Дело № 3а-435/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июля 2023 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
судьи Шулико О.Г.,
при секретаре Чечиль К.В.,
с участием прокурора Сидоровой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании в части генерального плана муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденного решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 14 января 2022 года № 459 «О внесении изменений в решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 2 ноября 2016 года № 498 «Об утверждении генерального плана муниципального образования город-курорт Геленджик - городского округа» (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 5 марта 2021 года № 362); правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденные Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 16 августа 2022 года № 534 «О внесении изменений в решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27 июля 2010 года № 466 «Об утверждении правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик» (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 10 сентября 2021 г. № 416),
установил:
решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 14 января 2022 года № 459 «О внесении изменений в решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 2 ноября 2016 года № 498 «Об утверждении генерального плана муниципального образования город-курорт Геленджик - городского округа» (далее по тексту – решение от 14 января 2022 года № 459 ), согласно которому земельный участок с кадастровым номером ........ отнесен к зоне застройки индивидуальными жилыми домами и зоне транспортной инфраструктуры,
Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 16 августа 2022 года № 534 «О внесении изменений в решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27 июля 2010 года № 466 «Об утверждении правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик» (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 10 сентября 2021 года № 416) (далее - решение от 16 августа 2022 года № 534), согласно которому земельный участок с кадастровым номером ........ отнесен к территориальной зоне Ж1.2 - зоне застройки индивидуальными жилыми домами и зоне Т1 – зоне улично-дорожной сети.
ФИО1, через представителя ФИО2, обратился в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просит:
- признать не действующим Генеральный план муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденный Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 14 января 2022 г. № 459 «О внесении изменений в решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 02 ноября 2016 г. № 498«Об утверждении генерального план муниципального образования город-курорт Геленджик – городского округа» (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 05 марта 2021г. № 362) в части отнесения земельного участка с кадастровым номером ........, площадью 309 +/- 6 кв.; расположенного поадресу: ............к нескольким функциональным зонам;
- признать не действующим Правила землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденные Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 16 августа 2022 г. № 534 «О внесении изменений в решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27 июля 2010 г. № 466 «Об утверждении правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик» (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 10 сентября 2021 г. № 416) в части отнесения указанного выше земельного участка к нескольким территориальным зонам, а также в части установления территориальной зоны Т1.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером ........, площадью 309+/-6кв., расположенного по адресу: ............, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства". Оспариваемыми решениями изменены функциональная и территориальная зоны, с зоны Ж-2 (зона малоэтажной жилой застройки, земельный участок отнесен к зоне Ж1.2 (Зона застройки индивидуальными жилыми домами) и зоне Т1 (зона улично-дорожной сети). Полагает, что территориальное зонирование земельного участка не отвечает требованиям принадлежности только к одной территориальной зоне. Обращает внимание на то, что включение земельного участка в территориальную зону Т1 нарушаются его права и законные интересы на пользование и распоряжение участком и создает неопределенность правового режима земельного участка.
Относительно доводов административного искового заявления Думой муниципального образования город-курорт Геленджик, администрацией муниципального образования город-курорт Анапа, управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, ООО "Научно-исследовательский институт перспективного градостроительства", поступили письменные возражения, в которых выражена позиция об отсутствии оснований для удовлетворения требований, изложенных в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО2, участвующая посредством видеоконференц-связи, настаивала на удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель административных ответчиков - Думы муниципального образования город-курорт Геленджик и администрации муниципального образования город-курорт Анапа, заинтересованного лица - управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик по доверенностям ФИО3 в судебном заседании требования административного искового заявления не признал. Указал, что оспариваемый генеральный план принят в соответствии с градостроительным и земельным законодательством, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Установленная в отношении спорного земельного участка функциональная зона вещные права административного истца не нарушает.
Представитель заинтересованного лица – департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края по доверенности ФИО4, так же не согласился с заявленными исковыми требованиями, просил суд отказать в их удовлетворении. Указал, что генеральный план, как документ территориального планирования, разрабатывается на долгий срок и может не отражать существующее фактическое использование земель.
Выступивший с заключением по делу прокурор Сидорова Л.Е. просила отказать в административном иске в полном объеме, полагая, что требования градостроительного законодательства при принятии оспариваемых нормативных правовых актов соблюдены. Указала на приоритет публичных интересов муниципального образования при изменении правового регулирования земельных участков.
