ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-405/2021 от 24.11.2021 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-405/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 24 ноября 2021 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Боровского В.А.,

при секретаре К.,

с участием прокурора Махмудова Э.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Волховского муниципального района Ленинградской области и главы администрации Волховского муниципального района Ленинградской области ФИО1 о признании недействующим решения Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области от 02 августа 2021 года № 29 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Волховского муниципального района от 24.12.2000 № 72 «О районном бюджете Волховского муниципального района Ленинградской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов»,

установил:

решением Совета депутатов Волховского муниципального района от 02 августа 2021 года №29, размещенным на официальном сайте Совета депутатов http://volsov.ru/ и опубликованным 13 августа 2021 года в печатном издании «Волховские огни» № 51, 06 августа 2021 года в сетевом издании «ВолховСМИ» - www.volhovsmi.ru, внесены изменения в решение этого же Совета депутатов от 24 декабря 2020 года № 72 «О районном бюджете Волховского муниципального района Ленинградской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов», согласно которым определено в пункте 1 статьи 1 цифры «3 254 831,0» заменить цифрами «3 290 886,7»; цифры «3 331 653,0» заменить цифрами «3 376 389,2», цифры «76 822,0» заменить цифрами «85 502,5», в пункте 5 статьи 5 цифры «58 110,6» заменить цифрами «58 272,1», в пункте 6 статьи 5 цифры «93 557,0» заменить цифрами «92 779,9», в пункте 5 статьи 6 цифры «135 593,0» заменить цифрами «135 700,0», цифры «18 221,8» заменить цифрами «18 328,8», в пункте 1 статьи 10 цифры «40 335,7» заменить цифрами «49 016,2»; цифры «73 299,3» заменить цифрами «81 979,8»; цифры «99 887,6» заменить цифрами «108 568,1». Также в новой редакции изложены Приложение 1 «Источники внутреннего финансирования дефиците районного бюджета Волховского муниципального района Ленинградской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов», Приложение 2 «Прогнозируемые поступления доходов районного бюджета Волховского муниципального района Ленинградской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов», Приложение 3 «Безвозмездные поступления районного бюджета Волховского муниципального района Ленинградской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов», Приложение 8 «Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам классификации расходов бюджетов на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023годов», Приложение 9 «Распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям (муниципальным программам Волховского муниципального района и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов бюджетов, по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», Приложение 10 «Ведомственная структура расходов районного бюджета Волховского муниципального района на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», Приложение 11 «Адресная программа капитальных вложений и ремонтных работ на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов по объектам Волховского муниципального района», Приложение 12 «Формы, цели и объем межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Волховского муниципального района на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов», Приложение 28 «Распределение иных межбюджетных трансфертов па проведение конкурсов профмастерства, организация и проведение выставочных, праздничных мероприятий, направленных на тиражирование передового опыта и достижений в сельском хозяйстве на 2021 год», Приложение 29 «Распределение иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Волховского муниципального района на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов на 2021 год», Приложение 30 «Распределение иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Волховского муниципального района на благоустройство общественных зон и дворовых территорий многоквартирных домов в рамках непрограммных расходов на 2021 год», Приложение 33 «Программа муниципальных внутренних заимствований Волховского муниципального района Ленинградской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов».

Администрация Волховского муниципального района Ленинградской области и глава администрации Волховского муниципального района Ленинградской области ФИО1 обратились в Ленинградский областной суд с административным иском о признании названного решения не действующим, ссылаясь на нарушения при его принятии положений Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), Бюджетного кодекса Российской Федерации, Устава муниципального образования Волховского муниципального района Ленинградской области, Регламента Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области, Положения о бюджетном процессе в Волховском муниципальном районе, определяющих процедуру принятия муниципальных правовых актов. Главой администрации Волховского муниципального района был внесен в Совет депутатов проект решения о внесении изменений в решение от 24 декабря 2020 года № 72 «О районном бюджете Волховского муниципального района Ленинградской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов», между тем данный проект был отозван до заседания Совета депутатов, на котором было принято оспариваемое решение. Оспариваемый муниципальный правовой акт нарушает законные интересы административных истцов.

