ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-388/2022 от 20.09.2022 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

дело № 3а-388/2022

(16OS0000-01-2022-000133-03)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Казань 20 сентября 2022 года

Верховный Суд Республики Татарстан в составе

председательствующего - судьи Ю.А. Старшой,

при секретаре - помощнике судьи Д.В. Залялтдиновой,

с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан А.А. Хабирова,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Совету Конского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан о признании не действующим Генерального плана Конского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного решением Совета Конского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 13 августа 2015 года № 15, с изменениями, внесенными решениями Совета Конского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 12 января 2016 года № 35, от 21 мая 2020 года № 148, в части включения в границы населенного пункта Конского сельского поселения участков, расположенных на землях лесного фонда,

УСТАНОВИЛ:

решением Конского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 13 августа 2015 года № 15 утвержден Генеральный план Конского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан.

Впоследствии в указанное решение были внесены изменения решением Совета Конского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 12 января 2016 года № 35, а также решением этого же органа местного самоуправления от 21 мая 2020 года № 148, которым Генеральный план изложен в новой редакции.

Данные решения и Генеральный план обнародованы на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://pestreci.tatarstan.ru, Генеральный план Конского сельского поселения размещен также в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП).

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании не действующим Генерального плана Конского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного решением Совета Конского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 13 августа 2015 года № 15, с изменениями, внесенными решениями Совета Конского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 12 января 2016 года № 35, от 21 мая 2020 года № 148, в части включения в границы населенного пункта деревни Кзыл-Яшьляр Конского сельского поселения участков, расположенных на землях лесного фонда: в квартале 73 в выделах 29-33, 40, в квартале 74 в выделах 24, 25, 32, 33, 36, 38-42; в квартале 176 в выделах 6, 32 Пестречинского участкового лесничества Лаишевского лесничества Республики Татарстан.

В обоснование своих требований административный истец ссылался на то, что оспариваемым нормативным правовым актом установлены границы деревни Кзыл-Яшьляр. Согласно данному Генеральному плану в эти границы включены перечисленные лесные участки.

Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов, следовательно, по мнению административного истца, названные лесные участки отнесены к категории земель населенного пункта. Однако такой перевод земель из категории земель лесного фонда в категорию земель населенного пункта осуществлен с нарушением установленного законом порядка, поскольку проект Генерального плана Конского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан не согласован с Федеральным агентством лесного хозяйства. Органы местного самоуправления Пестречинского муниципального района распоряжаются названными лесными участками по своему усмотрению без согласования с собственником этих земель - Российской Федерацией.

В судебном заседании представитель Совета Конского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, Совета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан С.М. Павлова административный иск не признала.

Федеральное агентство лесного хозяйства, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание представителей не направили. От представителей Федерального агентства лесного хозяйства, Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Сведений об уважительности причин неявки остальных лиц, участвующих в деле, не имеется. На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 названного Кодекса суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Выслушав представителя административного ответчика и заинтересованных лиц, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года, к вопросам местного значения сельского поселения было отнесено утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки сельского поселения.

Аналогичная по своему содержанию норма была закреплена в пункте 20 части 1 статьи 15 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан», которая действовала также до 1 января 2015 года.

Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в редакции, применяемой с 1 января 2015 года, установлено, что вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 данной статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 этой статьи, среди которых названо утверждение генеральных планов (пункт 20), на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Такие же по содержанию положения закреплены в части 5 статьи 15 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан».

Частью 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ органам местного самоуправления муниципального района предоставлено право заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Аналогичная норма закреплена в части 4 статьи 16 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ.

Градостроительный кодекс Российской Федерации в пункте 1 части 1 статьи 8 предусматривает в числе полномочий органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности подготовку и утверждение документов территориального планирования поселений.

Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).

Статьями 1, 2 Закона Республики Татарстан от 31 января 2005 года № 33-ЗРТ «Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования «Пестречинский муниципальный район» и муниципальных образований в его составе» муниципальные образования «Пестречинский муниципальный район» и «Конское сельское поселение» наделены статусом муниципального района и сельского поселения соответственно.

В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, статьи 21 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в муниципальном образовании «Конское сельское поселение Пестречинского муниципального района Республики Татарстан» в соответствии со статьей 6 его Устава, утвержденного решением Представительного органа муниципального образования «Конское сельское поселение Пестречинского муниципального района Республики Татарстан» от 27 июня 2005 года № 35, является Совет поселения.

По делу установлено, что между муниципальным образованием «Пестречинский муниципальный район Республики Татарстан» и муниципальным образованием «Конское сельское поселение Пестречинского муниципального района Республики Татарстан» 1 июня 2015 года, 31 декабря 2015 года, 13 февраля 2017 года, 27 декабря 2019 года заключались соглашения о передаче муниципальному образованию «Конское сельское поседение Пестречинского муниципального района Республики Татарстан» части полномочий муниципального образования «Пестречинский муниципальный район Республики Татарстан» по решению отдельных вопросов местного значения, в том числе – утверждению генеральных планов поселения.

Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят административным ответчиком в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий.

Обращаясь к доводам административного истца о несоблюдении порядка принятия данного нормативного правового акта, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 3, пунктами 1, 2, 8.1 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы). На картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, отображаются границы поселения, границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, границы лесничеств.

Частью 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу частей 1, 7, 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

Срок согласования проекта генерального плана составлял три месяца со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования.

