ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-40/17 от 12.09.2017 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 сентября 2017 года г. Абакан

дело № 3а-40/2017

Верховный Суд Республики Хакасия,

в составе председательствующего Вениченко О.В.,

при секретаре Бедненко И.Г.,

с участием прокурора Пименовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям ФИО1 к Совету депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия о признании недействительными решений Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 2 марта 2017 г. № 36 «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Калининского сельсовета Республики Хакасия» и от 6 апреля 2017 г. № 46 «О внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Калининского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Верховный Суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением об оспаривании решений Совета депутатов Усть-Абаканского района от 2 марта 2017 г. № 36 «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Калининского сельсовета Республики Хакасия» (далее – решение от 2 марта 2017 г. № 36) и от 6 апреля 2017 г. № 46 «О внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Калининского сельсовета «Усть-Абаканского района Республики Хакасия» (далее – решение от 6 апреля 2017 г. № 46).

Свои требования мотивировала тем, что в нарушение части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) Генеральный план Калининского сельсовета утвержден органом местного самоуправления района, а не поселения. Кроме того, в нарушение статей 24, 25, 28 ГрК РФ не была соблюдена процедура согласования Генерального плана. На официальной сайте администрации Усть-Абаканского района не было полной информации о подготовке, порядке согласования Генерального плана, о проведении публичных слушаний, отсутствуют протоколы публичных слушаний, отсутствует заключение Правительства Республики Хакасия о согласовании Генерального плана. Принятие указанных нормативных правовых актов с нарушением действующего законодательства нарушает права административного истца на проживание в экологически безопасных, комфортных условиях, на предоставление информации о градостроительной деятельности и на участие в публичных слушаниях.

Просила признать недействительным с момента принятия решение Совета депутатов Усть-Абаканского района от 2 марта 2017 г. № 36 «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Калининского сельсовета Республики Хакасия» и Генеральный план муниципального образования Калининский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия, утвержденный указанным решением, а также признать недействительным с момента принятия решение Совета депутатов Усть-Абаканского района от 6 апреля 2017 г. «О внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Калининского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия».

Определением судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 26 июня 2017 г. административный иск в части требований о признании недействительным с момента принятия решения от 6 апреля 2017 г. № 46 возвращен административному истцу.

Кроме того, ФИО1 обратилась с административным исковым заявлением о признании недействительным с момента принятия решения Совета депутатов Усть-Абаканского района от 6 апреля 2017 г. № 46 «О внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Калининского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия», указывая, что в нарушение части 1 статьи 24 ГрК РФ решение о внесении изменений в Генеральный план Калининского сельсовета утверждено органом местного самоуправления района, а не поселения. Кроме того, в нарушение статей 24, 25, 28 ГрК РФ не была соблюдена процедура согласования Генерального плана, не проведены публичные слушания.

Принятие указанного нормативного правового акта с нарушением действующего законодательства нарушает права административного истца на проживание в экологически безопасных, комфортных условиях, на предоставление информации о градостроительной деятельности и на участие в публичных слушаниях.

Определением судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 21 июля 2017 г. дела по указанным административным исковым заявлениям ФИО1 соединены в одно производство.

Определениями от 11 июля 2017 г. и от 1 августа 2017 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МО Калининский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия в лице администрации Калининского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия и ФИО2

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 и заинтересованного лица ФИО2 ФИО3 ОАО, действующий на основании доверенностей от 15 июня 2017 г. и от 31 июля 2017 г., требования административного искового заявления поддержал, уточнив их просил признать Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования Калининский сельсовет Усть-Абаканского района, утвержденные решением Совета депутатов Усть-Абаканского района от 2 марта 2017 г. № 36, а также изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования Калининский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия, утвержденные решением Совета депутатов Усть-Абаканского района от 6 апреля 2017 г. № 46 недействительными с момента принятия. Дополнительно к доводам, изложенным в исковых заявлениях, указал, что Генеральный план (графическая часть), утвержденный Советом депутатов МО Калининский сельсовет в редакции решения от 20 февраля 2015 г. № 8 и в редакции решения Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 30 сентября 2015 г. № 50, отличается от Генерального плана (графическая часть), утвержденного решением Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 2 марта 2017 г. № 36, по проекту которого публичные слушания не проводились. По проекту Правил землепользования и застройки также публичные слушания не проводились. При утверждении спорных решений было нарушено право ФИО1, являющейся собственником жилого дома в селе Калинино, на участие в решении вопросов застройки и благоустройства поселения путем участия в публичных слушаниях по проекту Генерального плана и Правил землепользования и застройки.

