ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-406/2023 от 14.09.2023 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Дело № 3а-406/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 сентября 2023 года город Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Лободенко К.В.,

при секретаре судебного заседания Алексанян Л.С.,

представителя административного истца ФИО1 на основании доверенности ФИО2,

представителя Совета муниципального образования город-курорт Анапа и администрации муниципального образования город-курорт Анапа на основании доверенности ФИО3,

представителя департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края на основании доверенности ФИО4,

с участием прокурора Клетного В.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (УИД № 23OS0000-01-2023-000139-20) по административному исковому заявлению ФИО1 к Совету муниципального образования город-курорт Анапа о признании недействующими в части решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 28.12.2021 № 262 «О внесении изменений в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14.11.2013 № 404 «Об утверждении генерального плана городского округа город-курорт Анапа», решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 28.07.2022 № 351 «О внесении изменения в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 26.12.2013 № 424 «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа»,

установил:

административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточненных требований, просит:

- признать недействующим решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 28.12.2021 № 262 «О внесении изменений в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14.11.2013 № 404 «Об утверждении генерального плана городского округа город-курорт Анапа» в части установления функциональной зоны земельного участка с кадастровым номером ........,

- признать недействующим решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 28.07.2022 № 351 «О внесении изменения в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 26.12.2013 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа» в части установления территориальной зоны земельного участка с кадастровым номером .........

Административный истец в обосновании требований указывает, что является собственником земельного участка с кадастровым номером ........, общей площадью ................ кв.м, категория земель: ................, вид разрешенного использования: ................, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: .............

Оспариваемым в части решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 28.12.2021 г. № 262 «О внесении изменений в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14.11.2013 № 404 «Об утверждении генерального плана городского округа город-курорт Анапа» земельный участок с кадастровым номером ........ отнесен к функциональной зоне озелененных территорий общего пользования.

Оспариваемым в части решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 28.07.2022 г. № 351 «О внесении изменения в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 26.12.2013 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа» земельный участок с кадастровым номером ........ отнесен к территориальной зоне Р.1 «Зона озелененных территорий общего пользования».

Нахождение земельного участка в функциональной зоне рекреационного назначения «Зона озелененных территорий общего пользования» и в территориальной зоне «Зона озелененных территорий общего пользования (Р-1)» делает невозможным возведение объектов капитального строительства в соответствии с целевым назначением земельного участка.

Административный истец считает, что такое зонирование принадлежащего ей на праве собственности земельного участка нарушает ее права и законные интересы, создает препятствия для их реализации, исключает использование земельного участка по целевому назначению, а также нарушает требования законодательства о градостроительной деятельности (ч. 2 ст. 36 Градостроительного кодека Российской Федерации).

В возражениях на административное исковое заявление председатель Совета муниципального образования город-курорт Анапа ФИО5 просил в удовлетворении административного искового заявления отказать, мотивируя это тем, что оспариваемые нормативные правовые акты не противоречат нормам Градостроительного кодекса и Земельного кодекса Российской Федерации.

В отзыве на административный иск заместитель руководителя департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края ФИО6 возражал против удовлетворения заявленных требований.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени месте судебного заседания, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.

Представитель административного истца по доверенности ФИО2 в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований в уточненной редакции, указав на нарушения административным ответчиком требований действующего гражданского, градостроительного и земельного законодательства при принятии оспариваемых нормативных правовых актов.

Представитель администрации муниципального образования город-курорт Анапа и Совета муниципального образования город-курорт Анапа по доверенности ФИО3 просила в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в возражениях на административный иск. Полагает, что, принимая оспариваемые нормативно-правовые акты, административный ответчик исходил из необходимости обеспечения комплексного развития территории муниципального образования город-курорт Анапа на основе соблюдения базовых принципов законодательства о градостроительной деятельности, закрепленных в статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации и других нормативных правовых актов.

