ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-38/2022 от 28.04.2022 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Дело № 3а-38/2022

67ОS0000-01-2022-000002-91

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 апреля 2022 года г. Смоленск

Смоленский областной суд в составе:

председательствующего, судьи Савушкиной О.С.,

с участием прокурора Серенковой Ю.В.,

при помощнике судьи Бурносовой Ю.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Центральная пригородная пассажирская компания» об оспаривании постановления Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 24 мая 2021 г. № 50 «Об установлении экономически обоснованного уровня тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении Смоленской области для АО «Центральная пригородная пассажирская компания»,

установил:

акционерное общество «Центральная пригородная пассажирская компания» (далее также - АО "ЦППК", Общество) осуществляет деятельность по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, в том числе на территории Смоленской области. Приказом ФСТ России от 14 декабря 2009 г. N 446-т АО "Центральная ППК" включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, и в отношении его деятельности в сфере услуг железнодорожных перевозок введено государственное регулирование.

Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике (далее также - Департамент, тарифный орган) 24 мая 2021 г. издано постановление № 50«Об установлении экономически обоснованного уровня тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении Смоленской области для АО «Центральная пригородная пассажирская компания» (далее также – Постановление № 50) (л.д. том ).

Постановление № 50 опубликовано в печатном издании «Смоленская газета» 2 июня 2021 года (л.д. том ).

Пунктом 1 указанного постановления установлен экономически обоснованный уровень тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в размере <данные изъяты> руб./пасс.-км.

Пунктом 2 Постановления № 50 определено, что тариф, установленный в пункте 1, применяется для целей расчета недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов, с 1 января 2021 года.

Согласно пункту 3 Постановления № 50 признано утратившим силу постановление Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 01.06.2020 № 28 «Об установлении экономически обоснованного уровня тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении Смоленской области для АО «Центральная пригородная пассажирская компания».

АО "Центральная ППК" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании Постановления № 50 не действующим с даты его принятия. Просило обязать Департамент в течение 10 дней с даты принятия решения суда принять новый нормативный правовой акт, заменяющий Постановление № 50.

Общество, ссылаясь на нарушение Методики расчета экономически обоснованного уровня затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного уровня тарифов за услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, утвержденной приказом Федеральной антимонопольной службы (далее также - ФАС России) от 5 декабря 2017 г. N 1649/17 (далее также - Методика N 1649/17), с учетом уточненных в судебном заседании 22 апреля 2022 г. административных исковых требований указало, что тарифным органом при определении экономически обоснованного уровня тарифа неправомерно отклонены затраты АО "ЦППК" на внесение лизинговых платежей для приобретения рельсовых автобусов; применен завышенный показатель пассажирооборота, не согласованный с Росжелдором и ФАС России; в составе тарифа не учтены недополученные доходы в связи с превышением планового значения пассажирооборота на 2017-2019 годы над фактическими показателями.

Протокольным определением от 4 марта 2022 года, вынесенным при рассмотрении дела в предварительном судебном заседании, для участия в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству, Росжелдор и ФАС России (л.д.58-61 том 3).

В письменных возражениях относительно административных исковых требований (л.д. том ) административный ответчик Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике административный иск не признал, ссылаясь на то, что порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта соблюден.

По доводу требований о неправомерном отклонении затрат на внесение лизинговых платежей указал, что на основании пункта 38 таблицы 3.4 раздела 3 «Распределение расходов субъекта регулирования от пассажирских перевозок в пригородном сообщении по субъектам Российской Федерации» приложения № 3 к Порядку ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденному Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23.10.2018 № 373, расходы на лизинговые платежи за рельсовые автобусы, работающие в пассажирских перевозках в пригородном сообщении, подлежат прямому отнесению на субъект Российской Федерации, предусматривающий затраты на лизинг в договорах на транспортное обслуживание населения, тогда как договором на транспортное обслуживание населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Смоленской области в 2021 году от 27.11.2020 затраты на лизинг не предусмотрены; кроме того, по мнению Департамента, в рассматриваемой ситуации лизинговые платежи не относятся к капитальным вложениям и не являются инвестициями, в силу чего не подпадают под требования пункта 17 Методики № 1649/17 о необходимости согласования инвестиционной программы. Здесь же Департамент отмечает, что позиция Минтранса России в приказе от 06.06.2021, вступившем в силу 21.11.2021, Минфина России в письме от 15.10.2021 № 19-02-05/2/83623 и ФАС России относительно полного отклонения затрат на лизинг и на то, что согласование данных затрат не может происходить в рамках инвестиционной программы, была обнародована после принятия Департаментом оспариваемого постановления. Департамент отмечает, что в расчете экономически обоснованного уровня тарифа затраты на осуществление данных перевозок учтены в составе услуг сторонних организаций, приобретаемых у ОАО «РЖД», а не исключены абсолютно.

