Дело № 3а-6/2022
УИД 47OS0000-01-2021-000283-23
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 14 июня 2022 года
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Павловой О.Н.
с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.
при секретаре Кирьяновой В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Бугры» (далее также – АО «Бугры») о признании в части недействующим приказа Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 29 июля 2019 года № 49 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования» Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области»,
установил:
29.07.2019 Комитетом по архитектуре и градостроительству Ленинградской области принят приказ № 49 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования» Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» (далее также – приказ № 49 от 29.07.2019), который 31.07.2019 опубликован на официальном сайте Комитета в сети Интернет www.arch.lenobl.ru.
АО «Бугры» просит признать недействующим приказ № 49 от 29.07.2019 в той части, в которой земельный участок с кадастровым номером №:186, расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Бугровское сельское поселение (схема которого утверждена на основании решения Арбитражного суда СПб и ЛО по делу №А56-641/2020 от 12.08.2020), в части контура 5 528 кв.м, не полностью входит в границы территориальной зоны рекреационного назначения с номером 47:07-7.132 – 817.48 кв.м и не полностью входит в границы территориальной зоны рекреационного назначения с номером 47:07-7.87 – 4710.81 кв.м.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что АО «Бугры» на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером №:186, расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Бугровское сельское поселение. Постановлением администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 30.12.2020 № 4584 во исполнение решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу №А56-641/2020 от 12.08.2020 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории Бугровского сельского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области в кадастровом квартале № площадью 5 528 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Бугровское сельское поселение, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером №:186, площадью 11 351 255 кв.м. Всеволожским отделом Управления Росреестра по Ленинградской области 20.04.2021 приостановлена процедура постановки на государственный кадастровый учет земельного участка №:186:ЗУ1, образуемого из земельного участка с кадастровым номером №:186, площадью 5 528 кв.м, в связи с тем, что образуемый земельный участок имеет пересечение границ с тремя земельными участками с кадастровыми номерами №:10890, №:10891, №:14767, а также не полностью входит в границы территориальной зоны рекреационного назначения с номером 47:07-7.132 – 817,48 кв.м и не полностью входит в границы территориальной зоны рекреационного назначения с номером 47:07-7.87 – 4 710,81 кв.м. 18.06.2021 административный истец обратился в администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской областис заявлением о внесении изменений в границы территориальных зон рекреационного назначения с номером 47:07-7.132 и с номером 47:07-7.87 для того, чтобы образуемый земельный участок №:186:ЗУ1 полностью входил в границы одной территориальной зоны, однако 02.07.2021 получил отказ. Административный истец ссылается на то, что границы территориальных зон в силу положений ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ и пункта 2 ст. 85 Земельного кодекса должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Административный ответчик Комитет градостроительной политики Ленинградской области, не соглашаясь с заявленными АО «Бугры» требованиями в отзыве на административный иск указал, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Комитета, процедура и порядок принятия административным истцом не оспариваются, акт принят с соблюдением формы принятия нормативного правового акта, порядка его принятия и утверждения, а также официального опубликования и по этим основаниям не обжалуется. Поскольку в соответствии п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ и п. 6 ч. 2 ст. 26 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» формирование и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, границы которого пересекают несколько территориальных зон, не допускается, Комитет полагает, что административный истец вправе обратиться в уполномоченный орган с предложением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки поселения с представлением соответствующего обоснования. Вместе с тем, административный ответчик ссылается на то, что подготовка Правил землепользования и застройки велась в соответствии с градостроительным законодательством, Правила землепользования и застройки соответствуют Генеральному плану поселения, а также федеральному законодательству имеющему большую юридическую силу.
Заинтересованное лицо администрация муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области в отзыве на иск ссылается на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований, пояснив, что территориальные зоны, в том числе зоны с реестровыми номерами 47:07-7.132 и 47:07-7.87, поставлены на кадастровый учет по материалам Правил землепользования и застройки, утвержденных решением совета депутатов муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области № 13 от 15.10.2014, администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области; при этом в настоящее время проводятся работы по внесению изменений в кадастровый учет территориальных зон на соответствие действующей редакции Правил землепользования и застройки. Согласно сведениям публичной карты РФ, на которой в графическом и текстовом форматах воспроизводятся сведения, содержащиеся в ЕГРН, на рассматриваемой территории отсутствуют земельные участки с установленными границами, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании или собственности АО «Бугры», в том числе с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования.
Представитель административного истца АО «Бугры» – адвокат Румянцев О.С., в судебное заседание явился, требования административного иска поддержал.
Представитель административного ответчика Комитета градостроительной политики Ленинградской области ФИО1 в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, пояснив, что земельный участок с кадастровым номером №:186, в части контура 5 528 кв.м, находится в одной территориальной зоне Р-1.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее также – МО «Бугровское сельское поселение») – ФИО2, в судебное заседание явилась, с требованиями административного иска не согласилась, поддержав доводы отзыва на иск, в дополнение также указала, что данный земельный участок находится только в территориальной зоне Р-1, но имеется погрешность в границах.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, извещавшийся надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с частью 8 и 9 статьи 96 КАС РФ, в судебное заседание не явился, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие на основании части 5 статьи 213 КАС РФ.