Представитель департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края ФИО4 просил отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Прокурор Клетной В.Б. в заключении указал, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемые нормативные правовые акты не противоречат федеральному законодательству и приняты в установленном порядке.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска, отзыва и возражений, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Оспариваемыми в части решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 28.12.2021 № 262 «О внесении изменений в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14.11.2013 № 404 «Об утверждении генерального плана городского округа город-курорт Анапа» и решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 28.07.2022 № 351 «О внесении изменения в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 26.12.2013 № 424 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа» земельный участок с кадастровым номером ........ отнесен, соответственно, к функциональной и территориальной зонам рекреационного назначения «Зона озелененных территорий общего пользования».

Как считает ФИО1, нахождение земельного участка в функциональной и территориальной зонах рекреационного назначения зона озелененных территорий общего пользования делает невозможным возведение объектов капитального строительства в соответствии с целевым назначением земельного участка.

При таких обстоятельствах, административный истец вправе обратиться с настоящим административным иском в суд.

В соответствии с частью 7 статьи 213 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 КАС РФ в полном объеме.

В силу части 8 статьи 213 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Проверяя полномочия Совета муниципального образования город-курорт Анапа на принятие оспариваемых нормативных правовых актов, а также соблюдение процедуры их принятия и порядка публикации, суд исходит из следующего.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Согласно статье 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальное образование город-курорт Анапа наделено статусом городского округа Законом Краснодарского края от 01 апреля 2004 года № 676-КЗ «Об установлении границ муниципального образования город-курорт Анапа и наделении его статусом городского округа».

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральные планы городских округов являются документами территориального планирования.

В силу пунктов 3 и 4 части 1 статьи 8 ГрК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение документации по планировке территории.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.

Статьей 2 Закона Краснодарского края № 676-КЗ от 01.04.2004 г. «Об установлении границ муниципального образования город-курорт Анапа и наделении его статусом городского округа» муниципальное образование город-курорт Анапа наделено статусом городского округа.

На момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов действовал Устав муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденный Решением Совета от 16.04.2015 г. № 544 (ред. от 29.07.2021 г.) «О принятии Устава муниципального образования город-курорт Анапа» (далее - Устав).

Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 28 Устава в компетенции Совета находятся утверждение генерального плана муниципального образования город-курорт Анапа, правил землепользования и застройки, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования город-курорт Анапа.

В соответствии с положениями статьи 47 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования.

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.

Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается Уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.

С учетом вышеприведенных правовых норм порядок опубликования оспариваемых нормативных правовых актов, принятых Советом муниципального образования город-курорт Анапа, устанавливается Уставом соответствующего муниципального образования.

В соответствии со статьей 47 Закона № 131-ФЗ, статьей 77 Устава муниципального образования город-курорт Анапа муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в муниципальном образовании город-курорт Анапа.

В соответствии с Перечнем средств массовой информации, в которых осуществляется обязательная публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 03.12.2002 г. №1369, газета «Анапское Черноморье» определена в качестве средства массовой информации, в котором на территории муниципального образования г-к. Анапа обязательна публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений.

Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов органы местного самоуправления муниципального образования город-курорт Анапа вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.

В связи с чем, полный текст нормативных правовых актов Совета муниципального образования город-курорт Анапа, администрации муниципального образования город-курорт Анапа (с табличными приложениями, графическими материалами) официально публикуются путем размещения в сети «Интернет» на официальном сайте администрации муниципального образования город-курорт Анапа, данное сетевое издание имеет свидетельство о регистрации средства массовой информации, выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Из материалов дела следует, что генеральный план муниципального городского округа город-курорт Анапа утвержден решением Совета от 14.11.2013 г. № 404 «Об утверждении генерального плана городского округа город-курорт Анапа».

Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 28.12.2021 № 262 «О внесении изменений в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14.11.2013 № 404 «Об утверждении генерального плана городского округа город-курорт Анапа» внесены изменения в генеральный план городского округа город-курорт Анапа, утвержденный решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14.11.2013 № 404.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения (включая процедуры согласования его проекта и проведения публичных слушаний), а также внесения в него изменений определен нормами градостроительного законодательства, в частности статьями 9, 23 - 25 и 28 ГрК РФ.

Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (статья 26 ГрК РФ).

Согласно статьям 5.1 и 28 ГрК РФ, в целях обеспечения интересов граждан и их объединений по проекту генерального плана город-курорт Анапы проведены общественные обсуждения, назначенные постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 31.08.2021г. № 2341.

В соответствии с Перечнем средств массовой информации, в которых осуществляется обязательная публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 03.12.2002 г. № 1369, газета «Анапское Черноморье» определена в качестве средства массовой информации, в котором на территории муниципального образования г-к. Анапа обязательна публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений.

В газете «Анапское Черноморье» от 02.09.2021г. № 63 и на официальном сайте администрации в разделе «Градостроительная деятельность» опубликовано оповещение о начале общественных обсуждений по проекту генерального плана с указанием даты, места и времени проведения экспозиции материалов, а также период и порядка внесения участниками общественных обсуждений предложений и замечаний (с 10 сентября 2021 г. по 30 сентября 2021 г.).

Таким образом, жители муниципального образования город-курорт Анапа были заблаговременно оповещены о времени и месте проведения общественных обсуждений по проекту Генерального плана.

После проведения общественных обсуждений подготовлен протокол проведения общественных обсуждений от 18.11.2021 г.

Заключение о результатах общественных обсуждений от 18.11.2021 г. опубликовано в газете «Анапское Черноморье» № 87 от 30.11.2021г., а также на сайте www.anapa-official.ru.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа и особенности его согласования предусмотрены статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса РФ, согласно которым проект генерального плана подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

Проект внесения изменений в генеральный план муниципального образования город-курорт Анапа согласован администрацией Краснодарского края, о чем получено сводное заключение № 947 от 19.10.2021 г.

Также в отношении проекта генерального плана получено заключение Анапской межрайонной прокуратуры от 27.12.2021 г. по результатам проведенной антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта. Коррупциогенных факторов, внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании не установлено.

28.12.2021 г. на внеочередной 25 сессии Совета муниципального образования город-курорт Анапа принято решение № 262 ««О внесении изменений в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14.11.2013г. № 404 «Об утверждении генерального плана городского округа город-курорт Анапа», которое опубликовано в газете «Анапское Черноморье» № 96 от 30.12.2021г., а также на сайте www.anapa-official.ru.

Таким образом, процедура принятия и опубликования изменений в генеральный план муниципального образования город-курорт Анапа соблюдена, проведены общественные обсуждения, решение об утверждении изменений в генеральный план принято на сессии Совета муниципального образования город-курорт Анапа, решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 28.12.2021 г. № 262 опубликовано в официальном печатном издании.

В силу статьи 31 ГрК РФ решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.

Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия), которая может выступать организатором общественных обсуждений или публичных слушаний при их проведении.

Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению.

Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку.

Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.

Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.

Продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта.

Согласно положениям статьи 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки (далее также - ПЗЗ) осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 ГрК РФ, в соответствии с порядком подготовки проекта правил землепользования и застройки и порядком утверждения правил землепользования и застройки.

В случае подготовки изменений в ПЗЗ в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, общественные обсуждения или публичные слушания по внесению изменений в ПЗЗ проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент. В этих случаях срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний не может быть более чем один месяц.

Согласно статье 33 ГрК РФ основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки является несоответствие генеральному плану.

Проект ПЗЗ разработан администрацией города-курорта Анапы на основании постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 31.01.2022 г. № 161 «О подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа».

Сообщение о принятии решения о подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки опубликовано в газете «Анапское Черноморье» от 03.02.2022 г. № 7 и размещено на официальном сайте администрации.

На основании постановления администрации муниципального образования г-к. Анапа от 09.03.2022 г. № 459 «О назначении общественных обсуждений по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа» в газете «Анапское Черноморье» от 10.03.2022 г. № 16 и на официальном сайте администрации МО в разделе «Градостроительная деятельность» опубликовано оповещение о начале общественных обсуждений.

По итогам обсуждений 04.05.2022 г. подписан протокол общественных обсуждений.