По доводу о применении завышенного показателя пассажирооборота административный ответчик указал, что спорный показатель пассажирооборота ( млн. пасс/км) принят на основании официальных данных органа исполнительной власти Смоленской области, ответственного за организацию транспортного обслуживания населения услугами железнодорожного транспорта – Департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству, как предусмотрено абзацем 2 пункта 49.1.4 Методики № 1649/17. Порядок согласования величины пассажирооборота действующим законодательством не определен, однако АО «ЦППК» до принятия оспариваемого решения не воспользовалось правом обратиться в Росжелдор за рассмотрением разногласий между Обществом и Департаментом Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству по объемным показателям перевозок в пригородном сообщении. Между тем, таким правом АО «ЦППК» воспользовалось после направления в тарифный орган материалов для установления экономически обоснованного уровня тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении Смоленской области на 2022 год. В ФАС России АО «ЦППК» до принятия оспариваемого решения также не обращалось по поводу возникшего спора по размеру пассажирооборота в порядке пункта 2 Порядка разрешения при принятии решений по вопросам установления (изменения) тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и субъектами естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, утвержденного приказом ФАС России от 21.06.2016 N 796/16.

По доводу, что в составе тарифа не учтены недополученные доходы в связи с превышением планового значения пассажирооборота на 2017-2019 годы над фактическими показателями, Департамент ссылается на то, что вопреки доводам административного истца о том, как выглядит расчет недополученных расходов, пункт 49.1.4 Методики № 1649/17 порядок расчета недополученных доходов в связи с превышением планового значения пассажирооборота над фактическими показателями не устанавливает. Приведенная административным истцом формула расчета никакими правовыми актами не установлена. Здесь же Департамент обращает внимание суда на аналогичную судебную практику по данному вопросу.

В письменных возражениях относительно административных исковых требований (л.д. том ) заинтересованное лицо Департамент Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству указал, что расчет экономически обоснованного тарифа на перевозки пассажиров регулирующим органом произведен правильно, поскольку затраты на лизинг договором от 27.11.2020 на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Смоленской области в 2021 году (далее также - договор на перевозку пассажиров) не предусмотрены. Протоколом урегулирования разногласий к указанному договору от 24.09.2021 включен пункт 3.1.3, предусматривающий, что заказчик обязуется согласовать перевозчику обновление железнодорожного подвижного состава в связи с заменой подвижного состава с истекшим сроком службы, арендованного у ОАО «РЖД», и курсирующего по территории Смоленской области, на новый подвижной состав, приобретенный перевозчиком в финансовую аренду (лизинг), согласно приложению № 1.

В соответствии с Методикой № 1649/17 при расчете экономически обоснованного уровня тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществляемые АО «ЦППК», на 2021 год был принят показатель пассажирооборота млн. пасс-км. Данная информация направлена официальным письмом в адрес регулирующего органа от 26.02.2021. Указанный показатель пассажирооборота был определен исходя из пассажирооборота, принятого в расчете экономически обоснованного уровня тарифа на 2020 год, в размере млн. пасс-км и прогнозной динамики вагоно-километровой работы в 2021 году 1,0с учетом снижения пассажирооборота в связи с эпидемиологической обстановкой по распространению новой коронавирусной инфекции на 10%. По мнению Департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству, у АО «ЦППК» было право, предусмотренное приказом ФАС России от 21.06.2016 № 796/16, обратиться за разрешением споров, в том числе спора по определению планового пассажирооборота, в федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий. Вместе с тем, в адрес органов исполнительной власти Смоленской области не поступало каких-либо результатов рассмотрения соответствующих споров.