В письменных объяснениях административные истцы также указывают на неопределенность положений оспариваемого нормативного правового акта ввиду неправильного использования статей бюджетной классификации, в том числе, в показателях по разделам, подразделам, которые не соответствуют между собой. В частности, Приложение 8 «Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам классификации расходов бюджетов на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023годов» (функциональная структура расходов бюджета по основным направлениям деятельности органов местного самоуправления) - расходы по подразделу 1403 «Прочие межбюджетные трансферты» отражены в сумме 21 606, 9 тыс.руб., а в приложениях 9 «Распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям (муниципальным программам Волховского муниципального района и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов бюджетов, по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (программная структура), 10 «Ведомственная структура расходов районного бюджета Волховского муниципального района на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (ведомственная структура) и 29 «Распределение иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Волховского муниципального района на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов на 2021 год» расходы по данному подразделу составляют 31 606,9 тыс.руб. В Приложении 8 расходы по подразделу 0503 «Благоустройство» отражены в сумме 24958,2 тыс. руб., а в приложениях 9 и 10 расходы по данному подразделу составляют 14 958,2 тыс руб. В приложениях 8 и 10 расходы по подразделу 0701 «Дошкольное образование» отражены в сумме 765312,2 тыс. руб., а в приложении 9 расходы по данному подразделу составляют 769141,9 тыс. руб. В приложении 9 расходы на предоставление субсидий муниципальным бюджетным учреждениям в рамках муниципального задания по подразделу 0701 «Дошкольное образование» отражены в сумме 171941,2 тыс руб., а в приложении 10 аналогичные расходы составляют 168111,5 тыс.руб.

Также оспариваемым решением включены расходы на создание безопасных условий в образовательных учреждениях на общую сумму 10 000 тыс.руб., в том числе, по подразделу 0701 «Дошкольное образование» 3 829,7 тыс.руб., по подразделу 0702 «Общее образование» на сумму 5 906,3 тыс.руб. и по подразделу 0703 «Дополнительное образование детей» на сумму 264,0 тыс. руб.

Между тем показатели в приложениях должны соответствовать приложению 8, которое является основным, в котором идет распределение по разделам, а в остальных приложениях идет детализация, в связи с чем исполнение оспариваемого решения невозможно.

В письменных возражениях административного ответчика Совета депутатов указано на отсутствие правовых оснований для удовлетворения административного иска. Оспариваемые решения приняты Советов депутатов в пределах своих полномочий, в соответствии и в порядке, установленном с законом и регламентом Совета депутатов, положения о бюджетном процессе в Волховском муниципальном районе. Административные истцы не привели доказательств того, что оспариваемым решением нарушены их права. При этом оспариваемым решением не увеличен общий размер расходов бюджета.

Рассмотренный Советом депутатов проект решения разработан Комитетом финансов администрации, внесен по инициативе главы администрации. Никакого иного проекта решения, кроме внесенного главой администрации, в Совет депутатов не вносилось и не рассматривалось. Обязанность предоставить главе администрации заключение КСО, а также заключение правовой экспертизы, проведенной в Совете депутатов, заключение антикоррупционной экспертизы никаким правовым актом не предусмотрена. В Совете депутатов проведена правовая и антикоррупционная экспертиза представленного администрацией проекта решения, несоответствие проекта решения законодательству РФ, наличия коррупциогенных признаков при проведении экспертизы не выявлено. В соответствии с ч. 1 ст. 16 Регламента заключение аппарата Совета депутатов по результатам правовой экспертизы должно быть подготовлено только при выявлении аппаратом Совета несоответствия представленного проекта решения действующему законодательству.

Вопреки утверждениям административных истцов право инициатора проекта решения в любой момент отозвать проект решения не является порядком внесения проектов в Совет. С учетом того, что порядок рассмотрения актов о бюджете предусмотрен Положением о бюджетном процессе, право главы администрации отозвать проект решения о внесении изменений в бюджет Положением не предусмотрено. Правовых последствий отзыва проекта решения Регламент Совета депутатов не предусматривает. При этом никаких требований главы администрации об отзыве проекта решения в Совет депутатов не поступало.

