Дело № 3а-409/2016
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Нижний Новгород «22» июня 2016 года
Нижегородский областной суд в составе:
председательствующего судьи Сорокина М.С.,
при секретаре судебного заседания Обалине В.С.,
с участием: представителя ФИО2 ФИО7 – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 ФИО8 об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО2 обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит:
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 586 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: скверы, газоны, цветники, расположенного по адресу ФИО3<адрес>, уч. 5/7, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 ноября 2013 года в размере № рублей;
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 970 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: гостиница, расположенного по адресу ФИО3<адрес>, уч. 5/2, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 ноября 2013 года в размере №;
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 730 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: гостиница, расположенного по адресу ФИО3<адрес>, уч. 5/3, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 ноября 2013 года в размере №
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 460 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: гостиница, расположенного по адресу <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 ноября 2013 года в размере № рублей;
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 198 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: гостиница, расположенного по адресу ФИО3<адрес>, уч. 5/8, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 ноября 2013 года в размере №
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 822 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: гостиница, расположенного по адресу ФИО3<адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 ноября 2013 года в размере №
В обоснование заявленных требований ФИО2 указала на то, что является собственником вышеназванных земельных участков, кадастровая стоимость которых, определенная по состоянию на 01 ноября 2013 года на основании постановления Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 № 863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области», примерно в 3 раза превышает их реальную рыночную стоимость, размер которой определен в отчете об оценке ООО «Приволжский центр судебных экспертиз» от 08 июня 2015 года № 97.
Правительство Нижегородской области представило отзыв, в котором указало, что результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Земельным кодексом РФ, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316, и Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 № 39.
В судебном заседании представитель ФИО2 – ФИО1 просила заявленные требования удовлетворить.
В судебное заседание представители Правительства Нижегородской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», администрации городского округа город Выкса Нижегородской области не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 КАС РФ, о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки суду не сообщили.
Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Выслушав объяснения ФИО1, обсудив доводы административного искового заявления, письменной позиции административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса РФ, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В силу требований ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
В соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
Статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что кадастровый учет осуществляется, среди прочего, в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п.п. 7, 10 - 21, 25 - 29 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости (ч. 1). Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости (ч. 4).
Согласно п.п. 1, 2, 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как установлено ст. 390 Налогового кодекса РФ, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу положений ст. 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со ст. 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу положений ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей. Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Как установлено ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 № 863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель населенных пунктов Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года (Приложение 1), утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года, необходимые для определения кадастровой стоимости ранее не учтенных земельных участков, выявляемых ранее учтенных земельных участков, а также в случае внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик земельных участков (Приложение 2), утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по муниципальным районам (городским округам) в разрезе населенных пунктов, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года (Приложение 3), утверждены обобщенные (минимальные, средние, максимальные) показатели результатов расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года (Приложение 4), установлено, что расчет кадастровой стоимости земель населенных пунктов Нижегородской области по земельным участкам, кадастровым кварталам, населенным пунктам и муниципальным районам (городским округам) осуществляется по группам в соответствии с видом разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области (Приложение 5), установлено, что кадастровая стоимость земельных участков улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков, земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережных устанавливается равной одному рублю за земельный участок.
Из материалов дела следует, что ФИО2 является собственником земельных участков:
с кадастровым номером №, площадью 586 +/- 8 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: скверы, газоны, цветники, расположенного по адресу ФИО3<адрес>, уч. 5/7;
с кадастровым номером №, площадью 970 +/- 14 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: гостиница, расположенного по адресу ФИО3<адрес>, уч. 5/2;
с кадастровым номером №, площадью 730 +/- 9 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: гостиница, расположенного по адресу ФИО3<адрес>, уч. 5/3;
с кадастровым номером №, площадью 460 +/- 8 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: гостиница, расположенного по адресу ФИО3<адрес>, уч. 5/1;
с кадастровым номером № площадью 198 +/- 5 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: гостиница, расположенного по адресу ФИО3<адрес>, уч. 5/8;
с кадастровым номером №, площадью 822 +/- 10 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: гостиница, расположенного по адресу ФИО3<адрес>.
Следовательно, ФИО2, права и обязанности которой как плательщика земельного налога затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, на основании которой определяется налоговая база по земельному налогу на принадлежащие ей земельные участки, является в силу положений ст.ст. 65, 66 Земельного кодекса РФ, ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» надлежащим административным истцом, имеющим право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости принадлежащих ей земельных участков.
Материалами дела подтверждается, что ФИО2 09 декабря 2015 года обращалась в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных земельных участков по основанию установления в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости на 01 ноября 2013 года с предоставлением всех необходимых для этого документов. Указанное заявление ФИО2 решением комиссии от 23 декабря 2015 года № 1081/2016 было отклонено.
