ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-42/20 от 02.12.2020 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Дело № 3а-42/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 декабря 2020 года город Южно-Сахалинск

Сахалинский областной суд в составе: председательствующего судьи Качура И.О., при секретаре Ким А.В., с участием прокурора Астаховой Л.С., представителей административного истца муниципального казенного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» Углегорского городского округа ФИО1, административного ответчика региональной энергетической комиссии Сахалинской области ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску муниципального казенного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» Углегорского городского округа о признании недействующими пунктов 2, 3 Приказа региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 15 сентября 2020 года № 18-ОКК «Об утверждении тарифов муниципального казенного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» Углегорского городского округа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение на период 2020-2023 годов», раздела 2 Приложения 1 в части установленных объемов финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы в сфере водоснабжения и водоотведения, Приложений 3 и 4 к Приказу региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 15 сентября 2020 года № 18-ОКК,

у с т а н о в и л:

Приказом региональной энергетической комиссии Сахалинской области (далее – РЭК Сахалинской области) от 15 сентября 2020 года № 18-ОКК утверждены тарифы муниципального казенного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» Углегорского городского округа (далее – МКП «ЖКХ») на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение на период 2020-2023 годов.

Пунктом 2 Приказа установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов МКП «ЖКХ» на период 2020-2023 годов (приложение 3).

Пунктом 3 Приказа установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение на период 2020-2023 годов (приложение 4).

Разделом 2 Приложения № 1 к Приказу от 15 сентября 2020 года № 18-ОКК определен планируемый объем подачи воды, объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы, отчет об исполнении производственной программы за истекший период регулирования.

Приложением 3 к Приказу от 15 сентября 2020 года № 18-ОКК установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов МКП «ЖКХ» на период 2020-2023 годов.

Приложением 4 определены тарифы МКП «ЖКХ» на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение, руб./куб.м для <адрес>.

Приказ РЭК Сахалинской области от 15 сентября 2020 года № 18-ОКК опубликован 17 сентября 2020 на официальном сайте РЭК Сахалинской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http:// rec.admsakhalin.ru), на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 22 сентября 2020 года, а также в газете «Губернские ведомости» 25 ноября 2020 года № 134 (5895).

02 октября 2020 года МКП «ЖКХ» обратилось в суд с административным иском об оспаривании пунктов 2, 3 Приказа от 15 сентября 2020 года № 18-ОКК с Приложениями 3 и 4, а также Раздела 2 Приложения № 1 к Приказу в части установленных объемов финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы в сфере водоснабжения и водоотведения, ссылаясь на их противоречие статьям 3, 5, 31, 32 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пунктам 24, 38, 39 и 52 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», а также пункту 17 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э.

Полагает, что вопреки вышеприведенным требованиям при расчете расходов на оплату труда и определении необходимой валовой выручки РЭК Сахалинской области не применил минимальную месячную тарифную ставку работников первого разряда в размере 12355 рублей, что предусмотрено Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Сахалинской области на 2019-2021 годы и коллективным договором МКП «ЖКХ» на 2020-2023 годы.

Расходы на выплату премий, исходя из размера премии в 25% для работников 8-го и выше разрядов и 45 % для работников 1-7 разряда, считает незаконным, поскольку в силу статей 132, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, размеры премирования на предприятии должны быть одинаковыми для всех работников.

Учет в расходах на оплату труда среднего размера премии по предприятию - 29% также расценивает как незаконный, поскольку заработная плата работника первого разряда составит менее размера минимальной заработной платы, предусмотренной Соглашением о минимальной заработной плате в Сахалинской области на 2020 год.

Ссылаясь на пункт 2.8.2.5 Отраслевого соглашения и Коллективного договора МКП «ЖКХ», полагает, что размер премии для всех работников предприятия при условии выполнения показателей работы должен быть установлен в размере 45%, так как применение иного, более низкого размера премии, противоречит основным принципам и государственным гарантиям по оплате труда, по обеспечению повышения уровня реального содержания заработной платы, установленных Конституцией Российской Федерации, статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации.

Оспариваемые положения Приказа нарушают права и законные интересы административного истца, поскольку в результате его применения предприятие несет убытки.

