ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-39/19 от 13.02.2019 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 3а-39/2019

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 февраля 2019 года город Хабаровск

Хабаровский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Е.А.Бузыновской,

при секретаре А.М.Бурковой,

с участием прокурора Л.Н.Сырчиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Дальлеспром» об оспаривании приказа Управления лесами Правительства Хабаровского края от 12.04.2017 года № 280П,

у с т а н о в и л:

Приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 12.04.2017 года № 280П утверждены нормативы затрат на выполнение работ по использованию лесов, мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на территории Хабаровского края, применяемые для расчета ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, для расчета неустойки за невыполнение работ лицами, использующими леса, в 2017 году. Его текст размещен 12.04.2017 года на официальном сайте Управления лесами Правительства Хабаровского края (https://les.khabkrai.ru).

Приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 16.02.2018 года № 93П внесены изменения в наименование приказа и в распорядительную часть, которая изложена в новой редакции. Действие приказа распространено на правоотношения, возникшие в 2017 году. Его текст размещен 16.02.2018 года на официальном сайте Управления лесами Правительства Хабаровского края (https://les.khabkrai.ru).

АО «Дальлеспром» обратилось в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Управления лесами Правительства Хабаровского края от 12.04.2017 года № 280П «Об утверждении нормативов затрат на выполнение работ по использованию лесов, мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на территории Хабаровского края, применяемых для расчета неустойки за невыполнение работ лицами, использующими леса, в 2017 году». Этот приказ был применен арбитражным судом при разрешении спора по иску Управления лесами Правительства Хабаровского края к АО «Дальлеспром» о возмещение ущерба, причиненного лесам в результате нарушения лесного законодательства. Административный истец считает, что нарушен порядок опубликования нормативного правового акта – он не был опубликован в официальном печатном издании и не размещен на официальном интернет-портале Правительства Хабаровского края, что влечет его недействительность со дня принятия. Оспариваемый приказ принят за пределами полномочий, предоставленных органу государственной власти субъекта Российской Федерации. Право устанавливать нормативы затрат на выполнение работ по очистки территорий от загрязнений промышленными и иными видами отходов предоставлено только федеральным государственным органам, о чем указано в статьях 81, 82, 83 Лесного кодекса РФ. По мнению административного истца, оспариваемый приказ противоречит Постановлению Правительства РФ от 08.05.2007 года № 273, утвердившим Перечень нарушений, совершение которых влечет наступление материальной ответственности в виде возмещения ущерба, причиненного лесам в результате нарушения лесного законодательства. Так Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 года № 273 предусмотрена ответственность в виде возмещения ущерба только за загрязнение лесных территорий промышленными отходами. А оспариваемый приказ предусматривает ответственность в виде возмещения ущерба, причиненного лесам, вследствие захламления или загрязнения лесных территорий отходами лесозаготовок. Но такой вид нарушений в Постановлении Правительства РФ отсутствует.

Представитель административного истца Дудин А.С., действующий на основании доверенности от 01.02.2019 года сроком действия по 31.01.2022 года, в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований, в обоснование которых ссылался на те же обстоятельства, что изложены в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Управления лесами Правительства Хабаровского края Жбанова Н.В. (доверенность от 28.12.2018 года сроком действия по 31.12.2019 года) в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями, просил отказать в их удовлетворении. В своих возражениях он сослался на то, что в соответствии с пунктом 3 Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.2000 года № 904, в федеральный регистр включаются нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер. Приказ Управления лесами Правительства Хабаровского края от 12.04.2017 года № 280П перечисленных признаков не имеет, следовательно, не является нормативным правовым актом и не может быть оспорен административным истцом по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства РФ. Оспариваемый приказ был размещен на официальном сайте Управления лесами Хабаровского края в день его подписания, и административный истец имел возможность ознакомиться с его содержанием. Приказом от 12.04.2017 года № 280П утверждены нормативы затрат на выполнение работ по использованию лесов, мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на территории Хабаровского края, применяемые для расчета ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, для расчета неустойки за невыполнение работ лицами, использующими леса. Право утверждать такие нормативы предоставлено органу государственной власти субъекта Российской Федерации положениями статьи 82 Лесного кодекса, приказом Минприроды РФ от 13.06.2018 года № 257 «Об утверждении Перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации».

