ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-41/2018 от 14.03.2018 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дело № 3а-41/2018

г.Улан-Удэ 14 марта 2018 года

Верховный Суд Республики Бурятия в составе:

судьи Назимовой П.С.,

при секретаре Черепановой О.М.,

с участием прокурора Болдоевой Э.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Совету депутатов муниципального образования сельское поселение «Твороговское» Кабанского района Республики Бурятия о признании не действующим в части решения от 13 марта 2012 года № 90 «О принятии Генерального плана МО СП «Твороговское»,

установил:

13 марта 2012 года Совет депутатов муниципального образования сельское поселение «Твороговское» Кабанского района Республики Бурятия (далее также - МО СП «Твороговское») принял решение № 90 «О принятии Генерального плана МО СП «Твороговское» (далее также - решение о принятии Генерального плана, Генеральный план).

Указанный нормативный правовой акт обнародован на информационных стендах на территории администрации МО СП «Твороговское», в периодическом печатном издании не опубликован. Генеральный план (пояснительная записка и графический материал) размещён на официальном сайте администрации МО «Кабанский район» в сети Интернет по адресу: www.kabansk.org.

В состав территории муниципального образования сельское поселение «Твороговское» Кабанского района Республики Бурятия входят земли следующих населённых пунктов: п. Борки, с. Мурзино, с. Творогово, с. Шигаево (статья 13 Закона Республики Бурятия от 31 декабря 2004 года № 985-III «Об установлении границ, образовании и наделении статусом муниципальных образований в Республике Бурятия»).

Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором с учётом уточнения требований просило признать не действующим с момента принятия Генерального плана в части включения в границы муниципального образования сельское поселение «Твороговское» Кабанского района Республики Бурятия лесного участка, расположенного на землях лесного фонда: Республика Бурятия, Кабанский район, Кабанское лесничество, Степнодворецкое участковое лесничество, а именно в границы <...> выдел 9.

Требования основаны на том, что указанный лесной участок находится в собственности Российской Федерации, является ранее учтённым объектом недвижимости с границами, определёнными материалами лесоустройства. По результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы сельского поселения, определённые основным чертежом генерального плана, установлено включение в границы МО СП «Твороговское» земель лесного фонда. Генеральный план в части включения в границы муниципального образования лесного участка принят с нарушением положений части 8 статьи 24 и пункта 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ, так как не было обеспечено обязательное согласование проекта генерального плана с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Несоблюдение установленной законом процедуры согласования с Российской Федерацией как собственником земель лесного фонда перевода лесных участков в земли населённых пунктов влечёт нарушение прав и законных интересов Российской Федерации и лиц, использующих леса. Кроме того, при разработке проекта генерального плана не принимались во внимание положения статьи 11 Федерального закона «Об охране озера Байкал», в результате чего был допущен перевод земель лесного фонда, расположенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, в земли населённых пунктов.

В судебное заседание представитель Федерального агентства лесного хозяйства не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие административного истца.

Глава МО СП «Твороговское» ФИО3, исполняющий полномочия председателя Совета депутатов МО СП «Твороговское», с заявленными требованиями не согласился, ссылаясь на отсутствие надлежащих доказательств пересечения границ сельского поселения с границами лесного фонда. Пояснил, что имеющиеся у МО СП «Твороговское» документы показывают, что спорные земли не являются лесными участками, относятся к муниципальным землям.

Представитель заинтересованного лица Администрации МО «Кабанский район» ФИО4 оставил разрешение спора на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица Республиканского агентства лесного хозяйства ФИО5 просил удовлетворить заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Республике Бурятия ФИО6 не возражала против удовлетворения административного иска.

Заинтересованные лица ФГБУ «Рослесинфорг», ТУ Росимущества в Республике Бурятия, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия в суд не явились, о рассмотрении дела надлежаще извещены.

Прокурор Болдоева Э.В. полагала, что административный иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ предусмотрено, что утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с частью 1 статьи 24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Представительным органом МО СП «Твороговское» Кабанского района Республики Бурятия является Совет депутатов МО СП «Твороговское» Кабанского района Республики Бурятия, что следует из статьи 20 Устава МО СП «Твороговское», принятого 7 июля 2017 года № 82.

Таким образом, оспариваемое решение «О принятии Генерального плана МО СП «Твороговское» является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом местного самоуправления в области градостроительной деятельности, официально опубликованным.

Утверждённым названным решением Генеральным планом установлены границы населённых пунктов: п. Борки, с. Мурзино, с. Творогово, с. Шигаево.

В соответствии с частью 3 статьи 23 ГрК РФ (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого нормативного правового акта) генеральные планы содержат положения о территориальном планировании и карту границ населённых пунктов (в том числе границ образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.