Просит признать недействующими со дня принятия пункты 2, 3 Приказа от 15 сентября 2020 года № 18-ОКК с Приложениями 3 и 4, а также Раздела 2 Приложения № 1 к Приказу в части установленных объемов финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы в сфере водоснабжения и водоотведения; возложить обязанность на РЭК Сахалинской области принять заменяющий нормативный акт с установлением с 01 октября 2020 года тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2020-2023 годы с учетом расходов на оплату труда исходя из минимальной месячной тарифной ставки работников первого разряда в размере 12355 рублей и расходов на премиальные выплаты в размере 45 % тарифной ставки составляющей средств, направляемых на оплату труда.

В судебном заседании представитель МКП «ЖКХ» ФИО1 требования поддержал.

Представители РЭК Сахалинской области ФИО2, ФИО3 административный иск не признали, настаивая на издании оспариваемого Приказа от 15 сентября 2020 года № 18-ОКК административным ответчиком в соответствии с его компетенцией, с соблюдением установленного порядка принятия и опубликования, в отсутствие противоречий положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора Астаховой Л.С., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В сфере водоснабжения и водоотведения государственное регулирование тарифов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года №1746-э.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1.1. Положения о региональной энергетической комиссии Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 17 мая 2013 года № 244, РЭК Сахалинской области является органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим на территории Сахалинской области функции в сфере государственного регулирования тарифов (цен), в том числе в области водоснабжения и водоотведения.

К полномочиям комиссии отнесено установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 3.1.1).

По вопросам своей компетенции Комиссия принимает правовые акты в порядке и случаях, установленных законодательством (пункт 3.10.8 Положения).

На основании пункта 3.10.1. Положения, РЭК Сахалинской области публикует в установленном порядке принятые решения на официальном сайте комиссии в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://rec.admsakhalin.ru), в газете «Губернские ведомости» и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

В соответствии с пунктами 5.5, 5.8, 5.9 Положения о Комиссии, в состав правления без права передачи полномочий иным лицам входят работники органа регулирования числом не более 7 человек, а при рассмотрении и принятии решений по вопросам регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики - также по одному представителю от совета рынка и антимонопольного органа.

Заседание правления считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы.

Решение принимается большинством голосов членов правления, присутствующих на заседании. Голос председателя правления при равенстве голосов членов правления является решающим.

Как следует из протокола заседания правления РЭК Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ года , решением комиссии в составе пяти из семи членов правления, утверждены производственные программы МКП «ЖКХ» Углегорского городского округа в сфере холодного водоснабжения и водоотведения (Приложение 1,2); установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов МКП «ЖКХ» Углегорского городского округа на период 2020-2023 годов (Приложение 3); установлены тарифы МКП «ЖКХ» на период 2020-2023 годов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение на период 2019-2020 годов (Приложение 4).

Учитывая изложенное, оспариваемый в части Приказ от 15 сентября 2020 года № 18-ОКК принят РЭК Сахалинской области в пределах предоставленных законом полномочий, в установленной форме при наличии необходимого кворума коллегиального органа, его опубликование произведено в установленном порядке.

Проверяя соответствие оспариваемых положений Приказа от 15 сентября 2020 года № 18-ОКК нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из методов, предусмотренным статьей 32 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в том числе методом индексации, при котором расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги.

В соответствии с пунктами 4 - 6 части 2 статьи 3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются в том числе: достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.

На основании пункта 24 Основ ценообразования, необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).

Согласно пункту 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Пунктом 17 Методических указаний предусмотрено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложениями 2.2, 2.2.1 к данным Методическим указаниям.

При определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.

В соответствии с пунктом 1.9 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденного 16 марта 2017 года, в редакции Дополнительного соглашения от 07 декабря 2018 года (участником которого является МКП «ЖКХ»), расходы работодателей, предусмотренные настоящим Соглашением, учитываются федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе органами в области государственного регулирования тарифов на водоснабжение, газоснабжение, электрическую, тепловую энергию, органами местного самоуправления при установлении регулируемых тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также на соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими нерегулируемую деятельность.