Согласно информации ФГБУ «ФКП Росреестра», сведения о земельных участках были внесены в государственный кадастр недвижимости:
11 июня 2009 года (земельные участки с кадастровыми номерами №
06 августа 2009 года (земельный участок с кадастровым номером №
22 января 2013 года (земельный участок с кадастровым номером №
Впоследствии в государственный кадастр недвижимости были внесены изменения относительно качественных характеристик (вида разрешенного использования - с «гостиница» на «скверы, газоны, цветники») земельного участка с кадастровым номером №, которые повлекли изменение его кадастровой стоимости с № на №, что подтверждается актом определения кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ.
Какие-либо изменения в сведения по иным спорным земельным участкам, а также по земельному участку с кадастровым номером 52:52:0010710:54 (после ДД.ММ.ГГГГ) вследствие изменения их количественных или качественных характеристик, повлекшие за собой изменение кадастровой стоимости, в государственный кадастр недвижимости не вносились.
По делу установлено, что спорные земельные участки включены в перечень земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель населенных пунктов Нижегородской области, результаты государственной кадастровой оценки которых, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года, утверждены постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 № 863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области», их кадастровая стоимость определена в размере:
земельный участок с кадастровым номером №
земельный участок с кадастровым номером №
земельный участок с кадастровым номером №
земельный участок с кадастровым номером №
земельный участок с кадастровым номером 52№
земельный участок с кадастровым номером №
Вместе с тем, как указано выше, 18 августа 2015 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 52:52:0010710:54 была изменена, определена на основании удельных показателей кадастровой стоимости земель по муниципальным районам (городским округам) в разрезе населенных пунктов (Приложение 2 к постановлению Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 № 863) и составила 134,78 рублей.
Из указанного следует, что юридически значимой датой, по состоянию на которую в рамках настоящего дела подлежит установлению рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами №, является 01 ноября 2013 года (ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), а земельного участка с кадастровым номером № 18 августа 2015 года (ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, ФИО2 представила в суд отчет об оценке оценщика ООО «Приволжский центр судебных экспертиз» ФИО5 от 08 июня 2015 года № 97, в соответствии с которым рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01 ноября 2013 года составляет:
земельный участок с кадастровым номером №
земельный участок с кадастровым номером №
земельный участок с кадастровым номером №
земельный участок с кадастровым номером №
земельный участок с кадастровым номером №
земельный участок с кадастровым номером №
Также административным истцом представлено положительное экспертное заключение экспертного совета Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Национальная коллегия специалистов-оценщиков» от 12 октября 2015 года № 150625-0719-52, из которого следует, что отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, рыночная стоимость объектов оценки, определенная оценщиком в отчете, подтверждается настоящей экспертизой отчета об оценке.
Разрешая требования ФИО2 об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 52:52:0010710:54 в размере его рыночной стоимости, суд приходит к следующему.
В представленных административным истцом доказательствах, включая отчет об оценке оценщика ООО «Приволжский центр судебных экспертиз» ФИО5 от 08 июня 2015 года № 97 и положительное экспертное заключение экспертного совета Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Национальная коллегия специалистов-оценщиков» от 12 октября 2015 года № 150625-0719-52, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № (исходя из вида разрешенного использования – «гостиница») определена по состоянию на дату массовой оценки – 01 ноября 2013 года, а не на юридически значимую дату (дату внесения в государственный кадастр недвижимости изменений относительно качественных характеристик указанного земельного участка, которые повлекли изменение его кадастровой стоимости) – 18 августа 2015 года.
Следовательно, вышеназванные отчет об оценке и положительное экспертное заключение не является надлежащими доказательствами, подтверждающими достоверность итоговой величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере № рублей, тем более что определенная на 18 августа 2015 года кадастровая стоимость данного земельного участка (исходя из вида разрешенного использования – «скверы, газоны, цветники») составляет 134,78 рублей.
При таких обстоятельствах, поскольку ФИО2 не представлено суду доказательств, отвечающих принципам относимости, допустимости и достоверности, совокупность которых подтверждала бы рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером № (исходя из вида разрешенного использования «скверы, газоны, цветники», который указан в просительной части административного искового заявления) по состоянию на юридически значимую дату, а дата 01 ноября 2013 года, по состоянию на которую по заданию административного истца произведена оценка его рыночной стоимости, таковой применительно к земельному участку с кадастровым номером № является, в удовлетворении требований ФИО2 об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, площадью 586 +/- 8 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: скверы, газоны, цветники, расположенного по адресу ФИО3<адрес>, уч. 5/7, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 ноября 2013 года в размере № рублей надлежит отказать.
Разрешая требования ФИО2 об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами № в размере их рыночной стоимости, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что представленный административным истцом отчет об оценке (применительно к вышеназванным земельным участкам) соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 297, Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 298, Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 299, Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 25.09.2014 № 611, содержит подробное описание объектов оценки, анализ рынка объектов оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость, описание процесса оценки объекта оценки в части применения подхода (подходов) к оценке. Выводы оценщика, отвечающего требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам, включенного в реестр членов Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Национальная коллегия специалистов-оценщиков», имеющего соответствующие диплом и стаж работы в оценочной деятельности, застраховавшего гражданскую ответственность, сделаны на основе метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода к оценке, применение которого суд находит обоснованным, с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемыми объектами сегменту рынка и сопоставимы с ними по ценообразующим факторам, с применением корректирующих коэффициентов (скидка на торг, поправка на наличие электроснабжения, поправка на наличие газоснабжения, поправка на наличие водоснабжения и канализации, поправка на масштаб). По мнению суда, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов оценщиком произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.