Кроме того, заинтересованное лицо ссылается на то, что Департамент Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству, реализуя социальную функцию государства по организации перевозок пассажиров, выполнил обязательства перед АО «ЦППК» в рамках договорных отношений. Предусмотренные областным законом от 18.12.2020 № 165-з «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (подпункт 3.1 пункта 3 приложения 22) средства субсидии в рамках реализации областной государственной программы «Развитие дорожно-транспортного комплекса Смоленской области» юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров в пригородном сообщении железнодорожным транспортом в результате государственного регулирования тарифов в данном сообщении перечислены АО «ЦППК» в полном объеме в сумме млн. рублей.

Заинтересованное лицо Росжелдор в письменных пояснениях на административное исковое заявление (л.д. том ) ссылается на пункт 49.1.2 Методики № 1649/17, согласно которому при возникновении разногласий по объемным показателям перевозок для расчета экономически обоснованных затрат и уровня тарифов, необходимые показатели принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за организацию транспортного обслуживания населения услугами железнодорожного транспорта при согласовании с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта и с федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий. Со ссылкой на постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 397 «Об утверждении Положения о федеральном агентстве железнодорожного транспорта» указывает, что в полномочия Росжелдора не входит определение государственной политики в области железнодорожного транспорта. Также указывает на то, что вопрос определения экономически обоснованного уровня затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного уровня тарифов за услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, должен рассматриваться в Министерстве транспорта Российской Федерации на основании предложений от органов исполнительной власти Смоленской области в части согласования объемных показателей перевозок.

Заинтересованное лицо ФАС России позицию относительно заявленных требований не выразило, сообщив суду, что принятие по делу судебного акта не повлияет на права и обязанности службы по отношению к сторонам.

В судебном заседании представители административного истца Зиновьева М.С., Дарькин С.Б. поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить.

Представители административного ответчика – Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике Денисиевский К.А. и Горбачева А.И. административные исковые требования не признали, поддержали письменные возражения на административный иск.

Представитель заинтересованного лица Департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству Флиманков Ю.Л. поддержал письменные возражения на иск.

Представители заинтересованных лиц Росжелдора и ФАС России в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ФАС России просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Заслушав объяснения представителей сторон, заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, принимая во внимание заключение прокурора, указавшего на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований, суд приходит к следующему.

Деятельность субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок подлежит ценовому регулированию посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня (пункт 1 статьи 4, статья 6 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ), пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ).

Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов посредством установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (пункт 3 статьи 5 Закона N 147-ФЗ, пункты 3 и 6 Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. N 643 (далее - Положение N 643), пункты 1, 3, 4 и 6 Положения об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. N 950).

Тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Законом N 147-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Экономически обоснованный уровень тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, а также тарифы, сборы и плата за данные перевозки, оплачиваемые пассажирами при осуществлении поездок в пригородном сообщении, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункты 1, 2.1 статьи 8 Закона N 17-ФЗ).

Приказом Федеральной антимонопольной службы от 5 декабря 2017 г. N 1649/17 утверждена Методика расчета экономически обоснованного уровня затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного уровня тарифов за услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, которая предназначена для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и организациями, осуществляющими деятельность в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении и являющихся субъектами естественных монополий.

В соответствии с пунктом 3.1.41 Положения о Департаменте Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 09.07.2012 N 432, к полномочиям Департамента отнесено утверждение тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.

Пунктом 7 статьи 1 Закона Смоленской области от 07.05.2002 N 48-з "О порядке опубликования, вступления в силу и действии областных нормативных правовых актов" предусмотрено, что датой официального опубликования областного нормативного правового акта считается дата первой публикации его полного текста в газетах "Смоленская газета", "Рабочий путь", "Смоленские новости", в информационном бюллетене "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области", в "Вестнике Смоленской областной Думы" или дата его первого размещения (опубликования) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к его форме и порядку опубликования. По этим основаниям нормативный правовой акт не оспаривается.