Заключение о результатах общественных обсуждений по предложениям и замечаниям заинтересованных лиц, прошедших идентификацию в период, установленный в оповещении с 18 марта по 01 апреля 2022 года, подписано 06.05.2022 г.

Заключение о результатах проведения общественных обсуждений по проекту правил опубликовано в газете «Анапское Черноморье» от 17.05.2022 г. № 33.

В материалы дела представлены положительные заключения по проекту внесения изменений в ПЗЗ управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края, министерства природных ресурсов Краснодарского края, управления инвестиций и перспективного развития администрации муниципального образования г-к. Анапа. Проект прошел антикоррупционную экспертизу правового управления администрации муниципального образования г-к. Анапа, Анапской межрайонной прокуратуры.

Решение Совета от 28.07.2022 г. № 351 «О внесении изменения в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 26.12.2013 г. № 424 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа» в правила землепользования и застройки» опубликовано в газете «Анапское Черноморье» 02.08.2022 г. № 54.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу, что оспариваемые решения Совета муниципального образования город-курорт Анапа являются нормативными правовыми актами, изданными полномочным органом местного самоуправления, принятыми с соблюдением процедуры принятия таких актов и опубликованными (обнародованными) надлежащим образом в установленном порядке.

Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемых нормативных правовых актов законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд установил следующие обстоятельства.

Как усматривается из материалов дела, административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером ........, общей площадью ................ кв.м, категория земель: ................, вид разрешенного использования: ................, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: ............, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 15 февраля 2023 года № КУВИ-001/2023-37774390.

Данный земельный участок приобретен административным истцом 25 июня 2021 года, что подтверждается представленной в материалы дела копией договора купли-продажи.

Ранее земельный участок с кадастровым номером ........ располагался в функциональной зоне ................ имел вид разрешенного использования – ................

За время, прошедшее с момента утверждения прежней редакции генерального плана городского округа город-курорт Анапа (14.11.2013 г.), внесены ряд существенных изменений в градостроительное и земельное законодательство Российской Федерации.

Так, согласно части 4 статьи 23 ГрК РФ, положение о территориально планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.

В силу части 8 статьи 23 ГрК РФ, в материалах по обоснованию генерального плана в виде карт отображаются границы лесничеств, а также особо охраняемых природных территорий регионального, местного значения.

Также установлены требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 09 января 2018 года № 10.

Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 09 марта 2022 года № 459 назначены общественные обсуждения по проекту внесения изменений в правила, срок проведения общественных обсуждений с 10 марта 2022 года.

В ходе общественных обсуждений в комиссию поступило предложение (замечание) ФИО1 о сохранении территориальной зоны «Зона застройки индивидуальными жилыми домами» для земельного участка с кадастровым номером ........

Комиссией данное предложение (замечание) отклонено в связи с несоответствием испрашиваемой территориальной зоны функциональному зонированию, установленному в генеральном плане.

При принятии данного решения комиссией также учитывалось, что в ходе разработки генерального плана профессором кафедры геоэкологии и природопользования Кубанского государственного университета, заслуженным экологом Кубани ФИО7 проведены исследований территории долины р. Сукко, в том числе подсчитан ущерб, причиненный хозяйственной и иной деятельностью объектам животного и растительного мира.

При проведении исследований, включающих в себя, в том числе, и выше обозначенный земельный участок выявлено, что на данной территории произрастают редкие виды растений, занесенные в Красную книгу Российской Федерации, а также в Красную книгу Краснодарского края.

Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен как один из основных принципов земельного законодательства, принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

Таким образом, осуществление строительной деятельности в границах указанной территории может нанести существенный ущерб окружающей среде.

Данные обстоятельства подтверждаются представленным в материалы дела «Отчетом по проведенным исследованиям территории долины р. Сукко» (том 3, листы дела 194 – 265).

Заключение о результатах общественных обсуждений по проекту внесения изменений в правила опубликовано в газете «Анапское Черноморье» 17.05.2022 г. № 33 и размещено на официальном сайте администрации муниципального образования город-курорт Анапа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Градостроительная деятельность».