Представитель административного ответчика Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия и заинтересованного лица администрации МО Калининский сельсовет ФИО4, действующий на основании доверенностей от 5 июля 2017 г и от 17 июля 2017 г., требования административного искового заявления не признал, поддержал доводы письменных отзывов на административное исковое заявление, в которых указал, что спорные нормативные правовые акты были приняты в пределах компетенции Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия и опубликованы в установленном порядке. Генеральный план и Правила землепользования и застройки Калининского сельсовета, утвержденные решением Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 2 марта 2017 г. № 36, полностью соответствуют Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки Калининского сельсовета, ранее утвержденным решением Совета депутатов Калининского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 19 декабря 2017 г. № 37 с последующими изменениями, которые, в свою очередь, были отменены, поэтому необходимости в проведении публичных слушаний не имелось. Спорное решение от 2 марта 2017 г. № 36 принималось в связи с изменением правового регулирования. Статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов и правил землепользования и застройки поселений отнесено к вопросам местного значения муниципальных районов, а не сельских поселений. Публичные слушания по вопросу внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Калининского сельсовета, утвержденных решением Совета депутатов Усть-Абаканскооо района Республики Хакасия от 6 апреля 2017 г. № 46, проводились в установленном порядке. Полагал, что права ФИО1 нарушены не были, поскольку она не проживает в селе Калинино, и просил в удовлетворении требований административных исков отказать.

Прокурор Пименова Е.А. в своём заключении указала, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, исследовав административные исковые заявления с уточнениями к ним и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

Согласно пункту 20 части 1, частям 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 32, статье 33 ГрК РФ утверждение генеральных планов сельского поселения, правил землепользования и застройки, внесение в них изменений являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В муниципальном образовании Усть-Абаканский район Республики Хакасия органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по утверждению генеральных планов сельского поселения, правил землепользования и застройки, внесению в них изменений в соответствии с пунктом 44 части 1 статьи 5, пунктом 6 части II, пункту 1 части III статьи 23 Устава муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия является Совет депутатов Усть-Абаканского района.

В соответствии пунктами 2 и 5 статьи 2 Устава муниципального образования Калининский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия данное муниципальное образование наделено статусом сельского поселения, которое входит в состав Усть-Абаканского района Республики Хакасия.

Решением Совета депутатов Усть-Абаканского района от 2 марта 2017 г. № 36 утверждены Генеральный план и Правила землепользования и застройки Калининского сельсовета.

Решением Совета депутатов Усть-Абаканского района от 6 апреля 2017 г. № 46 в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Калининского сельсовета внесены изменения: в части изменения вида и границ части территориальной зоны Р5 (зона парков и скверов) на зону ОД (общественно-деловая зона) земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, <...>; часть III Правил землепользования и застройки Калининского сельсовета изложена в новой редакции.

Вышеуказанные решения опубликованы в издании «Усть-Абаканские известия» от 10 марта 2017 г. № 11 и от 7 апреля 2017 г. «Спецвыпуск», соответственно, и являются нормативными правовыми актами.

В нарушение пунктов 2 и 4 статьи 67 Устава муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия в полном объеме вышеуказанные нормативные правовые акты в газете «Усть-Абаканские известия» не публиковались. Полностью указанные нормативные правовые акты размещены только на сайте администрации Усть-Абаканского района.

ФИО1 является собственником земельного участка и находящейся на нем части жилого дома , расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 25 декабря 2010 г. и .

В силу пунктов 1, 2, 4, 5 и 6 статьи 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, в том числе, обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Генеральный план и Правила землепользования и застройки Калининского сельсовета с внесенными в них изменениями, утвержденные решениями Совета депутатов Усть-Абаканского района от 2 марта 2017 г. № 36 и от 6 апреля 2017 г. № 46, затрагивают права и законные интересы ФИО1, как собственника расположенной на территории сельского поселения части жилого дома, поскольку, как следует из вышеуказанных принципов градостроительного законодательства, уполномоченные органы муниципальных образований при разработке и утверждении документов территориального планирования должны обеспечить комплексное развитие территории с учетом обеспечения комфортных и благоприятных условий проживания, согласования общественных и частных интересов в указанной области.

В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подготовка генерального плана и правил землепользования и застройки поселения, в том числе подготовка внесения в них изменений, предусматривает осуществление ряда последовательных процедур, в частности обязательное рассмотрение проекта генерального плана и правил землепользования и застройки (проекта внесения в них изменений) на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 ГрК РФ (часть 11 статьи 24, части 12, 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 ГрК РФ) и уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (часть 2 статьи 28 ГрК РФ).

Согласно статье 5 ГрК РФ физические лица являются субъектами градостроительных правоотношений, право на участие в которых реализуется через предусмотренную градостроительным законодательством процедуру проведения публичных слушаний при принятии государственными органами и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права граждан, в том числе при осуществлении ими мероприятий по территориальному планированию поселения.

