ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-416/20 от 20.10.2020 Тульского областного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ копия

Именем Российской Федерации

20 октября 2020 г. город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Орловой И.А.,

при секретаре Гукиной О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-416/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к правительству Тульской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований на то, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами:

, площадью 2440 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: выставочно - ярмарочная деятельность, расположенного по адресу: <адрес>;

, площадью 1972 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: выставочно-ярмарочная деятельность, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; ориентир жилое здание; почтовый адрес: <адрес>;

, площадью 1362 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: выставочно-ярмарочная деятельность, расположенного по адресу: <адрес>.

Полагает, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами , в размере 10 774 137,20 рублей, 6 014 088,06 рублей, соответственно, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, и с кадастровым номером в размере 8 707 622,36 рублей, установленная по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, является необоснованно завышенной, что затрагивает ее права налогоплательщика.

С целью определения рыночной стоимости земельных участков административный истец обратилась к ИП <данные изъяты>

В соответствии с отчетом об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным названным оценщиком, рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами , по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет соответственно, - 5 200 000 рублей, 2 300 000 рублей, а земельного участка с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - 4 200 000 рублей.

На основании изложенного ФИО1 просила установить кадастровую стоимость земельных участков равную их рыночной стоимости, указанной в отчете ИП <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец ФИО1 и ее представитель по доверенности ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель административного ответчика правительства Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, указав на то, что не оспаривает заявленное требование ни по основаниям возникновения, ни по содержанию.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя и вынести решение на усмотрение суда, указав на то, что правовые интересы Учреждения по заявленным требованиям не затрагиваются.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования город Тула в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Исходя из положений статей 150, 151, части 4 статьи 247 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

На основании частей 1, 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках.

Согласно части 2 статьи 7, части 5 статьи 8 указанного Закона в кадастр недвижимости, входящий в Единый государственный реестр недвижимости, в числе иных сведений вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами.

Как следует из материалов дела и установлено судом ФИО1 является собственником земельных участков с кадастровыми номерами:

, площадью 2440 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: выставочно-ярмарочная деятельность, расположенного по адресу: <адрес>;

, площадью 1972 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: выставочно-ярмарочная деятельность, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; ориентир жилое здание; почтовый адрес: <адрес>;

, площадью 1362 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: выставочно-ярмарочная деятельность, расположенного по адресу: <адрес>.

Данные обстоятельства подтверждаются договорами купли-продажи земельных участков, выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и не оспариваются лицами, участвующими в деле.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Исходя из положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец, как собственник вышеупомянутых земельных участков, относится к числу налогоплательщиков земельного налога.

В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения налоговая база по уплате земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая, в свою очередь, определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту <данные изъяты> статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Постановлением правительства Тульской области 30.11.2016 № 546 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области, определенные по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов в составе земель населенных пунктов Тульской области по группам видов разрешенного использования; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Тульской области по группам видов разрешенного использования; средний уровень кадастровой стоимости 1 кв.м земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Тульской области по группам видов разрешенного использования.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, рассчитана путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующей группы видов разрешенного использования для соответствующего кадастрового квартала – 4 415,63 руб. за кв.м, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, на площадь земельного участка; утверждена актом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ и установлена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 774 137,2 рублей.

Оспариваемая кадастровая стоимость была внесена ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, что следует из имеющейся в материалах дела выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, рассчитана путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующей группы видов разрешенного использования для соответствующего кадастрового квартала – 4 415,63 руб. за кв.м, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 30.11.2016 № 546, на площадь земельного участка; утверждена актом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и установлена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 014 088,06 рублей.

Оспариваемая кадастровая стоимость была внесена ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, что следует из имеющейся в материалах дела выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, рассчитана путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующей группы видов разрешенного использования для соответствующего кадастрового квартала – 4 415,63 руб. за кв.м, утвержденного Постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на площадь земельного участка; утверждена актом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и установлена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 8 707622,36 рублей.

