Дело № 3а-3/2023
УИД 76ОS0000-01-2021-000434-09
Мотивированное решение изготовлено 29 июня 2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 15 июня 2022 года
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Сингатулиной И.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Масловой С.В.,
с участием старшего помощника прокурора Ярославской области Бекеневой Е.В., старшего помощника прокурора Ярославской области Лазаревой Е.А.,
от административного истца ФИО1 – представитель ФИО2, действующий по доверенности от 27 июля 2021 года,
от административных ответчиков администрации городского округа города Переславля - Залесского Ярославской области и Переславль-Залесской городской Думы - представитель ФИО3, действующая по доверенностям от 24 сентября 2021 года и 12 октября 2021 года, представитель ФИО4, действующая по доверенности от 11 февраля 2022 года,
от заинтересованного лица департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области - представитель ФИО5, действующий по доверенности от 6 декабря 2021 года,
от заинтересованного лица Управления Росреестра по Ярославской области – представитель ФИО6, действующая по доверенности от 20 декабря 2021 года,
иные лица, участвующие в деле, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области, Переславль-Залесской городской Думе о признании недействующим Генерального плана городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области, утвержденного решением Переславль-Залесской городской Думы № 126 от 24 декабря 2020 года, в части исключения из границ городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области земельного участка с кадастровым номером №
установил:
24.12.2020 Переславль-Залесской городской Думой вынесено решение №126 «Об утверждении Генерального плана городского округа город Переславль - Залесский Ярославской области».
Решение с Генеральным планом опубликовано газете «Переславская неделя» от 30.12.2020 № 69.
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области, Переславль-Залесской городской Думе о признании недействующим Генерального плана городского округа город Переславль-Залесский, утвержденного решением Переславль-Залесской городской Думы № 126 от 24.12.2020, в части исключения из границ городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области земельного участка с кадастровым номером №
Требования мотивированы тем, что пунктом 115 таблицы 114 «Перечень земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов» материалов по обоснованию Генерального плана городского округа город Переславль - Залесский Ярославской области земельный участок с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, исключен из границ населенного пункта и земельному участку изменены вид разрешенного использования с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «для сельскохозяйственного использования» и категория земельного участка с «земли населенных пунктов» на «земли сельскохозяйственного назначения». По мнению заявителя, данное Решение от 24.12.2020 №126 принято с нарушением норм действующего законодательства. Административным истцом обращено внимание на то, что в 1991 г. из земель государственного лесо-охотничьего хозяйства Кубрянского лесничества постановлением Главы администрации Переславского района Ярославской области №368 от 08.12.1992 Андриановскому сельскому совету и Кубрянскому поселковому совету для организации личных подсобных хозяйств было передано 85,75 га. На основании постановления Главы Переславского муниципального округа Ярославской области №12 от 18.01.1993 земельный участок с кадастровым номером № был предоставлен ФИО1 в собственность. Право собственности на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке 05.06.2002; земельный участок поставлен на кадастровый учет, в мае 2012 г. проведено межевание земельного участка, определены его границы в системе координат МСК-76. По заключению кадастрового инженера земельный участок административного истца находится в границах населенного пункта . Какого-либо пересечения с границами территориальной зоны: особо охраняемой природной территории (далеет - ООПТ) Ярославской области - памятник природы не имеет. Согласно сведениям публичной кадастровой карты граница ООПТ Ярославской области - памятник природы в современных границах поставлена на кадастровый учет 30.03.2014, ей присвоен реестровый номер № Граница ООПТ Ярославской области - памятник природы на момент межевания в 2014 г. определялась по береговой линии водохранилища и далее полосой земли шириной 250 м по обоим берегам , включая акваторию водохранилища и (за исключением земель населенных пунктов), что зафиксировано постановлением Правительства Ярославской области от 01.07.2010 №460-п (пункт 2.11.3 Перечня особо охраняемых природных территории Ярославской области). Таким образом, земельный участок с кадастровым номером №, на момент издания постановления Правительства Ярославской области от 01.07.2010 №460-п, постановки на кадастровый учет ООПТ Ярославской области – памятник природы « в 2014 г., не входил и не входит в границы ООПТ Ярославской области – памятник природы в настоящее время. В ходе подготовки Генерального плана 15.09.2020 на территории были проведены публичные слушания. Участниками публичных слушаний были внесены предложения об исключении из ООПТ Ярославской области – памятник природы населенного пункта . Однако, земельный участок истца, вопреки результатам публичных слушаний, был исключен из границ населенного пункта.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, Управления Росреестра по Ярославской области.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, направил в суд представителя по доверенности (т.1 л.д.7) ФИО2, который заявленные требования поддержал по изложенным основаниям.