ФИО1, ООО "Научно-исследовательский институт перспективного градостроительства" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайство об отложении судебного заседания не заявили, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представили.
Исходя из положений статьи 150, части 5 статьи 213 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явка которых не признана обязательной.
Изучив материалы дела, обсудив доводы административного искового заявления, суд приходит к следующему.
Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме.
02 ноября 2016 г. Думой муниципального образования город-курорт Геленджик принято решение № 498, которым утвержден генеральный план городского округа г.-к. Геленджик (далее - Генеральный план).
14 января 2022 г. Думой муниципального образования город-курорт Геленджик принято решение № 459, которым внесены изменения в Генеральный план.
Согласно пункту 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», в случае оспаривания положений нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в положения другого нормативного правового акта (далее - основные нормативные положения), суд вправе предложить административному истцу, заявителю уточнить заявленные требования. Если после такого уточнения станет ясным, что административный истец, заявитель оспаривает положения нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в основные нормативные положения, но не оспаривает сами основные нормативные положения, суд проверяет законность положений, вносящих изменения в основные нормативные положения (часть 7 статьи 213 КАС РФ, части 4, 5 статьи 194 АПК РФ).
Административный истец оспаривает положения нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в основные нормативные положения, но не оспаривает сами основные нормативные положения, таким образом, суд в силу вышеизложенных положений проверяет законность положений решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 14 января 2022 г. № 459, вносящего изменения в основные нормативные положения решения Думы от 02 ноября 2016 г. № 498.
Проверяя полномочия Думы муниципального образования город-курорт Геленджик на принятие оспариваемого нормативного правового акта (административным истцом данные полномочия не оспариваются), суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка, а также решать иные вопросы местного значения.
Исходя из положений пункта 5 статьи 1, частей 1, 11, 12 статьи 9, части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), генеральный план является документом долгосрочного планирования, определяющим назначение территорий, в частности, посредством установления функциональных зон и отображения планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9, статьей 23 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), пунктам 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32, статье 32 ГрК РФ, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, внесение в них изменений относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
Статьей 2 Закона Краснодарского края №668-КЗ от 10 марта 2004 г. «Об установлении границ муниципального образования город-курорт Геленджик и наделении его статусом городского округа» муниципальное образование город-курорт Геленджик наделено статусом городского округа.
На момент разработки и принятия оспариваемого нормативного правовых акта, которым утверждены изменения в Генеральный план, действовал устав муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденный решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 16 апреля 2015 г. №544 (в редакции от ред. от 23 июля 2021 г. № 397).
Согласно пункту 12 части 2 статьи 27 Устава муниципального образования город-курорт Геленджик, на сессиях Думы муниципального образования город-курорт Геленджик решаются следующие вопросы: утверждение генерального плана муниципального образования город-курорт Геленджик, правил землепользования и застройки; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования город-курорт Геленджик.
В силу статьи 39 Устава администрация в области градостроительной деятельности, транспорта и связи разрабатывает проект генерального план муниципального образования город-курорт Геленджик.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административные ответчики по делу - Дума муниципального образования город-курорт Геленджик и администрация муниципального образования город-курорт Геленджик являются уполномоченными органами местного самоуправления, имеющими полномочия по принятию оспариваемого нормативного правового акта.
Разрешая вопрос о соблюдении порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, судом установлены следующие обстоятельства.
Основы правового регулирования мероприятий по подготовке и утверждению генерального плана поселения, генерального плана городского округа предусмотрены статьями 24 - 25 ГрК РФ, согласно которым решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации городского округа.
Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана. Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 23 ГрК РФ положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
Согласно части 8 статьи 23 ГрК РФ в материалах по обоснованию генерального плана в виде карт отображаются границы лесничеств, а также особо охраняемых природных территорий регионального, местного значения.
Кроме того, установлены требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 9 января 2018 г. № 10.
В том числе, необходимо учитывать требования Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. № 222, положения Федерального закона от 3 июля 2016 г. №353-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов», Федерального закона от 29 июля 2017 г, № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
По итогам закрытого конкурса между управлением архитектуры и градостроительства администрации и ООО «Научно-Исследовательский Институт Перспективного Градостроительства» заключен муниципальный контракт на разработку проекта внесения изменений в генеральный план муниципального образования г.-к. Геленджик.
Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 ГрК РФ обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана (часть 10 статьи 24 ГрК РФ).
