ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-414/2022 от 27.06.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

административное дело № 3а-414/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июня 2022 года г. Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

судьи Агибаловой В.О.

при секретаре

судебного заседания Минко Я.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (УИД 23OS0000-01-2022-000047-86) по административному исковому заявлению ООО Агрофирма «Ея» о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Краснодарского края при департаменте имущественных отношений Краснодарского края,

установил:

ООО Агрофирма «Ея» обратилось в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просит (с учетом уточнения требований) признать решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Краснодарского края при департаменте имущественных отношений Краснодарского края от 29.09.2021 года № 14/15 об отклонении заявления ООО Агрофирма «Ея» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером значительно превышает его рыночную стоимость. Указанное приводит к необоснованному увеличению налога. 15.09.2021 года ООО Агрофирма «Ея» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Краснодарского края при департаменте имущественных отношений Краснодарского края с заявлением об оспаривании результатов определения по состоянию на 01.01.2018 года кадастровой стоимости данного объекта недвижимости (нежилого здания), приложив отчет об оценке № 01-11/2020-О от 24.12.2020 года, подготовленный ООО «Экспертное бюро». Однако решением от 29.09.2021 года № 14/15 отклонено заявление ООО Агрофирма «Ея». Полагая данное решение незаконным, нарушающим его права, свободы и законные интересы, общество обратилось в суд с настоящим административным иском.

От административных ответчиков отзыва либо возражений на административный иск ООО Агрофирма «Ея» не поступило.

В судебное заседание 27 июня 2022 года лица, участвующие в деле, не явились, уведомлены своевременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе посредством отправления извещения электронной почтой, а также путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Краснодарского краевого суда, с учетом положений частей 8, 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пунктах 14, 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 57 от 26 декабря 2017 года «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов».

Принимая во внимание, что явка лиц, участвующих в деле, не признана обязательной, суд в соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, изучив доводы административного искового заявления, исследовав материалы административного дела и представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

Согласно пункту 15 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии подается в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения.

В абзаце 4 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

С учетом разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 4 этого же Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, поскольку целью обращения в Комиссию является пересмотр кадастровой стоимости, решение, действие (бездействие) Комиссии могут быть оспорены с соблюдением правил подсудности, установленных пунктом 15 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в порядке и сроки, предусмотренные главой 22 этого же Кодекса.

Статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов административного дела, оспариваемое административным истцом решение вынесено Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Краснодарского края при департаменте имущественных отношений Краснодарского края (далее – Комиссией) 29.09.2021 года.

ООО Агрофирма «Ея» обратилось в суд с настоящим административным иском 29.12.2021 года, т.е. в установленный законом срок (л.д.39-40, том 1).

Кроме того, суд учитывает то, что в ноябре 2021 года ООО Агрофирма «Ея» обращалось в Краснодарский краевой суд с административным иском об оспаривании решения Комиссии от 29.09.2021 года № 14/1, однако определением суда от 03.11.2021 года (материал № 9а-258/2021) данный иск возвращен в связи с тем, что был подан неуполномоченным лицом.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее также - Федеральный закон № 237-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Решения комиссии могут быть оспорены в суде (часть 22 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ).

Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28.12.2018 № 3102 в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 24 августа 2020г. № П/0311 «Об утверждении Порядка работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости», Положением о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утв. постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 года № 345 «О департаменте имущественных отношений Краснодарского края», утверждены:

1) порядок создания комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Краснодарского края (далее – Порядок) (приложение № 1 к приказу);

2) состав комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Краснодарского края (приложение №2 к приказу).

Вышеуказанным Порядком предусмотрено, что комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Краснодарского края создана в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», является межведомственным коллегиальным органом, созданным при департаменте имущественных отношений Краснодарского края. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с порядком работы, устанавливаемым федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.

Как видно из материалов дела, с 2012 года ООО Агрофирма «Ея» является собственником объекта недвижимого имущества (нежилого здания) с кадастровым номером , расположенного по адресу: что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта от 19.09.2021 года и свидетельством о государственной регистрации права (л.д.25, 62-66, том 1).

В результате проведенной государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости определена уполномоченным органом по состоянию на 01.01.2018 года в размере 11 026 675, 83 руб.

15.09.2021 года ООО Агрофирма «Ея» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Краснодарского края при департаменте имущественных отношений Краснодарского края с заявлением об оспаривании результатов определения по состоянию на 01.01.2018 года кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером . В обоснование заявления указало, что рыночная стоимость объекта недвижимого имущества составляет 6 204 000 руб., в связи с чем, кадастровая стоимость объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость. Данные обстоятельства приводят к необоснованному увеличению налоговых платежей. В подтверждение рыночной стоимости нежилого здания в размере 6 204 000 руб. ООО Агрофирма «Ея» приложен к заявлению отчет № 01-11/2020-О от 24.12.2020 года, подготовленный ООО «Экспертное бюро».