Представители административных ответчиков Переславль-Залесской городской Думы, администрации города Переславль-Залесский по доверенности (т.1 л.д.177. 178) ФИО3 (до перерыва), ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признали. Ссылались на то, что оспариваемое Решение от 24.12.2020 №126 принято компетентным органом, на заседании Переславль-Залесской городской Думы, при наличии кворума, правомочным составом, в порядке, установленном Уставом городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области, регламентом Переславль-Залесской городской Думы и вопросами ведения постоянных комиссий, утвержденными решением Переславль - Залесской городской Думы от 25.10.2018 №100 с соблюдением требований к форме и виду нормативных правовых актов. В Генеральном плане городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области земельный участок с кадастровым номером № исключен из границ населенного пункта и переведен в категорию «земли сельскохозяйственного назначения», в связи с тем, что участок имеет пересечение с границей ООПТ Ярославской области – памятник природы . Данное исключение согласовано с департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области. В таблице 114 «Перечень земельных участков, исключаемых их границ населенных пунктов» материалов по обоснованию Генерального плана пунктом 115 по земельному участку с кадастровым номером № указаны основания исключения земельного участка «участок имеет пересечение с границей ООПТ Ярославской области – памятник природы Разрешенное использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории может предусматривать нахождение на данной территории населенных пунктов, с использованием жилых домов, в том числе строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства. Следовательно, оспариваемым Решением не ограничиваются права истца. В судебном заседании представлен письменный отзыв на иск (т.1 л.д.40-41, 118-123).
Представитель заинтересованного лица департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области по доверенности ФИО5 поддержал письменный отзыв на иск (т.2 л.д. 25-27). Дополнительно пояснил, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся противоречивые сведения относительно пересечения спорного земельного участка и ООПТ Ярославской области – памятник природы По данным Росреестра в границах земельного участка с кадастровым номером № находится ООПТ Ярославской области – памятник природы площадью 549 кв.м, что не соответствует действительности, поскольку на самом деле площадь пересечения составляет менее 1 кв.м, а именно 0,08 кв.м, то есть в пределах погрешности Также нами была получена выписка о Зоне ООПТ Ярославской области – памятник природы , в которой содержится перечень участков, входящих в границы памятника природы. Земельный участок с кадастровым номером № в этом перечне отсутствует. Оснований для исключения земельного участка административного истца из границ населенного пункта не имелось.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Ярославской области по доверенности ФИО6 оставила разрешение иска на усмотрение суда. В судебном заседании представлен письменный отзыв на иск.
Дело рассмотрено судом при имеющейся явке.
Заслушав участвующих в деле лиц, специалиста – кадастрового инженера ФИО7 (т.2 л.д.47-49), исследовав письменные материалы дела, реестровые дела на земельный участок с кадастровым номером №, жилой дом, расположенные по адресу: , оценив доказательства в совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующим выводам.
Положениями статей 208, 213, 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» указано, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно преамбуле Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Административный истец является собственником земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1384 кв.м, расположенного по адресу: , с кадастровым номером №. В границах данного земельного участка расположен жилой дом с хозяйственными постройками.