При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 ГрК РФ (часть 11 статьи 24 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее - публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке.
В соответствии частью 1 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ, для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
Согласно части 2 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ, публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.
Как указано в части 4 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ, порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа (часть 12 статьи 24 ГрК РФ).
Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением (часть 13 статьи 24 ГрК РФ).
Исходя из положений части 3 статьи 28 Градостроительного кодекса РФ общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов городских округов и по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральные планы городских округов, проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования, за исключением случаев, установленных частью 3.1 настоящей статьи.
Кроме того, согласно буквальному толкованию пункта 2 части 4 статьи 5.1 ГрК РФ, второй этап проведения процедуры общественных обсуждений состоит из «размещения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта»;
Часть 7 статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ гласит, что оповещение о начале общественных обсуждений также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационные материалы к нему, или информационных системах, в которых будут размещены такой проект и информационные материалы к нему, с использованием которых будут проводиться общественные обсуждения.
Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев (часть 8 статьи 28 Градостроительного кодекса РФ).
На основании решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 15 октября 2021 года №427 «О назначении и проведении публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в генеральный план муниципального образования город-курорт Геленджик – городского округа» по проекту генерального плана проведена процедура общественных обсуждений.
Публичные слушания в по проекту соответствующих изменений были назначены на 16 ноября 2021 года в 15.00 по адресу: <...>
В соответствии с Перечнем средств массовой информации, в которых осуществляется обязательная публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 29 ноября 2019 г. №182, официальное печатное издание «Официальный вестник органов местного самоуправления муниципального образования город-курорт Геленджик» определено в качестве средства массовой информации, в котором на территории муниципального образования г.-к. Геленджик обязательна публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений.
Оповещение о начале общественных обсуждений опубликовано в официальном печатном издании «Официальный вестник органов местного самоуправления муниципального образования город-курорт Геленджик» от 15 октября 2021 г. №39 с указанием даты, места и времени проведения экспозиции материалов, а также периода и порядка внесения участниками общественных обсуждений предложений и замечаний (с 18 октября 2021 г. по 16 ноября 2021 г.).
В отношении земельного участка с кадастровым номером ........ замечания, предложения не поступали.
Таким образом, суд приходит к вводу о том, что процедура проведения публичных слушаний, а также порядок опубликования извещения о начале общественных обсуждений по проекту генерального плана административным ответчиком не нарушены.
Судом установлено, что органом местного самоуправления в полной мере соблюдены требования градостроительного законодательства при проведении публичных слушаний по проекту изменений в Генеральный план, жители муниципального образования город-курорт Геленджик были заблаговременно оповещены о времени и месте проведения публичных слушаний, что подтверждается представленными административным ответчиком документами.
После проведения общественных обсуждений был подготовлен протокол проведения общественных обсуждений от 03 декабря 2021г.
Заключение по результатам общественных обсуждений опубликовано 30 декабря 2021 г. в официальном печатном издании «Официальный вестник органов местного самоуправления муниципального образования город-курорт Геленджик» № 53 и размещено на официальном сайте администрации в разделе «Градостроительная деятельность» в сроки, установленные частью 8 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В целях согласования проекта документа территориального планирования муниципального образования город-курорт Геленджик постановлением администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 10 декабря 2021 года №2631 образована согласительная комиссия по урегулированию замечаний водного заключения Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 ноября 2021 года №41690-СГ /Д27и.
Согласно протоколу заседания, согласительной комиссией принято решение согласовать проект.
По результатам публичных слушаний подготовлено заключение от 24 декабря 2021 года, которое опубликовано в официальном вестнике органов местного самоуправления муниципального образования город-курорт Геленджик от 30 декабря 2021 года №53, а также размещено на официальном сайте администрации муниципального образования город-курорт Геленджик.
Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 14 января 2022 г. № 459 «О внесении изменений в решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 2 ноября 2016 года № 498 «Об утверждении генерального плана муниципального образования город-курорт Геленджик - городского округа» утвержден проект генерального плана.
Данное решение опубликовано в официальном вестнике органов местного самоуправления муниципального образования город-курорт Геленджик от 17 января 2022 года №2, а также размещено на официальном сайте администрации муниципального образования город-курорт Геленджик.
Согласно части 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования.