К промышленным видам отходов относятся также и отходы, полученные в результате лесозаготовительной деятельности. Виды лесосечных работ определены приказом Минприроды России от 27.06.2016 года № 367 "Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки". Поэтому определение нормативов затрат на выполнение работ по использованию лесов, мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на территории Хабаровского края, которые необходимо выполнить после лесозаготовительной деятельности предприятий, если такие виды работ не были выполнены самим предприятием, установлены Управлением лесами Правительства Хабаровского края обоснованно, и не предусматривают иной вид ответственности, который не был бы установлен федеральным законодательством, в частности Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 года № 273. Письменные возражения административного ответчика приобщены к материалам дела.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца обоснованы и могут быть удовлетворены, суд считает, что заявленные административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В статье 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" указано, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 1). Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации (часть 2). Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями (часть 3).

Статьей 72 Конституции РФ (пункт «к» части 1 и часть 2) установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Как указано в частях 1, 5 статьи 2, части 1 статьи 3, частях 1,2 статьи 4 Лесного кодекса РФ лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения. Лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения). Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся: установление правил использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов; установление особенностей охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также разработки и осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов; установление правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления и порядка его разработки; установление правил лесоразведения, состава проекта лесоразведения и порядка его разработки; установление правил ухода за лесами; установление порядка организации и осуществления федерального государственного надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов в Российской Федерации (федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; утверждение такс или методик исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства (пункты 13, 19, 21, 22, 23, 36, 38 статьи 81 Лесного кодекса РФ).

В статье 82 Лесного кодекса РФ указано, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся следующие полномочия в области лесных отношений: установление коэффициента для определения расходов на обеспечение проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, применяемого при расчете платы по договору купли-продажи лесных насаждений, заключаемому с субъектами малого и среднего предпринимательства (пункт 6.1).

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: осуществление на землях лесного фонда охраны лесов; разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также обязательные для исполнения методические и инструктивные материалы об осуществлении таких полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункты 6, 9 части 1, часть 10 статьи 83 Лесного кодекса РФ).

Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 года № 273 (действовавшего до 07.01.2019 года) утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается (приложение № 1) и методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства (приложение № 3).

Так в пункте 4 Приложения № 3 указано, что в случае если в соответствии с таксами размер ущерба исчисляется исходя из размера затрат, связанных с очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования, применяются действующие на момент совершения правонарушения установленные уполномоченными органами исполнительной власти цены и нормативы затрат, которые непосредственно связаны с очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования, устранением повреждений лесной дороги или дороги противопожарного назначения.

Приказом Минприроды России от 13.06.2018 года № 257 утвержден перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В частности, органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по управлению в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов - предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в том числе организация и проведение соответствующих торгов), безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих торгов). Организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществление мер пожарной безопасности), воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

В Положении об управлении лесами Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 года № 185-пр, указано, что Управление лесами Правительства Хабаровского края является органом исполнительной власти края, осуществляющим полномочия в области лесных отношений. К основным задачам Управления относятся: реализация государственной политики в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения на территории края в пределах предоставленных полномочий; осуществление в пределах компетенции края федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах. Управление для решения возложенных на него задач осуществляет следующие функции: обеспечивает государственное управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения; осуществляет на землях лесного фонда на территории края охрану лесов, защиту лесов, воспроизводство лесов; устанавливает коэффициент для определения расходов на обеспечение проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, применяемый при расчете платы по договору купли-продажи лесных насаждений, заключаемому с субъектами малого и среднего предпринимательства. Управление имеет право в пределах своей компетенции принимать нормативные правовые акты и иные акты организационно-распорядительного характера.

