Дело № 3а – 397/20
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород 14 августа 2020 года
Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Гущевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Ларионовой Н.И.,
с участием представителя административного истца – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Акватория» об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Акватория» (далее по тексту - ООО «Акватория», Общество) обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер], общей площадью 7500+/-61 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства лодочной станции, расположенный по адресу: ФИО1[адрес], равной его рыночной стоимости в размере 1 763 000 рублей по состоянию на 01.11.2013.
В обоснование требований Общество указало, что обладает данным земельным участком на праве аренды, что подтверждается договором аренды земельного участка № [номер] от 30.09.2008.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] определена Постановлением Правительства Нижегородской области № 863 от 10.12.2014 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области» по состоянию на 01.11.2013 в размере 4 224 375 рублей.
Заявленный размер рыночной стоимости подтвержден отчетом об оценке ООО «Компания «Оценочный стандарт» [номер] от 17.02.2020, выполненным оценщиком ФИО3
Ссылаясь на положения ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ООО «Акватория» считает, что установленная кадастровая стоимость арендуемого Обществом земельного участка, существенно затрагивает его права и обязанности, поскольку влечет увеличение размера арендной платы, исчисляемой на основании кадастровой стоимости земельного участка.
Административный истец 18.02.2020 обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения рыночной стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области. Однако уведомлением Комиссии от 19.02.2020 [номер] заявление Общества было отклонено.
ООО «Акватория» просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер], общей площадью 7500+/-61 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства лодочной станции, расположенный по адресу: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 1 763 000 (один миллион семьсот шестьдесят три тысячи) рублей по состоянию на 01.11.2013.
Кроме того, ООО «Акватория» заявило ходатайство о восстановлении срока на подачу административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Правительство Нижегородской области представило позицию по делу, указало, что Постановлением Правительства Нижегородской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» от 10 декабря 2014 года № 863 утверждены результаты определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области по состоянию на 01.11.2013.
Результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Земельным кодексом РФ, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316, и Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 № 39 (л.д.151-154).
Кроме того, Правительством Нижегородской области представлено отзыв на административное исковое заявление ООО «Акватория», в котором указано, что согласно Отчету об оценке ООО «Компания «Оценочный стандарт» [номер] от 17.02.2020, представленному административным истцом, рыночная стоимость земельного участка определена в размере 1 763 000 рублей. Отклонение от кадастровой стоимости составило 58 %, что является существенным.
Правительство Нижегородской области указывает, что представленный Отчет не подтверждает достоверность заявленной итоговой величины рыночной стоимости земельного участка. Считает кадастровую стоимость обоснованной, обоснованно рассчитанной в соответствии с утвержденными методиками.
Также, по мнению Правительства Нижегородской области, административным истцом пропущен срок на обращение в суд, установленный ч.3 ст.245 КАС РФ.
Как следует из ЕГРН, кадастровая стоимость земельного участка внесена в ЕГРН 01.01.2015; административное исковое заявление подано 04.03.2020, т.е. по истечении пяти лет. Уважительные причины пропуска срока административным истцом не представлены (л.д.177-181).
Кроме того, в дополнительном отзыве Правительство Нижегородской области указало, что при проведении оценки и составления отчета об оценке [номер] от 17.02.2020, оценщиком ООО «Компания «оценочный стандарт» допущены нарушения федеральных стандартов оценки, обязательных к применению при осуществлении оценочной деятельности.
Считает, что содержание Отчета об оценке вводит в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей Отчета об оценке), а также допускает неоднозначное толкование полученных результатов (нарушение п.5 ФСО № 3) (л.д.197).
Заинтересованное лицо - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» представило в суд отзыв на административное исковое заявление ООО «Акватория», в котором изложило свою позицию по делу (л.д.163-166).
Заинтересованным лицом - Администрацией [адрес] муниципального района Нижегородской области представлен отзыв на административное исковое заявление ООО «Акватория» в котором указано, что решением Арбитражного суда Нижегородской области по делу № [номер] от 07.06.2017 по иску Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области к ООО «Акватория», договор аренды земельного участка с кадастровым номером [номер], общей площадью 7500+/-61 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], № [номер] от 30.09.2008, расторгнут. Решение вступило в законную силу.