В случае установления регулирующими органами тарифов на водоснабжение, газоснабжение, на электрическую и тепловую энергию, на иные жилищно-коммунальные услуги без учета расходов работодателей, предусмотренных настоящим Соглашением, работодатели вправе корректировать расходы на оплату труда с учетом действующих региональных соглашений, коллективных договоров и локальных нормативных актов Организаций. При этом работодатель должен обеспечивать уровень минимальной оплаты труда работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Согласно пункту 2.4 указанного Отраслевого тарифного соглашения размер доплат, надбавок к тарифным ставкам и должностным окладам стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанных с режимом работы и условиями труда, определен в размере не менее 12,5%.

Как следует из содержания пункта 54 Основ ценообразования, орган регулирования тарифов определяет в соответствии с методическими указаниями величину необходимой валовой выручки регулируемой организации на очередной период регулирования исходя из экономически обоснованных затрат гарантирующей организации в централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения и протяженности сети регулируемой организации.

Таким образом, вышеприведенные нормативные правовые акты содержат общие направления к источникам информации, на основании которых должны определяться расходы на оплату труда для учета в области государственного регулирования тарифа в сфере водоснабжения и водоотведения.

При определении размера фонда оплаты труда персонала, подлежащего включению в состав необходимой валовой выручки регулируемой организации следует учитывать гарантии работников, предусмотренных Отраслевыми тарифными соглашениями, заключенными в соответствии со статьей 45 Трудового кодекса Российской Федерации между представителями сторон: работниками, работодателями и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления; условий Отраслевого тарифного соглашения; размеров фонда оплаты труда за предшествующий период регулирования, подтвержденных данными годовой бухгалтерской отчетности и соответствующими данными статистической отчетности, а также размеров фонда оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях; прогнозного индекса потребительских цен; уровня средней заработной платы как в субъекте, так и в Российской Федерации; нормативной численности; штатного расписания.

Вместе с тем, указанные нормативные положения не обязывают регулирующий орган определять и учитывать при расчете необходимой валовой выручки фонд оплаты труда в полном соответствии с положениями Отраслевого тарифного соглашения либо коллективного договора, как не относящимся к нормативным правовым актам, регламентирующим величины экономически обоснованных расходов, которые учитываются при установлении регулируемых тарифов.

Кроме того, частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (часть 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть 4 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы (части 3, 4, 5).

Согласно названной статье Трудового кодекса Российской Федерации тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Из приведенного выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей.

При этом трудовым законодательством допускается установление тарифных ставок как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Таким образом, при определении размера фонда оплаты труда персонала, подлежащего включению в состав необходимой валовой выручки регулируемой организации, тарифный орган обязан учесть уровень минимальной оплаты труда работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Как следует из материалов административного дела МКП «ЖКХ» осуществляет регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования Углегорский городской округ.

На основании заявления МКП «ЖКХ» от 30 июля 2020 года РЭК Сахалинской области открыто дело по установлению тарифов и назначения экспертной группы по рассмотрению документов при установлении тарифов на 2020-2023 годы, в качестве метода регулирования тарифов органом регулирования выбран метод индексации, в соответствии с которым тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования.

Для МКП «ЖКХ» тариф установлен впервые, тарифы установлены с календарной разбивкой (без НДС).

Ранее услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения потребителям <адрес> и <адрес> оказывались муниципальным унитарным предприятием «Жилищно-коммунальное хозяйство Углегорского городского округа» (далее – МУП «ЖКХ УГО»).

Согласно договору оперативного управления муниципальным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ, Предприятию переданы в оперативное управление объекты коммунальной инфраструктуры для обеспечения потребителей теплоснабжением, водоснабжением и водоотведением. Договор вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ и действует бессрочно.

Результаты экспертизы по заявлению МКП «ЖКХ» отражены в заключение эксперта (регистрационный номер от ДД.ММ.ГГГГ).