Внесение изменений в правила землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик организовано в соответствии со статьями 31, 32, 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так, главой администрации муниципального образования город-курорт Геленджик принято постановление от 16 февраля 2022 года №294 «О подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденные решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27 июля 2010 года №466 (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 10 сентября 2021 года №416)».
Данное постановление опубликовано в официальном вестнике органов местного самоуправления муниципального образования город-курорт Геленджик от 18 февраля 2022 года №6.
Постановлением администрации муниципального образования город- курорт Геленджик от 22 апреля 2022 года №882 «О назначении и проведении публичных слушаний по проекту о внесении изменений в правила землепользования и застройки территории муниципального образования город- курорт Геленджик, утвержденные решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27 июля 2010 года №466 (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 10 сентября 2021 года №416» назначены публичные слушания, определены дата, время и место их проведения.
Данное постановление опубликовано в официальном вестнике органов местного самоуправления муниципального образования город-курорт Геленджик от 22 апреля 2022 года №15, а также размещено на официальном сайте администрации муниципального образования город-курорт Геленджик.
Оповещение о начале публичных слушаний размещено в официальном вестнике органов местного самоуправления муниципального образования город- курорт Геленджик от 22 апреля 2022 года №15.
Публичные слушания по проекту изменений были проведены в 21 населенном пункте муниципального образования город-курорт Геленджик в период с 25 апреля 2022 года по 11 мая 2022 года.
До 11 мая 2022 года заинтересованные лица вправе были внести предложения (замечания) по рассматриваемому проекту".
Замечания, предложения по рассматриваемому проекту в отношении спорного земельного участка не поступали.
При этом, в проекте изменений в правила землепользования и застройки земельный участок с кадастровым номером ........ значился в границах населённого пункта г. Геленджик и был отнесен к двум функциональным зонам Т1 (зона улично-дорожной сети) и Ж 1.2 (зона застройки индивидуальными жилыми домами).
По результатам публичных слушаний подготовлен протокол от 19 мая 2022 года, а также заключение от 20 мая 2022 года, которое опубликовано в официальном вестнике органов местного самоуправления муниципального образования город-курорт Геленджик от 22 мая 2022 года №19, а также размещено на официальном сайте администрации муниципального образования город-курорт Геленджик.
Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 16 августа 2022 года № 534 в правила землепользования и застройки были внесены изменения.
Данное решение опубликовано в официальном вестнике органов местного самоуправления муниципального образования город-курорт Геленджик от 19 августа 2022 года № 32, а также размещено на официальном сайте администрации муниципального образования город-курорт Геленджик.
Принимая во внимание вышеприведенные нормы права в их системном единстве, а также установленными по административному делу обстоятельствами, судом не выявлено нарушений порядка принятия оспариваемых решений Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 14 января 2022 г. № 459. и от 16 августа 2022 года № 534.
При этом, процедура подготовки, принятия и опубликования оспариваемых решений административным истцом не оспариваются.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии нормативного правового акта в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушении прав административного истца, суд установил следующие обстоятельства.
Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает названный кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Согласно пункту 2 части 3, подпункту "б" пункта 1, пункту 3 части 5 статьи 23 ГрК РФ генеральный план должен содержать, в частности, положение о территориальном планировании, карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа, на которой отображаются автомобильные дороги и иные объекты местного значения, карту функциональных зон.
В силу пункта 1 части 4 этой же статьи положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, также должно включать в себя, сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения, их основные характеристики, местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны).
Из приведенных законоположений следует, что генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.
В силу пункта 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с частью 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:
1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
В части 3 статьи 9, частях 9 и 10 статьи 31, пункте 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Из пунктов 2, 5, 6, 7, 8 статьи 1, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории исходя из установленных функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 22 апреля 2014 г. N 12-П, преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности, не может осуществляться вопреки нашедшему отражение в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации общему (основному) принципу действия закона во времени, который, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (часть 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации).
Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 ГрК РФ, направлена в первую очередь на обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Поэтому, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы государственной власти при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности которые предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером ........, площадью 309+/-6кв., расположенного по адресу: ............, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства". Право собственности административного истца возникло на основании договора купли-продажи от 16 июля 2022 года, о чем 18 июля 2022 года сделана запись регистрации в едином государственном реестре недвижимости.
Земельный участок с кадастровым номером ........ был поставлен на государственный кадастровый учет 13 ноября 2020 года.
