда в земли населенного пункта поселка сельского поселения Казым Белоярского района ХМАО-Югры является незаконным, поскольку нарушает права и законные интересы административного истца в части распоряжения участками лесного фонда, препятствуют осуществлению собственником – РФ функций по управлению землями лесного фонда, выполнению мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, а также ограничивает реализацию полномочий Федерального агентства лесного хозяйства.

Информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (ч.2 ст. 91 ЛК РФ). Основанием для внесения информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.

Соответственно, доказательством, подтверждающим отнесение земельного участка к землям лесного фонда, помимо сведений, содержащихся в свидетельстве о государственной регистрации права является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельных участков к лесному фонду.

Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу, являясь территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства в соответствии с Положением о Департаменте лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу, утвержденному приказом Рослесхоза от 19.06.2015 № 198 вправе обратиться в суд в защиту имущественных прав и законных интересов РФ в области лесных отношений.

С учетом изложенных доводов просит административный иск удовлетворить.

В возражениях на административный иск Совет депутатов сельского поселения Казым просит в удовлетворении административного иска отказать. В обоснование приводит доводы о том, что процедура согласования проекта генерального плана сельского поселения соблюдена. Так, соглашением от 26.09.2009 администрации Белоярского района были переданы полномочия по подготовке документов территориального планирования сельского поселения Казым. Администрация Белоярского района обеспечила разработку проекта генерального плана сельского поселения. Сопроводительным письмом от 10.02.2010 № 191 направила в Министерство регионального развития РФ проект генерального плана, которое им было получено. Сводное заключение на проект генерального плана Министерство регионального развития РФ в установленный для согласования 3-месячный срок в адрес администрации Белоярского района не направило. Соответственно, в силу части 8 ст. 25 ГрК РФ проект Генерального плана сельского поселения Казым считается согласованным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере градостроительства. 16.07.2010, за пределами срока, установленного частью 8 ст. 25 ГрК РФ от Министерства регионального развития РФ поступила копия протокола согласительного совещания по урегулированию разногласий по проектам генеральных планов от 03.06.2010, в котором отмечены замечания на проекты генеральных планов. Указано, что от Минсельхоза России и Минэкономразвития России не поступили заключения. Было принято решение повторно направить в указанные министерства проекты генеральных планов для предоставления заключений. Ссылаясь на то, что протокол согласительного совещания поступил за пределами срока, установленного частью 8 ст. 25 ГрК РФ, полагает, что порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта был соблюден. Указывает, что решение Совета депутатов от 29.06.2012 № 23 «Об утверждении генерального плана сельского поселения Казым» опубликовано в газете «Белоярские вести» согласно ст. 32 Устава сельского поселения Казым. Полагая соблюденной процедуру согласования проекта генерального плана, ссылаясь на ст. 8, 84 ЛК РФ, находит, что земли лесного фонда переведены в категорию земель населенного пункта.

Кроме того, приводит доводы о том, что датой основания населенного пункта деревня Нумто – 17.03.1602. Полагает, что можно предположить, что при установлении границ лесного фонда не было учтено наличие населенного пункта на спорных земельных участках. Удовлетворение административного иска приведет к нарушению прав граждан, проживающих в деревне Нумто.

Указывает, что ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» закреплено, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта РФ, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН. Таким образом, установлен приоритет сведений, содержащихся в ЕГРН об отнесении земельного участка к определенной категории земель по отношению к аналогичным сведениям, содержащимся в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта РФ, что позволяет сделать вывод о том, что спорные земельные участки относятся к категории земель – «земли населенных пунктов».

В судебном заседании представители административного истца Захарова Н.С. и Шукюрова Л.З. административный иск поддержали. Представитель административного ответчика и заинтересованного лица - Администрации Белоярского района Давлетшина Р.Р. с административным иском не согласилась, поддержала доводы возражений на административный иск. Отметила, что процедура согласования проекта генерального плана административным ответчиком соблюдена. Представитель Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры Веселухина О.В. полагала административный иск подлежащим удовлетворению.

Изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции федеральных законов, действовавших на момент утверждения Генерального плана) к вопросу местного значения поселения отнесено утверждение генеральных планов поселения.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 3 Устава сельского поселения Казым (т.2, л.д. 28), принятого решением Совета депутатов сельского поселения Казым от 28.07.2008 № 18, к вопросу местного значения сельского поселения относится утверждение генеральных планов данного поселения.

Таким образом, полномочия по утверждению Генерального плана сельского поселения Казым Белоярского района ХМАО-Югры на момент утверждения оспариваемого Генерального плана осуществлялись органами местного самоуправления данного поселения.

В силу положений пункта 2 части 1 и части 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" нормативные правовые акты принимаются представительными органами муниципального образования.

Как установлено частью 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.

Согласно частям 1 и 3 статьи 23 и части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа.

Генеральный план содержит:

1) положение о территориальном планировании;

2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;

3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;

4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Таким образом, полномочия по утверждению генерального плана на момент утверждения оспариваемого Генерального плана были предоставлены Совету депутатов сельского поселения Казым Белоярского района ХМАО-Югры.

Согласно частям 1 и 2 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования.

Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.

В соответствии с пунктом 32 Устава сельского поселения Казым (в редакции от 03.04.2012), муниципальные правовые акты, затрагивающие права и свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Официальным опубликованием (обнародованием) муниципальных правовых актов является публикация их полного текста в официальном издании, определенном настоящим уставом. Официальным изданием является газета «Белоярские вести».

Согласно частям 11 и 12 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса.

Протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.

По вопросу рассмотрения проекта Генерального плана были проведены публичные слушания, что подтверждается протоколами публичных слушаний по обсуждению проекта Генерального плана сельского поселения Казым от 18.03.2008 (т.2, л.д.57-61), от 14.05.2008 в деревне Юильск (т.2, л.д.62-67), от 14.05.2008 в деревне Нумто (т.2, л.д.68-73).

Заключения по результатам публичных слушаний опубликованы в газете Белоярские вести от 28.03.2008, от 06.06.2008.

Решение Совета депутатов от 29.06.2012 № 23 «Об утверждении Генерального плана сельского поселения Казым» и Генеральный план сельского поселения Казым с приложениями опубликовано в газете «Белоярские вести» от 06.07.2012 № 27.

С учетом вышеизложенного следует, что Генеральный план принят Советом депутатов сельского поселения Казым Белоярского района в пределах предоставленных полномочий, форма нормативного правового акта, процедура его принятия в части проведения публичных слушаний, а также правила введения в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу, соблюдены.

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции, действующей в период принятия оспариваемого правового акта) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

В соответствии с частью 4 и пунктами 1 - 3 части 6 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период принятия оспариваемого муниципального правового акта) генеральные планы содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы). На картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, отображаются границы городского округа, границы населенных пунктов, входящих в состав городского округа, границы земель лесного фонда.

Согласно частям 1, 7 и 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежал согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178 (в редакции, действующей в период принятия оспариваемого муниципального правового акта) утверждено Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований.

Пунктами 2 - 4, подпунктом "а" пункта 5 и пунктами 6 - 10 этого Положения предусматривалось, что организацию согласования проекта документа территориального планирования обеспечивает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления), являющийся заказчиком разработки проекта документа территориального планирования.

Результаты согласования проекта документа территориального планирования каждым согласующим органом оформляются в виде заключения. Заключение должно содержать положения о согласовании представленного проекта или об отказе в его согласовании с обоснованием причин такого отказа.

Без проведения соответствующих согласительных процедур проект документа территориального планирования не может представляться на утверждение и утверждаться.

В случае, указанном в части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, заказчик направляет проект документа территориального планирования на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства.

Уполномоченный орган в сфере градостроительства в течение трех рабочих дней с даты получения проекта документа территориального планирования направляет его копии в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности, для рассмотрения и представления заключений в части вопросов, входящих в компетенцию этих уполномоченных отраслевых органов.

