ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-414/2017 от 30.05.2017 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3а-414/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего Никулиной И.А.

при секретаре Шарафиеве П.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово 30 мая 2017 года административное дело по административному иску Комитета по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа о признании незаконным и отмене решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области в части,

УСТАНОВИЛ:

Комитет по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа (далее – КУМИ Мысковского городского округа) обратился в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене в части решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области, исключении сведений о кадастровой стоимости земельного участка из Единого государственного реестра недвижимости

Требования мотивированы тем, что Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области (далее - Комиссия) необоснованно удовлетворено заявление ООО «Южкузбассбетон» об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере его рыночной <данные изъяты> рублей.

Действительное отличие рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> от его кадастровой стоимости, определенной в размере <данные изъяты> рублей, составляет 92,7%, соответственно, разница между кадастровой стоимостью и рыночной составляет более 30%.

Пунктом 20 Порядка работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 04 мая 2012г. № 263, установлено, что разница между кадастровой и рыночной стоимостью не должна превышать 30%, если имеет место превышение, то комиссия должна отклонить заявление, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение.

Решение Комиссии от <данные изъяты> об удовлетворении заявления ООО «Южкузбассбетон» и установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере рыночной стоимости <данные изъяты> рублей принято в отсутствие положительного экспертного заключения на отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка №<данные изъяты>, в связи с чем не соответствует указанному выше Порядку и действующему законодательству и является незаконным.

Просит решение Комиссии от <данные изъяты> в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, в размере его рыночной стоимости равной <данные изъяты> рублей признать незаконным и отменить; исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об установленной решением Комиссии от <данные изъяты>. № <данные изъяты> кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Представитель административного истца ФИО6, действующий на основании доверенности, выданной председателем КУМИ Мысковского городского округа, от <данные изъяты> в судебное заседание не явился, представил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве административного соистца администрации Мысковского городского округа, а также просил об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью его явки ввиду занятости в другом судебном процессе в Арбитражном суде Кемеровской области. Определением Кемеровского областного суда от 30 мая 2017 года в удовлетворении заявленных ходатайств отказано.

В судебном заседании представитель ООО «Южкузбассбетон» ФИО7., действующий на основании доверенности от 31.10.2016г., возражал против удовлетворения заявленных требований, указывая, что ООО «Южкузбассбетон» является собственником спорного земельного участка и не уплачивает арендные платежи, в связи с чем КУМИ Мысковского городского округа не является лицом, чьи права нарушены оспариваемым решением Комиссии.

Административные ответчики - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области представили письменные возражения, в которых указали, что комиссией не допущено каких-либо нарушений действующего законодательства при принятии оспариваемого решения, заявили о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей (л.д.37-40, л.д. 49-53).

Заинтересованные лица – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области, администрация Мысковского городского округа своих представителей в судебное заседание не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области в письменном отзыве возражает против удовлетворения заявленных требований, поскольку итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «Об оценочной деятельности в РФ», признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное, также просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (л.д.32-33).

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Основания обращения в суд с административным иском об оспаривании решений органов государственной власти, иных органов и организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, определены в части 1 статьи 218 КАС РФ.

Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, в том числе выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Пунктом 10 названной статьи закреплено, что обязанность доказывания обстоятельства нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Исходя из положения пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оспариваемые решения, действия (бездействия) могут быть признаны незаконными, только при условии признания их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Согласно статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков (статья 390 НК РФ).

Судом установлено, и административным истцом не оспаривается, что ООО «Южкузбассбетон» является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, соответственно, плательщиком земельного налога.

Земельным кодексом РФ предусмотрено установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости (ст.ст.65, 66 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с положениями ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, и органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.

Учитывая, что спорный земельный участок находится в собственности ООО «Южкузбассбетон», результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают права и обязанности ООО «Южкузбассбетон», как собственника земельного участка, оплачивающего земельный налог, рассчитанный исходя из кадастровой стоимости земельного участка, и, соответственно, в силу ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» ООО «Южкузбассбетон» вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости.

21 ноября 2016 года с целью определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> ООО «Южкузбассбетон» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.

Заявление ООО «Южкузбассбетон» было удовлетворено, Комиссией принято решение от <данные изъяты> (п.104) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере рыночной <данные изъяты> рублей.

При принятии оспариваемого решения Комиссия руководствовалась представленным заявителем отчетом оценщика КС <данные изъяты> г., согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка определена в размере <данные изъяты> рублей, что составляет 92,7% от его кадастровой стоимости <данные изъяты> рублей, соответственно, разница между кадастровой стоимостью и рыночной составляет более 30%.

Положительного экспертного заключения на отчет оценщика КС <данные изъяты> г. в Комиссию заявителем представлено не было.

Оспаривая решение комиссии № <данные изъяты> г. об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ООО «Южкузбассбетон» земельного участка, КУМИ Мысковского городского округа указывает на незаконность данного решения вследствие принятия его Комиссией при отсутствии положительного экспертного заключения на отчет, не называя при этом, какие права и законные интересы административного истца нарушены данным решением.

Вместе с тем в соответствии с Положением о Комитете по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа, утвержденным решением Мысковского городского Совета народных депутатов от 18.11.2010г. № 65-н, Комитет Мысковского городского округа является отраслевым органом администрации Мысковского городского округа, уполномоченным в области управления и распоряжения объектами муниципальной собственности Мысковского городского округа (пункт 1.1 Положения).

В целях выполнения возложенных на Комитет задач в установленном порядке обеспечивает систему управления и распоряжения муниципальной собственностью; ведет учет объектов имущества муниципальной собственности; организует проведение оценки стоимости муниципального имущества в установленном порядке; осуществляет учет имущества, находящегося в муниципальной казне и осуществляет контроль за его сохранностью (раздел 3 Положения).

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа.

В соответствии с положениями статьи 61.2 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от местных налогов, устанавливаемых представительными органами городских округов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в том числе от земельного налога по нормативу 100 процентов.

Таким образом, КУМИ Мысковского городского округа не является распорядителем земельного участка и администратором местных налогов, в том числе земельного, соответственно, его права и законные интересы не затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости принадлежащего ООО «Южкузбассбетон» земельного участка, и с учетом положений статьи 218 КАС РФ у КУМИ отсутствует право на обращение в суд с настоящим иском за защитой своих прав. Получателем доходов от местных налогов является муниципальное образование «Мысковский городской округ», права и законные интересы которого могут быть затронуты результатами применения установленной решением Комиссии № <данные изъяты> кадастровой стоимости земельного участка, расположенного на территории данного муниципального образования.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия), если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Поскольку каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемое решение Комиссии нарушает права, свободы и законные интересы административного истца в ходе судебного разбирательства представлено не было, у суда в силу установленных фактических обстоятельств дела и приведенных правовых норм отсутствуют законные основания для удовлетворения административного иска.

Срок обращения в суд, установленный ст. 219 КАС РФ, административным истцом при оспаривании решения Комиссии <данные изъяты> г. соблюден.

Руководствуясь ст.ст.175-179, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении требований Комитета по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа о признании незаконным и отмене решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, в размере его рыночной стоимости, равной <данные изъяты> рублей, исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений об установленной решением от <данные изъяты> кадастровой стоимости земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Кемеровского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 5 июня 2017 года.

Председательствующий И.А. Никулина