копия
Мотивированное решение изготовлено 01 августа 2017 года.
дело № 3а-380/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 июля 2017 года г. Екатеринбург
Свердловский областной суд в составе судьи Шумкова Е.С.
при секретаре Головой Ю.В.,
с участием представителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области о ликвидации Церкви «Веры» Христиан Полного Евангелия,
установил:
некоммерческая организация Церковь «Веры» Христиан Полного Евангелия (далее – Организация, административный ответчик) зарегистрирована в качестве юридического лица 14 августа 1998 года, сведения о ней внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 29 января 2003 года с присвоением основного государственного регистрационного номера 1036605609721. 10 ноября 2006 года запись об этой некоммерческой организации была внесена Управлением Федеральной регистрационной службы по Свердловской области в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций за номером 6611010421 (л.д. 30-36, 54).
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области (далее – Главное управление) обратилось в суд с административным иском о ликвидации Организации по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Закон о свободе совести), ссылаясь на неоднократное нарушение Организацией норм федерального законодательства.
В обоснование указало, что в нарушение пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях), пункта 8 статьи 8 Закона о свободе совести название Организации не содержит сведений о ее вероисповедании и указания на ее организационно-правовую форму, а именно - форму религиозной организации. Устав Организации, в нарушение пункта 2 статьи 10 Закона о свободе совести не содержит сведений о порядке создания и прекращения ее деятельности. По данным нарушениям законодательства в адрес Организации Главным управлением выносились письменные предупреждения, обязывающие устранить эти нарушения, которые остались без ответа. Нарушения до настоящего времени не устранены (л.д.4-7).
Представитель Главного управления ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель Организации в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела телефонограммой 03 июля 2017 года был извещен пастор Организации - ФИО2 (лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица - л.д. 30-31,46), от которого в суд поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с указанием на отсутствие возражений относительно заявленных требований (л.д.58). Кроме того, Организация о месте и времени рассмотрения дела была извещена в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, путем размещения информации о месте и времени рассмотрения настоящего дела на официальном сайте в сети «Интернет» Главного управления (л.д. 52, 57).
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области в настоящее судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Поскольку Организация и Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области были надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения настоящего дела, а неявка их представителей в судебное заседание в силу части 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела, суд рассмотрел дело в отсутствие представителей административного ответчика и заинтересованного лица.
Выслушав представителя Главного управления, исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Под некоммерческими организациями в силу пункта 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации понимаются юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.
Организационно-правовые формы, в которых могут создаваться некоммерческие организации, перечислены в пункте 3 статьи 50 названного Кодекса, среди которых предусмотрена и такая форма, как религиозная организация (подпункт 10).
Религиозной организацией согласно пункту 1 статьи 123.26 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 8 Закона о свободе совести признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.
Деятельность религиозной организации регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 2 статьи 123.26), Законом о свободе совести, Законом о некоммерческих организациях (пункты 1, 2, 4 статьи 1).
Пункт 1 статьи 4 Закона о некоммерческих организациях предусматривает, что некоммерческая организация должна иметь наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.
Пунктом 1 Устава Организации предусмотрено, что она является местной религиозной организацией верующих для служения и провозглашения христианской веры на основе принципов, перечисленных в этом пункте Устава (л.д. 8-9).
Следовательно, Организация подпадает под понятие религиозной организации, предусмотренное пунктом 1 статьи 123.26 Гражадснкого кодекса Российской Федерации. Поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о некоммерческих организациях наименование административного ответчика должно содержать в себе указание на его организационно-правовую форму религиозной организации.
Однако, согласно свидетельству о государственной регистрации некоммерческой организации и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, полное наименование административного ответчика по настоящему делу – Церковь «Веры» Христиан Полного Евангелия (л.д. 49, 30-36). Это наименование, вопреки требованию пункта 1 статьи 4 Закона о некоммерческих организациях, не содержит указания на то, что Организация является религиозной организацией.
В целях устранения данного нарушения закона в соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях Главным управлением 17 сентября 2013 года в адрес Организации было вынесено и направлено (по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц) письменное предупреждение, обязывающее устранить это нарушение в течение одного месяца со дня получения предупреждения (л.д. 16).
Несмотря на то, что конверт с предупреждением возвратился в Главное управление с отметкой отделения почтовой связи о его невручении по причине отсутствия такой организации по указанному адресу, в соответствии с пунктом 3 статьи 54 и статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации указанное предупреждение считается полученным Организацией.
Материалы дела свидетельствуют о том, что административным ответчиком до настоящего времени указанное нарушение Закона о некоммерческих организациях не устранено.
В заявлении о государственной регистрации Организации указано, что она относится к вероисповеданию – Христиане ФИО3 (л.д. 55).
Данные о таком вероисповедании Организации в соответствии с пунктом 8 статьи 8 Закона о свободе совести должны содержаться в полном ее наименовании.
Однако, полное наименование Организации, внесенное в Единый государственный реестр юридических лиц, в нарушение названной нормы Закона о свободе совести, не содержит сведений о ее вероисповедании.
По факту данного нарушения закона Главным управлением 07 ноября 2013 года в адрес лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности, было направлено предупреждение, обязывающее устранить это нарушение в течение одного месяца со дня получения предупреждения (л.д. 19-21).
Однако до настоящего времени это нарушение законодательства также не устранено.
Устав Организации, зарегистрированный 14 августа 1998 года, имеет 7 разделов (глав), 7-й раздел имеет наименование «Прекращение деятельности церкви», содержащий в себе два пункта (7.1 и 7.2), которыми регламентированы последствия прекращения деятельности Организации. Однако, в нарушение пункта 2 статьи 10 Закона о свободе совести Устав Организации не содержит сведений о порядке создания и прекращения ее деятельности.
По факту этого нарушения законодательства в адрес Организации Главным управлением 13 апреля 2017 года было вынесено предупреждение в порядке подпункта 5 пункта 5 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях, обязывающее устранить его в течение месяца со дня получения предупреждения (л.д. 22-23).
Данное предупреждение было получено 29 апреля 2017 года лицом, имеющим право действовать от имени Организации без доверенности (л.д. 24, 25-29). Однако до настоящего времени Устав организации в соответствии с назваными требованиями федерального законодательства не приведен, то есть указанное нарушение закона не устранено. Вместо этого, представитель административного ответчика обратился в июне 2017 года в Главное управление с заявлением о содействии в ликвидации Организации (л.д. 51).
В силу подпункта 5 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Пунктом 1 статьи 14 Закона о религиозных организациях также предусмотрено, что религиозная организация может быть ликвидирована по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов.
По настоящему делу установлено, что Организация в своей деятельности допустила вышеперечисленные неоднократные нарушения законодательства Российской Федерации. Эти нарушения длительное время не устраняются, не устранены они и до настоящего времени, в том числе и после того, как представителю Организации 09 июня 2017 года был вручен настоящий административный иск о ее ликвидации (л.д.37). Доказательств существования каких-либо обстоятельств, препятствующих Организации устранить указанные нарушения закона, суду не представлено. Отсутствуют в деле и доказательства признания незаконными вышеперечисленных предупреждений, направленных в адрес Организации Главным управлением.
Вышеизложенное указывает на нежелание административного ответчика в течение длительного времени исполнять требования законодательства Российской Федерации и свидетельствует о том, что устранение этих нарушений закона невозможно без ликвидации Организации.
При таких обстоятельствах, суд находит, что имеются основания, предусмотренные подпунктом 5 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской и пунктом 1 статьи 14 Закона о религиозных организациях для удовлетворения административного иска и ликвидации Организации.
Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
требования Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области удовлетворить.
Ликвидировать Церковь «Веры» Христиан Полного Евангелия (основной государственный регистрационный номер 1036605609721) и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Свердловский областной суд.
Судья Шумков Е.С.