29.09.2021 года решением Комиссии № 14/15 отклонено заявление ООО Агрофирма «Ея» об оспаривании результатов определения по состоянию на 01.01.2018 года кадастровой стоимости объекта недвижимости. Решение мотивировано тем, что представленный обществом отчет об оценке № 01-11/2020-О от 24.12.2020 года выполнен с нарушением требований Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федерального стандарта оценки № 3 «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3»), утв.приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 299 (полный текст решения содержится на л.д.16-18, том 3).

Учитывая вышеприведенные положения законодательства и обстоятельства дела, суд установил, что решение от 29.09.2021 года №14/15 принято полномочным органом (Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Краснодарского края при департаменте имущественных отношений Краснодарского края), в предусмотренный законом срок и с соблюдением порядка его принятия.

Вместе с тем суд приходит к выводу, что оспариваемое решение нельзя признать законным и обоснованным.

В соответствии с отчетом об оценке № 01-11/2020-О от 24.12.2020 года, подготовленным ООО «Экспертное бюро», по состоянию на 01.01.2018 года рыночная стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером составляет 6 204 000 руб.

В связи с возникшими сомнениями в обоснованности выполненного оценщиком ООО «Экспертное бюро» отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости объекта недвижимости, определением Краснодарского краевого суда от 06.04.2022 года назначена судебная экспертиза.

Согласно заключению судебной экспертизы АНО «Краснодарский центр судебных экспертиз» №АК-042-04/22 от 27.05.2022 года отчет об оценке №01-11/2020-О от 24.12.2020 года соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно - правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности. Оценщиком не допущено нарушение требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости объекта оценки. Оценщиком не допускались иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, в том числе, правильно определены факторы, влияющие на стоимость спорного объекта недвижимости. Ошибки при выполнении математических действий не допускались. Информация, использованная оценщиком, является достоверной, достаточной, проверяемой, за исключения нарушения требований п.12 ФСО - 3.

Ссылка на не соответствие отчета об оценке требованиям п.12 Федерального стандарта оценки № 3 «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)», утв. приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 299, так как выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости и о кадастровой стоимости объекта (стр.173-184 отчета) не заверены надлежащим образом, не подтверждает искажение итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости либо недостоверность приложенных к отчету документов, поскольку сведения об объекте недвижимости, содержащиеся в ЕГРН, являются общедоступными. Кроме того, Комиссия, созданная при департаменте имущественных отношений Краснодарского края, в случае возникновения сомнений в достоверности представленных выписок из ЕГРН, вправе проверить сведения об объекте недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Таким образом, заключением эксперта АНО «Краснодарский центр судебных экспертиз» № отчет об оценке №01-11/2020-О от 24.12.2020 года признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

Заключение эксперта АНО «Краснодарский центр судебных экспертиз» АК-042-04/22 от 27.05.2022 года выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения. Оснований для назначения дополнительной либо повторной экспертизы не имеется.

При таких обстоятельствах, изложенный в оспариваемом решении довод Комиссии о том, что отчет об оценке № 01-11/2020-О от 24.12.2020 года выполнен с нарушением требований Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки, является необоснованным.

Принимая во внимание, что обоснованность доводов административного истца о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности нашла подтверждение в ходе судебного разбирательства, оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ООО Агрофирма «Ея» о признании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Краснодарского края при департаменте имущественных отношений Краснодарского края от 29.09.2021 года № 14/15 не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим его права, свободы и законные интересы.

Пунктом 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 разъяснено, что результатом оспаривания решения Комиссии об отклонении заявления может являться признание судом заявления об оспаривании такого решения обоснованным, а после 15 сентября 2015 года - признание решения Комиссии не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца. В резолютивной части решения суд указывает на необходимость устранения допущенных нарушений путем повторного рассмотрения ранее поданного заявления (пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).

С учетом вышеуказанных разъяснений, суд полагает, что устранение допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов ООО Агрофирма «Ея» возможно путем повторного рассмотрения его ранее поданного заявления.

Руководствуясь статьями 175-177, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ООО Агрофирма «Ея» о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Краснодарского края при департаменте имущественных отношений Краснодарского края от 29.09.2021 года № 14/15 – удовлетворить.

Признать решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Краснодарского края при департаменте имущественных отношений Краснодарского края от 29.09.2021 года № 14/15 об отклонении заявления ООО Агрофирма «Ея» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2018 года объекта недвижимого имущества с кадастровым номером , расположенного по адресу: не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы ООО Агрофирма «Ея».

Устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов ООО Агрофирма «Ея», путем повторного рассмотрения ранее поданного заявления ООО Агрофирма «Ея» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2018 года объекта недвижимого имущества с кадастровым номером , расположенного по адресу:

Сообщить об исполнении данного решения суда по административному делу в Краснодарский краевой суд в течение одного месяца со дня вступлении решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 05 июля 2022 года.

Судья

Краснодарского краевого суда В.О. Агибалова