ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-390/18 от 30.05.2018 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

дело № 3а-390/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Казань 30 мая 2018 года

Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,

при секретаре Л.Р. Галиуллиной

с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан К.В. Карпова,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фании Хасановны Исхаковой, Ираклия Ираклиевича Саввиди, Надежды Петровны Тюленевой, Владислава Линаровича Измайлова, Дмитрия Аркадьевича Пудовика, Елены Евгеньевны Каюмовой, Дениса Шамилевича Давыдова, Олега Германовича Ушакова, Анатолия Павловича Халезова, Искандера Равгатовича Гатауллина, Елены Эдуардовны Мухтаровой, объединенного некоммерческого садово – дачного товарищества «Матюшино» к Совету Матюшинского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о признании недействующим Генерального плана Матюшинского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного решением Совета Матюшинского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 11 декабря 2012 года № 103, в редакции решений Совета Матюшинского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 10 декабря 2013 года № 143, от 6 апреля 2015 года № 198, от 14 апреля 2016 года № 41, признании недействительными результатов кадастровых (землеустроительных работ), возложении обязанности исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об описании местоположения границ населенного пункта,

УСТАНОВИЛ:

решением Матюшинского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 11 декабря 2012 года № 103 утвержден Генеральный план Матюшинского сельского поселения Лаишевского муниципального района.

Данное решение опубликовано вместе с Генеральным планом 18 декабря 2012 года на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://laishevo.tatarstan.ru, Генеральный план Матюшинского сельского поселения Лаишевского муниципального района размещен также в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП).

В последующем с соблюдением процедуры принятия и опубликования решениями Совета Матюшинского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 10 декабря 2013 года № 143, от 6 апреля 2015 года № 198, от 14 апреля 2016 года № 41 в Генеральный план вносились соответствующие изменения.

Ф.Х. Исхакова, И.И. Саввиди, Н.П. Тюленева, В.Л. Измайлов, Д.А. Пудовик, Е.Е. Каюмова, Д.Ш. Давыдов, О.Г. Ушаков, А.П. Халезов, И.Р. Гатауллин, Е.Э. Мухтарова, объединенное некоммерческое садово – дачное товарищество «Матюшино» обратились в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим Генерального плана Матюшинского сельского поселения Лаишевского муниципального района, утвержденного решением Совета Матюшинского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 11 декабря 2012 года № 103, в редакции решений Совета Матюшинского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 10 декабря 2013 года № 143, от 6 апреля 2015 года № 198, от 14 апреля 2016 года № 41, в связи с не включением в границы населенного пункта – деревня Матюшино земельных участков, в том числе с кадастровыми номерами ...., принадлежащих административным истцам на праве собственности.

В обоснование своих требований административные истцы ссылаются на то, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует нормам земельного, градостроительного законодательства, принят с нарушением процедуры, предусмотренной статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Оспариваемые нормы нарушают права и законные интересы административных истцов, так как налагают ограничения при использовании принадлежащих им земельных участков.

В судебном заседании представитель И.И. Савиди – П.В. Груздев, представитель Ф.Х. Исхаковой, Н.П. Тюленевой, В.Л. Измайлова, И.Р. Гатауллин, объединенного некоммерческое садово – дачное товарищество «Матюшино» адвокат А.И. Зайнуллина, председатель объединенного некоммерческое садово – дачное товарищество «Матюшино» Н.С. Камышева административное исковое заявление поддержали.

Представитель Совета Матюшинского сельского поселения Лаишевского муниципального района, Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан М.С. Кузнецов административный иск не признал.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан В.А. Липанин с административным иском не согласился.

Д.А. Пудовик, Е.Е. Каюмова, Д.Ш. Давыдов, О.Г. Ушаков, А.П. Халезов, Е.Э. Мухтарова от административного искового заявления отказались, отказ принят судом, определением Верховного Суда Республики Татарстан от 30 мая 2018 года производство по настоящему административному делу по административным искам указанных граждан прекращено.

