УИД 27OS0000-01-2022-000011-94
Дело № 3а-38/2022
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 февраля 2022 года город Хабаровск
Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Е.А.Бузыновской,
при секретаре С.Е.Джиба,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Мерилен» к Правительству Хабаровского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости, о восстановлении срока,
у с т а н о в и л:
В административном исковом заявлении ООО «Мерилен» оспаривает утвержденную по состоянию на 01.01.2012 года кадастровую стоимость земельного участка, находящихся по адресу: <адрес>, кадастровый номер № Административный истец ссылается на то, что владел объектом недвижимости на праве собственности, оплачивал земельный налог, налоговая база которого определялась как кадастровая стоимость объекта налогообложения. Рыночная стоимость земельного участка существенно ниже кадастровой стоимости, что влияет на размер налоговых платежей. Административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости 3 180 347 рублей. В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности» кадастровая стоимость земельного участка, установленная в размере его рыночной стоимости, применяется с даты, по состоянию на которую она определена. Поэтому налогоплательщик вправе обратиться с заявлением о перерасчете уплаченного земельного налога, а значит, срок для оспаривания архивной кадастровой стоимости земельного участка может быть восстановлен.
Определением судьи от 13.01.2022 года к участию в деле привлечено заинтересованное лицо администрация г. Хабаровска.
В судебном заседании представитель административного истца Зубок поддержал заявленные требования, в обоснование которых сослалась на обстоятельства, аналогичные тем, что изложены в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Правительства Хабаровского края, - ФИО1, в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований. Сведения об оспариваемой кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в ЕГРН 04.01.2015 года. На сегодняшний день утвержденная на 01.01.2012 года кадастровая стоимость является архивной, так как уже дважды была проведена очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2016 года и на 01.01.2021 года, и сведения об этом внесены в ЕГРН. Считает, что административным истцом пропущен срок для оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости, утвержденной по состоянию на 01.01.2012 года, а доказательства того, что она является актуальной для административного истца, затрагивает его права и обязанности, не представлены. Также считает, что отчет об оценке не соответствует требованиям пунктов 15, 16 ФСО №1, пункту 5 ФСО №3, согласно которым объекты-аналоги должны подбираться так, что бы исключить необходимость применять большое количество корректировок. Оценщиком отобраны объекты-аналоги, имеющие существенные отличия по ценообразующим факторам с объектом оценки по площади, оценочным зонам, местоположению, по расположению относительно автомагистралей. Применение оценщиком корректировок не исключает его обязанности по подбору объектов-аналогов, сходных с объектом оценки по основным характеристикам, определяющим его стоимость. Определяя параметры сравнения, оценщик не учет такие критерии как: инфраструктура (наличие или близость инженерных сетей и условия подключения к ним, объекты социальной инфраструктуры), физические характеристики (конфигурация, рельеф и др.).
В судебном заседании представитель администрации г.Хабаровска, - ФИО2, просила отказать в удовлетворении административного иска.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Хабаровскому краю, уведомленный о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явился. Учитывая, что явка этого лица не признана обязательной, не препятствует рассмотрению и разрешению по существу административного дела, суд признал причину неявки неуважительной и, исходя из положений частей 8, 9 статьи 96, статьи 150, части 6 статьи 226, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ, провел судебное заседание в его отсутствие.
Заслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, суд установил, что 30.06.2009 года на кадастровый учет поставлен объект недвижимости – земельный участок, площадь 3 516 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под здание цена по производству полуфабрикатов мощностью до 3т/смену (литер А), адрес (местонахождение): <адрес>, кадастровый номер №. В Единый государственный реестр недвижимости 15.12.2009 года внесены сведения о регистрации права собственности ООО «Мерилен», которое прекращено 25.03.2021 года.
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата (части 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ).
В части 1 статьи 387, части 1 статьи 388, части 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ указано, что земельный налог вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Решением Хабаровской городской Думы от 23.11.2004 года № 571 утверждено Положение о местных налогах на территории городского округа "Город Хабаровск", которым на территории городского округа "Город Хабаровск" с 01.01.2005 года введен земельный налог и установлены его ставки.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 389, части 1, 2 статьи 390, абзацы первый и шестой части 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (части 1, 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ).
Постановлением Правительства Хабаровского края от 02.07.2014 года № 205-пр утверждены: результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Хабаровского края по состоянию на 01.01.2012 года; в частности земельного участка с кадастровым номером № – в размере 8 883 955,44 рублей. Кадастровая оценка проводилась в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон «Об оценочной деятельности»).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (статья 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, учитываются при определении налоговой базы (часть 1 статьи 389, часть 1 статьи 390, абзац первый части 1 и абзац четвертый части 1.1 статьи 391 Налогового кодекса РФ).