Порядок, утвержденный приказом ФСТ от 19 августа 2011 года N 506-Т (далее - Порядок N 506-Т), предусматривает, что рассмотрение вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов) на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении осуществляется на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов, либо по инициативе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 30); в случае если инициатором рассмотрения вопроса по установлению (изменению) цен (тарифов) является субъект естественной монополии, к предложению об установлении (изменении) цен (тарифов) прилагаются документы согласно Перечню, приведенному в приложении N 3 к названному приказу (пункт 31); орган регулирования субъекта Российской Федерации в течение 14 рабочих дней с момента поступления предложения субъекта естественной монополии анализирует указанное предложение на предмет соответствия представленных документов Перечню, приведенному в приложении N 3 к данному приказу; в случае если документы для рассмотрения вопроса об установлении (изменении) цен (тарифов) на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении представлены субъектом естественной монополии в соответствии с Перечнем, приведенным в приложении N 3 к настоящему приказу, предложение субъекта естественной монополии принимается к рассмотрению, о чем орган регулирования субъекта Российской Федерации письменно уведомляет субъекта естественной монополии в срок не позднее 5 рабочих дней с момента принятия такого решения; в случае если перечень документов, представленных субъектом естественной монополии для рассмотрения вопроса по установлению (изменению) цен (тарифов) на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении, не соответствует Перечню, приведенному в приложении N 3 к настоящему приказу, орган регулирования субъекта Российской Федерации в срок не позднее 5 рабочих дней направляет субъекту естественной монополии запрос о предоставлении недостающих документов (пункт 32); срок принятия решения об установлении (изменении) цен (тарифов) не должен превышать 60 календарных дней с момента направления инициатору рассмотрения вопроса по установлению (изменению) цен (тарифов) и субъекту естественной монополии письменного уведомления о начале процедуры рассмотрения предложения (пункт 39); в случае необходимости срок рассмотрения предложения может быть продлен на 30 рабочих дней, но при этом срок рассмотрения вопроса по установлению (изменению) цен (тарифов) не должен превышать шести месяцев со дня регистрации поступившего предложения (пункт 40); по результатам рассмотрения предложения и документов орган регулирования субъекта Российской Федерации принимает решение об установлении (изменении) цен (тарифов) (пункт 42).

Тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, определяются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте (пункт 1 статьи 8 Закона N 17-ФЗ). Основным методом государственного регулирования указанных тарифов является метод экономически обоснованных затрат (пункт 13 Положения N 643).

Согласно пункту 14(2) Положения N 643 органы регулирования субъектов Российской Федерации при определении экономически обоснованного уровня тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении определяют прогнозный объем оказываемых услуг в соответствии с договором на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, а также комплексным планом транспортного обслуживания населения субъекта Российской Федерации на средне- и долгосрочную перспективу в части пригородных пассажирских перевозок, утвержденным в установленном порядке.

Расчет экономически обоснованных расходов (затрат) перевозчика выполняется на основе объемных показателей работ перевозчика за отчетный год, ожидаемых в текущем году в соответствии с договором на организацию транспортного обслуживания населения, заключаемым уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с перевозчиком в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2014 г. N 857-р "Об утверждении Концепции развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом" (далее - Контракт), и прогноза на период регулирования с учетом данных о маршрутах перевозок по соответствующему субъекту Российской Федерации за предшествующий год (пункт 36 Методики N 1649/17).

В соответствии с пунктом 49.1.1 Методики N 1649/17 определение и установление объемов транспортной работы и перевозок осуществляется уполномоченным органом (уполномоченными органами) субъекта Российской Федерации в соответствии с Контрактом.

Объемные и качественные показатели пассажирских перевозок, предусмотренные Контрактом, должны также соответствовать комплексному плану транспортного обслуживания населения.

Существенными параметрами при прогнозировании объемных и качественных показателей пассажирских перевозок являются: "отправленные пассажиры", "перевезенные пассажиры", "пассажирооборот", "населенность вагона", "вагоно-километры", "составность поездов", "рабочий парк вагонов".

Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере транспорта при формировании условий Контракта определяется прогноз количества перевезенных пассажиров и маршруты следования поездов, с учетом которых прогнозируется пассажирооборот. Определение прогноза вагоно-километров осуществляется с учетом пассажирооборота и прогнозируемой нормативной населенности вагонов. С учетом сложившейся за отчетный период фактической населенности вагонов могут быть установлены предельные отклонения нормативной населенности вагонов на прогнозируемый период. Допускается увеличение нормативной населенности вагонов с учетом недопущения ухудшения качества проезда пассажиров (недопустимости существенного роста населенности). Снижение нормативной населенности вагонов допускается с учетом обоснованности объемов транспортного заказа (количества поездов и их составности).

При прогнозировании объемов транспортной работы в текущем и очередном годах органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за организацию транспортного обслуживания населения услугами железнодорожного транспорта, принимается во внимание фактическая (за три года, предшествующих текущему) и прогнозируемая динамика количества перевезенных пассажиров в разрезе субъектов Российской Федерации.

При наличии отклонения динамики количества перевезенных пассажиров от динамики пассажирооборота, предусмотренной Контрактом, до пересмотра Контракта органом регулирования принимается расчетный показатель пассажирооборота с учетом динамики количества перевезенных пассажиров, согласованный с органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области транспорта.

Как следует из пункта 49.1.2 Методики N 1649/17, при возникновении разногласий по объемным показателям перевозок для расчета экономически обоснованных затрат и уровня тарифов, необходимые показатели принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за организацию транспортного обслуживания населения услугами железнодорожного транспорта при согласовании с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта и с федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий.

Постановлением Администрации Смоленской области от 22 января 2016 г. N 10 "О переименовании Департамента Смоленской области по промышленности, транспорту и дорожному хозяйству в Департамент Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству и об утверждении Положения о Департаменте Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству" утверждено Положение о Департаменте Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству, согласно пункту 1.1. которого Департамент является органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим на территории Смоленской области исполнительно-распорядительные функции в сфере дорожного хозяйства и транспорта.

На дату принятия оспариваемого нормативного правового акта действовал Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденный Приказом Минтранса России от 23.10.2018 N 373 во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2008 г. N 707 "О порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий".

Указанный Порядок ведения раздельного учета не содержит положений, определяющих порядок расчета планового пассажирооборота, учитываемого при расчете экономически обоснованных тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.

На основании пункта 38 таблицы 3.4 раздела 3 «Распределение расходов субъекта регулирования от пассажирских перевозок в пригородном сообщении по субъектам Российской Федерации» Приложения № 3 к приведенному выше Порядку ведения раздельного учета расходы на лизинговые платежи за рельсовые автобусы, работающие в пассажирских перевозках в пригородном сообщении, подлежат прямому отнесению на субъект Российской Федерации, предусматривающий затраты на лизинг в договорах на транспортное обслуживание населения.

Из материалов дела следует, что договором на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Смоленской области в 2021 году от 27 ноября 2020 г., заключенным между Департаментом Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству и АО «Центральная ППК» (далее – Договор ), затраты на лизинг не предусмотрены, величину пассажирооборота стороны не согласовали (л.д. том ).

Протокол урегулирования разногласий к данному договору, включающий пункт 3.1.3 о согласовании перевозчику обновления железнодорожного подвижного состава в связи с заменой подвижного состава с истекшим сроком службы, арендованного у ОАО «РЖД», и курсирующего по территории Смоленской области, на новый подвижной состав, приобретенный перевозчиком в финансовую аренду (лизинг), подписан сторонами договора 24 сентября 2021 г., то есть после установления экономически обоснованного тарифа (л.д. том ). Предложенный АО «ЦППК» плановый показатель пассажирооборота на 2021 год при подписании указанного протокола урегулирования разногласий не согласован.

Также при рассмотрении дела установлено, что согласованная с субъектом Российской Федерации инвестиционная программа перевозчика с указанием источника ее финансирования не заключена, что не оспаривается сторонами.