В силу части 12 статьи 31, частей 5, 6 статьи 28 ГрК РФ в целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана, проекта правил землепользования и застройки уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, правил землепользования и застройки, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана, правил землепользования и застройки на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.

Участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, проекта правил землепользования и застройки для включения их в протокол публичных слушаний.

В нарушение указанных требований федерального законодательства по проектам Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования Калининский сельсовет, утвержденных решением Совета депутатов Усть-Абаканского района от 2 марта 2017 г. № 36, публичные слушания не проводились.

Доводы представителя административного ответчика о том, что утверждение Генерального плана и Правил землепользования и застройки связано только с изменением вопросов местного значения сельского поселения и муниципального района и публичные слушания проводились ранее при утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки решением Совета депутатов муниципального образования Калининский сельсовет от 19 декабря 2012 г. № 37, не могут быть приняты во внимание, поскольку процедура разработки и утверждения генерального плана и правил землепользования и застройки, предусмотренная статьями 23-25, 28, 31-33 ГрК РФ, не содержит исключений, предусматривающих их утверждение без организации и проведения публичных слушаний.

Кроме того, не нашли своего подтверждения и доводы о соответствии Генерального плана и Правил землепользования и застройки, ранее действовавших в муниципальном образовании Калининский сельсовет, и Генерального плана и Правил землепользования и застройки, утвержденных решением от 2 марта 2017 г. № 36.

Сопоставление Генерального плана, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Калининский сельсовет от 19 декабря 2012 г. № 37, с учетом внесенных в него изменений решениями Совета депутатов муниципального образования Калининский сельсовет от 20 февраля 2015 г. № 8 и Советом депутатов Усть-Абаканского района от 30 сентября 2015 г. № 50 (графическая часть, основной чертеж) с Генеральным планом (графическая часть, основной чертеж), утвержденным решением от 2 марта 2017 г. № 36, свидетельствуют о наличии в них существенных отличий (ранее на чертеже отсутствовали зоны кладбища, парков и скверов, имеются отличия по земельным участкам, отнесенным к деловой зоне, зоне жилой застройки).

Поскольку Генеральный план и Правила землепользования и застройки утверждены с нарушением градостроительного законодательства, не могут быть признаны законными и изменения в них, внесенные решением Совета депутатов Усть-Абаканского района от 6 апреля 2017 г. № 46.

Кроме того, публичные слушания по проекту о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки проводились с нарушением действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 и пунктом 2 статьи 15 Правил землепользования и застройки Калининского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия публичные слушания должны проводиться в соответствии с решением Совета депутатов Калининского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 24 января 2007 г. № 1 «Об утверждении «Положения о порядке организации и проведении публичных слушаний в муниципальном образовании Калининский сельсовет», при этом решение о проведении публичных слушаний должен принимать глава поселения.

В нарушение указанного публичные слушания по проекту были назначены постановлением главы Усть-Абаканского района от 26 октября 2016 г. № 1173-п.

При этом, несмотря на жалобы граждан с. Калинино по вопросам градостроительного планирования, в том числе по вопросу размещения рекреационных зон, постановление о назначении публичных слушаний от 26 октября 2016 г. № 1173-п вместе с пояснительной запиской, размещенные в издании «Усть-Абаканские известия» от 1 ноября 2016 г. № 82, не имели полных сведений о содержании вносимых в Генеральный план и Правила землепользования и застройки изменений, проект которых выносится на публичные слушания.

Так, не была обнародована графическая часть проекта изменений в Генеральный план, позволяющая определить значение изменения границ рекреационной зоны для жителей с. Калинино. Содержание проекта изменений в Правила землепользования и застройки на публичные слушания не выносилось совсем.

В иных формах содержание проекта изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Калининского сельсовета до заинтересованных граждан не доводилось. Тем самым были нарушены требования части 5 статьи 28 ГрК РФ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования Калининский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия, утвержденные решением Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 2 марта 2017 г. № 36, а также изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования Калининский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия, утвержденные решением Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 6 апреля 2017 г. № 46, противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают права и законные интересы административного истца и подлежат признанию недействующими.

В силу положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт полностью или в части не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание, что оспариваемые Генеральный план и Правила землепользования и застройки Калининского сельсовета с внесенными в них изменениями применялись до вынесения решения и на их основе реализовывались права граждан и организаций.

С учётом этого оспариваемые нормативные правовые акты подлежат признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Усть-Абаканские известия».

Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 174-175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Требования административных исковых заявлений удовлетворить.

Признать не соответствующими иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования Калининский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия, утвержденные решением Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 2 марта 2017 г. № 36, а также изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования Калининский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия, утвержденные решением Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 6 апреля 2017 г. № 46.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Усть-Абаканские известия».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в месячный срок со дня составления в мотивированной форме.

Председательствующий Вениченко О.В.

В мотивированной форме решение составлено 15 сентября 2017 г.