Пунктом 115 таблицы 114 «Перечень земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов» материалов по обоснованию Генерального плана городского округа город Переславль - Залесский Ярославской области земельный участок с кадастровым номером № исключен из границ населенного пункта , земельному участку изменены вид разрешенного использования с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «для сельскохозяйственного использования» и категория земельного участка с «земли населенных пунктов» на «земли сельскохозяйственного назначения» (т.1 л.д.129).
Таким образом, административный истец имеет право на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании Генерального плана городского округа город Переславль-Залесский.
В силу части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении судом административного дела об оспаривании нормативного правового акта, помимо нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, подлежат выяснению обстоятельства соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; а также соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
24.12.2020 Переславль-Залесской городской Думой Ярославской области вынесено решение №126 «Об утверждении Генерального плана городского округа город Переславль - Залесский Ярославской области».
Проверяя полномочия Переславль-Залесской городской Думы седьмого созыва на принятие оспариваемого нормативного правового акта (административным истцом данные полномочия не оспариваются), суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого нормативного правового акта), утверждение генерального плана городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты. При этом в соответствии с частью 4 статьи 7 названного закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному выше федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа (пункт 1 части 3 статьи 8, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа определен статьей 24 ГрК РФ, в которой указано на обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 ГрК РФ.
Частью 1 статьи 25 ГрК РФ предусмотрено, что проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в следующих случаях: 1) в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации планируется размещение объектов федерального значения на территориях поселения, городского округа; 2) предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 19 статьи 24 настоящего Кодекса; 3) на территориях поселения, городского округа находятся особо охраняемые природные территории федерального значения; 4) предусматривается размещение в соответствии с указанным проектом объектов местного значения поселения, городского округа, которые могут оказать негативное воздействие на водные объекты, находящиеся в федеральной собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 №178 утверждено Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов территориального планирования муниципальных образований (далее - Положение о согласовании).
Пунктами 1, 2, подпунктом «а» пункта 5 Положения о согласовании предусматривалась организация согласования проекта генерального плана городского округа органом местного самоуправления, являвшимся заказчиком разработки такого проекта, с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, в случае, указанном в части 1 статьи 25 ГрК РФ.
Частью 9 статьи 25 ГрК РФ определено, что заключения на проект генерального плана могут содержать положения о согласии с таким проектом или несогласии с таким проектом с обоснованием причин такого решения. В случае поступления от одного или нескольких указанных в части 7 статьи 25 ГрК РФ органов заключений, содержащих положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, глава местной администрации поселения в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования проекта генерального плана принимает решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать три месяца.
В силу части 10 статьи 25 ГрК РФ по результатам работы согласительная комиссия представляет главе местной администрации поселения: 1) документ о согласовании проекта генерального плана и подготовленный для утверждения проект генерального плана с внесенными в него изменениями; 2) материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам.
При этом в соответствии с частью 11 статьи 25 ГрК РФ указанные в части 10 статьи 25 ГрК РФ документы и материалы могут содержать: 1) предложения об исключении из проекта генерального плана материалов по несогласованным вопросам (в том числе путем их отображения на соответствующей карте в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования); 2) план согласования указанных в пункте 1 части 11 вопросов после утверждения генерального плана путем подготовки предложений о внесении в такой генеральный план соответствующих изменений.
На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, глава местной администрации поселения, городского округа вправе принять решение о направлении согласованного или не согласованного в определенной части проекта генерального плана в представительный орган местного самоуправления поселения, городского округа или об отклонении такого проекта и о направлении его на доработку (часть 12 статьи 25 ГрК РФ).
Решение об утверждении Генерального плана городского округа город Переславль-Залесский принято представительным органом местного самоуправления городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области – Переславль-Залесской городской Думой в пределах полномочий, предусмотренных вышеуказанными нормами права, на заседании городской Думы при наличии кворума, с соблюдением формы принятия нормативного правового акта.
Решение об утверждении Генерального плана вместе с текстом генерального плана и графической частью опубликованы в средстве массовой информации газете «Переславская неделя» от 30.12.2020 № 69, размещены на сайте органа местного самоуправления.
