ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-40/2018 от 06.03.2018 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дело № 3а-40/2018

г.Улан-Удэ 6 марта 2018 года

Верховный Суд Республики Бурятия в составе:

судьи Назимовой П.С.,

при секретаре Черепановой О.М.,

с участием прокуроров Муравьёва А.К.,ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Совету депутатов муниципального образования сельское поселение «Талецкое» Заиграевского района Республики Бурятия о признании недействующим в части решения от 29 сентября 2009 года № 16 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования сельское поселение «Талецкое»,

установил:

29 сентября 2009 года Совет депутатов муниципального образования сельское поселение «Талецкое» Заиграевского района Республики Бурятия (далее также - МО СП «Талецкое») принял решение № 16 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования сельское поселение «Талецкое» (далее также - решение о принятии Генерального плана, Генеральный план).

Указанный нормативный правовой акт опубликован вместе с графическим материалом на официальном сайте администрации МО СП «Талецкое» в сети Интернет по адресу: талецкое.рф.

Решением Заиграевского районного Совета депутатов муниципального образования «Заиграевский район» от 22 сентября 2017 года № 230 в Генеральный план МО СП «Талецкое» внесены изменения.

В состав территории МО СП «Талецкое» входят земли единственного населённого пункта п. Нижние Тальцы (статья 10 Закона Республики Бурятия от 31 декабря 2004 года № 985-III «Об установлении границ, образовании и наделении статусом муниципальных образований в Республике Бурятия»).

Федеральное агентство лесного хозяйства (далее также - Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим с момента принятия решение Совета депутатов МО СП «Талецкое» от 29 сентября 2009 года № 16 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования сельское поселение «Талецкое» в части включения в границы муниципального образования сельское поселение «Талецкое» Заиграевского района Республики Бурятия лесного участка, расположенного на землях лесного фонда: Республика Бурятия, Заиграевский район, Заиграевское лесничество, СПК «Талецкий», а именно: в границы <...>.

Требования основаны на том, что указанный лесной участок находится в собственности Российской Федерации, является ранее учтённым объектом недвижимости с границами, определёнными материалами лесоустройства. По результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы сельского поселения, определённые основным чертежом генерального плана, установлено включение в границы МО СП «Талецкое» земель лесного фонда. Генеральный план в части включения в границы муниципального образования лесного участка принят с нарушением положений части 8 статьи 24 и пункта 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ, так как не было обеспечено обязательное согласование проекта генерального плана с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Несоблюдение установленной законом процедуры согласования с Российской Федерацией как собственником земель лесного фонда перевода лесных участков в земли населённых пунктов влечёт нарушение прав и законных интересов Российской Федерации и лиц, использующих леса.

В судебном заседании представитель Федерального агентства лесного хозяйства ФИО4 требования поддержала.

Представитель административного ответчика Совета депутатов МО СП «Талецкое» в суд не явился.

Согласно части 3 статьи 23 Устава МО СП «Талецкое», принятого решением Совета депутатов МО СП «Талецкое» от 11 июня 2013 года № 13 (далее – Устав МО СП «Талецкое»), глава сельского поселения возглавляет Администрацию и исполняет полномочия председателя Совета депутатов поселения.

Решением Совета депутатов МО СП «Талецкое» от 29 декабря 2017 года № 131 принята отставка по собственному желанию главы МО СП «Талецкое» ФИО1 с 31 декабря 2017 года. Этим же решением исполняющим обязанности главы с 1 января 2018 года до вступления в должность вновь назначенного главы назначена ФИО5

Исполняющая обязанности главы МО СП «Талецкое» ФИО5 требования не признала, ссылаясь на то, что спорный земельный участок, включённый в границы сельского поселения, не является лесным участком. Данные земли в 1991-1992 годах были перераспределены между работниками СПК «Талецкое» и переданы в собственность Совета народных депутатов Заиграевского района.

Представитель заинтересованного лица Администрации МО «Заиграевский район» ФИО6 просила требования оставить без удовлетворения. Полагала, что в дело не представлено доказательств того, что лесной участок, о котором указано в административном иске, находится в границах п. Нижние Тальцы. По смыслу статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в новой редакции, которая введена в действие Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ, установлен приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и, соответственно, признание Генеральных планов поселений только по формальным основаниям расположения земель населённых пунктов в границах лесничеств и лесопарков не допускается.

Представитель заинтересованного лица Республиканского агентства лесного хозяйства ФИО7 просил удовлетворить заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Республике Бурятия ФИО8 не возражала против удовлетворения административного иска.

Заинтересованные лица ФГБУ «Рослесинфорг», ТУ Росимущества в Республике Бурятия, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия в суд не явились, о рассмотрении дела надлежаще извещены.

Прокуроры Муравьёв А.К. и ФИО3 полагали, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий Совета депутатов МО СП «Талецкое», с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта и введению его в действие. Вместе с тем, административным ответчиком допущено нарушение процедуры принятия решения об утверждении Генерального плана МО СП «Талецкое», что влечет его недействительность с момента вступления в законную силу судебного решения.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокуроров, суд приходит выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также – ГрК РФ) в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ предусмотрено, что утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с частью 1 статьи 24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Представительным органом муниципального образования сельское поселение «Талецкое» Заиграевского района Республики Бурятия является Совет депутатов поселения (статья 20 Устава МО СП «Талецкое»).