При таких обстоятельствах оснований не доверять отчету об оценке оценщика ООО «Приволжский центр судебных экспертиз» ФИО5 от 08 июня 2015 года № 97, а также положительному экспертному заключению экспертного совета Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Национальная коллегия специалистов-оценщиков» от 12 октября 2015 года № 150625-0719-52, соответствующим применительно к вышеназванным земельным участкам требованиям ст.ст. 11, 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», у суда не имеется.
Доказательств, опровергающих достоверность определенной оценщиком итоговой величины рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №, лицами, участвующими в деле, не заявлявшими ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы, в порядке ст.ст. 62, 63, 247 КАС РФ не представлено и в материалах дела не имеется.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ и установив по результатам такой оценки, что отчет об оценке оценщика ООО «Приволжский центр судебных экспертиз» ФИО5 от 08 июня 2015 года № 97 и положительное экспертное заключение экспертного совета Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Национальная коллегия специалистов-оценщиков» от 12 октября 2015 года № 150625-0719-52 отвечают применительно к обстоятельствам настоящего дела критериям относимости, допустимости и достоверности, что они подтверждают достоверность заявленной итоговой величины рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами № по состоянию на юридически значимую дату – на 01 ноября 2013 года, суд, руководствуясь приведенными выше положениями нормативных правовых актов, приходит к выводу о том, что требования ФИО2 об установлении кадастровой стоимости вышеназванных земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 01 ноября 2013 года в заявленном административным истцом размере подлежат удовлетворению.
То обстоятельство, что решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области от 23 декабря 2015 года № 1081/2015 заявление ФИО2 об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости было отклонено, а их кадастровая стоимость была оставлена без изменения, само по себе не может свидетельствовать об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца в рамках настоящего дела, по которому вышеназванное решение комиссии предметом рассмотрения не является, притом что судом, оценившим представленные в материалы дела доказательства, включая свидетельские показания и письменные пояснения по отчету об оценке оценщика ФИО5, в их совокупности, при проверке вышеназванного отчета об оценке на соответствие требованиям ст. 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального стандарта оценки Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 299, Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 25.09.2014 № 611, нарушений предусмотренных ими требований не установлено.
Суд полагает, что оформление и содержание отчета об оценке оценщика ООО «Приволжский центр судебных экспертиз» ФИО5 от 08 июня 2015 года № 97 соответствует требованиям ст. 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а равно требованиям вышеназванных ФСО, поскольку в нем присутствуют ссылки на источники информации, используемой в отчете, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток, а нарушений правил анализа рынка для объекта оценки и правил отбора объектов-аналогов не установлено, притом что представленные в материалы настоящего дела справки о коммуникациях, имевшихся на объектах оценки на 01 ноября 2013 года, информацию по данному вопросу, изложенную в отчете об оценке, подтверждают.
Не свидетельствуют об обратном и не могут повлечь отказ в удовлетворении требований ФИО2 в данной части доводы Правительства Нижегородской области о том, что установленные Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 № 863 результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Земельным кодексом РФ, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316, и Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 № 39, поскольку основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объектов недвижимости, в данном случае - в отношении находящихся в собственности у ФИО2 земельных участков их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость (ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), при определении которой кадастровая стоимость земельных участков устанавливается равной их рыночной стоимости (ст. 66 Земельного кодекса РФ).
В п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Учитывая изложенное, в резолютивную часть решения подлежит включению дата подачи ФИО2 заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, которая соответствует дате ее обращения с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, то есть 09 декабря 2015 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 176, 180 КАС РФ, Нижегородский областной суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ФИО2 № об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости – удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 970 +/- 14 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: гостиница, расположенного по адресу ФИО3<адрес>, уч. 5/2, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 ноября 2013 года в размере №.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 730 +/- 9 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: гостиница, расположенного по адресу ФИО3<адрес>, уч. 5/3, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 ноября 2013 года в размере №
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 460 +/- 8 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: гостиница, расположенного по адресу ФИО3<адрес>, уч. 5/1, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 ноября 2013 года в размере №
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 198 +/- 5 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: гостиница, расположенного по адресу ФИО3<адрес>, уч. 5/8, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 ноября 2013 года в размере №
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 822 +/- 10 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: гостиница, расположенного по адресу ФИО3<адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 ноября 2013 года в размере №
В удовлетворении требований ФИО2 ФИО9 об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, площадью 586 +/- 8 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: скверы, газоны, цветники, расположенного по адресу <...> уч. 5/7, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 ноября 2013 года в размере № - отказать.
Датой подачи заявления ФИО2 о пересмотре кадастровой стоимости считать 09 декабря 2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья областного суда М.С. Сорокин
Решение в окончательной форме принято 23 июня 2016 года