Следовательно, никаких прав на земельный участок с кадастровым номером [номер] у административного истца не имеется (л.д.187).
В судебное заседание представители Правительства Нижегородской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области и не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 КАС РФ.
Учитывая требования ст.150 КАС РФ, положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Обсудив доводы административного искового заявления, заслушав объяснения представителя административного истца – ФИО2, с учетом письменных позиций административного ответчика и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В силу требований ст.62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу с 01.01.2017 года, в кадастр недвижимости (реестр объектов недвижимости) вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости. На основании пункта 5 части 2 статьи 14 указанного выше Федерального закона основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Согласно п.п.1, 5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
На основании подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу положений ст.66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со ст.24.11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
В силу ст.24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Согласно ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены, в том числе по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с указанной нормой, юридические лица могут обратиться в суд только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 № 863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель населенных пунктов Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года (Приложение 1), утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельного участка в составе земель населенных пунктов Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года, необходимые для определения кадастровой стоимости ранее не учтенных земельного участка, выявляемых ранее учтенных земельного участка, а также в случае внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик земельного участка (Приложение 2), утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по муниципальным районам (городским округам) в разрезе населенных пунктов, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года (Приложение 3), утверждены обобщенные (минимальные, средние, максимальные) показатели результатов расчета кадастровой стоимости земельного участка в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года (Приложение 4), установлено, что расчет кадастровой стоимости земель населенных пунктов Нижегородской области по земельным участкам, кадастровым кварталам, населенным пунктам и муниципальным районам (городским округам) осуществляется по группам в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов Нижегородской области (Приложение 5), установлено, что кадастровая стоимость земельного участка улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков, земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережных устанавливается равной одному рублю за земельный участок.
Из материалов дела следует, что 30.09.2008 года между ООО «Акватория» и Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района Нижегородской области был заключен Договор аренды земельного участка № [номер], по условиям которого арендодатель (Комитет по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района Нижегородской области) сдает, а арендатор (ООО «Акватория») принимает в пользование земельный участок с кадастровым номером [номер], общей площадью 4500 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства лодочной станции, расположенный по адресу: [адрес] (л.д.98-109).
Согласно Приложению 3 к указанному Договору аренды «Расчет арендной платы», арендная плата рассчитывается исходя из кадастровой стоимости арендуемого земельного участка (л.д.107).
На основании соглашения от 15.12.2011 о внесении изменений в договор аренды земельного участка № [номер] от 30.09.2008, Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района Нижегородской области, на основании распоряжения Правительства Нижегородской области от 29.09.2010 № 2018-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Нижегородской области от 6.06.2007 № 732-р, распоряжения Администрации Кстовского муниципального района от 16.11.2011 № 2264-р «Об образовании земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером [номер] из земель государственной собственности (неразграниченной), расположенного по адресу (адресным ориентирам): [адрес], в соответствии с п.1 ст.450, п.1 ст.452 п.п.1,3 ст.453 Гражданского кодекса РФ, разделом 6 Договора, в договор аренды земельного участка № [номер] от 30.09.2008 внесены изменения в части кадастрового номера арендуемого земельного участка с [номер] на [номер], и в части площади арендуемого земельного участка с 4500 кв.м. на 7500+/-61 кв.м., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости [номер] от 17.03.2020, представленной суду ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области (л.д.137-139).
Как разъяснено в абзаце 1 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Из материалов дела усматривается, что решением Арбитражного суда Нижегородской области по делу № [номер] от 07.06.2017 по иску Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области к ООО «Акватория», договор аренды земельного участка с кадастровым номером [номер], общей площадью 7500+/-61 кв.м, расположенного по адресу: [адрес], № [номер] от 30.09.2008, расторгнут, в соответствии с актом приема-передачи от 15.08.2019 земельный участок возвращен арендодателю – министерству имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
Также, административным истцом в материалы дела представлено решение Арбитражного суда Нижегородской области по делу № [номер] от 18.10.2018, в соответствии с которым с ООО «Акватория» по иску Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области взысканы 622 304 рублей 44 копеек в счет погашения задолженности за период с 01.10.2016 по 31.05.2018 и 38 469 рублей пени за период с 21.10.2016 по 14.06.2018 по вышеуказанному договору аренды земельного участка № А575 от 30.09.2008.
