Дело № 3а - 383/2018
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород 20 сентября 2018 года
Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Гущевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Обалине В.С.,
с участием представителя административного истца ПАО «ГАЗ» - ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества «ГАЗ» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество «ГАЗ» (далее также - ПАО «ГАЗ», Общество) обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением в Нижегородский областной суд об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости 6-ти объектов недвижимости, а именно:
1) земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 141 128,94 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения булыжной дороги, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 17 160 000 (семнадцать миллионов сто шестьдесят тысяч) рублей по состоянию на 08.02.2017 г.;
2) земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 2 172,53 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения очистных сооружений, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 330 000 (триста тридцать тысяч) рублей по состоянию на 08.02.2017 г.;
3) земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 12 222,23 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения участка шумомерной дороги, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 1 760 000 (один миллион семьсот шестьдесят тысяч) рублей по состоянию на 08.02.2017 г.;
4) земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 35 474,27 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения служебных дорог №№ 1, 2, 3 расположенного по адресу: <адрес>, в размере 4 750 000 (четыре миллиона семьсот пятьдесят тысяч) рублей по состоянию на 08.02.2017 г.;
5) земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 16 589,06 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения участка испытания рулевого управления, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 2 390 000 (два миллиона триста девяносто тысяч) рублей по состоянию на 08.02.2017 г.;
6) земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 48 348,51 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения служебно-технического комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 6 480 000 (шесть миллионов четыреста восемьдесят тысяч) рублей по состоянию на 08.02.2017 г.
Права собственности ПАО «ГАЗ» на указанные земельные участки подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации серии № от 29.08.2005 г., серии № от 29.08.2005 г., серии № от 29.08.2005 г., серии № от 29.08.2005 г., серии № от 29.08.2005 г. и серии № от 29.08.2005 г.
Кадастровая стоимость спорных земельных участков утверждена Постановлением Правительства Нижегородской области от 01.12.2014 г. № 863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» и по состоянию на 08 февраля 2017 года составляет:
- для земельного участка с кадастровым номером № - 52 495 731,81 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером № - 808 115,98 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером № - 4 546 302,89 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером № - 13 195 364,21 рубля;
- для земельного участка с кадастровым номером № - 20 046 385,99 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером № - 58 424 822,97 рубля.
Заявленный размер рыночной стоимости спорных объектов недвижимости подтвержден отчетом об оценке ООО «Рензин и Компани» № от 25.12.2017 г.
27.12.2017 г. административный истец обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения рыночной стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области. Однако решением Комиссии от 24.01.2018 № заявление Общества было отклонено.
Ссылаясь на положения ст.ст.65, 66 Земельного кодекса РФ, ст.3 Налогового кодекса РФ, ст.ст.24.18, 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ПАО «ГАЗ» указывает, что поскольку имеется значительное превышение кадастровой стоимости земельных участков над их рыночной стоимостью и, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу, согласно ст.391 Налогового кодекса РФ, то оно является нарушением прав административного истца, как собственника земельных участков и плательщика земельного налога.
Правительство Нижегородской области представило позицию по делу, указало, что Постановлением Правительства Нижегородской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» от 10 декабря 2014 года № 863 утверждены результаты определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области по состоянию на 01.11.2013 г.
Результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Земельным кодексом РФ, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316, и Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 № 39 (л.д.144-152 т.1).
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» представило в суд отзыв, в котором указало, что Учреждение определяет кадастровую стоимость лишь вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик. Просит рассмотреть дело без участия представителя, с учетом позиции, отраженной в отзыве (л.д.155-164 т.1).
От заинтересованного лица - администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области отзыв на административное исковое заявление ПАО «ГАЗ» не поступил.
В связи с возникновением вопроса о размере рыночной стоимости спорных земельных участков, представителем ПАО «ГАЗ» ФИО1 было заявлено ходатайство о назначении по настоящему делу судебной экспертизы об определении рыночной стоимости спорных земельных участков.