Предприятием в качестве обоснования расходов на оплату труда представлено: расчетное штатное расписание на 2020 год; приказ от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении минимальной месячной тарифной ставки» в размере 12355 рублей, согласно отраслевому тарифному соглашению в ЖКХ Сахалинской области; положение об организации заработной платы работников МКП «ЖКХ»; приложение о единой тарифной сетке по оплате труда и часовые тарифные ставки на 2020 год; положение о доплатах и надбавках работникам МКП «ЖКХ»; положение о текущем премировании работников МКП «ЖКХ»; перечень профессий и должностей, на которые установлены доплаты за работу во вредных условиях труда по МКП «ЖКХ»; положение о выплатах из фондов экономического стимулирования работников МКП «ЖКХ».

Как следует из экспертного заключения, фонд заработной платы производственных рабочих сформирован исходя из скорректированной численности и среднемесячной заработной платы в размере 45399,61 рубль рассчитанной из: минимальной месячной тарифной ставки 9500 рублей, рассчитанной в целях обеспечения заработной платы рабочего 1 разряда до уровня фактической в МУП «ЖКХ УГО» (предприятия предшественника); среднего тарифного коэффициента – 1,3381; размера текущей премии 45% согласно штатному расписанию и на уровне, принятом РЭК Сахалинской области в утвержденном тарифе МУП «ЖКХ УГО»; выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, сформированные с учетом расчетного количества ночных часов, праздничных дней в году согласно балансу рабочего времени на 2020 год и доплат за вредность согласно перечню должностей; районный коэффициент и северные надбавки – 110%.

При определении расходов на оплату труда цехового персонала приняты в расчет расходы на оплату в утвержденном тарифе МУП «ЖКХ УГО» и среднемесячной заработной платы 45949, 15 рублей, рассчитанной из: минимальной месячной тарифной ставки 9500 рублей, рассчитанной в целях обеспечения заработной платы рабочего 1 разряда до уровня фактической в МУП «ЖКХ УГО» (предприятия предшественника); среднего тарифного коэффициента – 1,581; среднего размера текущей премии 40,2%, определенного из максимального размера 45% до 25% для обеспечения размера заработной платы работникам МПК «ЖКХ» соответствующего размеру оплаты труда на предприятии предшественника; выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, сформированные с учетом расчетного количества ночных часов, праздничных дней в году согласно балансу рабочего времени на 2020 год и доплат за вредность согласно перечню должностей; районный коэффициент и северные надбавки – 110%.

Расходы на оплату труда ремонтного персонала сформированы исходя их скорректированной численности и среднемесячной заработной платы 51158,70 рублей, рассчитанной из: минимальной месячной тарифной ставки 9500 рублей, рассчитанной в целях обеспечения заработной платы рабочего 1 разряда до уровня фактической в МУП «ЖКХ УГО» (предприятия предшественника); среднего тарифного коэффициента – 1,6429; размера текущей премии 45% согласно штатному расписанию и на уровне, принятом РЭК Сахалинской области в утвержденном тарифе МУП «ЖКХ УГО»; выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, сформированные с учетом расчетного количества ночных часов, праздничных дней в году согласно балансу рабочего времени на 2020 год и доплат за вредность согласно перечню должностей; районный коэффициент и северные надбавки – 110%.

Фонд оплаты труда административно-управленческого персонала сформирован из: минимальной месячной тарифной ставки 9500 рублей, рассчитанной в целях обеспечения заработной платы рабочего 1 разряда до уровня фактической в МУП «ЖКХ УГО» (предприятия предшественника); среднего тарифного коэффициента – 2,8582; среднего размера текущей премии 29%, определенного из максимального размера 45% до 25% для обеспечения размера заработной платы работникам МПК «ЖКХ» соответствующего размеру оплаты труда на предприятии предшественника; выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, сформированные с учетом расчетного количества ночных часов, праздничных дней в году согласно балансу рабочего времени на 2020 год и доплат за вредность согласно перечню должностей; районный коэффициент и северные надбавки – 110%.

МКП «ЖКХ», не согласившись с заключением, представило 15 сентября 2020 года (исх. № 20) возражения по определению минимального размера месячной тарифной ставки в размере 9500 рублей и снижению размера премий до 25% для работников 8-го и выше разрядов.

Согласно протоколу заседания Правления РЭК Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ, расходы по указанным позициям оставлены без изменения.

