ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-384/2022 от 31.05.2022 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

УИД 24ОS0000-01-2022-000115-51

3а-384/2022

010а

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 мая 2022 г. г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Славкина М.М.

при ведении протокола помощником судьи Привалихиной О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122 «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов» утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск, являющиеся приложением к данному Решению.

Приложением № 1 к Правилам землепользования и застройки является Карта градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск, на которой установлены территориальные зоны городского округа город Красноярск.

Решение от 07.07.2015 № В-122 подписано Главой города Красноярска и в первоначальной редакции опубликовано 15.07.2015 в периодическом печатном издании «Городские новости» № 102 и в соответствии с пунктом 3 данного Решения вступило в силу со дня его официального опубликования – 15.07.2015.

ФИО1 обратился с административным иском к Красноярскому городскому Совету депутатов, Главе города Красноярска, Департаменту градостроительства администрации города Красноярска, администрации города Красноярска в котором просит суд (с учетом уточнений) признать недействующим с момента вступления в законную силу решения суда решения Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 №В-122 «О правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета депутатов», в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к двум территориальным зонам: «Зоны иных зеленых насаждений» (З-2) и «Зона территории объектов автомобильного транспорта (ИТ)» с момента вступления решения суда в законную силу.

Признать недействующим с момента вступления в законную силу решения суда решения Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 №В-122 «О правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета депутатов», в части отнесения земельного участка с кадастровым номером двум территориальным зонам: «Зоны иных зеленых насаждений» (З-2) и «Зона территории объектов автомобильного транспорта (ИТ)» с момента вступления решения суда в законную силу.

Требования мотивированы тем, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , по адресу: г. Красноярск, Советский район, СНТ «Алюминий», ул. Полевая, участок 623. На вышеуказанном участке расположен жилой дом, принадлежащий на праве собственности административному истцу. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 28.08.2017, жилой дом поставлен на кадастровый учет 07.08.2018 на основании решения Советского районного суда г. Красноярска от 29.05.2017. 28.08.2017 кадастровым инженером при подготовке межевого плана было установлено, что в настоящее время земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне «Зоны иных зеленых насаждений» (З-2) и «Зона территории объектов автомобильного транспорта (ИТ)», по мнению истца территориальное зонирование земельного участка не отвечает требованиям принадлежности указанного земельного участка только к одной территориальной зоне и нарушает права административного истца по использованию земельного участка.

Кроме того, административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , по адресу: г. Красноярск, Советский район, СНТ «Алюминий», ул. Полевая, участок 326. На вышеуказанном участке расположен жилой дом, принадлежащий на праве собственности административному истцу. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 21.11.2015, жилой дом поставлен на кадастровый учет 07.08.2018. Согласно сведениям ГИСОГД, что в настоящее время земельный участок с кадастровым номером в территориальной зоне «Зоны иных зеленых насаждений» (З-2) и «Зона территории объектов автомобильного транспорта (ИТ)», по мнению истца территориальное зонирование земельного участка не отвечает требованиям принадлежности указанного земельного участка только к одной территориальной зоне и нарушает права административного истца по использованию земельного участка.

Представитель административного истца ФИО2, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель Красноярского городского Совета депутатов ФИО3, действующая на основании доверенности в удовлетворении административного иска просила отказать, ссылаясь на то, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах компетенции представительного органа муниципального образования с соблюдением процедуры принятия и требований к их форме и содержанию, не противоречат нормативным правовым актам имеющим большую юридическую силу.

Представитель администрации г. Красноярска ФИО4, действующий на основании доверенности просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска ФИО5, действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Прокурор отдела прокуратуры Красноярского края Дмитриев И.Г. в своем заключении полагал требования административного искового заявления не подлежащими удовлетворению.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные в материалы доказательства, заключение прокурора суд полагает, что требования административного истца не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

На основании пункта 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), пункта 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Порядок подготовки и принятия генерального плана урегулирован положениями статей 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, порядок подготовки и утверждения правил землепользования и застройки - положениями статей 31 - 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит в том числе: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (часть 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

На картах генерального плана отображаются: автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (часть 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений (статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, Генеральный план и Правила землепользования и застройки были подготовлены в соответствии с вышеприведенными процедурами, регламентированными статьями 24-25 и 31-32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, приняты уполномоченным органом (пункт 2 статьи 27 Устава города Красноярска) в установленной форме (статья 56 Устава), подписаны Главой города Красноярска (пункт 6 статьи 57 Устава), официально опубликованы для всеобщего сведения (пункт 8 статьи 57 Устава) и вступили в законную силу со дня их официального опубликования (пункт 5 статьи 56 Устава). По данным основаниям указанные нормативные правовые акты не оспариваются.