Как пояснил представитель административного истца в судебном заседании, земельным участком ООО «Акватория» пользуется и в настоящее время. Просит пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка по состоянию на 01.11.2013.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что, несмотря на юридически оформленное расторжение договора аренды земельного участка, при наличии доказательств фактического пользования ООО «Акватория» земельным участком после расторжения договора и взыскания за пользование арендной платы, у административного истца имеется право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер].
По делу установлено, что земельный участок с кадастровым номером [номер] включен в Перечень земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель населенных пунктов ФИО1[адрес], результаты государственной кадастровой оценки которых, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года, утверждены Постановлением № 863.
В соответствии с Приложением № 1 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] была установлена по состоянию на 01.11.2013 и составляет 4 224 3750 рублей (п.39528 раздела «Кстовский муниципальный район») (л.д.156).
Из материалов дела следует, что административным истцом соблюден установленный статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обязательный для юридических лиц досудебный порядок урегулирования спора (л.д.110-111).
Согласно пункту 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По смыслу указанных разъяснений, процессуальные ограничения срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости обусловлены только установленной Законом об оценочной деятельности периодичностью проведения государственной кадастровой оценки.
Рассматривая ходатайство ООО «Акватория» о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления, суд принимает во внимание то обстоятельство, что Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменена предусмотренная статьей 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» периодичность проведения государственной кадастровой оценки, а именно, исключены положения о том, что она подлежит проведению не реже чем один раз в течение пяти лет.
С учетом изложенного, суд полагает возможным восстановить ООО «Акватория» срок на подачу административного искового заявления.
Как следует из представленной информации ФГБУ «ФКП Росреестра», земельный участок с кадастровым номером [номер] был внесен в Единый государственный реестр недвижимости 23.08.2011.
Земельный участок с кадастровым номером [номер] в соответствии с видом разрешенного использования - «для строительства лодочной станции», согласно Приложению 5 Постановления Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 № 863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области», отнесен к 13 группе видов разрешенного использования – «Земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи; объектов космической деятельности, обороны, безопасности». Кадастровая стоимость земельного участка утверждена Приложением 1 к Постановлению от 10.12.2014 г. № 863 в размере 4 224 3750 рублей (л.д.134-136).
Таким образом, в государственный кадастр недвижимости сведения о вышеуказанном земельном участке были внесены до 01.11.2013, т.е. являются ранее учтенными. Следовательно, оснований для применения в рамках настоящего дела положений ст.24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не имеется.
Из указанного следует, что юридически значимой датой, на которую в рамках настоящего дела подлежит установлению кадастровая стоимость, является 01 ноября 2013 года.
Согласно Федеральному закону от 29 июля 1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости (статья 3).
Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке, который составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Отчет составляется в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, ООО «Акватория» в суд представлен отчет об оценке № [номер] от 17.02.2020 оценщика ООО «Компания «Оценочный стандарт» ФИО3
Судом установлено, что отчет об оценке ООО «Компания «Оценочный стандарт» [номер] от 17.02.2020 соответствует требованиям Федерального закона от [дата] № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 08.06.2015 № 145-ФЗ) в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 297, Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 298, Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке ООО «Центр кадастра и оценки- НН» (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 299, Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 25.09.2014 № 611, содержит подробное описание объекта оценки, анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость, описание процесса оценки объекта оценки в части применения подхода (подходов) к оценке.
Выводы оценщика ООО «Компания «Оценочный стандарт» ФИО3, отвечающего требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщику, являющегося членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», имеющего соответствующие дипломы и свидетельства, необходимый стаж работы в оценочной деятельности, застраховавшего гражданскую ответственность, сделаны на основе метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода к оценке, применение которого и аргументированное суждение оценщика об отказе при определении стоимости объектов оценки от затратного и доходного подхода, а также от иных методов в рамках сравнительного подхода суд находит обоснованным, с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка коммерческого использования.