Правление исходило из того, что минимальный размер оплаты труда рабочего 1 разряда на 2020 год, учтенный комиссией при расчете средств на оплату МКП «ЖКХ» УГО составляет 13775,0 рублей, что выше на 13,5% уровня минимального оплаты труда (12130,0 рублей) в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». Кроме того, размер текущей премии на 2020 год по административно-управленческому персоналу, учтенный комиссией при расчете средств на оплату труда МКП «ЖКХ» более 45 % не составляет.

Как пояснила в судебном заседании представитель административного ответчика, экспертом при проведении экспертизы предложения МКП «ЖКХ» производился сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе по расходам на фонд оплаты труда по отношению к другим регулируемым организациям с помощью шаблона отчетной формы федеральной государственной информационной системы «Единая Информационно-Аналитическая Система «Федеральный орган регулирования – Региональные органы регулирования – Субъекты регулирования», принятой в эксплуатацию приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 11 сентября 2017 года. В шаблоне – SUMMARY. BALANCE. CALC. TARIFF. VSNA_ 2020, отражены расходы по оплате труда регулируемых организаций, включая минимальные тарифные ставки (стр. 29-42, графа 1.4.1.5, стр. 57-68 графа 2.3.1.5, стр. 71-84 графа 3.2.1.5). Данный документ является общим для всех регулируемых организаций.

В связи с тем, что нормативными документами не определено понятие «сопоставимых условий» (по численности, объему отпуска, территории обслуживания) эксперт посчитал, что сопоставимыми условиями являются применения только к одной регулируемой организации, а именно: к МУП «ЖКХ» УГО, которое на момент расчета тарифа для МКП «ЖКХ» являлось единственным предприятием, имевшим точно такие же параметры регулирования, осуществляло ту же деятельность, с теми же основными средствами, тем же персоналом. Таким образом, отражение результатов сравнительного анализа МУП «ЖКХ» является наиболее достоверным.

При этом, при формировании фонда оплаты труда административно-управленческого персонала МКП «ЖКХ» в целях применения принципа экономической обоснованности учитывался фонд заработной платы, сформированный и утвержденный в ранее экономически обоснованном тарифе предприятия-предшественника – МУП «ЖКХ УГО». Так, у МУП «ЖКХ УГО» в тарифе на 2020 год фонд заработной платы составил 38150,15 тыс. рублей, тогда как для МКП «ЖКХ» - 40429,05 тыс.рублей.

РЭК Сахалинской области при рассмотрении предложения МКП «ЖКХ» сравнила размер фонда оплаты труда, предложенный при установлении тарифов на предмет экономической обоснованности, с фондом оплаты труда МУП «ЖКХ УГО», которое с теми же основными средствами, тем же потребителям, тем же персоналом оказывал услуги по водоснабжению и водоотведению и получило рост фонда оплаты труда МКП «ЖКХ» по сравнению с МУП «ЖКХ УГО» на 76,9%.

Кроме того, при установлении тарифов для административного истца, комиссией учтено, что минимальная тарифная ставка рабочего первого разряда у МКП «ЖКХ» одна из самых высоких среди регулируемых предприятий, также как и размер текущего премирования.

Суду представлены сравнительная таблица и калькуляция затрат организаций водоснабжения по Сахалинской области, из которой следует, что среднемесячная заработная плата для сотрудников МКП «ЖКХ» в размере 55727,58 рублей на 2020 год, превышает среднемесячную заработную плату в отрасли водоснабжения и (или) водоотведения за период с января по сентябрь 2020 года, которая составляет 51861,4 рубля и 53148,3 рубля соответственно.

При этом МКП «ЖКХ» документов, подтверждающих объективные условия увеличения расходов по оплате труда (принятие на баланс дополнительных расходов, расширение зоны обслуживания, увеличение штатной численности сотрудников) в распоряжение тарифного органа не представило, что в соответствии с пунктом 30 Правил регулирования тарифов, явилось основанием к отказу включения в тарифы расходов, предложенных регулируемой организацией.

Экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ по своему содержанию отвечает требованиям пункта 26 Правил регулирования тарифов и содержит предусмотренные пунктом 29 этих Правил сведения об основных показателях расчета тарифов регулируемой организации на период регулирования.