Выше приведенные положения позволяют сделать вывод, что утверждая приказом от 12.04.2017 года № 280П нормативы затрат на выполнение работ по использованию лесов, мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на территории Хабаровского края, применяемые для расчета ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, для расчета неустойки за невыполнение работ лицами, использующими леса, Управление лесами Правительства Хабаровского края действовало в пределах предоставленных ему полномочий и в пределах своей компетенции. Поэтому довод административного ответчика о том, что приказ издан органом государственной власти субъекта Российской Федерации за пределами его полномочий, не принимается судом во внимание, так как является следствием неверного толкования ном материального права.

Оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановление от 25.12.2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (пункт 2) указал, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

Судам, при разрешении данных дел следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации). В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать утвержденные данным актом типовые, примерные приложения, содержащие правовые нормы. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Содержание приказа Управления лесами Правительства Хабаровского края от 12.04.2017 года № 280П свидетельствует о том, что он обладает признаками, характеризующими его как нормативный правовой акт: -издан в установленном порядке управомоченным органом государственной власти; -устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, которые подлежат неоднократному применению; -направлен на урегулирование правоотношений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Поэтому позиция административного ответчика о том, что оспариваемый приказ не является нормативным правовым актом, признается судом несостоятельной.

Закон Хабаровского края от 31.07.2002 года № 48 "О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Хабаровского края и иных нормативных правовых актов Хабаровского края" (статьи 2, 4, 5, 5.1) определяет, что нормативные правовые акты краевых органов исполнительной власти, издаваемые ими в случаях и пределах, устанавливаемых Правительством края, подлежат обязательному официальному опубликованию, за исключением нормативных правовых актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Официальным опубликованием нормативных правовых актов краевых органов исполнительной власти, издаваемых ими в случаях и пределах, устанавливаемых Правительством края, считается первая публикация их полного текста в краевых периодических изданиях, определенных настоящим законом, и (или) первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), на "Официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края" (laws.khv.gov.ru). "Официальный интернет-портал нормативных правовых актов Хабаровского края" (laws.khv.gov.ru) является сетевым изданием и входит в систему правовой информации, функционирование которой обеспечивает уполномоченный Правительством края орган исполнительной власти края. Официальными периодическими изданиями, в которых публикуются нормативные правовые акты краевых органов исполнительной власти, издаваемые ими в случаях и пределах, устанавливаемых Правительством края, являются Собрание законодательства Хабаровского края, а также газеты "Тихоокеанская звезда" и "Приамурские ведомости".

В ходе судебного разбирательства установлено, что впервые полный текст приказа Управления лесами Правительства Хабаровского края от 12.04.2017 года № 280П размещен 12.04.2017 года на официальном интернет-сайте Управления лесами Правительства Хабаровского края (https://les.khabkrai.ru). Приказ Управления лесами Правительства Хабаровского края от 16.02.2018 года № 93П, которым внесены изменений в приказ от 12.04.2017 года № 280П, размещен 16.02.2018 года на официальном интернет-сайте Управления лесами Правительства Хабаровского края (https://les.khabkrai.ru).

Официальный интернет-сайт Управления лесами Правительства Хабаровского края (https://les.khabkrai.ru), входит в систему правовой информации, функционирование которой обеспечивает уполномоченный Правительством края орган исполнительной власти края.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановление от 25.12.2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" указал (абзац четвертый пункта 31), что проверяя соблюдение порядка опубликования нормативного правового акта, необходимо учитывать, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Поэтому необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

Принимая во внимание данную правовую позицию, суд считает, что административному истцу и иным лицам была предоставлена возможность ознакомиться с приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 12.04.2017 года № 280П и с приказом, которым в оспариваемый приказ были внесены изменения, так как он был опубликован для всеобщего сведения на официальном интернет-сайте органа исполнительной власти Правительства Хабаровского края.

Поэтому довод административного истца о недействительности оспариваемого приказа по причине нарушения порядка его опубликования, признается судом несостоятельным и не принимается во внимание.

