ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 08 сентября 2016 г. № 3а-37/16
г.Вологда
Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой М.В.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В.,
при секретаре Федосеевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк» о признании недействующим в части решения Совета Марковского сельского поселения Вологодского муниципального района от 31 октября 2013 года № 439 «Об утверждении генерального плана Марковского сельского поселения»,
установил:
на основании договора о залоге земельных участков от <ДАТА>№... Акционерное общество «Российский сельскохозяйственный банк» (далее - АО «Российский сельскохозяйственный банк», Банк, административный истец) является залогодержателем принадлежащих на праве собственности ФИО1 земельных участков с кадастровыми номерами - №..., площадью ... кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования; №..., площадью ... кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования; №..., площадью ... кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, расположенных по адресу: <адрес>.
31 октября 2013 года решением Совета Марковского сельского поселения Вологодского муниципального района № 439 утверждён генеральный план Марковского сельского поселения, в соответствии с которым земельные участки с кадастровыми номерами - №..., №... включены в границу населённого пункта <адрес>, с видом разрешённого использования - для сельскохозяйственного использования; земельный участок с кадастровым номером №... включён в границу населённого пункта <адрес> с видом разрешённого использования - для сельскохозяйственного использования.
На основании заявлений о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости <ДАТА> в Государственный кадастр недвижимости внесены изменения о категории земель земельных участков с кадастровыми номерами №..., №..., №... с «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населённых пунктов».
<ДАТА> административный истец обратился в Вологодский областной суд с уточненным в ходе рассмотрения дела административным исковым заявлением о признании недействующим в части решения Совета Марковского сельского поселения Вологодского муниципального района от 31 октября 2013 года № 439 «Об утверждении генерального плана Марковского сельского поселения».
В обоснование уточнённых исковых требований Банк указал, что являясь заинтересованным правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами №..., №..., №... Банк должен был быть уведомлен органом кадастрового учёта о переводе земельных участков в другую категорию, что не было сделано. Банк, обладающий дополнительными правами на земельные участки, согласия на перевод земельных участков из категории - «земли сельскохозяйственного назначения» в «земли населённых пунктов» не давал. По мнению административного истца, оспариваемое решение в части перевода из одной категории в другую земельных участков, принадлежащих ФИО1, противоречит части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 2 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 5 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую», статье 12 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нарушает права и законные интересы Банка. В результате перевода указанных земельных участков в другую категорию изменилась их стоимость, что нарушает право Банка как залогодержателя спорных земельных участков, влияет на порядок и условия удовлетворения требований Банка как кредитора и залогодержателя, препятствует исполнению решения Вологодского городского суда от <ДАТА>.
Просил суд признать недействующим решение Совета Марковского сельского поселения Вологодского муниципального района от 31 октября 2013 года № 439 «Об утверждении генерального плана Марковского сельского поселения» в части перевода земельных участков с кадастровыми номерами №..., №..., №... из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли населённых пунктов».
Представитель административного истца АО «Российский Сельскохозяйственный банк» по доверенности ФИО2 в судебном заседании уточнённые исковые требования поддержала.
Представители административного ответчика администрации Марковского сельского поселения Вологодского муниципального района глава поселения ФИО3, представитель по доверенности ФИО4 исковые требования не признали. Поддержали доводы возражений на исковое заявление (л.д.№...).
Заинтересованное лицо ФИО1 в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица ФИО1 по доверенности ФИО5 полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, указанным в отзыве (л.д.№...).
Представитель заинтересованного лица Правительства Вологодской области по доверенности ФИО6 указала, что исковые требования Банка являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Заинтересованное лицо конкурсный управляющий ООО «АПК Куркино» ФИО7 исковые требования поддержала.
Представитель заинтересованного лица ООО «АПК Куркино» в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области в судебное заседание не явились. Представлены ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Заслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В., полагавшей исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями пункта 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Пунктом 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ).
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).