Подготовка проекта генерального плана и назначение публичных слушаний принято Главой городского округа город Переславль-Залесский.
Порядок подготовки и принятия названного документа территориального планирования соблюден.
23.01.2020 проект генерального плана размещен в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП) для прохождения процедуры согласования с областными и федеральными органами власти в соответствии с требованиями статьи 25 ГрК РФ.
Поскольку Правительством Ярославской области 17.02.2020 и Минэкономразвития России 02.04.2020 даны сводные заключения о несогласии с проектом генерального плана, постановлениями администрации городского округа Переславль-Залесский Ярославской области от 13.03.2020 № ПОС.03-0398/, от 27.04.2020 № ПОС. 03-741\20 создана согласительная комиссия по урегулированию разногласий.
09.06.2020 и 22.07.2020 по итогам работы согласительной комиссии по урегулированию замечаний, послуживших основанием для подготовки сводного заключения Правительства Ярославской области и Минэкономразвития России об отказе в согласовании генерального плана, составлены протоколы.
Согласно содержанию указанных протоколов замечания, послужившие основанием для отказа в согласовании проекта генерального плана городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области, признаны урегулированными, а проект Генерального плана согласованным. Главе городского округа рекомендовано направить проект генерального плана на утверждение Переславль-Залесской городской Думой.
Порядок создания и работа согласительной комиссии соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития России от 21.07.2016 №460 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования», постановления Правительства Ярославской области от 25.02.2009 № 174-п «Об утверждении Порядка рассмотрения документов территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Ярославской области на территории Ярославской области» в редакции, действовавшей в период проведения согласительных процедур.
Таким образом, оспариваемый Генеральный план принят в результате согласительных процедур, назначенных и проведенных в соответствии с требованиями пунктов 9-12 части 2 статьи 25 ГрК РФ.
Вопреки доводам представителя административного истца, порядок публичных слушаний соблюден.
Постановлением администрации городского округа город Переславль-Залесский от 11.08.2020 № ПОС.03-1379/20 назначено проведение публичных слушаний по проекту генерального плана городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области, утвержден график проведения публичных слушаний, установлены сроки проведения экспозиций, определено место ознакомления с демонстрационными материалами, разрешены иные вопросы, связанные с проведением публичных слушаний.
Постановление опубликовано в средстве массовой информации газете «Переславская неделя» от 13.08.2020 № 38. Оповещение о начале публичных слушаний также размещено на сайте органов местного самоуправления города Переславля-Залесского 03.09.2020. Одновременно на сайте были размещены проект муниципального правового акта, вынесенного на публичные слушания, пояснительная записка к нему, информационные, аналитические, демонстрационные материалы.
В соответствии с положениями части 3 статьи 28 ГрК РФ публичные слушания проведены в каждом населенном пункте городского округа. Протоколы публичных слушаний составлены по каждому населенному пункту и подготовлены соответствующие заключения.
09.12.2020 администрация города Переславля-Залесского в соответствии с Регламентом Переславль-Залесской городской Думы внесла предложения о поправках проекта генерального плана, которые касались редакционных изменений, исключения сведений о планируемых объектах, а также о реконструкции шести объектов местного значения. Запрет на внесение поправок в проект в целях отражения в генеральном плане существующей планировки нормами градостроительного законодательства, повторное проведение публичных слушаний не предусмотрены. 17.12.2020 внесенные поправки были рассмотрены на заседании постоянной комиссии Переславль-Залесской городской Думы по бюджету, экономике и развитию.
В силу изложенного оспариваемый нормативный правовой акт принят представительным органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением порядка, формы его принятия, требований о публикации в средстве массовой информации.
Следует отметить, что вступившим 31.03.2022 в законную силу решением Ярославского областного суда от 13.10.2021 по делу №3а-347/2021 установлено, что Решение от 24.12.2020 №126 «Об утверждении Генерального плана городского округа город Переславль - Залесский Ярославской области» принято Переславль-Залесской городской Думой в пределах своих полномочий и в установленной форме, процедура принятия и порядок опубликования оспариваемого нормативного правого акта административным ответчиком соблюдены.