Судом установлено, что ФИО6 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, общей площадью 1048 кв.м адрес (местоположение) объекта: г. Красноярск, Советский район, СНТ «Алюминий», ул. Полевая, участок № 623, что подтверждается решением Советского районного суда г. Красноярска от 29.05.2017, договором купли-продажи от 11.07.2018.

Согласно сведениям из Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД) Генеральным планом (приложение № 1 к Решению от 13.03.2015 № 7-107) земельный участок с кадастровым номером располагается в двух территориальных зонах: зоны иных зелёных насаждений (3-2), зоны территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ).

Кроме того, ФИО6 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером разрешенное использование: для ведения садоводства, общей площадью 630 кв.м адрес (местоположение) объекта: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, г. Красноярск, СНТ «Алюминий», участок № 326, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации, договором купли-продажи.

Согласно членской книжке ФИО6 является членом СНТ «Алюминий» и имеет садовый участок № 326.

На земельном участке с кадастровым номером 03.10.2014 зарегистрирован жилой дом, присвоен адрес (местоположение) г. Красноярск, СНТ «Алюминий», ул. Полевая, участок 326.

Согласно сведениям из Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД) Генеральным планом (приложение № 1 к Решению от 13.03.2015 № 7-107) земельный участок с кадастровым номером располагается в двух территориальных зонах: зоны иных зелёных насаждений (3-2), зоны территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ).

Понятие улично-дорожной сети дано в пункте 3.37 СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденных приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 года № 1034/пр (документ включен в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»), как системы объектов капитального строительства, включающей улицы и дороги различных категорий и входящих в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемых с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.

Как указано в п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии определены как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.

Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод об отнесении улично-дорожной сети городского округа к объектам местного значения (территории общего пользования, обозначенной красными линиями).

Таким образом, размещение объекта транспортной инфраструктуры относится к дискреции органов местного самоуправления городского округа, а установление в генеральном плане функциональной зоны в целях отображения объектов местного значения - улично-дорожной сети, в том числе планируемой, отображение ее границ на картах генерального плана.

При этом, правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений (статья 85 ЗК РФ).

Согласно пункту 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования, а в соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Градостроительный регламент территориальной зоны объектов автомобильного транспорта (ИТ) предусматривает нахождение в этой зоне территорий общего пользования (код 12.0). Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540, код 12.0 включает вид разрешенного использования, в том числе размещение объектов улично-дорожной сети: автомобильных дорог в границах населенных пунктов.

Таким образом, нахождение земельного участка согласно генеральному плану муниципального образования одновременно в двух функциональных зонах, если одна из данных зон фактически определяет границы территории общего пользования (улично-дорожной сети), не влечет возникновения неопределенности правового режима земельного участка, поскольку позволяет установить в отношении земельного участка одну территориальную зону и отобразить в ней территорию общего пользования, на которую действие градостроительного регламента установленной территориальной зоны распространяться не будет.

Такое градостроительное зонирование также не противоречит положениям части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации относительно соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.

Конституционный Суд Российской Федерации указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения от 6 ноября 2003 г. N 387-О, от 15 июля 2010 г. N 931-О-О и от 25 февраля 2016 г. N 242-О).

На основании изложенного, суд полагает, что согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются в том числе путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (часть 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 49, глава VII.1 ЗК РФ, статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также обеспечиваются возможностью эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами примыкают к существующим магистральным улицам общегородского значения регулируемого движения (ул. Ястынская и пр-кт. Металлургов), которые и обозначены в Правилах зоной ИТ. Ширина этой зоны соответствует ширине функциональной зоны, установленной генеральным планом, а последняя определена с учётом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций.

Отображение территории общего пользования в документах территориального планирования и градостроительного зонирования не противоречит федеральному законодательству и не влечёт возникновения неопределённости правового режима земельных участков.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с требованиями законодательства и не нарушает права, свободы и законные интересы административных истцов, суд полагает в удовлетворении административного иска отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании недействующими с момента вступления в законную силу Правил землепользования и застройки городского округа города Красноярска, утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 №В-122 «О правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета депутатов», в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к двум территориальным зонам: «Зоны иных зеленых наслаждений» (З-2) и «Зона территорий объектов автомобильного транспорта» (ИТ) с момента вступления решения в законную силу, и в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к двум территориальным зонам: «Зоны иных зеленых наслаждений» (З-2) и «Зона территорий объектов автомобильного транспорта» (ИТ) с момента вступления решения в законную силу – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Председательствующий М.М. Славкин

Дата изготовления решения в окончательной форме: 14 июня 2022 г.