Как следует из отчета [номер] от 17.02.2020, оценщиком для сравнения было отобрано 3 объекта-аналога. С учетом имеющихся различий между аналогами и объектом оценки, оценщиком применены корректировки: на торг, на местоположение (табл.17 на стр.45 Отчета – л.д.54), на расположение относительно автомагистралей, на площадь - на основании Справочника оценщика недвижимости «Корректирующие коэффициенты для земельных участков», Том 3, Нижний Новгород, 2014 г., на конфигурацию и рельеф - источник информации сайт http://www.ceae.ru/Kor_zem.htm.
Определение рыночной стоимости объекта оценки сравнительным подходом подробно приведено в разделе 5.3 Отчета (стр.42-48 Отчета – л.д.51-57).
Итоговое заключение о рыночной стоимости объекта оценки изложено в разделе 7 (стр.49-50 Отчета – л.д.58-59).
Оценщик пришел к выводу, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер], общей площадью 7500+/-61 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства лодочной станции, расположенный по адресу: [адрес], по состоянию на 01.11.2013 составляет 1 763 000 (один миллион семьсот шестьдесят три тысячи) рублей.
По мнению ответчика, в тексте отчета присутствуют противоречия: в описании объекта-аналога №1 (стр.43) приведена информация о наличии водоснабжения, что подтверждается копией интернет-страницы объявления о продаже, стр.71. Однако оценщик делает вывод об отсутствии коммуникаций у данного аналога, в связи с чем, в цену данного аналога не внесена соответствующая корректировка.
Указанный довод Правительства Нижегородской области о нарушении оценщиком п.5 ФСО №3 является не состоятельным.
Как следует из объявления о продаже (стр.71), коммуникации у объекта-аналога №1 расположены вдоль участка, что свидетельствует об их отсутствии на самом участке.
В связи с чем, вывод оценщика об отсутствии у объекта-аналога №1 коммуникаций является обоснованным.
При таких обстоятельствах, оснований не доверять отчету об оценке оценщика ООО «Компания «Оценочный стандарт» [номер] от 17.02.2020 ФИО3, соответствующему требованиям ст.11 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», у суда не имеется.
Доказательств, опровергающих достоверность определенной оценщиком итоговой величины рыночной стоимости спорного земельного участка, лицами, участвующими в деле, не заявлявшими ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы, в порядке ст.ст.62, 63, 247 КАС РФ не представлено и в материалах дела не имеется.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд установил, что отчет об оценке оценщика ООО «Компания «Оценочный стандарт» [номер] от 17.02.2020 отвечает применительно к обстоятельствам настоящего дела критериям относимости, допустимости и достоверности, что он подтверждает заявленную итоговую величину рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер] по состоянию на юридически значимую дату - 01.11.2013.
Не могут повлечь отказ в удовлетворении заявленных ООО «Акватория» требований доводы Правительства Нижегородской области о том, что установленные Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 № 863 результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Земельным кодексом РФ, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316, и Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 № 39, поскольку основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости, в данном случае - в отношении находящегося в собственности ООО «Акватория» земельного участка, его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), при определении которой кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной этой рыночной стоимости (ст.66 Земельного кодекса РФ).
Доводы Правительства Нижегородской области о несоответствии отчета об оценке критериям относимости и допустимости получили оценку выше, при изложении выводов суда о соответствии отчета об оценке требованиям действующего законодательства.
Доводы административного ответчика о пропуске административным истцом срока на обращение в суд отклоняются судом по основаниям, указанным при рассмотрении судом вопроса о восстановлении срока.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных ООО «Акватория» требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Акватория» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 7500+/-61 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства лодочной станции, расположенный по адресу: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 1 763 000 (один миллион семьсот шестьдесят три тысячи) рублей по состоянию на 01.11.2013.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья областного суда Н.В. Гущева
Решение в окончательной форме принято 21 августа 2020 года.