Частью 8 статьи 24 ГрК РФ закреплено, что проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьёй 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу частей 1, 7, 8 статьи 25 ГрК РФ проект генерального плана подлежал согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривалось включение в соответствии с указанным проектом в границы населённых пунктов (в том числе образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда.

Согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется в трёхмесячный срок со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования.

В случае непоступления в установленный срок главе поселения заключений на проект генерального плана от указанных в части 7 настоящей статьи органов, данный проект считается согласованным с такими органами.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года № 69 (на момент принятия оспариваемого решения) утверждён Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований (далее – Порядок согласования).

Пунктом 2.1 названного Порядка согласования предусматривалось направление органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Минрегион России в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 ГрК РФ.

Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» Рослесхоз был уполномочен осуществлять согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населённых пунктов на дату утверждения оспариваемого нормативного правового акта.

Исходя из части 8 статьи 24, части 1 и части 8 статьи 25 ГрК РФ, Порядка согласования, а также с учётом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, закреплённой в определении от 3 февраля 2010 года № 238-О-О, об особом правовом режиме лесного фонда, отсутствие согласования Рослесхозом проекта генерального плана сельского поселения, предусматривающего включение в границы поселения лесных участков, представляет собой существенное нарушение порядка принятия указанного документа территориального планирования.

Судом установлено, что в нарушение правил статьи 25 ГрК РФ проект Генерального плана МО СП «Твороговское» не направлялся на утверждение в уполномоченный орган, утверждён без согласования с Рослесхозом, что не отрицается стороной административного ответчика.

Из дела видно, что по результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы МО СП «Твороговское», определённых оспариваемым нормативным правовым актом, выявлено включение в границы сельского поселения (с.Творогово) лесного участка, находящегося в федеральной собственности и расположенного на землях лесного фонда Кабанского лесничества, Степнодворецкого участкового лесничества Республики Бурятия, а именно в границы <...> выдел 9.

Из ответа ФГБУ «Рослесинфорг» в адрес Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу от 20 февраля 2017 года № 46 следует, что Бурятским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» проведена работа по графическому совмещению материалов лесоустройства и генерального плана сельского поселения «Твороговское», в ходе чего выявлено пересечение земель лесного фонда.

Из представленной в дело схемы расположения границ населённого пункта с. Творогово относительно земель лесного фонда Кабанского лесничества, Степнодворецкого участкового лесничеств видно, что в границах с. Творогово, определённых Генеральным планом, находится участок из земель лесного фонда.

Из утверждённого приказом Республиканского агентства лесного хозяйства от 28 сентября 2017 года № 796 Лесохозяйственного регламента Кабанского лесничества следует, что Степнодворецкое участковое лесничество включает <...>.

Судом установлено, что 8 мая 2009 года за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок, категория земель - земли лесного фонда, площадью <...> кв.м., расположенный по адресу: <...>, кадастровый (условный) номер ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права ....

Согласно информации филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росрестра» по Республике Бурятия в настоящее время земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: <...>, имеет декларативную площадь <...> кв.м. Этот участок отнесён к землям лесного фонда, разрешённое использование - участок лесного фонда.

Свидетель ФИО1 показал, что в 2017 году он являлся инженером ФГБУ «Рослесинфорг» и выполнял работы по картографическому наложению материалов лесоустройства на границы населённого пункта с. Творогово, установленные Генеральным планом. С помощью программного обеспечения им зафиксированы координаты характерных точек населённого пункта (пересечение дорог, реки, знаки искусственного происхождения), которые затем картографически совмещены с лесоустроительным планшетом, то есть с границами лесного фонда. В результате данных работ было установлено пересечение границы с. Творогово с границами лесного фонда Кабанского лесничества.

Обстоятельства, на которые ссылался бывший сотрудник ФГБУ «Рослесинфорг», подтверждены выполненными им и представленными в материалы дела схемами расположения границ населённого пункта с. Творогово относительно земель лесного фонда.

Свидетель ФИО2 пояснил, что он является инженером ФГБУ «Рослесинфорг». На публичной кадастровой карте видно, что границы населённого пункта с. Творогово пересекаются с границами лесного фонда.

Как следует из пояснений Рослесхоза, специалисты Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» действуют на основании лицензии на осуществление геодезических и картографических работ федерального значения, результаты которых имеют общегосударственное межотраслевое значение. Работы по картографическому наложению границ населённого пункта на земли лесного фонда проводятся по данным материалам ведомственного картографического фонда Рослесхоза и государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Таким образом, доводы Россельхоза о том, что в границы с. Творогово Кабанского района Республики Бурятия вошли земли лесного фонда, находящиеся в собственности Российской Федерации, подтверждаются перечисленными выше доказательствами, а также исследованными судом таксационным описанием лесных участков по Кабанскому лесничеству, лесоустроительным планшетом.