Таким образом, решение от 29 сентября 2009 года № 16 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования сельское поселение «Талецкое» является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом местного самоуправления в области градостроительной деятельности и опубликованным в установленном порядке.

Утверждённым названным решением Генеральным планом установлены границы населённого пункта – п. Нижние Тальцы.

В соответствии с частью 4, пунктами 1 - 3 части 6 статьи 23 ГрК РФ (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого нормативного правового акта) генеральные планы содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы). На картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, отображаются границы поселения, границы населённых пунктов, входящих в состав городского округа, границы земель лесного фонда.

Частью 8 статьи 24 ГрК РФ закреплено, что проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу частей 1, 7, 8 статьи 25 ГрК РФ проект генерального плана подлежал согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации.

Срок согласования проекта генерального плана составлял три месяца со дня направления главой поселения на согласование проекта генерального плана в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

В случае непоступления в установленный срок главе поселения заключения на проект генерального плана от указанного в части 7 статьи 25 ГрК РФ уполномоченного федерального органа исполнительной власти данный проект считался согласованным с таким органом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178 (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого нормативного правового акта) утверждено Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований (далее – Положение о согласовании).

Пунктами 1, 2, подпунктом «а» пункта 5 Положения о согласовании предусматривалась организация согласования проекта генерального плана поселения органом местного самоуправления, являвшимся заказчиком разработки такого проекта, с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, в случае, указанном в части 1 статьи 25 ГрК РФ.

Таким уполномоченным органом в период подготовки Генерального плана МО СП «Талецкое» являлось Министерство регионального развития Российской Федерации (пункт 1 Положения о Минрегионе России, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года № 40).

Как следует из пунктов 4, 6, 10, 11 и 12 Положения о согласовании, Минрегион России был наделён организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений уполномоченных отраслевых органов.

Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года № 283, действовавшим в период подготовки оспариваемого нормативного правового акта, предусматривалось, что Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

Исходя из части 8 статьи 24, части 1 и части 8 статьи 25 ГрК РФ, пунктов 4, 20 и 23 Положения о согласовании, а также с учётом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, закреплённой в определении от 3 февраля 2010 года № 238-О-О, об особом правовом режиме лесного фонда, отсутствие согласования Рослесхозом проекта генерального плана сельского поселения, предусматривающего включение в границы поселения лесных участков, представляет собой существенное нарушение порядка принятия указанного документа территориального планирования.

Судом установлено, что в нарушение правил статьи 25 ГрК РФ проект Генерального плана МО СП «Талецкое» не направлялся на утверждение в Минрегион России, утверждён без согласования с Рослесхозом, что не отрицается стороной административного ответчика.

Из дела видно, что по результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы МО СП «Талецкое», определённых оспариваемым нормативным правовым актом, выявлено включение в границы сельского поселения (п.Нижние Тальцы) лесного участка, находившегося в федеральной собственности и расположенного на землях лесного фонда Заиграевского лесничества Республики Бурятия (СПК «Талецкое», квартал 1 выдел 4).

Из ответа ФГБУ «Рослесинфорг» в адрес Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу от 20 февраля 2017 года № 46 следует, что Бурятским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» проведена работа по графическому совмещению материалов лесоустройства и генерального плана сельского поселения «Талецкое», в ходе чего выявлено пересечение земель лесного фонда.

Из представленной в дело схемы расположения границ населенного пункта п. Нижние Тальцы относительно земель лесного фонда Заиграевского лесничества СПК «Талецкий» (технический участок № 9) видно, что в границах п. Нижние Тальцы находится участок из земель лесного фонда.

По сведениям Государственного лесного реестра лесной участок (технический участок № 9, СПК «Талецкий», квартал 1 выдел 4) входит в состав лесного фонда Заиграевского лесничества, Заиграевского сельского участкового лесничества, и является собственностью Российской Федерации, что подтверждается соответствующей выпиской от 5 февраля 2018 года.

Из утверждённого приказом Республиканского агентства лесного хозяйства от 11 ноября 2014 года № 662 Лесохозяйственного регламента Заиграевского лесничества следует, что технический участок № 9 СПК «Талецкий» включает в себя квартал 1.

Судом установлено, что 26 марта 2008 года за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на лесной участок, категория земель - земли лесного фонда, площадью <...> кв.м., расположенный по адресу: <...>, кадастровый (условный) номер ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права ....

Свидетель ФИО2. показал, что в 2017 году он являлся инженером ФГБУ «Рослесинфорг» и выполнял работы по картографическому наложению материалов лесоустройства на границы населённого пункта п. Нижние Тальцы, установленные Генеральным планом. С помощью программного обеспечения им зафиксированы координаты характерных точек населённого пункта (пересечение дорог, реки, знаки искусственного происхождения), которые затем картографически совмещены с лесоустроительным планшетом, то есть с границами лесного фонда. В результате данных работ было установлено пересечение границы п. Нижние Тальцы с границами лесного фонда Заиграевского лесничества.