Уполномоченный отраслевой орган рассматривает проект документа территориального планирования и готовит заключение в течение тридцати дней с даты получения проекта от уполномоченного органа в сфере градостроительства. Заключение о согласовании (об отказе в согласовании) проекта документа территориального планирования в части вопросов, относящихся к компетенции соответствующего уполномоченного отраслевого органа, направляется в уполномоченный орган в сфере градостроительства.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, согласно соответствующему Положению (в редакции, действующей в период принятия оспариваемого муниципального правового акта), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года № 40, являлось Министерство регионального развития Российской Федерации.

Исходя из пункта 10 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, Министерство регионального развития Российской Федерации должно было осуществить подготовку сводного заключения на проект оспариваемого генерального плана на основании заключения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений.

В соответствии с пунктом 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года № 283 и действовавшего в период принятия оспариваемого муниципального правового акта, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, является Федеральное агентство лесного хозяйства.

Таким образом, в силу действовавшего на момент принятия оспариваемого акта законодательства, проект Генерального плана сельского поселения Казым, которым установлены границы населенного пункта, предусматривающий включение лесных участков земель лесного фонда в границы этого сельского поселения, мог быть утвержден Советом депутатов сельского поселения Казым только при соблюдении процедуры его согласования.

В соответствии с пунктом 1.6 Соглашения о передаче осуществления части полномочий органов местного самоуправления сельского поселения Казым органам местного самоуправления Белоярского района от 26.09.2009, администрация Белоярского района сопроводительным письмом от 10.02.2010 направила в адрес Министерства регионального развития Российской Федерации проекты генеральных планов сельских поселений Белоярского района на согласование.

30.06.2010 Министерство регионального развития Российской Федерации направило в адрес администрации Белоярского района протокол согласительного совещания по урегулированию разногласий по проектам генеральных планов сельских поселений Белоярского района ХМАО-Югры, в том числе сельского поселения Казым от 03.06.2010.

Из пункта 4 данного протокола от 03.06.2010 следует, что Минсельхозом России и Минэкономразвития России проекты генеральных планов сельского поселения Казым в части вопросов, входящих в компетенцию данных уполномоченных отраслевых органов, получены не были. Пунктом 8 протокола рекомендовано повторно направить проекты генеральных планов сельских поселений Белоярского района в Минсельхоз России и Минэкономразвития России для представления заключений в части вопросов, входящих в компетенцию данных уполномоченных отраслевых органов.

При таких обстоятельствах несостоятельны доводы административного ответчика о том, что процедура согласования проекта генерального плана сельского поселения с Минрегионразвития РФ считается соблюденной.

В силу части 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации такое согласование является обязательным.

Поскольку проект оспариваемого Генерального плана сельского поселения Казым Министерством регионального развития Российской Федерации согласован не был, соответственно такой генеральный план не мог представляться на утверждение Совета депутатов сельского поселения Казым Белоярского района и утверждаться.

Судом установлено, что по результатам выполненного ФГБУ "Рослесинфорг" картографического наложения материалов лесоустройства на границы муниципального образования сельское поселение Казым, определенных оспариваемым нормативным правовым актом, выявлено включение в границы сельского поселения лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Белоярского лесничества, Казымского участкового лесничества, урочища Нумто квартала 1116, выдела 2, 8, 42, квартала 969 выдела 32, Казымского урочища квартала 671, выдела 55, квартала 770, выдела 5 (т.1, л.д. 38-40, 42).

В результате проведенной работы Ханты-Мансийским филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" по графическому совмещению материалов лесоустройства и генерального плана сельского поселения Казым выявлено пересечение земель лесного фонда, что подтверждается сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре с перечнем лесных кварталов, картами-схемами расположения границ земельного участка, таксационным описанием лесных участков по Белоярскому лесничеству, лесоустроительным планшетом (т.1, л.д. 38-48, 156-164).

Согласно выписки из государственного лесного реестра от 31.10.2019 № 86/000/19/291 квартал 969 выдел 32, квартал 1116 выдела 2, 8, 42 урочища Нумто Казымского участкового лесничества Белоярского лесничества относятся к эксплуатационным лесам. Особо защитные участки лесов на запрашиваемой территории расположены в границах квартала 969 (выдела 32), квартал 1116 (ыделов 2, 8, 42) (т.1, л.д.48-49).