Проверяя соответствие содержания оспариваемых положений Генерального плана городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области, утвержденного решением Переславль-Залесской городской Думы от 24.12.2020 № 126, в части исключения из границ городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области земельного участка с кадастровым номером № на предмет соответствия федеральному законодательству, суд учитывает из следующего.
Судом установлено, что постановлением Главы администрации Переславского района №368 от 08.12.1992 из земель государственного лесо-охотничьего хозяйства Кубрянского лесничества Андриановскому сельскому совету и Кубрянскому поселковому совету предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки для организации личных подсобных хозяйств (т.1 л.д.14).
На основании постановления главы Переславского муниципального округа Ярославской области №12 от 18.01.1993 ФИО1 предоставлен в собственность земельный участок общей площадью 2385 кв.м (т.1 л.д.15).
05.06.2002 в Единый государственный реестр недвижимости внесены записи о регистрации права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1347 кв.м, по адресу: , для ведения личного подсобного хозяйства (свидетельство о государственной регистрации права от 13.06.2002 - т.1 л.д.9); на земельный участок кадастровым номером № площадью 1037 кв.м, по тому же адресу, для ведения личного подсобного хозяйства (свидетельство о государственной регистрации права от 05.06.2002).
В кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером № от апреля 2002 г. указано, что площадь 1347 кв.м является ориентировочной и подлежит уточнению при межевании; сведения внесены в государственный кадастр недвижимости 17.04.2002 (т.1 л.д.99).
Постановлением администрации Нагорьевского сельского поселения от 30.03.2012 №35 земельному участку с кадастровым номером № присвоен почтовый адрес: (т.2 л.д.58).
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером № от 14.05.2012 объект поставлен на кадастровый учет, проведено межевание земельного участка (межевое дело от 30.03.2012 – т.2 л.д.50-55), определены его границы в системе координат МСК-76, площадь земельного участка 1384 кв.м (т.1 л.д.16-17).
Из акта согласования местоположения границы земельного участка с кадастровым номером № следует, что характерные точки или части границы - н1-н4, н5-н9 согласованы представителем КУМИ Переславского муниципального района 28.03.2012 (т.2 л.д.55).
28.05.2012 ФИО1 выдано свидетельство о государственной регистрации права на вышеуказанный земельный участок площадью 1384 кв.м с указанием местонахождения: , категории земель: земли населенных пунктов и разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (т.1 л.д.10, л.д.28-35).
В границах земельного участка с кадастровым номером № расположен жилой дом (лит. А), общей площадью 80,3 кв.м, год завершения строительства: 1986 (технический паспорт на жилой дом – т.1 л.д.104-109, выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 14.09.2021 – т.1 л.д.36-38).
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером № существует на местности длительное время, предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и обслуживания жилого дома в его границах, с 2002 года является учтенным объектом недвижимости, поставлен на кадастровый учет, сведения о местоположении границ участка внесены в государственный кадастр недвижимости, являются актуальными, отображаются на публичной кадастровой карте. Земельный участок относится к землям населенных пунктов, расположен в населенном пункте .
Решением Переславль-Залесской городской Думы от 24.12.2020 №126 «Об утверждении Генерального плана городского округа город Переславль - Залесский Ярославской области» земельный участок с кадастровым номером № исключен из населенного пункта и включен в границы ООПТ Ярославской области - памятник природы
Письмом от 04.06.2021 на обращение ФИО1 администрация г.Переславля-Залесского Ярославской области сообщила, что земельный участок административного истца переведен из категории «земли населенных пунктов» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения» при разработке Генерального плана в связи с тем, что указанный участок имеет пересечение с границей ООПТ Ярославской области - памятник природы (т.1 л.д.102).