Руководствуясь ст. 14 Регламента проект решения включен в проект повестки заседания Совета депутатов и направлен для рассмотрения в профильную комиссию в соответствии с ее компетенцией и ответственную за проект правового акта с момента его внесения до принятия по нему Советом депутатов окончательного решения. Во исполнение требований ст. 17 Регламента проект решения в целях ознакомления с ним всех заинтересованных лиц был размещен на официальном сайте Совета депутатов в разделе «Проекты решений» не позднее, чем за три дня до проведения заседания постоянной комиссии — 23 июля 2021 года. Проект решения рассмотрен членами постоянной комиссии по бюджету и налогам 02 августа 2021 года. По результатам рассмотрения постоянная комиссия, принимая во внимание заключение КСО, в рамках своих полномочий вынесла заключение о целесообразности внесения в проект решения каких-либо изменений и дополнений. Решение о направлении проекта на доработку комиссией не принималось.

Советом депутатов проект повестки, сформированной и внесенной главой района, утвержден, и принято решение о внесении изменений в районный бюджет на 2021 год и плановый период на 2022-2023 годы с учетом заключения постоянной депутатской комиссии.

В судебном заседании представители административных истцов ФИО2 и ФИО3 требования административного искового заявления поддержали.

Представители административного ответчика Совета депутатов, ФИО4, ФИО5, ФИО6 полагали административный иск не подлежащим удовлетворению, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях административного ответчика.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Махмудова Э.Т., считавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В силу статьи 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации).

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), его бюджетные полномочия устанавливаются Бюджетного кодекса Российской Федерации (части 1 и 3 статьи 52 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон N 131-ФЗ).

В соответствии пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ, пунктом 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района относятся к вопросам местного значения муниципального района и являются бюджетными полномочиями муниципального образования.

Утверждение местного бюджета находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, исполнительно-распорядительные органы обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение представительных органов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение представительных органов, осуществляют иные полномочия, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации и (или) принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения (пункт 2 части 10 статьи 35 и части 1 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ, пункт 1 статьи 153 и пункт 1 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В силу части 12 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

Органы местного самоуправления принимают правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с поименованным кодексом (пункт 5 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 4 статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами местного самоуправления, устанавливаются названным кодексом и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также в установленных ими случаях муниципальными правовыми актами местных администраций.

Пунктом 3 статьи 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено, что порядок и сроки составления проектов местных бюджетов устанавливаются местными администрациями с соблюдением требований, устанавливаемых этим кодексом и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований,

В соответствии с Уставом Волховский муниципального района Ленинградской области, принятым решением Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области от 2 августа 2018 года N 35 (далее – Устав), к вопросам местного значения муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль над исполнением данного бюджета (пункт 1 часть 1 статьи 4 Устава).

Структуру органов местного самоуправления муниципального района составляют: Совет депутатов, глава муниципального района, администрация, Контрольно-счётный орган, обладающий собственными полномочиями по решению вопросов местного значения часть 1 статьи 19 Устава).

Совет депутатов - представительный орган муниципального района, формируемый из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов Советов депутатов указанных поселений, избираемых Советами депутатов поселений из своего состава (часть 1 статьи 20 Устава). Совет депутатов вправе создавать депутатские постоянные и временные комиссии и группы, депутатские фракции, в порядке, установленном регламентом Совета депутатов, для подготовки вопросов, вносимых на рассмотрение Совета депутатов (часть 11 статьи 20 Устава).

Администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального района) наделяется в соответствии с настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и областными законами Ленинградской области, Структуру администрации составляют глава администрации, его первый заместитель и заместители, а также отраслевые (функциональные) органы администрации, являющиеся структурными подразделениями администрации. (части 1 и 5 статьи 29 Устава).

Администрация разрабатывает проекты местного бюджета, проекты документов стратегического планирования, планов, программ, решений, представляемых главой администрации на рассмотрение Совета депутатов, и исполняет местный бюджет и представляет на утверждение Совета депутатов отчет о его исполнении (пункты 1 и 3 части 1 статьи 30 Устава);

В исключительной компетенции Совета депутатов находятся утверждение местного бюджета муниципального района и отчета о его исполнении (пункт 2 части 1 статьи 21 Устава).

Порядок организации и обеспечения деятельности Совета депутатов по решению вопросов, находящихся в компетенции Совета депутатов, а также порядок подготовки и проведения заседаний, процедура голосования, порядок рассмотрения и принятия решений, а также иные положения, касающиеся организации работы Совета депутатов, определяются утвержденным Советом депутатов регламентом, действующим в течение срока полномочий Совета депутатов (часть 9 статьи 22 Устава).