Согласно выписки из государственного лесного реестра от 15.08.2019 № 86/000/19/197 квартал 671 выдел 55, квартал 770 выдел 5 Казымского урочища Казымского участкового лесничества Белоярского лесничества относятся к эксплуатационным лесам. (т.1, л.д.50-51).

В соответствии с пунктом 3 ст. 84 Земельного кодекса включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого земельного участка, в данном случае – Российской Федерации.

Согласно пункту 3 ст. 19 Земельного кодекса для обеспечения развития муниципальных образований могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности. При этом безвозмездная передача земельных участков из федеральной собственности в муниципальную осуществляется в порядке, установленном законом.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 03.05.2005 участок лесного фонда (леса), площадью 39124210000 кв.м., Белоярского лесхоза Белоярского района ХМАО-Югры, кадастровый (условный) номер объекта 11720101 в собственности Российской Федерации.

Доказательств передачи лесных участков из федеральной собственности в муниципальную или в неразграниченную собственность, административным ответчиком не предоставлено.

Перевод земель лесного фонда в земли других категорий в установленном порядке, не осуществлялся, в связи с чем вопрос о включении лесных участков в земли населенного пункта должен решаться с согласия Федерального агентства лесного хозяйства.

Доказательствами, подтверждающими отнесение спорных земельных участков к землям лесного фонда, кроме свидетельства о государственной регистрации права собственности, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду, которая представлена в материалы дела.

Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Вводным законом к Лесному кодексу, а также частью 6 ст. 47 Закона о кадастре недвижимости.

В частности, Вводным законом к Лесному кодексу предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 ст. 69 Лесного кодекса.

Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 1 статьи 4.2).

Согласно ст. 6 Лесного кодекса в федеральной собственности находятся лесные участки в составе земель лесного фонда.

Лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности, что обуславливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана сельского поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом.

Ссылка административного ответчика о применении части 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года "№ 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права, поскольку в данном случае предметом проверки является законность нормативно-правового акта, принятого в 2012 году.

В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 86:06:0030301:126 предоставлен для эксплуатации жилого дома (т.1, л.д.74), земельные участки с кадастровыми номерами 86:06:0030301:100, 86:06:0030301:101, 86:06:0030301:102, 86:06:0030301:103 предоставлены для строительства жилых домов (т.1, л.д.52-63), земельный участок с кадастровым номером 86:06:0030301:104 (т.1, л.д.64) предоставлен для реконструкции магазина, земельный участок с кадастровым номером 86:06:0030301:127 (т.1, л.д. 90) предоставлен для объекта культурно-досугового назначения.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Генеральный план до рассмотрения настоящего административного дела применялся.

В связи с этим суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению, решение Совета депутатов сельского поселения Казым Белоярского района ХМАО-Югры «Об утверждении Генерального плана сельского поселения Казым» от 29.06.2012 № 23 в части включения в границы населенного пункта лесных участков, категории «земли лесного фонда» Белоярского района, Белоярского лесничества, Казымского участкового лесничества, урочища Нумто квартала 1116, выдела 2, 8, 42, квартала 969 выдела 32, Казымского урочища квартала 671, выдела 55, квартала 770, выдела 5 - признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно пункту 3 ст. 32 Устава сельского поселения Казым в редакции от 22.01.2020 официальным опубликованием (обнародованием) муниципальных правовых актов является опубликование муниципальных правовых актов в бюллетене «Официальный вестник сельского поселения Казым».

Руководствуясь статьями 175 – 180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административный иск удовлетворить.

Признать не действующим решение Совета депутатов сельского поселения Казым Белоярского района ХМАО-Югры «Об утверждении Генерального плана сельского поселения Казым» от 29.06.2012 № 23 в части включения в границы населенного пункта лесных участков, категории «земли лесного фонда» Белоярского района, Белоярского лесничества, Казымского участкового лесничества, урочища Нумто квартала 1116, выдела 2, 8, 42, квартала 969 выдела 32, Казымского урочища квартала 671, выдела 55, квартала 770, выдела 5, со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в бюллетене «Официальный вестник сельского поселения Казым» либо в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты сельского поселения, если названное печатное издание прекратило свою деятельность.

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа-Югра М.Г. Степанова