Оспариваемая кадастровая стоимость была внесена ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, что следует из имеющейся в материалах дела выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, то есть с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ.

Отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 № 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.

С целью определения рыночной стоимости земельных участков административный истец обратился к ИП <данные изъяты>

В соответствии с отчетом об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным названным оценщиком, рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами , по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет соответственно, - 5 200 000 рублей, 2 300 000 рублей, а земельного участка с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 4 200 000 рублей.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

По ходатайству представителя административного истца судом по данному делу была назначена судебная оценочная экспертиза в целях установления соответствия названного выше отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также подтверждения правильности и достоверности определенной оценщиком рыночной стоимости объектов оценки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, проведение которой поручено эксперту ООО <данные изъяты>

Согласно выводам, содержащимся в заключении от ДД.ММ.ГГГГ названного эксперта, отчет ИП <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям технического задания договора на оценку, требованиям Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», не соответствует федеральным стандартам оценки в части п.п.5, 8и, 12 ФСО №3, п.11б ФСО № 7, а рыночная стоимость земельных участков, определенная в отчете, не подтверждается.

Экспертом после дополнительного исследования установлено, что рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами , по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет соответственно 6 386 000 рублей, 2 839 000 рублей, а земельного участка с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 5 161 000 рублей.

Данное заключение суд относит к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям статьи 84 КАС РФ, поскольку оно выполнено компетентным специалистом в области экономической и оценочной деятельности, имеющим продолжительный опыт работы в области оценки. Экспертное заключение является подробным, мотивированным, оценка проведена в соответствии с Федеральным Законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ, федеральными стандартами оценки, обязательными к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 07.07.2007. Приведенные в заключении сведения, на основании которых осуществлялся анализ, делались предположения и выводы, были получены с наибольшей степенью использования профессиональных знаний и опыта и являются достоверными и не содержащими ошибок.

Доказательств, опровергающих правильность заключения эксперта, суду не представлено.

О несогласии с вышеуказанным заключением эксперта другими лицами, участвующими в деле, включая и административных ответчиков, в процессе судебного разбирательства не заявлялось. С ходатайствами о назначении повторной либо дополнительной судебной экспертизы указанные лица не обращались.

С учетом изложенного сомневаться в достоверности и правильности выводов заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ у суда не имеется.

То обстоятельство, что оспариваемая кадастровая стоимость объектов недвижимости превышает их рыночную стоимость, определенную в заключении эксперта, не свидетельствует о ее недостоверности, поскольку в нормативных правовых актах не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости объекта недвижимости и его рыночной стоимости, не устанавливается также презумпция безусловной сопоставимости этих двух видов стоимости.

Представленный же административным истцом отчет ИП <данные изъяты>. от ДД.ММ.ГГГГ, учитывая, что выводы данного отчета о размере рыночной стоимости объектов недвижимости согласно заключению вышеуказанной судебной оценочной экспертизы, признанному судом допустимым и достоверным доказательством по делу, не подтвердились, к числу доказательств, подтверждающих достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , отнести нельзя.

Иных доказательств, свидетельствующих о том, что на дату определения кадастровой стоимости земельных участков – ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость принадлежащих административному истцу объектов недвижимости являлась иной, чем отражено в исследованном судом заключении эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, в процессе судебного разбирательства, как это требуется в соответствии с положениями статей 14, 62 КАС РФ, в материалы дела не представлено.

При таких данных, исходя из приведенных выше норм материального права, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, может быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной на основании заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, а заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.

Исходя из положений статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости, которой в данном случае является день обращения указанного лица в суд с административным исковым заявлением – ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 2440 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: выставочно-ярмарочная деятельность, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 6 386 000 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 1362 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: выставочно-ярмарочная деятельность, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 2 839 000 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 1972 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: выставочно-ярмарочная деятельность, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; ориентир жилое здание; почтовый адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 5 161 000 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Датой подачи ФИО1 административного искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков является день обращения указанного физического лица в суд – ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий