ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-415/19 от 09.09.2019 Вологодского областного суда (Вологодская область)

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 09 сентября 2019 года № 3а-415/2019

г. Вологда

Вологодский областной суд в составе:

председательствующего судьи Молоковой Л.К.,

с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Вавиловой И.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сердцевой В.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Белозеровой М. А. об оспаривании нормативно-правового акта в части,

установил:

Белозерова М.А. является собственником земельного участка ..., а также расположенного на нем жилого дома ..., что подтверждено выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

Решением Совета муниципального образования «Город Великий Устюг» от 19 ноября 2010 года № 49 утверждён генеральный план города Великий Устюг.

Административный истец Белозерова М.А. обратилась в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Совета муниципального образования город Великий Устюг от 19 ноября 2010 года № 49 «Об утверждении генерального плана города Великий Устюг», в редакции решения Совета муниципального образования город Великий Устюг от 28 декабря 2012 года № 80 «Об утверждении изменений в генеральный план города Великий Устюг, утвержденный решением Совета муниципального образования «Город Великий Устюг» № 49 от 19 ноября 2010 года», в части включения части земельного участка с кадастровым номером №... в границы муниципального образования «Город Великий Устюг».

В обоснование исковых требований административный истец указала, что оспариваемое решение не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Административный истец и её представитель по доверенности Езовских Л.В. в судебное заседание не явились, представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, административные исковые требования поддерживают.

Представитель административного ответчика Совета муниципального образования «Город Великий Устюг», представители заинтересованных лиц администрации сельского поселения Самотовинское Великоустюгского района Вологодской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Город Великий Устюг» в судебное заседание не явился, представлен отзыв на административное исковое заявление с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Вавиловой И.В., полагавшей исковые требования подлежащими удовлетворению, приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного акта) (далее также – Закон № 131-ФЗ) утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ).

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).

Статус и границы муниципального образования «Город Великий Устюг» установлены законом Вологодской области от 06 декабря 2004 года № 1109-ОЗ «Об установлении границ Великоустюгского муниципального района, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав».

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения поселения и утверждается представительным органом местного самоуправления поселения.

В соответствии со статьёй 1 Устава муниципального образования «Город Великий Устюг» город Великий Устюг является муниципальным образованием и наделено в соответствии с Законом Вологодской области от 06 декабря 2004 года № 1109-ОЗ «Об установлении границ Великоустюгского муниципального района, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав» статусом городского поселения.

Согласно положениям статей 21, 23 Устава Совет муниципального образования «Город Великий Устюг» входит в структуру органов местного самоуправления, является представительным органом и к его полномочиям относилось утверждение генерального плана городского поселения.

Как усматривается из материалов дела, на основании муниципального контракта Государственным унитарным предприятием Вологодской области «Головное хозрасчетное проектно-производственное архитектурно-планировочное бюро» разработан проект генерального плана города Великий Устюг.

28 августа 2009 года информация о проведении публичных слушаний по проекту генерального плана города Великий Устюг опубликована в газете «Советская мысль» в выпуске № 67.

По итогам публичных слушаний, состоявшихся 29 сентября 2009 года, составлен протокол публичных слушаний, согласно которому администрации города Великий Устюг рекомендовано вынести генеральный план города Великий Устюг на утверждение Совета муниципального образования «Город Великий Устюг» с внесенными изменениями, дополнениями и исправлениями.

Постановлением от 30 октября 2009 года № 356 Глава муниципального образования «Город Великий Устюг» Гладышев Н.Е. выразил согласие с проектом генерального плана и направил его на утверждение в Совет муниципального образования «Город Великий Устюг».

19 ноября 2010 года решением Совета муниципального образования «Город Великий Устюг» № 49 утверждён генеральный план муниципального образования «Город Великий Устюг».

26 ноября 2010 года указанное решение опубликовано в газете «Советская мысль» в выпуске № 91.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое в части решение принято уполномоченным органом. Соблюдены форма, в которой Совет муниципального образования «Город Великий Устюг» вправе принимать нормативные правовые акты и порядок их опубликования.

Исходя из разъяснений пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населённых пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населённых пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

В силу части 3 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населённых пунктов.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населённых пунктов, а также включение земельных участков в границы населённых пунктов либо исключение земельных участков из границ населённых пунктов является переводом земель населённых пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населённых пунктов.

Как усматривается из материалов дела, Белозеровой М.А. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №..., ..., право собственности на который зарегистрировано 24 мая 2018 года на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 23 декабря 2008 года, договора дарения от 22 мая 2018 года.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером №... является ранее учтённым объектом недвижимости, дата присвоения кадастрового номера 05 февраля 1992 года, расположен в кадастровом квартале №..., в границах земельного участка расположен жилой дом с кадастровым номером №..., адрес: <адрес>, в настоящее время также принадлежащий Белозеровой М.А.

По результатам проведения кадастровых работ кадастровым инженером Майоровым В.А. подготовлено заключение, согласно которому в ходе работ уточнены площадь и местоположение границ земельного участка с кадастровым номером №... в соответствии с фактическим использованием и исторически сложившейся границей землепользования по существующим заборам, установлено, что земельный участок фактически расположен в границах населенного пункта - <адрес>, в кадастровом квартале №..., границы земельного участка с кадастровым номером №... пересекают границы населенного пункта - город Великий Устюг Вологодской области, сведения о координатах характерных точек которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, площадь части земельного участка с кадастровым номером №..., которая расположена в границах населенного пункта города Великий Устюг составляет 338 кв. м (л. д. 18).

В соответствии со статьёй 83 Земельного кодекса Российской Федерации границы городских, сельских населённых пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Факт включения в границы населённого пункта – город Великий Устюг Вологодской области части земельного участка с кадастровым номером №... в размере 388 кв. м, принадлежащего на праве собственности Белозеровой М.А., подтверждается схемой расположения земельных участков, подготовленной кадастровым инженером (л. д. 12).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 85 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации, в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 года устанавливают в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.

Сведений о принятии органами государственной власти Вологодской области в установленном порядке закона об изменении границ муниципального образования «Город Великий Устюг», которым предусмотрено включение части земельного участка, принадлежащего административному истцу, в границы муниципального образования «Город Великий Устюг» административными ответчиками не представлено.

Частью 3 статьи 83 Закона 131-ФЗ установлено, что при реализации вышеприведенных требований статьи 85 настоящего Закона применяется его статья 10, согласно части 2 которой границы территории муниципальных образований устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, в том числе в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 1 статьи 11 данного Федерального закона.

В силу пункта 12 части 1 статьи 11 Федерального закона № 131-ФЗ территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения. При этом территорию поселений составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений.

Таким образом, принимая во внимание, что земельный участок с кадастровым номером №... расположен на территории населенного пункта – <адрес>, земельный участок полностью либо его часть, в соответствии с требованиями указанной выше нормы права, не могут быть включены в территорию муниципального образования «Город Великий Устюг».

Доказательств, что в период после утверждения генерального плана в целях исполнения мероприятий по реализации принятого 29 сентября 2009 года на публичных слушаниях по рассмотрению и утверждению Генерального плана города Великий Устюг решения о развитии селитебных территорий города, в том числе, за счет <адрес>, принят нормативный правовой акт о включении указанной деревни в границы муниципального образования «Город Великий Устюг», административными ответчиками также не представлено и такие обстоятельства судом при рассмотрении спора не установлены.

С учётом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что решение Совета муниципального образования «Город Великий Устюг» от 19 ноября 2010 года № 49 «Об утверждении генерального плана города Великий Устюг», в редакции решения Совета муниципального образования город Великий Устюг от 28 декабря 2012 года № 80 «Об утверждении изменений в генеральный план города Великий Устюг, утвержденный решением Совета муниципального образования «Город Великий Устюг» от 19 ноября 2010 года № 49», в части включения части земельного участка с кадастровым номером №... в границы муниципального образования «Город Великий Устюг» является не соответствующим Земельному Кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Федеральному закону от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», что является основанием для удовлетворения административных исковых требований.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.

При определении момента, с которого следует признать в части не действующим оспариваемый нормативный правовой акт, суд учитывает разъяснения абзаца 3 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» о том, что суд может признать нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу, если его положения применялись и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций.

Как установлено в ходе судебного разбирательства по делу, генеральный план муниципального образования «Город Великий Устюг», утверждённый решением Совета муниципального образования «Город Великий Устюг» применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, следовательно, оспариваемый в части нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим со дня вступления решения в законную силу.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в газете «Советская мысль» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Белозеровой М. А. удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета муниципального образования «Город Великий Устюг» от 19 ноября 2010 года № 49 «Об утверждении генерального плана города Великий Устюг», в редакции решения Совета муниципального образования город Великий Устюг № 80 от 28 декабря 2012 года «Об утверждении изменений в генеральный план города Великий Устюг, утвержденный решением Совета муниципального образования «Город Великий Устюг» от 19 ноября 2010 года № 49», в части включения части земельного участка с кадастровым номером №..., принадлежащего на праве собственности Белозеровой М. А., в границы муниципального образования «Город Великий Устюг».

Опубликовать сообщение о принятом решении суда в «Официальном вестнике» - в газете «Советская мысль» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в суд апелляционной инстанции через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Л.К. Молокова

Мотивированное решение изготовлено 12 сентября 2019 года