ООО «Мерилен», владея в период с 15.12.2009 года по 25.03.2021 года земельным участком на праве собственности, обязано было платить земельный налог, налоговая база которого определялась как кадастровая стоимость объекта налогообложения. Следовательно, общество имеет самостоятельный правовой интерес в установлении кадастровой стоимости этого имущества в размере, равном его рыночной стоимости. Поэтому, исходя из положений статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», административный истец вправе оспорить кадастровую стоимость, установленную в отношении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка.
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки (статья 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ).
В Единый государственный реестр недвижимости сведения об утвержденной по состоянию на 01.01.2012 года кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый номер №, внесены 04.01.2015 года, начало применения кадастровой стоимости - 01.01.2015 года.
Приказом министерства имущественных отношений Хабаровского края от 21.09.2018 года № 42 утверждены результаты определения кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2016 года, полученные по итогам проведения очередной государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Хабаровского края, в том числе земельного участка с кадастровым номером №. Сведения о вновь утвержденной кадастровой стоимости внесены в ЕГРН в декабре 2018 года, начала её применения - 01.01.2019 года.
Приказом министерства имущественных отношений Хабаровского края от 27.09.2021 № 47 утверждены по состоянию на 01.01.2021 года результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Хабаровского края и о признании утратившими силу отдельных приказов министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края и министерства имущественных отношений Хабаровского края". Приказ вступил в силу с 07.11.2021 года, кадастровая стоимость применяется с 01.01.2022 года.
Исходя из положений части 2 статьи 1, частей 4, 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", и разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда РФ в постановление от 30.06.2015 года № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей установленных законодательством.
С заявлением об оспаривании утвержденной по состоянию на 01.01.2012 года кадастровой стоимости земельного участка в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю ООО «Мерилен» обратилось 19.11.2021 года. Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю письмом от 22.11.2021 года № 09-исх/21/13038 уведомило заявителя об оставлении заявления без рассмотрения по причине нарушения установленного законом пятилетнего срока оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости. Административное исковое заявление подано в суд 29.12.2021 года. На день подачи заявления оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка была изменена и является архивной.
Обосновывая свои административные исковые требования и ходатайство о восстановлении срока для оспаривания архивной кадастровой стоимости, ООО «Мерилен» ссылается на то, что налогоплательщику земельного налога предоставлено право возвратить излишне уплаченную сумму налога, в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения.
В части 1.1 статьи 391 Налогового кодекса РФ указано, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Положения пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 года № 334-ФЗ), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 01.01.2019 года (часть 6 статьи 3 Федерального закона от 03.08.2018 года № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).
Перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (часть 2.1. статьи 52, части 1 и 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ).
Конституционный Суд РФ (определения от 21.06.2001 года № 173-О, от 03.07.2008 года № 630-О-П, от 21.12.2011 года № 1665-О-О, от 26.03.2019 года № 815-О и др.) указал, что закрепление в статье 78 Налогового кодекса РФ трехлетнего срока давности для возврата излишне уплаченного налога не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По смыслу положений Налогового кодекса РФ возврат налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога невозможен без установления факта переплаты по налогу, которая, по общему правилу, может быть определена путем уточнения налогоплательщиком налоговых обязательств.
Утвержденная по состоянию на 01.01.2012 года кадастровая стоимость земельного участка, кадастровый номер 27:23:0041422:25, применялась при определении земельного налога за 2015, 2016, 2017 и 2018 года. В случае принятия судебного решения после 01.01.2019 года об определении этой кадастровой стоимости в размере рыночной, ООО «Мерилен» приобретает право обратиться в налоговый орган с заявлением о перерасчете земельного налога, уплаченного за эти налоговые периоды, либо в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. Поэтому суд считает, что срок для оспаривания утвержденной по состоянию на 01.01.2012 года кадастровой стоимости земельного участка, ставшей архивной на день обращения общества с заявлением, подлежит восстановлению.
Основываясь на приведенных положениях норм материального права, данных Конституционным судом РФ разъяснениях, суд признает позицию административного ответчика Правительства Хабаровского края и заинтересованного лица администрации города Хабаровска о пропуске ООО «Мерилен» без уважительной причины срока для оспаривания кадастровой стоимости, ставшей архивной на день подачи административного иска в суд, неверной. Заявление административного истца о восстановлении срока для оспаривания архивной кадастровой стоимости подлежит удовлетворению, как основанное на положениях федерального законодательства.
Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (часть 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ).
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта недвижимости, независимо от вида определяемой стоимости, является отчет об оценке объекта, который представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, Федеральными стандартами оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (пункт 3 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО № 3), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года № 299).
Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки изложены в статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», определяющего правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.
Рыночная стоимость земельного участка, кадастровый номер №, определена по состоянию на 01.01.2012 года оценщиком ООО «Бизнес аудит оценка» ФИО3 (имеет высшее профессиональное образование по специальности «Антикризисное управление», квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости»; с 13.12.2007 года является членом саморегулируемой организация оценщиков Ассоциация «Русское общество оценщиков» (регистрационный № 001911), профессиональная деятельность оценщика и ООО «Бизнес аудит оценка» застрахованы), о чем 09.11.2021 года составлен отчет об оценке № 576/2021-1.
Изучив содержание отчета об оценке, суд считает, что он соответствует требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и ФСО № 3. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № определялась на ту же дату, на которую определена оспариваемая кадастровая стоимость этого объекта. Это соответствует требованиям статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»
Итоговая стоимость объекта оценки определяется путем расчета стоимости объекта оценки при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке. Подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Методом оценки является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке (пункты 6, 7 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки. Подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года № 297).
Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (статья 14 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (пункт 11 ФСО № 1).
В отчете должно быть описано обоснование выбора используемых подходов к оценке и методов в рамках каждого из применяемых подходов, приведена последовательность определения стоимости объекта оценки, а также приведены соответствующие расчеты (подпункт «и» пункта 8 ФСО № 3).
В отчете об оценке № 576/2021-1 от 09.11.2021 года указано, что для определения рыночной стоимости земельного участка оценщик использовал доходный подход, в рамках которого применил метод прямой капитализации доходов (земельной ренты), так как в открытом доступе имеется достаточное количество информации, позволяющей прогнозировать будущие доходы, которые объект оценки способен приносить, а также связанные с ним расходы. Отказ от использования затратного и сравнительного подходов, и иных методов в рамках доходного подхода в отчете подробно обоснован (страницы 57-60 отчета).
Доходный подход - совокупность методов оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки. Доходный подход рекомендуется применять, когда существует достоверная информация, позволяющая прогнозировать будущие доходы, которые объект оценки способен приносить, а также связанные с объектом оценки расходы. В рамках доходного подхода применяются различные методы, основанные на дисконтировании денежных потоков и капитализации дохода (пункты 15, 16, 17 ФСО №1). Метод прямой капитализации применяется для оценки объектов недвижимости, не требующих значительных капитальных вложений в их ремонт или реконструкцию, фактическое использование которых соответствует их наиболее эффективному использованию. Определение стоимости объектов недвижимости с использованием данного метода выполняется путем деления соответствующего рынку годового дохода от объекта на общую ставку капитализации, которая при этом определяется на основе анализа рыночных данных о соотношениях доходов и цен объектов недвижимости, аналогичных оцениваемому объекту (подпункт «в» пункта 23 ФСО 7).
Оценщик проанализировал рынок земельных участков, предназначенных под производственно-складскую застройку за период с 01.07.2011 года по 01.01.2012 года, и степень эффективности использования земельного участка, - предмета оценки. Им выявлено 6 случаев проведения торгов за право на заключение договоров аренды земельных участков, предназначенных под производственно-складскую застройку. Эти земельные участки были выбраны оценщиком в качестве аналогов при определении величины годового размера арендной платы за объект оценки в рамках доходного подхода.
Для определения величины годовой земельной ренты оценщик сопоставил объекты-аналоги по основным критериям: тип объекта – земельные участки (в качестве аналогов не рассматривались те участки, на которых на дату оценки имелись какие-либо постройки или объекты капитального строительства); условия продажи – период проведения торгов с 01.07.2011 по 01.01.2012; категория земель – земли населенных пунктов; вид разрешенного использования (с учетом градостроительной зоны расположения объекта оценки) – рассматривались только земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, и расположенные не в общественно-деловых и жилых зонах г. Хабаровска. По этим критериям оценщик стоимость аренды не корректировал, так как они сопоставимы у объектов-аналогов между собой и с объектом оценки.