В связи с изложенным, в генеральном плане, измененном решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 28 декабря 2021 года № 262, земельный участок с кадастровым номером ........ отнесен к планируемой функциональной зоне «Зона озелененных территорий общего пользования».

Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 28.07.2022 г. №351 «О внесении изменения в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 26.12.2013 г. №424 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа» утверждены изменение в Правила.

Доводы административного искового заявления относительного того, что указанное зонирование в отношении земельного участка с кадастровым номером ........ нарушает права административного истца, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 263 ГрК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ установлено, что земли делятся по целевому назначению на категории, и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и из разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Предусмотренное подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 ЗК РФ право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Согласно части 4 статьи 9 ГрК РФ не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в целях размещения объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 кодекса, объектов регионального значения, объектов местного значения и о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов, если размещение указанных объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 кодекса, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований, а также о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района в случае перевода земель или земельных участков, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую).

Таким образом, установление соответствующих видов функционального зонирования генерального плана направлено на обеспечение возможности развития территории, а отсутствие обозначения указанных объектов местного значения приведет к невозможности впоследствии изъятия указанных участков для муниципальных нужд и обеспечения населения гарантируемыми законодательством благоприятными условиями проживания.

В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 1 ГрК РФ, градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципального образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; территориальные зоны - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.

Как следует из пункта 5 статьи 1 ГрК РФ, функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение. Положения Градостроительного кодекса РФ закрепляют принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).

В силу части 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством, правилами землепользования и застройки.

Учитывая вышеизложенное, оспариваемые в части решения не противоречат нормам Гражданского кодекса, Градостроительного кодекса и Земельного кодекса Российской Федерации, а то обстоятельство, что данными актами в дальнейшем могут ограничиваться права собственника земельного участка, не является основанием для признания их недействующими в части или полностью.

Кроме того, согласно пункту 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.

Принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, определен частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ.

В соответствии с генеральным планом городского округа город-курорт Анапа, утвержденным оспариваемым решением Совета, земельный участок с кадастровым номером ........ расположен в зоне озелененных территорий общего пользования.

Согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным оспариваемым решением Совета, указанный участок расположен в зоне озелененных территорий общего пользования (Р1).

Участок расположен на территории долины реки Сукко, где произрастают редкие виды растений, занесенные в Красную книгу Российской Федерации, а также в Красную книгу Краснодарского кая.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется при их несоответствии генеральному плану муниципального образования.

В данном случае территориальное зонирование земельного участка административного истца соответствует той функциональной зоне, которая определена генеральным планом города-курорта Анапы.

Вопреки доводам административного искового заявления, градостроительное зонирование, установленное в отношении принадлежащего истцу земельного участка, в полной мере отвечает требованиям нормативно-правовых актов, имеющим большую юридическую силу. Административный ответчик исходил из необходимости обеспечения комплексного развития территории муниципального образования город-курорт Анапа на основе соблюдения базовых принципов законодательства о градостроительной деятельности, закрепленных в статье 2 ГрК РФ и других нормативных правовых актов.

Кроме того, в соответствии с частью 12 статьи 9 ГрК РФ, утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

Также, в соответствиями с разъяснениями, данными Верховным Судом Российской Федерации в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам от 27 апреля 2017 года (дело № 9-АПГ17-3), действующее градостроительное законодательство не содержит требований, обязывающих органы государственной власти определять функциональные зоны в генеральном плане исключительно в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее развитие в будущем.

В силу требований части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно пункту 2 части 2 указанной статьи административный истец обязан подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.

Между тем, административным истцом не приведено доказательств, подтверждающих нарушение его законных прав и интересов.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 к Совету муниципального образования город-курорт Анапа о признании недействующими в части решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 28.12.2021 № 262 «О внесении изменений в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14.11.2013 № 404 «Об утверждении генерального плана городского округа город-курорт Анапа», решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 28.07.2022 № 351 «О внесении изменения в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 26.12.2013 № 424 «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 28 сентября 2023 года.

Судья Краснодарского краевого суда К.В. Лободенко