Согласно генеральному плану муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденному решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 2 ноября 2016 года № 498 (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 30 ноября 2018 года № 41), действовавшему на момент постановки земельного участка на кадастровый учет, земельный участок с кадастровым номером ........ отнесен к зоне застройки индивидуальными отдельно стоящими жилыми домами не более 3-х этажей с приусадебными земельными участками (20-50 чел./га).
Согласно генеральному плану муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденному решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 14 января 2022 года № 459, указанный земельный участок отнесен частично к зоне застройки индивидуальными жилыми домами, частично - к зоне транспортной инфраструктуры. Также указанный земельный участок частично расположен в границах планируемой улицы местного значения.
В соответствии с правилами землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденными решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27 июля 2010 года № 466 (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 24 октября 2019 года №178), действовавшими на момент постановки земельного участка на кадастровый учет, земельный участок с кадастровым номером ........ в зоне малоэтажной жилой застройки (Ж-2).
Последующие изменения в правила землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик зонирования спорного земельного участка не касались.
В соответствии с правилами землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденными решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27 июля 2010 года № 466 (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 16 августа 2022 года № 534), данный земельный участок расположен частично в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1.2), частично - в зоне улично-дорожной сети (Т1).
Кроме того, указанный земельный участок расположен: в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 декабря 1987 года № 494 во 2-ой зоне горно-санитарной охраны курорта; в соответствии с приказами Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 17 декабря 2020 года №1527-П, 03 ноября 2021 года № 835-П данный земельный участок расположен в зоне приаэродромной территории аэродрома Геленджик (сектор 4).
На земельный участок с кадастровым номером ........ 22 июня 2022 года и 17 февраля 2023 г., выданы градостроительные планы земельного участка, разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства не выдавались. В границах земельных участков документация по планировке территорий (проект планировки территории и проект межевания) отсутствует. Красная линия не установлена.
Оспариваемым решением от 14 января 2022 года № 459 земельный участок с кадастровым номером ........ отнесен к функциональным зонам: зоне застройки индивидуальными жилыми домами и зоне транспортной инфраструктуры.
В целях приведения правил землепользования и застройки в соответствие с актуальным генеральным планом решение от 16 августа 2022 года № 534 внесены изменения в правила землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик, при этом данный земельный участок отнесен к территориальным зонам: зоне транспортной инфраструктуры (Т-1), зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1.2).
Генеральным планом муниципального образования город-курорт Геленджик предусмотрено развитие транспортной инфраструктуры, запланирован объект местного значения – улица местного значения, что зафиксировано в положении о территориальном планировании и отражено в карте планируемого размещения объектов местного значения.
Генеральный директор ООО "Научно-исследовательский институт перспективного градостроительства" в возражениях на административное исковое заявление указал на то, что запланированная улица предусмотрена для обеспечения транспортной доступности (подъезда) к земельным участкам, в том числе и к оспариваемому, с целью обеспечить круглогодичный доступ жителей, а также специальных транспортных средств (машин скорой помощи, пожарных машин, коммунальной техники, а также с целью организации вдоль улиц пешеходных тротуаров, освещения, систем поверхностного водоотвода с проезжей части и придомовых территорий.
Принимая во внимание положения таблиц 11.1а и 11.2а СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2016 N 1034/пр (далее - СП 42.13330.2016), ширина полосы движения дороги категории "Улицы и дороги местного значения - улицы в зонах жилой застройки" не может быть менее 3,0 метров, количество полос не менее 2-х. При этом, в условиях реконструкции на улицах местного значения, а также при расчетном пешеходном движении менее 50 чел./ч в обоих направлениях допускается устройство тротуаров и дорожек шириной 1 м.
Из представленных выкопировок из генерального плана, правил землепользования и застройки, дополнительного графического материала (т. 5,л.д. 14), видно что фактическая ширина имеющейся дороги до рассматриваемого земельного участка составляет 4,9 метра, что не соответствует указанным правилам, тогда как ширина дороги согласно актуальному (оспариваемому) генеральному плану муниципального образования город-курорт Геленджик составляет 7,2 метра.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что установление оспариваемого функционального и градостроительного зонирования не носит произвольный характер, обусловлено необходимостью развития территории, включающей в себя, помимо иных, рассматриваемый земельный участок, в том числе для целей размещения объекта местного значения.