Из заключения Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике по проверке представленных АО «ЦППК» материалов по расчету экономически обоснованного уровня тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении от 30.04.2021 следует, что орган регулирования при определении объема пассажирооборота руководствовался официальными данными Департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству о размере пассажирооборота как млн. пасс-км, принятого в расчете экономически обоснованного уровня тарифа на 2020 год и прогнозной динамики вагоно-километровой работы в 2021 году 1,0 с учетом снижения пассажирооборота в связи с эпидемиологической обстановкой по распространению новой коронавирусной инфекции на 10%. Заявленная АО «ЦППК» сумма затрат на лизинг рельсовых автобусов не включена в расчет тарифа на 2021 год (л.д. том , л.д. том ).

Вместе с тем из пояснений представителя административного ответчика Горбачевой А.И., подтвержденными приведенным заключением от 30.04.2021, следует, что арендованный подвижной состав задействован на одном маршруте протяженностью км на территории Смоленской области и при расчете тарифа на 2021 год Департаментом не исключены в полном объеме затраты на осуществление данных перевозок, конкретно под этот маршрут затраты учтены в составе арендных платежей в сторону увеличения относительно заявленных административным истцом (л.д. том , л.д. том ).

Согласно пункту 2.1 статьи 8 Закона N 17-ФЗ экономически обоснованный уровень тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, а также тарифы, сборы и плата за данные перевозки, оплачиваемые пассажирами при осуществлении поездок в пригородном сообщении, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

В случае возникновения споров при принятии решений по вопросам установления (изменения) тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и субъектами естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, в том числе по вопросу расчета экономически обоснованного уровня затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного уровня таких тарифов, сборов и платы, указанные решения принимаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с учетом результатов рассмотрения соответствующих споров федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий.

Порядок разрешения споров по вопросам установления (изменения) тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и субъектами естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, а также методики расчета экономически обоснованного уровня затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного уровня таких тарифов, сборов и платы за услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, и расчета ставок платы за услуги по аренде железнодорожного подвижного состава, управлению им, его эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, оказываемые организациям в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, определяются федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий.

Приказом ФАС России от 21 июня 2016 г. N 796/16 утвержден Порядок разрешения споров при принятии решений по вопросам установления (изменения) тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и субъектами естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении" (далее - Порядок).

Настоящий Порядок устанавливает правила разрешения споров при принятии решений по вопросам установления (изменения) тарифов, сборов и платы (далее - споры) в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и субъектами естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (пункт 1 Порядка).

Основанием для разрешения спора является заявление, поданное субъектом естественной монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в ФАС России до принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов решений по вопросам установления (применения) тарифов, сборов, платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (пункт 2 Порядка).

Судом установлено, что административный истец, являясь субъектом естественной монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, в ФАС России до принятия оспариваемого постановления по вопросу разрешения спора, возникшего по размеру пассажирооборота, не обращался.

С учетом приведенных положений нормативно-правовых актов, анализа Договора , установленных судом обстоятельств, а также того, что заявленные к тарифному регулированию расходы должны быть экономически обоснованными, отсутствует экономическое обоснование необходимости заключения договора лизинга, суд приходит к выводу о том, что величина пассажирооборота, подлежащая учету при установлении тарифа АО "ЦППК" на 2021 год, административным ответчиком определена правильно, также у административного ответчика не имелось оснований для включения затрат АО "ЦППК" на внесение лизинговых платежей для приобретения рельсовых автобусов в состав экономически обоснованных затрат субъекта регулирования, нарушений требований норм законодательства, регулирующих определение и порядок расчета экономически обоснованных затрат, в этой части не допущено.

Проверяя доводы административного истца о необоснованном отказе при принятии оспариваемого постановления учитывать в составе тарифа недополученные доходы в связи с превышением планового значения пассажирооборота на 2017-2019 годы над фактическими показателями, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 5 Методики N 1649/17 определение экономически обоснованного уровня тарифов в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации осуществляется органами регулирования не чаще 1 (одного) раза в календарный год.