В соответствии с положением о бюджетном процессе в Волховском муниципальном районе Ленинградской области, утвержденном решением Совета депутатов 08 апреля 2014 года № 16 (далее – Положение о бюджетном процессе), его статьями 5 и 6, бюджетный процесс в муниципальном районе включает следующие этапы: составление проекта бюджета муниципального района; рассмотрение и утверждение бюджета муниципального района; исполнение бюджета муниципального района; осуществление муниципального финансового контроля. Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями в муниципальном районе, являются: Совет депутатов муниципального района; глава муниципального района; администрация муниципального района (далее - администрация); комитет финансов муниципального района (далее - комитет финансов); контрольно-счетный орган муниципального района (далее - контрольно-счетный орган); главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств.

Согласно статье 9 Положения о бюджетном процессе Администрация обладает, в частности, следующими бюджетными полномочиями: установление порядка и сроков составления проекта районного бюджета; обеспечение составления проекта районного бюджета (проекта районного бюджета и среднесрочного финансового плана), иных проектов правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения в муниципальном районе; внесение проекта районного бюджета вместе с необходимыми, документами и материалами на рассмотрение Совета депутатов; внесение проектов решений Совета депутатов о внесении изменений и дополнений в районный бюджет на рассмотрение Совета депутатов, а также в контрольно-счетный орган для подготовки заключения.

Комитет финансов обладает полномочиями по составлению проекта районного бюджета, внесение его вместе с необходимыми документами материалами на рассмотрение в администрацию (пункт 1 статьи 10 Положения о бюджетном процессе).

Глава администрации вносит проект решения о районном бюджете на рассмотрение Совета депутатов не позднее 15 ноября текущего года. Одновременно с проектом решения о районном бюджете в Совет депутатов представляются документы и материалы в соответствии со статьей 31 настоящего Положения (статья 36 Положения о бюджетном процессе).

На основании статьи 44 Положения о бюджетном процессе Комитет финансов разрабатывает, а глава администрации представляет в Совет депутатов и в контрольно-счетный орган проекты решений о внесении изменений в решение о районном бюджете. Проект решения о внесении изменений в решение о районном бюджете должен быть внесен в Совет депутатов и в контрольно-счетный орган в порядке в сроки, установленные Регламентом Совета депутатов. Контрольно-счетный орган в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента предоставления документов подготавливает заключение и представляет его в Совет депутатов. Проекты решений о внесении изменений в решение о районном бюджете рассматриваются Советом депутатов во внеочередном порядке.

В соответствии с регламентом Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области, утвержденным решением Совета депутатов от 21 мая 2020 года № 24 (далее – Регламент), его пунктом 2 статьи 3, соблюдение настоящего Регламента является обязательным для депутатов Совета депутатов, органов и должностных лиц местного самоуправления муниципального района, других лиц, вносящих вопросы на рассмотрение Совета депутатов, участвующих в заседаниях Совета депутатов и его структурных подразделениях, рассматривающих обращения и запросы депутатов.

В силу статьи 8 Регламента Совет депутатов образует из числа депутатов на срок своих полномочий постоянно действующие профильные постоянные комиссии в целях подготовки и предварительного рассмотрения вопросов, выносимых на рассмотрение Совета депутатов в том числе в виде проектов решений, содействия их реализации и осуществления иных функций в соответствии с Положением о постоянных депутатских комиссиях Совета депутатов. Постоянные комиссии вправе проводить совместные заседания. Заседание постоянной депутатской комиссии оформляется протоколом, которая подписывает председатель постоянной депутатской комиссии. Заключения постоянных депутатских комиссий, принятые в пределах ш компетенции, подлежат рассмотрению на заседании Совета депутатов.

На основании пункта 5 статьи 15 Регламента, инициатор проекта решения Совета депутатов имеет право отозвать проект решения в любой момент до принятия по нему Советом депутатов окончательного решения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Регламента, проекты решений нормативного характера, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, связанные с распределением бюджетных средств, подлежат экспертизе на предмет выявления коррупционных факторов (антикоррупционной экспертизе). Антикоррупционная экспертиза в отношении иных проектов решений проводится по поручению главы муниципального района.