Участвующий в деле прокурор в заключении указал, что установленное в Правилах землепользования и застройки территориальное зонирование в отношении земельного участка с кадастровым номером №:186, в части контура 5 528 кв.м, а именно: зона зеленых насаждений общего пользования (Р-1), не входит в противоречие с положениями федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу; поскольку нарушений прав административного истца в связи с принятием оспариваемых Правил землепользования и застройки в рамках рассмотрения дела не установлено, оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований не усматривается.
Суд, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что административному истцу на основании постановления администрации муниципального образования «Всеволожский район» от 26.05.1998 № 902 на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок для производства сельскохозяйственной продукции.
28.05.1998 земельному участку присвоен кадастровый номер №:186.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.08.2020 по делу № А56-641/2020 на администрацию муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области (далее также – МО «Всеволожский муниципальный район») в срок не позднее одного месяца с момента вступления в силу судебного акта возложена обязанность по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 5 528 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Бугровское сельское поселение, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером №:186, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании АО «Бугры».
30.12.2020 постановлением администрации МО «Всеволожский муниципальный район» № 4584 утверждена схема расположения земельного участка площадью 5 528 кв.м на кадастровом плане соответствующей территории Бугровского сельского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области в кадастровом квартале №, в территориальной зоне: Р-1 (зона зеленых насаждений общего пользования), по адресу: Российская Федерация, Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Бугровское сельское поселение, образованного в результате раздела земельного участка площадью 11 351 255 кв.м с кадастровым номером №:186.
Из уведомления Всеволожского отдела Управления Росреестра по Ленинградской области от 20.04.2021 следует, что государственный кадастровый учет в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов), документы на которые представлены с заявлением от 16.04.2021, приостановлен на основании п. 20, 20.1 ч. 1 статьи 26, п. 21 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее также - Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости») в связи с тем, что образующийся земельный участок №:186:ЗУ1 пересекает земельный участок №:10890, площадь пересечения 1 232,62 кв.м; земельный участок №:10891, площадь пересечения 1 168,49 кв.м; земельный участок №:14767, площадь пересечения 273,36 кв.м; а также образующийся земельный участок №:186:ЗУ1 не полностью входит в границы территориальной зоны – зона рекреационного назначения с номером 47:07-7.132 – 817,48 кв.м, и не полностью входит в границы территориальной зоны – зоны рекреационного назначения с номером 47:07-7.87 – 4 710,81 кв.м.
Согласно ответам филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области от 26.11.2021 и 20.12.2021 на судебные запросы, в ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером №:186, расположенном по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, п. Бугры, со статусом кадастровых сведений «ранее учтенный», дата постановки на учет 28.05.1998, установленные координаты местоположения границ отсутствуют. При этом в ЕГРН содержатся сведения о территориальной зоне с номером 47:07-7.87: зоне рекреационного назначения – зоне зеленых насаждений специального назначения (С-1), которая установлена на основании приказа Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 29.07.2019 № 49 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области»; и о территориальной зоне с номером 47:07-7.132: зоне рекреационного назначения – зоне зеленых насаждений общего пользования (Р-1), которая установлена на основании решения совета депутатов МО «Бугровское сельское поселение» от 15.10.2014 № 13 «Об утверждении Правил землепользования и застройки МО «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области».
Таким образом, Правила землепользования и застройки МО «Бугровское сельское поселение» применены в отношении земельного участка с кадастровым номером №:186, предоставленного административному истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Приходя к данному выводу, суд критически оценивает доводы заинтересованного лица администрации МО «Бугровское сельское поселение» о непредставлении АО «Бугры» документов, подтверждающих право на земельный участок, поскольку они опровергаются имеющимися в материалах доказательствами, в том числе свидетельством о праве постоянного пользования. Сведений об оспаривании соответствующего права административного истца в судебном порядке в материалы дела не представлено.
В соответствии с ч. 20 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов и правил землепользования и застройки поселений относится к вопросам местного значения городских и сельских поселений.
В силу положений статей 32 и 33 ГрК РФ, пункта 1 части 2 статьи 1 Областного закона от 07.07.2014 № 45-оз «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области», пунктом 2.12 Положения о Комитете градостроительной политики Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 09.09.2019 № 421 к полномочиям Комитета относится принятие решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки, проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки.
Согласно пункту 2.12 Положения Комитет осуществляет утверждение правил землепользования и застройки, внесение изменений в правила землепользования и застройки, внесение изменений в правила землепользования и застройки путем их уточнения.