Ссылка административного истца на противоречие оспариваемых положений Приказа РЭК Сахалинской области от 15 сентября 2020 года № 18-ОКК статьям 135, 136 Трудового кодекса Российской Федерации, является ошибочным, поскольку в соответствии с законодательством в сфере тарифного регулирования РЭК Сахалинской области определяет фонд оплаты труда на регулируемый период для целей расчета необходимой валовой выручки при установлении тарифов на регулируемые виды деятельности, включая питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение. При этом размер оплаты труда каждому работнику, включая и премию, регулируемая организация определяет самостоятельно, исходя из локальных нормативно-правовых актов, утвержденных на предприятии.

Установлено, что минимальный размер оплаты труда рабочего 1 разряда на 2020 год, учтенный комиссией при расчете средств на оплату труда МКП «ЖКХ» составил: 13775,0 рублей = 9500 рублей (минимальная тарифная ставка рабочего предшественника МУП «ЖКХ УГО») * 1 (минимально возможный разрядный коэффициент) * 45% (максимальный размер премии для рабочего).

Учитывая, что Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01 января 2020 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 12130 рублей в месяц, а Соглашением о минимальной заработной плате в Сахалинской области на 2020 год минимальная заработная плата для работников, работающих в Сахалинской области, за исключением работников, организаций, финансируемых из федерального бюджета - в размере 12400 рублей, то минимальный размер оплаты труда рабочего 1 разряда на 2020 год МКП «ЖКХ» превышает законодательно установленный размер как в Российской Федерации, так и в субъекте Российской Федерации.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации работодателем обеспечивается уровень минимальной оплаты труда работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Размер текущей премии на 2020 год по административно-управленческому персоналу, учтенный комиссией при расчете средств на оплату труда МКП «ЖКХ» составляет от 25% до 45% и, вопреки утверждениям административного истца, не превышает предельный размер премии, установленный межотраслевым соглашением и коллективным договором.

Необходимость применения РЭК Сахалинской области минимальной тарифной ставки первого разряда в размере 12355 рублей, установленной Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Сахалинской области на 2019-2021 годы при установлении тарифов для предприятий жилищно-коммунального хозяйства, а также максимальной премии в размере 45% приведет к сумме дополнительных расходов из бюджета области на возмещение недополученных доходов предприятий жилищно-коммунального хозяйства в размере 2188051,0 тыс. рублей, а также к нарушению принципа экономической обоснованности тарифов и соблюдению баланса интересов регулируемой организации и ее абонентов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что произведенный РЭК Сахалинской области расчет фонда оплаты труда по вышеизложенным основаниям не противоречит требованиям пункта 52 Основ ценообразования и пункта 17 Методических указаний, а доводы административного истца в указанной части являются необоснованными.

Кроме того, для признания незаконным обжалуемого административным истцом Приказа РЭК Сахалинской области необходимо наличие двух обязательных условий: наличие нарушения его прав и законных интересов и несоответствие оспариваемого акта закону.

Между тем МКП «ЖКХ» не представлено доказательств нарушения его прав оспариваемыми положениями Приказа, не создает для Предприятия никаких препятствий в осуществлении им своей деятельности, а также не возлагает на административного истца никаких обязанностей.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Учитывая, что оспариваемые положения Приказа РЭК Сахалинской области от 15 сентября 2020 года № 18-ООК, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд отказывает в удовлетворении требований МКП «ЖКХ».

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

в удовлетворении административного искового заявления муниципального казенного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» Углегорского городского округа о признании недействующими пунктов 2, 3 Приказа региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 15 сентября 2020 года № 18-ОКК «Об утверждении тарифов муниципального казенного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» Углегорского городского округа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение на период 2020-2023 годов», раздела 2 Приложения 1 в части установленных объемов финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы в сфере водоснабжения и водоотведения, Приложений 3 и 4 к Приказу региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 15 сентября 2020 года № 18-ОКК отказать.

Сообщение о принятии решения суда опубликовать в газете «Губернские ведомости» в течение одного месяца со дня вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято 14 декабря 2020 года.

Судья Сахалинского областного суда И.О. Качура