Глава муниципального района направляет на бумажном носителе проект решения Совета депутатов председателю постоянной депутатской комиссии в соответствии с ее компетенцией, определяя ее как профильную постоянную комиссию, ответственную за проект правового акта с момента его внесения до принятия по нему Советом депутатов окончательного решения. Проект решения рассматривается постоянной комиссией на заседании. По результатам рассмотрения постоянная комиссия дает заключение: о целесообразности внесения и готовности к принятию (утверждению) данного проекта на заседании Совета депутатов; о целесообразности внесения в проект решения каких-либо изменений и дополнений; о направлении проекта решения на доработку (пункты 1 и 4 статьи 17 Регламента).

Согласно пункту 2 статьи 18 Регламента проекты решений Совета депутатов, носящие нормативный характер, рассматриваются только при соблюдении порядка их внесения, установленного статьями 14 и 15 настоящего Регламента.

Нормативные правовые акты Совета депутатов, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение Совета депутатов только по инициативе главы администрации муниципального района или при наличии заключения главы администрации муниципального района (пункт 5 статьи 18 Регламента).

В силу пункта 2 статьи 25 Регламента, Глава администрации Волховского муниципального района обязан лично присутствовать на заседаниях Совета депутатов либо обеспечивать обязательное присутствие заместителя главы администрации, курирующего соответствующее направление цельности администрации, который, в случае необходимости, самостоятельно, либо с привлечением необходимых специалистов администрации Волховского муниципального района, сможет отвечать на вопросы, входящие в компетенцию администрации Волховского муниципального района, предоставлять необходимые комментарии и пояснения в ходе обсуждения вопросов повестки заседания и иных возникающих вопросов. При рассмотрении вопросов, внесенных на рассмотрение Совета депутатов субъектами правотворческой инициативы, в заседаниях вправе участвовать инициаторы проектов муниципальных правовых актов Совета депутатов или их полномочные представители.

Исходя из указанных норм единственным органом местного самоуправления в муниципальном образовании Волховского муниципального района, которым обеспечивается составление проекта бюджета Волховского муниципального района, является исполнительно-распорядительный орган - администрация Волховского муниципального района, руководитель которой глава администрации вносит проект бюджета в Совет депутатов Волховского муниципального района, при этом Комитет финансов Волховского муниципального района, входящий в структуру администрации Волховского муниципального района, разрабатывает соответствующий проект местного бюджета.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50, при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.

Как следует из материалов дела, 23 июля 2021 года по представлению главы администрации Волховского муниципального района ФИО1 (исх. -7936/2021) в Совет депутатов Волховского муниципального района был внесен разработанный Комитетом финансов Волховского муниципального района проект решения о внесении изменений в решение Совета депутатов Волховского муниципального района от 24.12.2000 № 72 «О районном бюджете Волховского муниципального района Ленинградской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов». Вместе с тем данный проект решения был отозван главой администрации на основании ст. пункта 5 статьи 15 Регламента, при обсуждении данного проекта решения на совместном заседании постоянных депутатских комиссий Совета депутатов Волховского муниципального района. Отзыв проекта решения отражен в протоколе заседания депутатских комиссий от 02 августа 2021 года.

Между тем после отзыва проекта решения обсуждение данного проекта было продолжено и принято решение о рекомендации Совету депутатов принять проект решения о внесении изменений в решение Совета депутатов Волховского муниципального района от 24.12.2000 № 72 с учетом внесенных комиссией в проект изменений. В тот же день, 02 августа 2021 года, состоялось заседание Совета депутатов Волховского муниципального района, при этом в ходе обсуждения повестки дня Совета депутатов главой администрации ФИО1 также было заявлено об отзыве проекта в присутствии депутатов и главы муниципального образования Волховского муниципального района, что подтверждается представленной стороной административного истца аудидо-видеозаписью, ведение которой осуществлялось в помещении заседания Совета депутатов. Также 02 августа 2021 года в адрес Совета депутатов Волховского муниципального района администрацией Волховского муниципального района направлено обращение, подписанное главой администрации ФИО1 (исх) об отзыве представленного проекта решения о внесении изменений в решение Совета депутатов Волховского муниципального района от 24.12.2000 № 72, в регистрации и принятии которого было отказано сотрудником аппарата Совета депутатов ФИО6 в 15 часов 30 минут, в присутствии сотрудников Комитета финансов К. и З.