Определением Верховного Суда Республики Татарстан от 30 мая 2018 года прекращено производство по настоящему административному делу в части оспаривания административными истцами результатов кадастровых (землеустроительных работ), возложении обязанности на административных ответчиков исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об описании местоположения границ населенного пункта.

Выслушав административных истцов, представителей административных истцов, административных ответчиков, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года, к вопросам местного значения сельского поселения отнесено утверждение генеральных планов сельского поселения.

Аналогичная по своему содержанию норма была закреплена в пункте 20 части 1 статьи 15 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан», которая действовала также до 1 января 2015 года.

Градостроительный кодекс Российской Федерации в пункте 1 части 1 статьи 8 предусматривает в числе полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности подготовку и утверждение документов территориального планирования поселений.

Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).

В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, статьи 21 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в Матюшинском сельском поселении Лаишевского муниципального района является Совет сельского поселения.

Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят Советом Матюшинского сельского поселения Лаишевского муниципального района в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий.

Обращаясь к доводам административных истцов о несоблюдении процедуры принятия данного нормативного правового акта, суд приходит к следующему.

Подпунктом «в» пункта 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта.

В пункте 19 постановления от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» Пленумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что при проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суду также необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.

При этом обязанность доказывания этих обстоятельств возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, предусмотренных главой 5 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, являются публичные слушания.

Градостроительный кодекс Российской Федерации в редакции, действовавшей на день принятия оспариваемого нормативного правового акта, предусматривал, что проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, срок проведения которых с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев (часть 11 статьи 24, часть 8 статьи 28).

Решением Совета Матюшинского сельского поселения Лаишевского муниципального района от 12 ноября 2012 года № 99 назначено проведение публичных слушаний по проекту Генерального плана Матюшинского сельского поселения Лаишевского муниципального района. Данное решение опубликовано на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://laishevo.tatarstan.ru 12 ноября 2012 года.

По проекту Генерального плана публичные слушания были проведены в деревне Матюшино Лаишевского муниципального района 20 ноября 2012 года, о чем составлен соответствующий протокол.

Заключение по результатам публичных слушаний по проекту Генерального плана Матюшинского сельского поселения Лаишевского муниципального района было опубликовано на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://laishevo.tatarstan.ru 21 ноября 2012 года.

Таким образом, срок проведения публичных слушаний по проекту Генерального плана с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний составил 10 дней, то есть менее одного месяца.

Данное обстоятельство в силу положений статей 24 и 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации свидетельствует о ненадлежащем информировании населения данного сельского поселения о готовящемся к принятию документе градостроительного планирования, и, как следствие, о нарушении права на участие в публичных слушаниях по проекту генерального плана, нарушении установленной процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта.

При таких обстоятельствах в отсутствие необходимой процедуры проект Генерального плана Матюшинского сельского поселения Лаишевского муниципального района не мог представляться на утверждение Совету Матюшинского сельского поселения Лаишевского муниципального района и утверждаться им.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся и на его основании были реализованы права граждан и организаций, суд полагает необходимым признать его недействующим в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление Фании Хасановны Исхаковой, Ираклия Ираклиевича Саввиди, Надежды Петровны Тюленевой, Владислава Линаровича Измайлова, Искандера Равгатовича Гатауллина, объединенного некоммерческого садово – дачного товарищества «Матюшино» удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда Генеральный план Матюшинского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденный решением Совета Матюшинского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 11 декабря 2012 года № 103, в редакции решений Совета Матюшинского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 10 декабря 2013 года № 143, от 6 апреля 2015 года № 198, от 14 апреля 2016 года № 41.

В удовлетворении административного искового заявления Фании Хасановны Исхаковой, Ираклия Ираклиевича Саввиди, Надежды Петровны Тюленевой, Владислава Линаровича Измайлова, Искандера Равгатовича Гатауллина, объединенного некоммерческого садово – дачного товарищества «Матюшино» к Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о признании недействующим Генерального плана Матюшинского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного решением Совета Матюшинского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 11 декабря 2012 года № 103, отказать.

Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://laishevo.tatarstan.ru.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья Э.С. Каминский

Справка: решение принято судом в окончательной форме 4 июня 2018 года.

Судья Э.С. Каминский