Обстоятельства, на которые ссылался бывший сотрудник ФГБУ «Рослесинфорг», подтверждены выполненными им и представленными в материалы дела схемами расположения границ населённого пункта п. Нижние Тальцы относительно земель лесного фонда.

Как следует из пояснений Рослесхоза, специалисты Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» действуют на основании лицензии на осуществление геодезических и картографических работ федерального значения, результаты которых имеют общегосударственное межотраслевое значение. Работы по картографическому наложению границ населённого пункта на земли лесного проводятся по данным материалам ведомственного картографического фонда Рослесхоза и государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Таким образом, доводы Россельхоза о том, что в границы п. Нижние Тальцы Заиграевского района Республики Бурятия вошли земли лесного фонда, находящиеся в собственности Российской Федерации, подтверждаются перечисленными выше доказательствами, а также исследованными судом таксационным описанием лесных участков по Заиграевскому лесничеству, лесоустроительным планшетом.

Доказательств, опровергающих доводы административного истца, в дело не представлено.

Доводы исполняющей обязанности главы МО СП «Талецкое» ФИО5 и представителя Администрации МО «Заираевский район» ФИО6 о невозможности достоверно установить наложение границ населённого пункта и границ лесного участка, подлежат отклонению.

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), в редакции, действовавшей в период подготовки проекта Генерального плана, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Кодекса.

Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади (часть 2 статьи 69 ЛК РФ).

Согласно статье 92 ЛК РФ государственный кадастровый учёт лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ).

Частью 6 статьи 47 Закона № 221-ФЗ предусматривалось, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учёт которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтёнными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учёт участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

В соответствии со статьей 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, в котором содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах.

Местоположение границ земельного участка из состава земель лесного фонда Заиграевского лесничества определено на основе сведений государственного лесного реестра, информации, содержащейся в таксационных описаниях, картах-схемах и в лесоустроительном планшете данного лесничества.

Сведения лесного реестра при разработке оспариваемого Генерального плана МО СП «Талецкое» не использовались, что стороной административного ответчика не оспаривается.

Вопрос же об установлении границ конкретных земельных участков лесного фонда, их точного совпадения с границами населённого пункта, уточнения их местоположения не являются обстоятельствами, подлежащими проверке и исследованию в рамках дела о проверке нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Доводы стороны административного ответчика о том, что спорные земельные участки вблизи п. Нижние Тальцы в 1991-1994 годы были переданы в ведение Онохойского Совета депутатов и данными землями могли пользоваться и распоряжаться органы местного самоуправления, не основаны на законе и материалах дела.

Из материалов лесоустройства следует, что спорный лесной участок по состоянию на 1991 года входил в состав Заиграевского лесничества и принадлежал в силу закона на праве собственности Российской Федерации (статья 8 ЛК РФ).

Доказательств того, что лесные участки согласно установленному законом порядку были переведены из категории земель лесного фонда в категорию земель населённых пунктов либо в иную категорию, не представлено, как и не представлено сведений о том, что лесные участки были переданы из собственности Российской Федерации в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность.

Довод Администрации МО «Заиграевский район» о необходимости применения по настоящему спору положений Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определённой категории земель» является несостоятельным.

Названным Законом, вступившим в силу 11 августа 2017 года, внесены изменения в статью 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Однако данные нормы не подлежат применению в настоящем споре, где предметом проверки является законность нормативного правового акта, принятого в 2009 году. Положения статьи 14 Федерального закона № 172-ФЗ имеют значение при разрешении земельных споров между различными правообладателями земельных участков и не могут быть применены в данном случае.

Таким образом, оценивая представленные в дело доказательства в их совокупности, суд находит установленным факт включения земель лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация, в границы населённого пункта п. Нижние Тальцы МО СП «Талецкое» Заиграевского района Республики Бурятия

Следовательно, решение об утверждении Генерального плана МО СП «Талецкое», принятое административным ответчиком с нарушением установленного порядка согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства о включении в земли населённых пунктов лесных участков, является не действующим в оспариваемой части, как противоречащее приведённым выше нормам федерального законодательства, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.

Согласно положениям пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его не действующим полностью или в части со дня принятия или с иной определённой судом даты.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на его основании были реализованы права граждан и организаций, суд полагает необходимым признать его не действующим в части с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления в законную силу решения суда решение Совета депутатов муниципального образования сельское поселение «Талецкое» Заиграевского района Республики Бурятия от 29 сентября 2009 года № 16 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования сельское поселение «Талецкое» в части включения в границы муниципального образования сельское поселение «Талецкое» Заиграевского района Республики Бурятия лесного участка, расположенного на землях лесного фонда: Республика Бурятия, Заиграевский район, Заиграевское лесничество, СПК «Талецкий», а именно: в границы <...>.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 13 марта 2018 года.

Судья: П.С. Назимова