Вместе с тем на заседании Совета депутатов 02 августа 2021 года, состоявшемся в 16 часов, был поставлен на голосование вопрос об утверждении проекта решения о внесении изменений в решение Совета депутатов Волховского муниципального района от 24.12.2000 № 72 с учетом внесенных на совместном заседании постоянных депутатских комиссий 02 августа 2020 года.

Таким образом, 02 августа 2020 года Советом депутатов Волховского муниципального района по существу был рассмотрен не проект решения представленный главой администрации Волховского муниципального района, а проект решения, принятый на совместном заседании постоянных депутатских комиссий, поскольку проект, разработанный комитетом финансов и представленный главой администрации, был отозван последним и, соответственно, не мог быть предметом рассмотрения на заседании Совета депутатов, учитывая положения Регламента, не предусматривающие рассмотрение Советом депутатов отозванного инициатором проекта нормативного правового акта. При этом постоянные депутатские комиссии Совета депутатов Волховского муниципального района не наделены полномочиями по составлению и внесению проекта бюджета муниципального образования.

В этой связи суд находит, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта не были соблюдены положения Федерального закона N 131-ФЗ, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Устава муниципального образования Волховского муниципального района Ленинградской области, Регламента Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области, Положения о бюджетном процессе в Волховском муниципальном районе, относящие составление проекта бюджета и его внесение в представительный орган муниципального образования к исключительной компетенции исполнительно-распорядительных органов муниципального образования.

Кроме того, в силу пункта 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.

Пунктом 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ установлено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с указанным Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Регламентом его статьей 16 (пункт 2) установлено, что все проекты решений подлежат правовой экспертизе в аппарате Совета депутатов, при этом проекты решений нормативного характера, связанные с распределением бюджетных средств, подлежат антикоррупционной экспертизе.

Между тем в ходе рассмотрения настоящего административного дела суду не представлены документы, подтверждающие исполнение Советом депутатов Волховского муниципального района вышеуказанных требований закона и Регламента при принятии оспариваемых нормативных правовых актов по проведению антикоррупционной экспертизы проекта оспариваемого решения Совета депутатов.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что административным ответчиком была существенно нарушена процедура принятия решения Совета депутатов от 02 августа 2021 года № 29 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Волховского муниципального района от 24.12.2000 № 72 «О районном бюджете Волховского муниципального района Ленинградской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов».

Доводы административного ответчика об отсутствии нарушения оспариваемым решением Совета депутатов от 02 августа 2021 года № 29 прав административных истцов не могут быть приняты судом во внимание, учитывая, что административные истцы являются участниками бюджетного процесса Волховского муниципального района Ленинградской области, субъектами правоотношения регулируемого данным нормативным правовым актом, и согласно разъяснениям, данным Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в абзаце первом пункта 5 постановления от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" о том, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Доводы административного ответчика о недопустимости отзыва проекта о бюджете, отсутствии правовых последствий отзыва проекта решения, также не могут быть признаны судом состоятельными, учитывая, что Регламентом предусмотрено право инициатора отозвать внесенный им в Совет депутатов проект правового акта до принятия по нему Советом депутатов окончательного решения (п.5 ст. 15). При этом Положение о бюджетном процессе не устанавливает такого запрета, и определяет в его статье 44 внесение проекта решения о внесении изменений в решение о районном бюджете в порядке, установленном Регламентом.

Как разъяснено в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50, акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В этой связи установление в рассматриваемом деле судом существенных нарушений порядка принятия оспариваемого решения Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области от 02 августа 2021 года № 29 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Волховского муниципального района от 24.12.2000 № 72 «О районном бюджете Волховского муниципального района Ленинградской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» является достаточным для признания его недействующим с момента их принятия.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление администрации Волховского муниципального района Ленинградской области и главы администрации Волховского муниципального района Ленинградской области удовлетворить.

Признать недействующим с момента принятия решение Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области от 02 августа 2021 года № 29 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Волховского муниципального района от 24.12.2000 № 72 «О районном бюджете Волховского муниципального района Ленинградской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов».

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья В.А. Боровской

Решение в окончательной форме изготовлено 08 декабря 2021 года.