В случае непоступления в установленный срок главе поселения заключения на проект генерального плана от указанного в части 7 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченного федерального органа исполнительной власти данный проект считался согласованным с таким органом.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 21 июля 2016 года № 460 утвержден Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования (далее – Порядок).

Пунктом 1.4 Порядка предусмотрено, что орган, уполномоченный на подготовку проекта документа территориального планирования, размещает проект документа территориального планирования и материалы по его обоснованию в ФГИС ТП и направляет в федеральные органы исполнительной власти, указанные в пунктах 2.1 и 2.2 Порядка, уведомление об обеспечении доступа к такому проекту и материалам по его обоснованию в ФГИС ТП (далее - уведомление) в электронной форме и (или) посредством почтового отправления и размещает уведомление в ФГИС ТП в трехдневный срок со дня обеспечения такого доступа.

Срок согласования проекта документа территориального планирования исчисляется со дня поступления уведомления в федеральные органы исполнительной власти, указанные в пунктах 2.1 и 2.2 Порядка, и в соответствии со статьями 21 и 25 Кодекса не может превышать трех месяцев (пункт 1.5 - в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта).

Результаты согласования проекта документа территориального планирования оформляются в виде заключения (пункт 1.6).

Согласно пункту 1.7 Порядка указанные заключения на проект документа территориального планирования (далее - заключение) направляются почтовым отправлением и в электронной форме в орган, уполномоченный на подготовку документа территориального планирования, и размещаются в ФГИС ТП в трехдневный срок. Заключение может содержать положения о согласии с представленным проектом документа территориального планирования или несогласии с таким проектом с обоснованием принятых решений. В случае непоступления в орган, уполномоченный на подготовку проекта документа территориального планирования, заключения федеральных органов исполнительной власти, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 Порядка, в срок, указанный в пункте 1.5 Порядка, проект документа территориального планирования считается согласованным с согласующими органами, подготовка заключений на указанный проект не осуществляется.

Орган, уполномоченный на подготовку проекта документа территориального планирования, направляет уведомление в Министерство экономического развития Российской Федерации в случаях, указанных: в части 1 статьи 25 Кодекса для проекта генерального плана, проекта внесения изменений в генеральный план (пункт 2.1).

Без проведения соответствующих согласительных процедур проект документа территориального планирования не может представляться на утверждение и утверждаться.

При этом суд отмечает, что аналогичная процедура согласования с уполномоченными органами государственной власти включения в границы населенных пунктов участков лесного фонда была предусмотрена Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178, действовавшим в отношении документов градостроительного планирования муниципальных образований до 13 марта 2012 года.

Исходя из указанных выше нормативных положений, Министерство экономического развития Российской Федерации должно было осуществить подготовку сводного заключения на проект Генерального плана Конского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан на основании заключения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений.

В соответствии с пунктом 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, является Федеральное агентство лесного хозяйства.

Таким образом, спорные лесные участки, находящиеся в составе земель лесного фонда, могли быть включены в границы Конского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан при согласовании с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области лесных отношений, то есть с Федеральным агентством лесного хозяйства.

Административным ответчиком не представлены суду доказательства направления органами местного самоуправления Конского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан в Министерство экономического развития Российской Федерации проекта данного документа территориального планирования.

При таких обстоятельствах в отсутствие необходимой согласительной процедуры проект Генерального плана Конского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан представляться на утверждение Совету Конского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан и утверждаться им не мог.

По результатам выполненного федеральным государственным бюджетным учреждением «Рослесинфорг» картографического совмещения материалов лесоустройства с границей Конского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан установлено включение земель лесного фонда в границы деревни Кзыл-Яшьляр Конского сельского поселения. Это обстоятельство также подтверждается схемой расположения границ, имеющимися в деле выписками из государственного лесного реестра, информацией, содержащейся в картах-схемах и не отрицается административным ответчиком.

Не могут быть положены в основу отказа в удовлетворении административного иска доводы административного ответчика о согласовании проекта генерального плана исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан, поскольку согласование документов территориального планирования с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, законодательством не предусмотрено.

Не могут быть приняты во внимание и доводы представителя Совета Конского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан о том, что спорные лесные участки фактически были включены в границы Конского сельского поселения на основании документов, которые имели место до утверждения оспариваемого Генерального плана, так как проверке на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, подлежит решение Совета Конского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 13 августа 2015 года № 15 «Об утверждении Генерального плана Конского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан» с изменениями, внесенными решениями Совета Конского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 12 января 2016 года № 35, от 21 мая 2020 года № 148, а не действия и решения государственных органов и их должностных лиц.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся и на его основании были реализованы права граждан и организаций, суд полагает необходимым признать его недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план Конского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, утвержденный решением Совета Конского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 13 августа 2015 года № 15, с изменениями, внесенными решениями Совета Конского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 12 января 2016 года № 35, от 21 мая 2020 года № 148, в части включения в границы населенного пункта деревни Кзыл-Яшьляр Конского сельского поселения участков, расположенных на землях лесного фонда: в квартале 73 в выделах 29-33, 40, в квартале 74 в выделах 24, 25, 32, 33, 36, 38-42; в квартале 176 в выделах 6, 32 Пестречинского участкового лесничества Лаишевского лесничества Республики Татарстан.

Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://pestreci.tatarstan.ru.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Татарстан.

Судья Ю.А. Старшая

Справка: решение принято судом в окончательной форме 4 октября 2022 года.

Судья Ю.А. Старшая

Решение04.10.2022