РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июня 2016 года Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Подольской А.А.
При секретаре судебного заседания Шабер И.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а- 427/16 по иску ООО «Вера» о признании незаконным отказа Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области в принятии заявления к рассмотрению и обязании устранения допущенных нарушений, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Вера» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области (далее-Комиссия) от 04.02.2016г. в принятии заявления к рассмотрению, указав, что секретарем Комиссии им возвращен пакет документов, поданный 01.02.2016г. совместно с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером № исходя из его рыночной стоимости, поскольку представленный в Комиссию отчет об определении рыночной стоимости спорного объекта составлен не на дату определения кадастровой стоимости, с даты его составления прошло более 6 месяцев, и он изготовлен не по заявлению правообладателя указанного объекта. Полагает отказ незаконным, поскольку на стадии принятия заявления секретарь Комиссии не вправе определять соответствие документов требованиям закона, дата составления отчета не имеет значения, поскольку он составлен не в целях совершения сделка, а отчет выполнен по заданию Управляющей компании в целях исполнения агентского договора. Просят требования удовлетворить, взыскать с ответчика судебные расходы в виде оплаченной государственной пошлины.
Представитель административного истца – Беляев А.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., поддержал требования в полном объеме.
Представитель Управления Росреестра по Самарской области Нескоромнова О.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. требования не признала, полагает, что отказ в принятии документов к рассмотрению является законным и обоснованным.
Представители Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области в судебное заседание не явились, до начала слушания по делу ходатайств об отложении судебного заседания не заявили. Письменных отзывов не представили.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства в их совокупности, полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Часть 1 ст.219 КАС РФ определяет, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из даты направления административного искового заявления-04.05.2016г. следует, что выше указанный срок истцом не пропущен.
Часть 9 ст.226 КАС РФ определяет обстоятельства, подлежащие установлению при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
Из материалов дела следует, что ООО «Вера» является собственником нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты>.
01.02.2016г. представитель общества обратился с заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области о пересмотре кадастровой стоимости выше указанного объекта исходя из его рыночной стоимости.
В числе прилагаемых документов представлен отчет об оценке, выполненный ООО «<данные изъяты>» по состоянию на 01.06.2011г.
Оценивая доводы административного иска о том, что на стадии принятия пакета документов, секретарь Комиссии не вправе определять обоснованность составления отчета на определенную дату, суд полагает их основанным на неверном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Порядок работы Комиссии определен приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012г. №263, в силу которого Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457, таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
На основании приказа Росреестра от 06.02.2012 года № П/48 на территории Самарской области создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области в составе 4 человек. Приказом Росреестра от 07.08.2014 года № П/371 в состав Комиссии внесены изменения, численный состав остался прежним – 4 человека.
Согласно пункту 2 раздела 2 приказа № 263 определено, что Полномочия (функции) по делопроизводству в комиссии, порядок которого утверждается комиссией, возлагаются на секретаря комиссии, назначаемого из числа работников территориального органа уполномоченного федерального органа. Секретарь комиссии не является ее членом.
В сформированной на территории Самарской области Комиссии полномочия секретаря возложены на ФИО1.
Пункт 13 выше указанного Порядка определяет перечень документов, прилагаемых к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости, к которым относится и отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости по инициативе заявителя также могут прилагаться иные документы
Пункты 14-15 Порядка устанавливают, что при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления, при этом датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа.
Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов (в случае их наличия).
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не принято к рассмотрению на том основании, что заявитель не приложил к заявлению документы, указанные в пункте 13 настоящего Порядка, заявитель вправе вновь обратиться в комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в принятии заявления.
Суд полагает, что ссылки административного истца на то, что основания для отказа в принятии к рассмотрению носят закрытый перечень и секретарь Комиссии не вправе возвратить поданные документы из-за несоответствия отчета об оценке требованиям Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» если он составлен не на дату определения кадастровой стоимости, являются необоснованными.
Так, из преамбулы приказа № 263 следует, что он разработан во исполнение Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», таким образом, требования указанного закона распространяются на порядок исполнении Комиссией своих полномочий.
Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки определены положениями ст.11 Федерального закона № 135-ФЗ.
Как следует из положений статьи 24.18 выше указанного закона, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.
ФСО № 1 "ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ОЦЕНКИ, ПОДХОДЫ И ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ОЦЕНКИ (ФСО N 1)", утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015г. № 297 определяет общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки, применяемые при осуществлении оценочной деятельности.
Данный Федеральный стандарт оценки является обязательным к применению при осуществлении оценочной деятельности.