Кроме того, органы местного самоуправления располагали достоверной информацией о том, что правообладатели земельного участка не приступили к его освоению для целей строительства и разрешение на строительство не получали, объекты капитального строительства на рассматриваемой территории отсутствуют, в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на объекты капитального строительства в пределах данного участка не имеется.
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 марта 2017 г. N 10-П, регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.
Суд признает, что приоритет публичной цели устойчивого развития территории обуславливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, расположенных на территории, правовой режим использования которой планируется к изменению в соответствии с документами территориального планирования. Между тем градостроительное законодательство основывается на принципе обеспечения участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и предусматривает правовые средства по согласованию частных и публичных интересов на всех этапах ведения такой деятельности.
Согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются в том числе путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставления компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (часть 1 статьи 30 ГрК РФ, статья 49, глава VII.1 ЗК РФ, статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также обеспечивается возможностью эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 Градостроительного кодекса).
В силу пункта 12 статьи 1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Понятие улично-дорожной сети дано в пункте 3.37 СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденных приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр, как системы объектов капитального строительства, включающей улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.
К элементам улично-дорожной сети согласно пункту 2 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1221, относятся улица, проспект, переулок, проезд, набережная, площадь, бульвар, тупик, съезд, шоссе, аллея и иное.
Приказом Минфина России от 5 ноября 2015 г. N 171н утвержден Перечень элементов улично-дорожной сети, куда вошли: аллея, бульвар, магистраль, переулок, площадь, проезд, проспект, проулок, разъезд, спуск, тракт, тупик, улица, шоссе.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента Правил землепользования и застройки не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования, а в соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Отнесение Генеральным планом принадлежащего истцу земельного участка к функциональным зонам общего пользования позволяет его использовать на условиях, определенных частью 8 статьи 36 ГрК РФ и пунктом 4 статьи 85 ЗК РФ, не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон (часть 12 статьи 9 ГрК РФ).
Исходя из положений пункта 10.1 статьи 1, пункта 3 части 4 статьи 36 ГрК РФ, суд полагает, что определение в документах территориального планирования зон общего пользования, в том числе в связи с планируемым размещением в их границах линейного объекта, по сути не влечет установление в отношении таких территорий самостоятельных территориальных зон и градостроительных регламентов.
В силу части 8 статьи 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит норм, обязывающих органы местного самоуправления определять функциональные зоны в документах территориального планирования муниципального образования в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее развитие (изменение) в будущем.
В отношении функциональных зон действующее градостроительное законодательство предусмотренного частью 4 статьи 30 ГрК РФ, пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ требования о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне в целях создания правовой определенности правового режима его использования не содержит.
Изложенное является основанием для отклонения доводов административного истца о незаконности отнесения принадлежащего ему земельного участка к двум функциональным и территориальным зонам, одна из которых зона транспортной инфраструктуры.
Административным ответчиком соблюден приоритет публичной цели устойчивого развития территории, с учетом долгосрочного планирования развития городского округа в целом, оспариваемые нормы не противоречат градостроительному законодательству, определение функциональной и территориальной зоны для спорных земельных участков произведено не произвольно, в рамках создания условий для устойчивого развития входящих в состав муниципального образования территорий на планируемый срок развития.
Из совокупного анализа приведенных норм в системном единстве с нормами законодательства, о противоречии которых поставлен вопрос административным истцом, следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территории ответчиком определена стратегия градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, содержащая долгосрочные ориентиры развития, и призванная обеспечивать не только права и законные интересы собственника земельного участка, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий, сохранением окружающей среды.
В такой сложной сфере, как градостроительство, власти имеют широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 175–180, 215–217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании недействующим генеральный план муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденный Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 14 января 2022 г. № 459 «О внесении изменений в решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 02 ноября 2016 г. № 498 «Об утверждении генерального план муниципального образования город-курорт Геленджик – городского округа» (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 05 марта 2021г. № 362) в части отнесения земельного участка с кадастровым номером ........, площадью 309 +/- 6 кв.; расположенного поадресу: ............к нескольким функциональным зонам; признании недействующими правила землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденные Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 16 августа 2022 г. № 534 «О внесении изменений в решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27 июля 2010 г. № 466 «Об утверждении правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик» (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 10 сентября 2021 г. № 416) в части отнесения указанного выше земельного участка к нескольким территориальным зонам, а также в части установления территориальной зоны Т1.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Решение суда принято в окончательной форме 10 августа 2023 года.
Судья