На момент принятия оспариваемого акта действовал приказ Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 05.04.2018 № 29 «Об утверждении Положения о проверке комитетом по архитектуре и градостроительству Ленинградской области проектов правил землепользования и застройки городских и сельских поселений, городского округа, проектов о внесении изменений в правила землепользования и застройки городских и сельских поселений, городского округа Ленинградской области и Положения об утверждении комитетом по архитектуре и градостроительству Ленинградской области правил землепользования и застройки городских и сельских поселений, городского округа Ленинградской области, изменений в правила землепользования и застройки городских и сельских поселений, городского округа Ленинградской области».
17.07.2019 администрация МО «Всеволожский муниципальный район» направила в Комитет на утверждение проект изменений в Правила землепользования и застройки МО «Бугровское сельское поселение» в составе материалов согласно п.2 Положения, а также представила материалы, подтверждающие размещение и распространение информации по проекту изменений, проведение экспозиции, оповещение и протокол публичных слушаний №2/4.3-07 от 04.02.2019.
Заключение о результатах публичных слушаний № 2/4.3-08-01 от 11.02.2019 опубликовано в муниципальной газете «Всеволожские Вести» №6(2354) от 15.02.2019, на официальном сайте администрации Всеволожский муниципальный район, на официальном сайте администрации Бугровское сельское поселение.
Проект утвержден приказом Комитета от 29.07.2019 № 49, сведения о принятии приказа размещены 31.07.2019 на официальном сайте Комитета в сети Интернет www.arch.lenobl.ru в разделе «Официально опубликование документов».
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции и в соответствии с регламентированной статьями 31-33 ГрК РФ процедурой подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений.
Процедура принятия оспариваемого в части нормативного правового акта была предметом проверки в рамках административного дела Ленинградского областного суда № 3а-258/2021 и в силу разъяснений, содержащихся в абзаце 7 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» имеет в указанной части преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел.
Между тем, по этим основаниям нормативный правовой акт не оспаривается.
Исходя из вышесказанного, суд приходит к выводу о соблюдении порядка его принятия.
При рассмотрении вопроса о соответствии нормативного правового акта в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу РФ.
Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулируются законодательством о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 4 ГрК РФ). К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 4 ГрК РФ).
Градостроительное зонирование ГрК РФ определяет как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны (пункты 6, 8 части 1 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно пункту 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки – это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с частью 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), отражающая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ). При этом границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.
В части 2 статьи 85 ЗК РФ также содержится требование о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Между тем, факт нахождения земельного участка с кадастровым номером №:186, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Бугровское сельское поселение, в части контура 5 528 кв.м, в границах двух территориальных зон: зоны рекреационного назначения с номером 47:07-7.132 (зоны зеленых насаждений общего пользования (Р-1)) и зоны рекреационного назначения с номером 47:07-7.87 (зоны зеленых насаждений специального назначения (С-1)), не подтверждается представленными в материалы дела картографическими материалами.
Так, согласно фрагменту карты градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки МО «Бугровское сельское поселение», утвержденных приказом Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 29.07.2019 № 49, границы территории площадью 5 528 кв.м, образованной в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №:186, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной постановлением администрации МО «Всеволожский муниципальный район» от 30.12.2020 № 4584, полностью расположены в территориальной зоне Р-1 (рекреационной зоне – зоне зеленых насаждений общего пользования).
В соответствии с фрагментом карты функциональных зон поселения в составе Генерального плана МО «Бугровское сельское поселение», утвержденного решением совета депутатов МО «Бугровское сельское поселение» от 05.09.2014 № 34 с учетом изменений внесенных постановлениями Правительства Ленинградской области от 29.12.2017 №652 и от 01.02.2019 №25, вышеназванный земельный участок также полностью расположен в одной функциональной зоне рекреационного назначения – зеленых насаждений общего пользования.
При таких обстоятельствах, Правила землепользования и застройки в оспариваемой административным истцом части приняты с соблюдением установленного частью 4 статьи 30 ГрК РФ и частью 2 статьи 85 ЗК РФ принципа принадлежности земельного участка к одной территориальной зоне.
Указанное территориальное зонирование не противоречит и положениям пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ в части соответствия Правил землепользования и застройки Генеральному плану, содержащему аналогичные данные.
Кроме того, как видно из ответа Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области от 10.06.2022, решение об установлении санитарно-защитной зоны в отношении объектов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером №:186 Управлением не принималось, соответствующее санитарно-эпидемиологическое заключение не выдавалось, заявлений об установлении размеров санитарно-защитных зон, от правообладателей объектов капитального строительства, расположенных на указанном земельном участке, в адрес Управления не поступало.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Таким образом, с учетом фактических обстоятельств дела и на основании представленных в материалы дела доказательств, суд, принимая во внимание, что оспариваемые в части Правила землепользования и застройки МО «Бугровское сельское поселение» соответствуют иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, приходит к выводу отказе в удовлетворении требований административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
акционерному обществу «Бугры» в удовлетворении административного искового заявления – отказать.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд.
Судья О.Н. Павлова
В окончательной форме решение изготовлено 29 июня 2022 года