Описание границ ООПТ Ярославской области – памятник природы содержится в постановлении Правительства Ярославской области от 01.07.2010 №460-п «Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий Ярославской области и о признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области», утверждены постановлением Правительства Ярославской области от 26.07.2018 №544-п «Об изменении границ, утверждении Положения о памятнике природы и о внесении изменений в постановления Правительства области от 01.07.2010 № 460-п, от 02.11.2017 № 823-п».
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о зоне с особыми условиями использования территории ООПТ Ярославской области- памятник природы (реестровый (учетный) номер № дата присвоения:30.04.2014) границы зоны установлены постановлением Правительства Ярославской области от 26.07.2018 №544-п. Местоположение границ территориальной зоны определено в координатах землеустроительного дела от 10.10.2018, кадастровый инженер ФИО10 Сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории № внесены в государственный кадастр недвижимости 30.03.2014, впоследствии изменены 10.11.2015, 03.12.2018, 09.10.2020 (т.1 л.д.210-227).
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 14.03.1995 №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2).
Материалами дела подтверждается, что памятник природы образован в соответствии с решением исполнительного комитета Ярославского областного совета депутатов трудящихся от 18.04.1975 №282 «О признании водных объектов, находящихся на территории области, памятниками природы».
Решением малого Совета Ярославского областного Совета народных депутатов от 27.05.1993 №118 «Об особо охраняемых природных территориях Ярославской области» утвержден перечень особо охраняемых природных территорий, в который включен объект - площадь 91 га, Переславский район.
Постановлением Администрации Ярославской области от 21.01.2005 №8 «Об особо охраняемых природных территориях Ярославской области» (утратил силу в связи с изданием постановления Правительства Ярославской области от 01.07.2010 № 460-п), утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий Ярославской области, в который (пункт 6.15 раздел 6 «Охраняемые водные экосистемы») включена ООПТ Ярославской области с наименованием , площадь 720 га; определены границы охраняемой территории: по береговой линии водохранилища и далее полосой 250 м по обоим берегам
Впоследствии в постановление Администрации Ярославской области от 21.01.2005 №8 «Об особо охраняемых природных территориях Ярославской области» внесены изменения постановлением Правительства Ярославской области от 09.07.2009 №694-п, из описания границ охраняемой территории исключены земли населенных пунктов.
Постановлением Правительства Ярославской области от 01.07.2010 №460-п в Перечень особо охраняемых природных территорий Ярославской области (пункт 2.11.3) включен памятник природы – площадью 720 га; границы охраняемой территории: по береговой линии водохранилища и далее полоса 250 м по обоим берегам (за исключением земель населенных пунктов).
Постановлением Правительства Ярославской области от 26.07.2018 №544-п «Об изменении границ, утверждении Положения о памятнике природы и о внесении изменений в постановления Правительства области от 01.07.2010 №460-п, от 02.11.2017 № 823-п» снят статус особо охраняемой природной территории с территории, занятой:
-земельными участками общей площадью 62741 кв. м (с кадастровым номером № площадью 2926 кв. м, с кадастровым номером площадью 5600 кв. м, частью земельного участка с кадастровым номером площадью 14507 кв. м (площадь части - 9647 кв. м), частью земельного участка с кадастровым номером площадью 427386000 кв. м (площадь части - 39708 кв. м)), образующими единый контур, расположенными к юго-западу от и занимаемыми кордоном (подпункт 1.1 пункт 1):
-земельным участком общей площадью 108857 кв. м, занимаемым частью и автомобильной дорогой (подпункт 1.2 пункта 1);
-земельным участком общей площадью 19242 кв. м, расположенным к юго-востоку от и занимаемым кордоном (подпункт 1.3 пункта 1);
-земельным участком общей площадью 17304 кв. м, расположенным к северо-востоку от и занимаемым кордоном (подпункт 1.4 пункта 1).
В соответствии с пунктом 2 приведенного Постановления Правительства Ярославской области от 26.07.2018 №544-п, исключены из границ памятника природы » земельные участки, указанные в пункте 1, в связи с необратимой утратой ими особого природоохранного значения.