Доказательств, опровергающих доводы административного истца, в дело не представлено.

Доводы главы МО СП «Твороговское» ФИО3 о невозможности достоверно установить наложение границ населённого пункта и границ лесного участка, подлежат отклонению.

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), в редакции, действовавшей в период подготовки проекта Генерального плана, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Кодекса.

Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади (часть 2 статьи 69 ЛК РФ).

Согласно статье 92 ЛК РФ государственный кадастровый учёт лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ).

Частью 6 статьи 47 Закона № 221-ФЗ предусматривалось, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учёт которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтёнными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учёт участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

В соответствии со статьей 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, в котором содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах.

Местоположение границ земельного участка из состава земель лесного фонда Кабанского лесничества, Степнодворецкого участкового лесничества определено на основе сведений государственного лесного реестра, информации, содержащейся в таксационных описаниях, картах-схемах и в лесоустроительном планшете данного лесничества.

Сведения лесного реестра при разработке оспариваемого Генерального плана МО СП «Твороговское» не использовались, что стороной административного ответчика не оспаривается.

Вопрос же об установлении границ конкретных земельных участков лесного фонда, их точного совпадения с границами населённого пункта, уточнения их местоположения не являются обстоятельствами, подлежащими проверке и исследованию в рамках дела о проверке нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Глава МО СП «Твороговское» ФИО3 полагает, что земельный участок с кадастровым номером ... относится к землям сельскохозяйственного назначения, что, по его мнению, подтверждается копией дела по вычислению площадей контуров и уклонов сельхозугодий землепользования птицефабрики «Твороговское», начатой в 1991 году.

Указанное утверждение опровергается сведениями ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росрестра» по Республике Бурятия, согласно которым земельный участок с кадастровым номером ..., является собственностью Российской Федерации и отнесён к землям лесного фонда, разрешённое использование - участок лесного фонда.

Государственный акт на право пользование землёй А-I № 970623 от 7 июня 1977 года, выданный исполкомом Кабанского районного Совета депутатов трудящихся, а также решение председателя исполкома Кабанского районного Совета народных депутатов от 19 марта 1984 года № 50, на которые ссылается административный ответчик, с достоверностью не опровергают доводы административного истца о том, что спорный земельный участок на момент принятия Генерального плана находился в составе земель лесного фонда.

Из материалов лесоустройства следует, что спорный участок на момент принятия оспариваемого решения об утверждении Генерального плана входил в состав Кабанского лесничества и принадлежал в силу закона на праве собственности Российской Федерации (статья 8 ЛК РФ).

Доказательств того, что лесные участки согласно установленному законом порядку были переведены из категории земель лесного фонда в категорию земель населённых пунктов либо в иную категорию, не представлено, как и не представлено сведений о том, что лесные участки были переданы из собственности Российской Федерации в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность.

Таким образом, оценивая представленные в дело доказательства в их совокупности, суд находит установленным факт включения земель лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация, в границы населённого пункта с. Творогово Кабанского района Республики Бурятия.

Следовательно, решение об утверждении Генерального плана МО СП «Твороговское», принятое административным ответчиком с нарушением установленного порядка согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства о включении в земли населённых пунктов лесных участков, является не действующим в оспариваемой части, как противоречащее приведённым выше нормам федерального законодательства, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.

Кроме того, при разработке проекта Генерального плана не принималось во внимание положение статьи 11 Федерального закона от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» о том, что в центральной экологической зоне (в состав которой входит с. Творогово Кабанского района) запрещается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий, за исключением перевода таких земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов при создании особо охраняемых природных территорий.

Согласно положениям пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его не действующим полностью или в части со дня принятия или с иной определённой судом даты.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на его основании были реализованы права граждан и организаций, суд полагает необходимым признать его не действующим в части с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления в законную силу решения суда решение Совета депутатов муниципального образования сельское поселение «Твороговское» Кабанского района Республики Бурятия от 13 марта 2012 года № 90 «О принятии Генерального плана МО СП «Твороговское» в части включения в границы муниципального образования сельское поселение «Твороговское» Кабанского района Республики Бурятия лесного участка, расположенного на землях лесного фонда: Республика Бурятия, Кабанский район, Кабанское лесничество, Степнодворецкое участковое лесничество, а именно в границы <...> выдел 9.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 19 марта 2018 года.

Судья: П.С. Назимова