В соответствии с определением областного суда от 29.06.2018 по данному делу была назначена судебная экспертиза, производство по делу приостановлено до получения заключения эксперта (л.д.217-220 т.1).
Определением от 12.09.2018 производство по делу возобновлено (л.д.80 т.2).
В судебном заседании представитель ПАО «ГАЗ» - ФИО1 просила удовлетворить заявленные требования в размере их рыночной стоимости в соответствии с заключением судебной экспертизы либо в соответствии с отчетом об оценке.
В судебное заседание представители Правительства Нижегородской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области, не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 КАС РФ.
Учитывая требования ст.150 КАС РФ, положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя ПАО «ГАЗ» - ФИО1, обсудив доводы административного искового заявления, письменных позиций административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В силу требований ст.62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу с 01.01.2017 года, в кадастр недвижимости (реестр объектов недвижимости) вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости. На основании пункта 5 части 2 статьи 14 указанного выше Федерального закона основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Согласно п.п.1, 5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п.1 ст.388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения в соответствии со ст.389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.
Как установлено ст.390 Налогового кодекса РФ, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу положений ст.66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со ст.24.11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены, в том числе по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с указанной нормой, юридические лица могут обратиться в суд только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.
В силу положений ст.24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей. Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Как установлено ст.24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 г. № 863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель населенных пунктов Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года (Приложение 1), утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельного участка в составе земель населенных пунктов Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года, необходимые для определения кадастровой стоимости ранее не учтенных земельного участка, выявляемых ранее учтенных земельного участка, а также в случае внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик земельного участка (Приложение 2), утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по муниципальным районам (городским округам) в разрезе населенных пунктов, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года (Приложение 3), утверждены обобщенные (минимальные, средние, максимальные) показатели результатов расчета кадастровой стоимости земельного участка в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года (Приложение 4), установлено, что расчет кадастровой стоимости земель населенных пунктов Нижегородской области по земельным участкам, кадастровым кварталам, населенным пунктам и муниципальным районам (городским округам) осуществляется по группам в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов Нижегородской области (Приложение 5), установлено, что кадастровая стоимость земельного участка улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков, земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережных устанавливается равной одному рублю за земельный участок.
Из материалов дела следует, что ПАО «ГАЗ» обладает на праве собственности объектами недвижимого имущества, а именно:
1) земельным участком с кадастровым номером №, общей площадью 141 128,94 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения булыжной дороги, расположенным по адресу: <адрес>;
2) земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 2 172,53 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения очистных сооружений, расположенного по адресу: <адрес>;
3) земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 12 222,23 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения участка шумомерной дороги, расположенного по адресу: <адрес><адрес>;
4) земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 35 474,27 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения служебных дорог №№ 1, 2, 3 расположенного по адресу: <адрес>;
5) земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 16 589,06 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения участка испытания рулевого управления, расположенного по адресу: <адрес>;
6) земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 48 348,51 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения служебно-технического комплекса, расположенного по адресу: <адрес>.
Права собственности Общества на указанные объекты недвижимости подтверждается свидетельствами о государственной регистрации серии № от 29.08.2005 г., серии № от 29.08.2005 г., серии № от 29.08.2005 г., серии № от 29.08.2005 г., серии № от 29.08.2005 г. и серии № от 29.08.2005 г. (л.д.28-33), а также выписками из Единого государственного реестра недвижимости №, №, №, №, №, № от 14.05.2018 г., представленными в областной суд ФГБУ «ФКП Росреестра» (л.д.114-131).
Следовательно, ПАО «ГАЗ», права и обязанности которого как плательщика земельного налога затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, на основании которой определяется налоговая база по земельному налогу на принадлежащие ему на праве собственности земельные участки, является в силу положений ст.ст.65, 66 Земельного кодекса РФ, ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» надлежащим административным истцом, имеющим право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков.
Материалами дела подтверждается, что ПАО «ГАЗ» 27.12.2017 г. обращалось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков, с предоставлением всех необходимых для этого документов. Указанное заявление Общества решением комиссии от 24.01.2018 года № было отклонено (л.д.76-79 т.1).
Данные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении административным истцом установленного ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обязательного для юридических лиц досудебного порядка урегулирования настоящего спора (п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
Из представленной информации ФГБУ «ФКП Росреестра» следует, что определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка осуществляется в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» (далее - Методические указания).
1) Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, был внесен в Единый государственный реестр недвижимости как ранее учтенный 11.06.2004 г.
28.02.2017 года внесены изменения в характеристики объекта недвижимости с кадастровым номером № - категория земель, к которой относится земельный участок, изменилась с «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» на «Земли населенных пунктов». Внесенные изменения повлекли за собой необходимость пересчета кадастровой стоимости объекта недвижимости. В соответствии с видом разрешенного использования - «для размещения булыжной дороги», согласно Приложению 5 Постановления Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 № 863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» (далее - Постановление от 10.12.2014 №863) земельный участок отнесен к 13 группе видов разрешенного использования - «Земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов». Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № пересчитана и внесена в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) в размере 55 555 407.23 руб. При этом кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка определена ошибочно.
03.08.2017 в ЕГРН в соответствии с частью 1 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», на основании решения государственного регистратора прав от 03.08.2017 № РКФ/2017-51378 исправлена техническая ошибка в части кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 52:17:0080203:3, а именно, руководствуясь частью 2 пункта 2.1.3 Методических указаний, на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Постановлением от 10.12.2014 № 863, кадастровая стоимость определена в размере 52 495 731.81 руб.
2) Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, был внесен в Единый государственный реестр недвижимости как ранее учтенный 12.05.2004 г.
28.02.2017 года внесены изменения в характеристики объекта недвижимости с кадастровым номером № категория земель, к которой относится земельный участок, изменилась с «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» на «Земли населенных пунктов». Внесенные изменения повлекли за собой необходимость пересчета кадастровой стоимости объекта недвижимости. В соответствии с видом разрешенного использования - «для размещения очистных сооружений», согласно Приложению 5 Постановления от 10.12.2014 № 863 земельный участок отнесен к 13 группе видов разрешенного использования. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в соответствии с абзацем 2 пункта 2.1.3 Методических указаний, на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Постановлением от 10.12.2014 № 863, и внесена в ЕГРН в размере 808 115.98 руб.
3) Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу<адрес>, был внесен в Единый государственный реестр недвижимости как ранее учтенный 12.05.2004 г.
28.02.2017 года внесены изменения в характеристики объекта недвижимости с кадастровым номером № - категория земель, к которой относится земельный участок, изменилась с «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» на «Земли населенных пунктов». Внесенные изменения повлекли за собой необходимость пересчета кадастровой стоимости объекта недвижимости. В соответствии с видом разрешенного использования - «для размещения участка шумомерной дороги», согласно Приложению 5 Постановления от 10.12.2014 № 863 земельный участок отнесен к 13 группе видов разрешенного использования. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в соответствии с абзацем 2 пункта 2.1.3 Методических указаний, на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Постановлением от 10.12.2014 № 863, и внесена в ЕГРН в размере 4 546 302.89 руб.
4) Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, был внесен в Единый государственный реестр недвижимости как ранее учтенный 11.05.2004 г.
28.02.2017 года внесены изменения в характеристики объекта недвижимости с кадастровым номером № - категория земель, к которой относится земельный участок, изменилась с «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» на «Земли населенных пунктов». Внесенные изменения повлекли за собой необходимость пересчета кадастровой стоимости объекта недвижимости. В соответствии с видом разрешенного использования - «для размещения служебных дорог №№ 1,2,3», согласно Приложению 5 Постановления от 10.12.2014 № 863, земельный участок отнесен к 13 группе видов разрешенного использования. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в соответствии с абзацем 2 пункта 2.1.3 Методических указаний, на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Постановлением от 10.12.2014 № 863, и внесена в ЕГРН в размере 13 195 364.21 руб.
5) Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, был внесен в Единый государственный реестр недвижимости как ранее учтенный 11.05.2004 г.
28.02.2017 года внесены изменения в характеристики объекта недвижимости с кадастровым номером № - категория земель, к которой относится земельный участок, изменилась с «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» на «Земли населенных пунктов». Внесенные изменения повлекли за собой необходимость пересчета кадастровой стоимости объекта недвижимости. В соответствии с видом разрешенного использования - «для размещения участка испытания рулевого управления», согласно Приложению 5 Постановления от 10.12.2014 № 863, земельный участок отнесен к 9 группе видов разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок». Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в соответствии с абзацем 2 пункта 2.1.3 Методических указаний, на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Постановлением от 10.12.2014 № 863, и внесена в ЕГРН в размере 20 046 385,99 руб.
6) Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, был внесен в Единый государственный реестр недвижимости как ранее учтенный 11.05.2004 г.
28.02.2017 года внесены изменения в характеристики объекта недвижимости с кадастровым номером № - категория земель, к которой относится земельный участок, изменилась с «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» на «Земли населенных пунктов». Внесенные изменения повлекли за собой необходимость пересчета кадастровой стоимости объекта недвижимости. В соответствии с видом разрешенного использования - «для размещения служебно-технического комплекса», согласно Приложению 5 Постановления от 10.12.2014 № 863, земельный участок отнесен к 9 группе видов разрешенного использования. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в соответствии с абзацем 2 пункта 2.1.3 Методических указаний, на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Постановлением от 10.12.2014 № 863, и внесена в ЕГРН в размере 58 424 822,97 руб.
Иных изменений качественных и количественных характеристик, влекущих за собой изменение кадастровой стоимости земельных участков по настоящее время, не вносилось (л.д.107-143 т.1).
Таким образом, в рамках настоящего дела подлежат применению положения ст.24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, с учетом разночтений в сведениях ФГБУ «ФКП Росреестра» (выписки из ЕГРН, л.д.22-27, т.1; ответ на запрос суда, л.д.109-113, т.1), суд приходит к выводу, что юридически значимой датой, на которую в рамках настоящего дела подлежит установлению кадастровая стоимость для спорных земельных участков, является 08 февраля 2017 года. При этом суд принимает во внимание, что разница в датах ограничена одним месяцем, что не может повлиять на рыночную стоимость земельных участков.
Согласно Федеральному закону от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости (статья 3).
Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также - отчет). Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Отчет составляется в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, ПАО «ГАЗ» представило в суд отчет об оценке № от 25.12.2017 г., выполненный оценщиком ООО «Рензин и Компани» ФИО4, а в ходе судебного разбирательства заявило ходатайство о назначении судебной экспертизы для определения рыночной стоимости спорных земельных участков.
Как следует из представленного заключения ООО «Приволжский центр финансового консалтинга и оценки» № от 22.08.2018, экспертом ФИО5 для сравнения было отобрано 5 объектов-аналогов. С учетом имеющихся различий между аналогами и объектом оценки, экспертом применены корректировки: на торг, на местоположение, на расположение относительно автомагистралей, на категорию земель (на основании на основании Справочника оценщика недвижимости «Земельные участки», том 3, Нижний Новгород, 2016 г.); на наличие инженерных коммуникаций - на основании данных, опубликованных на сайте «ГУИОН Санкт-Петербург», 2011 г. - http://www.guion.spb.ru/userfiles/rezeocf.pdf; корректировка на общую площадь (расчет представлен в таб.18-22) (л.д.3-79 т.2).