Марковское сельское поселение является муниципальным образованием со статусом сельского поселения (статья 1 Устава муниципального образования Марковское сельское поселение, Закон Вологодской области от 06 декабря 2004 года № 1112-ОЗ «Об установлении границ Вологодского муниципального района, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав»).
Согласно статьям 17, 20 Устава Совет Марковского сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области является представительным органом муниципального образования и к его полномочиям относится утверждение генерального плана поселения.
Совет поселения по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами области, Уставом поселения принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории поселения (статья 18 Устава). Полномочия председателя Совета поселения исполняет глава муниципального образования (статья 19 Устава).
Совет Марковского сельского поселения в рамках своих полномочий принимает решения и иные правовые акты. Нормативный правовой акт, принятый Советом поселения, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней (статья 34 Устава).
Согласно положениям пунктов 12, 13 статьи 33 Устава сельского поселения Марковское Вологодского муниципального района Вологодской области муниципальные правовые акты подлежат опубликованию (обнародованию) в газете «Маяк» в течение 10 дней со дня их подписания. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также законам, иным нормативным правовым актам области, Уставу и правовым актам, принятым на местном референдуме.
Как усматривается из материалов дела, решением Совета Марковского сельского поселения Вологодского муниципального района от 31 октября 2013 года № 439 утверждён генеральный план муниципального образования Марковского сельского поселения.
Решение опубликовано в газете Вологодского района «Маяк» от 23 ноября 2013 года № 91(8224), размещено на официальном сайте Марковского сельского поселения в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, а также внесения в него изменений определен статьей 24 ГрК РФ, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 ГрК РФ и осуществление его подготовки в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ, а также с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Обязательным приложением к проекту генерального плана является протокол публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 ГрК РФ).
Генеральный план утверждается представительным органом местного самоуправления и подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (часть 13 статьи 24 ГрК РФ).
Из материалов дела усматривается, что в целях перспективы развития населённых пунктов и поступления налогов в бюджет поселения главой Марковского сельского поселения Вологодского муниципального района принято решение о подготовке генерального плана поселения и проведении публичных слушаний по проекту генерального плана Марковского сельского поселения, о чём издано постановление от 05 апреля 2013 года № 17.
В соответствии с указанным постановлением проведение публичных слушаний по проекту генерального плана Марковского сельского было назначено на 15 мая 2013 года с 11 часов 00 минут в здании Дворца культуры «Современник» по адресу: Вологодский район, п.Васильевское, Торговая площадь,2.
Проект генерального плана размещен на официальном стенде в здании администрации поселения по адресу: <...>, на официальном сайте администрации Марковского сельского поселения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Постановление опубликовано в газете Вологодского района «Маяк» от 13 апреля 2013 года.
Опубликование постановления является официальным уведомлением всех заинтересованных лиц по вопросу, выносимому на публичные слушания.
В соответствии со статьёй 28 ГрК РФ 15 мая 2013 года проведены публичные слушания по проекту генерального плана Марковского сельского поселения.
На публичных слушаниях присутствовали члены комиссии: глава Марковского сельского поселения ФИО3, ведущий специалист С.Л.В.., заместитель главы Б.Д.С., ведущий специалист К.И.И., представители ОАО «Головное ХАПП бюро» П.Н.В., Д.Т.А., жители поселения.
Участники публичных слушаний решили признать состоявшимися публичные слушания по проекту генерального плана Марковского сельского поселения. Дать проекту генерального плана положительную оценку, направить проект генерального плана в представительный орган Марковского сельского поселения для утверждения, что отражено в протоколе публичных слушаний от 15 мая 2013 года.
По результатам публичных слушаний подготовлено заключение о том, что процедура проведения публичных слушаний по проекту генерального плана Марковского сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области соблюдена и соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, в связи с чем, публичные слушания признаны состоявшимися.
Указанное заключение опубликовано в газете Вологодского района «Маяк» от 29 июня 2013 года.
Исследовав текст заключения о результатах публичных слушаний, а также обстоятельства их подготовки и проведения, суд приходит к выводу о соблюдении процедуры публичных слушаний в отношении проекта генерального плана Марковского сельского поселения, установленной статьей 28 ГрК РФ.