Пункт 8 выше указанного ФСО №1 указывает, что дата определения стоимости объекта оценки (дата проведения оценки, дата оценки) - это дата, по состоянию на которую определена стоимость объекта оценки.
Анализ выше указанных норм права свидетельствует о том, что отчет об оценке объекта недвижимости для целей оспаривания его кадастровой стоимости должен быть составлен на дату, по состоянию на которую она определена. Указанное требование является основополагающим.
Кадастровая оценка ОКС на территории Самарской области утверждена постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012г. № 118. Работы по ее проведению осуществлены в рамках государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного <данные изъяты> с <данные изъяты>», в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ от 29.07.1998г. «Об оценочной деятельности», по состоянию на 06.06.2011г. По результатам исполнения госконтракта составлены отчеты об оценки № от ДД.ММ.ГГГГ., указанные отчеты размещены в Фонде данных государственной кадастровой оценки, размещенным на сайте Росреестра и находятся в свободном доступе.
ОКС, являющийся предметом настоящего спора, поставлен на учет 08.04.2009г., датой определения его кадастровой стоимости следует считать 06.06.2011г.
Из сведений, запрошенных судом в рамках рассмотрения дела и текста возврата документов секретарем Комиссии также следует, что объекты капитального строительства оценены по состоянию на 06.06.2011г.
Судом проверялись доводы стороны о том, что датой определения кадастровой стоимости следует считать 01.06.2011г., однако они не нашли своего подтверждения, что следует как из ответа Управления Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ), так и ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области.
Сторона истца не оспаривает, что в настоящее время актуальными являются сведения, содержащиеся в ГКН о дате определения кадастровой стоимости ОКС на территории Самарской области как 06.06.2011г.
Указанные обстоятельства также являлись предметом рассмотрения в рамках административного дела № 3а-268/16 по административному исковому заявлению ООО «Вера» об установлении кадастровой стоимости ОКС в размере его рыночной стоимости и определением суда от ДД.ММ.ГГГГ. требования оставлены без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора.
Ссылки представителей истцов о том, что дата формирования Перечня объектов, подлежащих оценке и дата, по состоянию на которую составлен отчет об оценке ФГУП «ФКП Земля», не совпадают, ничем объективно не подтверждены.
При этом из представленного стороной отчета, выполненного ООО «<данные изъяты>» следует, что он составлен по состоянию на 01.06.2011г.
Таким образом, суд полагает, что секретарь Комиссии обоснованно указал, что стороной представлены документы, не соответствующие положениям п.13 Порядка работы Комиссии, поскольку представление отчета не на ту дату, на которую осуществлена оценка кадастровой стоимости объекта, нельзя считать как соответствующее исполнению требований пункта 13.
Кроме того, в письменном отказе в принятии заявления указано, что ст.12 Федерального закона № 135-ФЗ закрепляет, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Рыночная стоимость, определенная в отчете, является рекомендуемой для целей совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Однако в оспариваем возврате отсутствует ссылка на то, что какой-либо документ из представленного пакета не соответствует указанному требованию, что могло бы влечь возврат всего пакета документов.
Сведения же о том, что отчет об оценке заказан не собственником нежилых помещений, а ООО <данные изъяты>» изложены в форме дополнения к основанию о несоответствии даты отчета об оценке, дате по состоянию на которую определена кадастровая стоимость.
При этом суд принимает во внимание, что сведения о том, что ООО <данные изъяты> действовало в силу агентского договора от ДД.ММ.ГГГГ. в представленных в Комиссию документах отсутствовало, хотя в пункте 13 Порядка работы Комиссии определено, что заявитель вправе по собственному смотрению представить дополнительные документы, что заявителем не исполнено.
Таким образом, суд полагает, что отсутствуют основания для признания незаконным отказа в принятии заявления от 01.02.2016. и его возврата 04.02.2016г., в связи с чем требования не подлежат удовлетворению, также и в части распределения судебных расходов, поскольку в силу требований ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей понесены административным истцом, в удовлетворении требований которому отказано.
Руководствуясь ст.180, ст. 227 КАС РФ
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований административного искового заявления ООО «Вера» о признании незаконным отказа Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области в принятии заявления к рассмотрению от 04.02.2016г., обязании принять заявление от 01.02.2016г. к рассмотрению и рассмотреть по существу указанного заявления, взыскании судебных расходов – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию Самарского областного суда.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 17.06.2016г.
Председательствующий: подпись
Копия верна.
Судья
Секретарь