Эксперт пришел к выводу, что рыночная стоимость:
- земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 141 128,94 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения булыжной дороги, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 08.02.2017 г. оставляет 15 524 190 (пятнадцать миллионов пятьсот двадцать четыре тысячи сто девяносто) рублей;
- земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 2 172,53 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения очистных сооружений, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 08.02.2017 г. составляет 347 680 (триста сорок семь тысяч шестьсот восемьдесят) рублей;
- земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 12 222,23 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения участка шумомерной дороги, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 08.02.2017 г. составляет 1 601 082 (один миллион шестьсот одна тысяча восемьдесят два) рубля;
- земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 35 474,27 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения служебных дорог №№ 1,2,3, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 08.02.2017 г. составляет 4 327 828 (четыре миллиона триста двадцать семь тысяч восемьсот двадцать восемь) рублей;
- земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 16 589,06 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения участка испытания рулевого управления, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 08.02.2017 г. составляет 2 173 159 (два миллиона сто семьдесят три тысячи сто пятьдесят девять) рублей;
- земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 48 348,51 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения служебно-технического комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 08.02.2017 г. составляет 7 445 746 (семь миллионов четыреста сорок пять тысяч семьсот сорок шесть) рублей.
На основании части 1 статьи 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Согласно положений статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1), никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2), суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).
Оценив представленные административным истцом доказательства, суд приходит к выводу, что требования административного истца ПАО «ГАЗ» подлежат удовлетворению, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, № и № подлежит установлению в размере их рыночной стоимости в соответствии с заключением эксперта № от 22.08.2018.
Не могут повлечь отказ в удовлетворении заявленных требований ПАО «ГАЗ» доводы Правительства Нижегородской области о том, что установленные Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 г. № 863 результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Земельным кодексом РФ, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316, и Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 г. № 39, поскольку основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объектов недвижимости, в данном случае - в отношении находящихся в собственности у ПАО «ГАЗ» земельных участков, их рыночной стоимости по правилам ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), при определении которой кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (ст.66 Земельного кодекса РФ).
Доводы Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о том, что учреждение определяет кадастровую стоимость лишь вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, не влияют на выводы суда, поскольку не касаются предмета спора по существу.
В соответствии со ст.24.20 Закона об оценочной деятельности сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Датой подачи заявления юридическим лицом считается дата обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
По материалам дела, ПАО «ГАЗ» обращалось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения рыночной стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области до обращения в суд, 27 декабря 2017 года.
С учетом разъяснений, данных в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Учитывая изложенное, в резолютивную часть решения подлежит включению дата подачи административным истцом заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, которая соответствует дате обращения административного истца - ПАО «ГАЗ» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения рыночной стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области, то есть 27 декабря 2017 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Публичного акционерного общества «ГАЗ» об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 141 128,94 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения булыжной дороги, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 15 524 190 (пятнадцать миллионов пятьсот двадцать четыре тысячи сто девяносто) рублей по состоянию на 08 февраля 2017 г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 2 172,53 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения очистных сооружений, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 347 680 (триста сорок семь тысяч шестьсот восемьдесят) рублей по состоянию на 08 февраля 2017 г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 12 222,23 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения участка шумомерной дороги, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1 601 082 (один миллион шестьсот одна тысяча восемьдесят два) рубля по состоянию на 08.02.2017 г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 35 474,27 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения служебных дорог №№ 1,2,3, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 4 327 828 (четыре миллиона триста двадцать семь тысяч восемьсот двадцать восемь) рублей по состоянию на 08 февраля 2017 г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 16 589,06 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения участка испытания рулевого управления, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 2 173 159 (два миллиона сто семьдесят три тысячи сто пятьдесят девять) рублей по состоянию на 08 февраля 2017 г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 48 348,51 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения служебно-технического комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 7 445 746 (семь миллионов четыреста сорок пять тысяч семьсот сорок шесть) рублей по состоянию на 08 февраля 2017 г.
Датой подачи заявления Публичного акционерного общества «ГАЗ» о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №№, №, №, №, № считать 27 декабря 2017 года.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Нижегородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья областного суда Н.В. Гущева
Мотивированное решение изготовлено 21 сентября 2018 года.