Корректировка размера арендной платы объектов-аналогов произведена по критериям сравнения – «дата аренды (оценки/торгов)», «местоположение», «площадь», «расположение относительно автомагистралей».
На основании полученных результатов проведен анализ изменения цены 1 кв.м. продажи и скорректирована стоимость продажи в процентах. Предельная погрешность по набору скорректированных цен объектов-аналогов была определена распределением Стьюдента. Исходя из полученных результатов, к согласованию приняты объекты-аналоги №№ 2, 3, 4 и 5, а налоги № 1 и № 6 из последующего расчета были исключены.
Осуществив «взвешивание» полученных результатов, присвоив каждому объекту-аналоги весовой коэффициент в зависимости от степени сходства с объектом оценки, умножив скорректированную величину арендной платы каждого объекта-аналога на его удельный вес, и, разделив полученное значение на суммарное значение удельных весов аналогов, оценщик рассчитал рыночную величину годового размера арендной платы за оцениваемый земельный участок, и она составила 576 132 рубля.
Для расчета величины ренты оценщик доход от сдачи земельного участка в аренду уменьшил на размер земельного налога, расчет которого произвел из размера кадастровой стоимости объекта оценки по состоянию на 01.01.2012 года, что в денежном выражении составило 62 188 рублей.
Коэффициент капитализации определялся оценщиком с использованием данных справочника «Земельный рынок Хабаровского края в 2010-2011 гг». Для оцениваемого земельного участка он составил 0,1616.
Произведя расчет стоимости оцениваемого объекта методом прямой капитализации дохода (произведение чистого операционного дохода в год и коэффициента капитализации) оценщик определил итоговую рыночную стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2012 года в размере 3 108 347 рублей.
Содержание отчета об оценке № 576/2021-1 от 09.11.2021 года позволяет сделать вывод, что он подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта оценки. Оценщиком проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объектов оценки. Приведенные в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости. Документ содержит обоснованное профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объектов оценки, сформулированное на основе собранной информации и проведенных расчетов, с учетом допущений. В отчете изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объектов оценки, имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Отчет об оценке выполнен в соответствии с заданием на оценку. Содержание отчета изложено четко и ясно, не допускает неоднозначного толкования полученных результатов и не вводит в заблуждение.
Вопреки доводам административного ответчика различие объектов-аналогов между собой и с объектами оценки по оценочным зонам, площади, расположению относительно автомагистралей было устранено применением корректировок «на площадь», «на местоположение», что не противоречит требованиям пункта 14 ФСО № 1 и подпункта «д» пункта 22 ФСО № 7.
Доказательств недостоверности отчета об определении рыночной стоимости земельных участков административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено, нарушений при составлении отчета, которые могут существенно повлиять на размер рыночной стоимости объектов оценки, в ходе рассмотрения дела не установлено. Учитывая это, суд пришел к выводу, что рыночная стоимость объектов оценки определена в соответствии с требованиями Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Итоговая величина рыночной стоимости объектов оценки, указанная в отчете, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (статья 12 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Дав оценку установленным по делу обстоятельствам, суд признает, что требования административным истцом заявлены обоснованно, они подлежат удовлетворению.
Согласно статье 20.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и пункту 1.1 статьи 391 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 года № 334-ФЗ) кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений о ней в Единый государственный реестр недвижимости. Кадастровая стоимость объекта недвижимости, изменяемая вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости. Поэтому, установленная принятым после 01.01.2019 года решением суда кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 27:23:0041422:25 применяется для налоговых правоотношений по уплате земельного налога, начиная с 01.01.2015 года (даты начала применения кадастровой стоимости) и до 01.01.2019 года (даты начала действия кадастровой стоимости, утвержденной по результатом новой государственной кадастровой оценки).
Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Мерилен» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, о восстановлении срока, удовлетворить.
Восстановить обществу с ограниченной ответственностью «Мерилен» срок для оспаривания архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Установить утвержденную по состоянию на 01.01.2012 года кадастровую стоимость земельного участка, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под здание цеха по производству полуфабрикатов мощностью до 3т/смену (литер А), площадь 3 513 кв.м., адрес (местоположение): <адрес>, кадастровый номер №, в размере рыночной стоимости 3 180 347 рублей.
Установленная решением суда кадастровая стоимость применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01.01.2015 года и до 01.01.2019 года.
Дата обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости – 19 ноября 2021 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в суд апелляционной инстанции – судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Хабаровский краевой суд.
Решение в окончательной форме составлено 05 марта 2022 года.
Судья краевого суда