Являясь арендатором лесного участка, АО «Дальлеспром» обязан был по условиям договора аренды от 05.11.2008 года № 0209/2008 использовать предоставленный лесной участок по назначению и в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Хабаровского края и договора. В частности, он обязан был выполнить работы по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 15.03.2018 года, принятого по иску Управления лесами Правительства Хабаровского края к АО «Дальлеспром» о взыскании ущерба, установлен факт нарушения акционерным обществом законодательства, регулирующего правоотношения по использованию лесов, по проведению мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов – загрязнение, захламление лесов промышленными отходами. С АО «Дальлеспром» взыскан ущерб. Размер подлежащего взысканию ущерба определялся по нормативам затрат, установленных приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 12.04.2017 года № 280П - 12437,48 рублей/га.

При таком положении суд считает, что АО «Дальлеспром» вправе оспорить приказ Управления лесами Правительства Хабаровского края от 12.04.2017 года № 280П, который является нормативным правовым актом и был применен в отношение административного истца.

Проверив оспариваемые положения приказа Управления лесами Правительства Хабаровского края от 12.04.2017 года № 280П, на предмет их соответствия федеральным законам и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришел к такому заключению.

Как указано в Федеральном законе от 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (статьи 3, 4) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; обеспечение сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (статья 75, части 1, 3 статьи 77, часть 1 статьи 78 Федеральном законе от 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статья 100 Лесного кодекса РФ).

Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 года № 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" (действовавшего на период принятия и применения оспариваемого приказа) утверждены: методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства (приложение № 3, далее по тексту Методика); таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам (приложение № 4, - далее по тексту Таксы).

В соответствии с Методикой определяется размер вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, и представляющего собой ущерб и упущенную выгоду. Размер ущерба определяется в соответствии с таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, таксами для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, и таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам.

При причинении вреда лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие воздействия отходов производства и потребления, в состав ущерба включаются расходы, связанные с приведением соответствующей территории в состояние, пригодное для дальнейшего использования.

Таксы устанавливают, что за совершение такого нарушения как «загрязнение или захламление лесов коммунально-бытовыми и промышленными отходами, бытовым и строительным мусором» размер ущерба определяется как 5-кратный размер затрат, связанных с очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования.

Приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 12.04.2017 года№ 280П утверждены нормативы затрат на выполнение работ по использованию лесов, мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на территории Хабаровского края, применяемые для расчета ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, для расчета неустойки за невыполнение работ лицами, использующими леса, в 2017 году. Согласно этим нормативам затраты на очистку территории леса и приведение ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования: *от загрязнения коммунально-бытовыми, промышленными отходами, бытовым и строительным мусором составят от 417,72 рублей до 524,83 рублей/куб.м. (в зависимости от районов Хабаровского края); *от загрязнения или захламления промышленными отходами (отходами лесозаготовок (ГОСТ 17462-84)) составят - на выборочных рубках 9 313,18 рублей/га, 11641,48 рублей/га, 12872,79 рублей/га, 13992,16 рублей/га (в зависимости от районов Хабаровского края), - на сплошных рубках9949,98 рублей/га, 12437,48 рублей/га, 14303,10 рублей/га, 15546,84 рублей/га (в зависимости от района Хабаровского края).

Оспаривая данный приказ, административный истец указывает на то, что им веден новый вид правонарушения - «загрязнение или захламление лесов отходами лесозаготовок», который не предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 года № 273, ибо отходы от лесозаготовок не относятся к коммунально-бытовыми, промышленными отходами, бытовому и строительному мусору.

Отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению (статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления").

Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 года № 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов., согласно которому отходами при лесоводстве и лесозаготовках являются: отходы древесины от лесоразработок (отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок, отходы корчевания пней, зелень древесная, отходы раскряжевки), прочие отходы при лесоводстве и лесозаготовках (отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов).