Границы памятника природы: по береговой линии водохранилища и далее полосой 250 м по обоим берегам , включая акваторию водохранилища и . Схема границ памятника природы и перечень координат поворотных точек границ памятника природы приведены в положениях 1 и 2 к Положению (пункт 6 Постановления Правительства Ярославской области от 26.07.2018 №544-п).
Из совокупного анализа содержания вышеприведенных нормативных актов, утверждающих перечень ООПТ Ярославской области, определяющих границы ООПТ Ярославской области – памятник природы , карты (плана) границ ООПТ Ярославской области – памятник природы следует, что земли населенных пунктов в границы ООПТ - памятник природы не включались и не входят в настоящее время.
Суд учитывает, что на момент утверждения Перечня особо охраняемых природных территорий, утверждения описания границ памятника природы в 2010 году, проведения землеустроительных работ по внесению сведений о местоположении границ ООПТ Ярославской области – памятник природы в государственный кадастр недвижимости в 2013 г., земельный участок с кадастровым номером № существовал как объект недвижимости, сведения о земельном участке были внесены в государственный кадастр недвижимости, право собственности административного истца на участок было зарегистрировано в установленном законом порядке. Земельный участок относится к , имеет категорию земли населенного пунктов, используется для ведения личного подсобного хозяйства административным истцом, в том числе для обслуживания жилого дома и хозяйственных построек. В соответствии с описанием границ памятника природы в нормативном акте, земельный участок с кадастровым номером № не может входить в границы ООПТ Ярославской области – памятник природы
Земельный участок относился к землям населенных пунктов и не мог быть включен границы памятника природы согласно описанию его границ, содержащихся в постановлении Правительства Ярославской области №460-п от 01.07.2010. Данное обстоятельство подтверждено и представителем Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области в судебном заседании, который также пояснил, что заключение относительно исключения из границ населенного пункта земельного участка с кадастровым номером № департаментом не выдавалось.
Имеющиеся сведения о том, что принадлежащий ФИО1 земельный участок с кадастровым номером №, частично расположен в границах ООПТ Ярославской области - памятник природы , противоречивы. Более того, в выписке из Единого государственного реестра недвижимости о зоне с особыми условиями использования территории ООПТ Ярославской области - памятник природы от 24.05.2022, раздел «сведения о земельных участках, полностью или частично расположенных в границах зоны с особыми условиями использования территории…» указание на земельный участок с кадастровым номером № отсутствует.
Поскольку в результате принятия оспариваемого решения земельный участок с кадастровым номером № был исключен из границ населенного пункта с изменением категории земельного участка и вида разрешенного использования, что свидетельствует о нарушении прав административного истца на использование земельного участка с ранее установленной категорий земель и видом разрешенного использования, то административным истцом доказан факт нарушения своих прав оспариваемым нормативным правовым актом.
Оспариваемый Генеральный план в части исключения земельного участка с кадастровым номером № из границ населенного пункта противоречит вышеуказанным постановлениям Правительства Ярославской области.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь статьей 215 КАС РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 38 Постановления от 25.12.2018 №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», приходит к выводу о признании недействующим Генерального плана городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области, утвержденного решением Переславль - Залесской городской Думы от 24.12.2020 №126, в части исключения из границ городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области земельного участка с кадастровым номером №, со дня вступления решения в законную силу
По изложенным мотивам исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению.
Во исполнение пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ суд возлагает на административного ответчика обязанность в месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в официальном периодическом печатном издании, в котором было опубликовано оспариваемое в части решение - в газете «Переславская неделя».
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда генеральный план городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области, утвержденный решением Переславль - Залесской городской Думы от 24 декабря 2020 года № 126, в части исключения из границ городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области земельного участка с кадастровым номером №
Переславль-Залесской городской Думе опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании «Переславская неделя».
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья И.Г. Сингатулина