В силу пункта 2 части 2 статьи 25 ГрК РФ проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, в случаях если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Материалами дела подтверждено, что проект генерального плана Марковского сельского поселения был направлен на согласование в Правительство Вологодской области.
Постановлением Правительства Вологодской области от 15 июля 2013 года № 701 утверждено заключение об отказе в согласовании проекта генерального плана Марковского сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области.
02 августа 2013 года постановлением администрации Марковского сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области № 62 создана согласительная комиссия по урегулированию разногласий по проекту генерального плана Марковского сельского поселения.
09 августа 2013 года проведено заседание согласительной комиссии по урегулированию разногласий по проекту генерального плана Марковского сельского поселения с участием представителя Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области, представителей ФГБУ «Управление «Вологдамелиоводхоз» по Вологодской области, на котором принято решение включить в черту населённого пункта <адрес> земельные участки с кадастровыми номерами - №..., площадью ... га; №..., площадью ... га; в черту населённого пункта <адрес> земельный участок с кадастровым номером №..., площадью ... га.
В силу части 12 статьи 25 ГрК РФ на основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, глава местной администрации поселения, глава местной администрации городского округа вправе принять решение о направлении согласованного или не согласованного в определенной части проекта генерального плана в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа или об отклонении такого проекта и о направлении его на доработку.
Учитывая вышеизложенное, требования статьи 25 ГрК РФ при подготовке и утверждении оспариваемого генерального плана были выполнены.
Оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что этапы процедуры подготовки проекта генерального плана и их утверждения соблюдены.
Таким образом, оспариваемый правовой акт принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования.
Проверив соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о том, что решение Совета Марковского сельского поселения Вологодского муниципального района от 31 октября 2013 года № 439 «Об утверждении генерального плана Марковского сельского поселения» в оспариваемой части соответствует пункту 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 24, пункту 2 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Таким образом, утверждение генерального плана является основанием для перевода земельного участка из одной категории в другую. При наличии генерального плана принятие какого-либо отдельного акта о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в порядке, предусмотренном статьёй 3 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ, не требуется.
Учитывая вышеизложенное, доводы административного истца относительно необходимости направления ему как заинтересованному лицу такого акта в 14-дневный срок со дня принятия суд считает несостоятельными и основанными на неверном толковании закона.
В соответствии с положениями части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.
Как усматривается из материалов дела, решением Вологодского городского суда от <ДАТА> удовлетворены исковые требования Банка о взыскании задолженности по кредитным договорам и в целях погашения задолженности обращено взыскание на земельные участки с кадастровыми номерами №..., №..., №..., принадлежащие ФИО1, установлена начальная продажная стоимость в размере ... рыночной стоимости, что составило по земельному участку с кадастровым номером №... - ... рублей; по земельному участку с кадастровым номером №... - ... рублей; по земельному участку с кадастровым номером №... - ... рублей.
Определением Вологодского городского суда от <ДАТА>, вступившим в законную силу <ДАТА>, изменена начальная продажная стоимость земельных участков: с кадастровым номером №... - ... рублей; с кадастровым номером №... - ... рублей; с кадастровым номером №... - ... рублей.
Торговые процедуры по продаже спорного имущества не проводились.
Административным истцом не представлено суду каких-либо доказательств нарушения оспариваемым нормативным правовым актом прав и законных интересов.
При таких обстоятельствах по делу оснований для удовлетворения требований административного искового заявления акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк» не имеется.
В соответствии со статьёй 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
акционерному обществу «Российский Сельскохозяйственный банк» отказать в удовлетворении уточнённых требований административного искового заявления о признании недействующим решения Совета Марковского сельского поселения Вологодского муниципального района от 31 октября 2013 года № 439 «Об утверждении генерального плана Марковского сельского поселения» в части перевода земельных участков с кадастровыми номерами №..., №..., №... из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли населённых пунктов».
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Соколова
Мотивированное решение изготовлено <ДАТА>.