В части 1, 4 статьи 16.1 Лесного кодекса РФ указано, что лесосечные работы состоят из подготовительных, основных и заключительных работ, связанных с заготовкой древесины, а также с выполнением мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений. Виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения, предельные (максимальные) размеры лесосек, форма технологической карты лесосечных работ, форма акта и порядок осмотра лесосеки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 27.06.2016 года № 367 утверждены виды лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения (Приложение №1). При заготовке древесины и осуществлении мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений, лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, лесосечные работы выполняются на основании лесной декларации в соответствии с проектом освоения лесов (пункт 2 Приложения №1). Виды осуществляемых последовательно лесосечных работ: подготовительные лесосечные работы; основные лесосечные работы; заключительные лесосечные работы (пункт 6 Приложения №1). К заключительным лесосечным работам относятся, в том числе, такие работы: 1) очистка (доочистка) мест рубок от порубочных остатков; 2) снос созданных лесных складов, других строений и сооружений (пункт 6 Приложения №1). Очистка мест рубок от порубочных остатков должна проводиться одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины. После проведения указанных работ допускается доочистка лесосек. Очистка мест рубок осуществляется следующими способами: укладкой порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке; сбором порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожаробезопасный период; сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период; разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий; укладкой и оставлением на перегнивание порубочных остатков на месте рубки; вывозом порубочных остатков в места их дальнейшей переработки. Очистка лесосек сплошных рубок с последующим искусственным лесовосстановлением должна производиться способами, обеспечивающими создание условий для проведения всего комплекса лесовосстановительных работ (подготовка участка и обработка почвы, посадка или посев лесных культур, агротехнические уходы), а также ухода за молодняками. Очистка лесосек от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований Правил пожарной безопасности в лесах. К таким мероприятиям относятся и мероприятия по сбору и утилизации промышленных и бытовых отходов, образовавшихся в результате выполнения лесосечных работ.

Применяя приведенные положения Федерального закона «Об отходах производства и потребления", Лесного кодекса РФ и Приказа Минприроды России от 27.06.2016 года № 367, суд считает, что отходы, образующиеся в результате лесозаготовительной деятельности, являются одним из видов промышленных отходов, так как они образуются в процессе лесосечных работ и работ по заготовки леса, предназначены и подлежат удалению после окончания работ.

Установление тарифов по проведению очистки территории леса и приведение её в состояние пригодное для дальнейшего использования от загрязнения и захламления отходами лесозаготовки, отличных от тарифов по проведению работ по очистки территории леса от загрязнений или захламления коммунально-бытовыми, иными промышленными отходами, бытовым и строительным мусором, свидетельствует не об установлении нового вида нарушений, за совершение которого наступает материальная ответственность в виде возмещения причиненного ущерба, а обусловлено экономической обоснованностью - разным объемом выполняемых работ и затрат.

Так как оспариваемый приказ Управления лесами Правительства Хабаровского края от 12.04.2017 года № 280П «Об утверждении нормативов затрат на выполнение работ по использованию лесов, мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на территории Хабаровского края, применяемых для расчета неустойки за невыполнение работ лицами, использующими леса, в 2017 году» принят в пределах полномочий государственным органом субъекта Российской Федерации, уполномоченным на то органом, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия и правилам введения в действие, не противоречит федеральному законодательству, права административного истца не нарушает, то, исходя из положений пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, приведенные обстоятельства являются основанием для отказа административному истцу в удовлетворении заявленных им требований.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ сообщение о принятии данного решения подлежит опубликовано в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Правительства Хабаровского края.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

Акционерному обществу «Дальлеспром» » в удовлетворении требований о признании недействующим приказа Управления лесами Правительства Хабаровского края от 12.04.2017 года № 280П «Об утверждении нормативов затрат на выполнение работ по использованию лесов, мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на территории Хабаровского края, применяемых для расчета неустойки за невыполнение работ лицами, использующими леса, в 2017 году» отказать.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционных жалобы, представления через Хабаровский краевой суд.

Решение в окончательной форме принято 19 февраля 2019 года.

Судья краевого суда Е.А.Бузыновская