Пунктом 36 Методики N 1649/17 закреплено, что расчет экономически обоснованных расходов (затрат) перевозчика выполняется на основе бухгалтерской, статистической, налоговой отчетности перевозчика за отчетный год, информации о затратах перевозчика в целом по организации и по виду деятельности "пассажирские перевозки в пригородном сообщении" по статьям и элементам расходов (в том числе по субъекту Российской Федерации) за отчетный год и текущий год (полугодие), данных о величине общепроизводственных и общехозяйственных затрат, в том числе относимых на вид деятельности "пассажирские перевозки в пригородном сообщении" за отчетный год и текущий год (полугодие).

В соответствии с пунктом 49.1.4 Методики N 1649/17 пассажирооборот в разрезе субъектов Российской Федерации определяется с учетом Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, то есть с распределением пассажиро-километровой работы по субъекту следования (с учетом субъекта отправления, субъекта следования и субъекта прибытия и протяженности соответствующих участков с указанием их принадлежности к субъекту Российской Федерации).

Орган регулирования при определении объемных и качественных показателей пассажирских перевозок, влияющих на величину экономически обоснованных затрат и используемых в расчетах, руководствуется Контрактом или официальными данными органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере транспорта. В случае отклонения планового значения пассажирооборота на период регулирования и фактически сложившегося пассажирооборота по отчетным данным этого периода, орган регулирования учитывает данные изменения при рассмотрении размера экономически обоснованного тарифа в последующие периоды.

Данная норма содержит в себе указание на то, что орган регулирования учитывает недополученные доходы при рассмотрении размера экономически обоснованного тарифа в последующие периоды без указания конкретного срока.

С учетом анализа данных законоположений и установленного по делу обстоятельства того, что АО "Центральная ППК" не представлено доказательств, с достоверностью подтверждающих недополученные доходы в связи с превышением планового значения пассажирооборота на 2017 - 2019 года над фактическими показателями в размерах, заявленных ко включению в необходимую валовую выручку в размере тыс. рублей, тыс. рублей и тыс. рублей соответственно, что сторонами в ходе рассмотрения дела по существу не оспаривалось, суд приходит к выводу, что

тарифный орган обоснованно не включил недополученные доходы за указанный период в необходимую валовую выручку и не учел их при расчете тарифа на 2021 год.

Одновременно суд принимает во внимание, что Департамент Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству перечислил АО «ЦППК» предусмотренные областным законом от 18.12.2020 № 165-з «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (подпункт 3.1 пункта 3 приложения 22) средства субсидии в рамках реализации областной государственной программы «Развитие дорожно-транспортного комплекса Смоленской области» юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров в пригородном сообщении железнодорожным транспортом в результате государственного регулирования тарифов в данном сообщении в сумме млн. рублей(л.д. том ). Данные обязательства выполнены в рамках договорных отношений.

Ссылки представителя административного истца на протокол совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2021 года об обеспечении обязательств субъектов Российской Федерации в части пригородного пассажирского сообщения(л.д. том ), проект обращения Минтранса России от 24 сентября 2021 года по правовому и организационно-экономическому обоснованию отнесения финансовой аренды (лизинга) пригородного железнодорожного состава к финансовой или инвестиционной деятельности организаций(л.д. том ), позиции Минфина России от 15 октября 2021 года о лизинговых платежах (л.д. том ), суд признает несостоятельными, поскольку, как следует из их содержания, несмотря на то, что лизинг по правилам бухгалтерского учета не относится к инвестициям, по сути лизинг является способом обновления подвижного состава и по аналогии с капитальными вложениями целесообразно предусмотреть его согласование в рамках инвестиционной программы, АО «ЦППК» также согласован пассажирооборот на 2022 год.

С учетом изложенного административный иск не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 179-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований акционерного общества «Центральная пригородная пассажирская компания» об оспаривании постановления Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 24 мая 2021 г. № 50 «Об установлении экономически обоснованного уровня тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении Смоленской области для АО «Центральная пригородная пассажирская компания» отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Смоленский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.С. Савушкина

Решение в окончательной форме принято 6 мая 2022 г.